10 июля исполнится 32 года со дня, когда французские спецслужбы затопили корабль Rainbow Warrior, принадлежавший организации «Гринпис».
10 июля 1985 г. над заливом Матаури в Окленде (Новая Зеландия) прогремели два взрыва. Французские спецслужбы, пытаясь остановить протесты международной природоохранной организации Гринпис (Greenpeace) против французских ядерных испытаний в Тихом океане, устроили диверсию на борту парусника "Воин Радуги" (Rainbow Warrior). За несколько минут корабль ушел ко дну. Вместе с ним погиб фотограф – Фернандо Перейра.
Есть информация о том, что ЦРУ активно использовало Гринпис и пыталось с помощью этой организации получить данные по французским ядерным объектам, и что не без помощи ЦРУ новозеландцам так быстро удалось выйти на сотрудников французской разведки DGSE: майора Алана Мафара и капитана Доминика Прийе.
Однако, спустя 32 года стали известны новые детали этой операции
Кристин Карбон, сотрудница французской разведки, которая была внедрена в экологическую организацию "Гринпис", и, которая в 1985 году помогала в проведении специального мероприятия по подрыву флагманского судна этой организации "Рейнбоу Уорриор", впервые выступила в СМИ. Экологическая организация, базирующаяся в Великобритании, приобрела траулер у британского правительства в 1977 году и использовал его для проведения различных морских исследований. В июле 1985 года "Рейнбоу Уорриор", капитаном которого в то время был американской экологический активист Питер Уилкокс, пришвартовался в порту Окленда, Новая Зеландия. Он должен был возглавить флотилию судов, которая направлялась к атоллу Муруроа во французской Полинезии, для того, чтобы попытаться остановить запланированные ядерные испытания.
Но в ночь на 10 июля 1985 года, два больших взрывов чуть не раскололи корабль на две части. Судно затонуло в порту менее чем за пять минут. Один из пассажиров португальский фотограф Фернандо Перейра, утонул после того, как пробрался на тонущий корабль, чтобы спасти дорогостоящую фотоаппаратуру. Гринпис обвинил власти Франции в нападение на судно, но Париж отрицал свою причастность. Позже выяснилось, что взрывы были вызваны двумя взрывными устройствами, упакованными в пластик, которые были установлены на внешней части борта судна в районе машинного отделения и винтов. Взрывные устройства были установлены двумя дайверами диверсантами которые являлись сотрудниками французской разведки (DGSE).
Вскоре после инцидента они были задержаны новозеландской полицией. Ими являлись майор Алан Мафар и капитан Доминик Прийе, У них были найдены фальшивые швейцарские паспорта и они выдавали себя за граждан Швейцарии. Они были обвинены, среди прочего, в терроризме и убийстве, и были приговорен к тюремному заключению сроком на 10 лет после признания ими себя виновными в предъявленных им обвинениях. Суд над ними вызвал ажиотаж во всём мире и привёл к отставке министра обороны Франции Шарля Эрню. Еще один член группы, который избежал ареста, в конце концов принёс публичные извинения Новой Зеландии.
Но четвертый член группы, Кристин Карбон, которой в то время было 33 года, также избежала ареста, и, как казалось, испарилась в воздухе. Г-жа Карбон, выдавшая себя за Фредерик Бонлье, французского геоморфолога, присоединилась к команде Гринпис в Новой Зеландии после того как показала рекомендательное письмо от лондонского офиса "Гринписа". После присоединения к группе экологов, основной задачей г-жи Карбон было получить доступ к информации о планируемом пути следования судна "Рейнбоу Уорриор" и оказание помощи в проведении диверсионной операции Это была именно г-жа Карбон, которая раздобыла данные о местонахождении судна в порту, и таким образом оказала помощь её товарищам в его потоплении. В день потопления судна, а именно 10 июля 1985 года, г-жа Карбон находилась в Израиле, покинув Новою Зеландию 24 мая 1985 года.. Вскоре после подрыва корабля, полиция Новой Зеландии установила ее местонахождение и направила группу полицейских в Израиль, чтобы арестовать ее. Но они приехали слишком поздно, так как г-жа Карбон уже находилась на борту самолета "Эйр Франс", направлявшегося в Париж.
После всех этих событий, о г-же Карбон практически ничего не было известно вплоть до недавнего времени, когда новозеландское информационное агентство Фэрфакс опубликовало статью, в которой выяснилось, что журналисты агентства смогли установить ее местонахождение во французской альпийской деревушке Lasseubetat, расположенной недалеко от испанской границы. В статье, опубликованной по случаю 32-й годовщины потопления "Рейнбоу Уорриор", источники агентства заявили, что г-же Карбон была предоставлена работа в офисе DGSE после того как ее легенда прикрытия была раскрыта новозеландской полицией. После она оставила работу в разведке и присоединился к французской армии, где служила до выхода на пенсию.
После того, как с ней связались журналисты Фэрфакс, г-жа Карбон согласилась дать им интервью. В ходе интервью в своём доме во французских Пиренеях г-жа Карбон естественно согласилась с тем, что потопление "Рейнбоу Уорриор" шокировало общественное мнение в Новой Зеландии. “Они атаковали дружественную страну”, - сказала она. Однако бывшая шпионка добавила, что её “работа была, тем чем была”, и отметила, что “все военные люди, которые служат своей стране, часто оказываются в ситуациях в которых они не хотели оказаться по собственной воле”. Когда её попросили,поделиться подробностями о ходе операции, которая привела к гибели флагмана "Гринпис", г-жа Карбон сказала, что намерена соблюдать свои контрактные обязательства перед французскими спецслужбами, согласно которым она не может говорить публично о ее разведывательной деятельности в течение 50 лет после ухода со службы. Когда её спросили, намерена ли она принести извинения за потопление судна в 1985, она ответила, что у нее было, что сказать отдельным людям, с которыми она встретилась и познакомилась во время ее пребывания в Новой Зеландии, “но не публичное извинение”. Г-же Карбон 66 лет..
Статья в новозеландской газетеСтатья интересна тем, что показывает как работают западные спецслужбы против западных же экологических и иных радикальных организаций. Хочу отметить, что в этой операции были использованы некоторые методы и нелегальной разведки.
Недавно на ветке БПМ была дискуссия об эффективности немецкой полиции. Как правильно отмечалось полиция является лишь частью системы общественной безопасности Германии, в которую входят и БНД, и Агентство по охране конституции. Бюрократическая несогласованность их действий привела к тому, что пришлось привлекать части Бундесвера к наведению порядка в Гамбурге. Но это ни в коей мере на говорит и низкой эффективности немецкой системы безопасности. Как мы видим из этой статьи в случае необходимости в радикальные или иные группировки, представляющие опасность, могут внедряться и сотрудники спецслужб. Не думаю, что сейчас иные методы работы.
Хочу также отметить, что в 60-х годах прошлого века берёт начало история Фракции Красной Армии (RAF), немецкой молодёжной террористической организации, которая просуществовала около 30 лет. Толчком к её возникновению послужил очень жёсткий разгон немецкой полицией студенческой демонстрации против приезда иранского шаха Пехлеви в Берлине 2 июня 1967 года. В ходе разгона был убит студент Бенно Онезорг. Думаю, что немцы очень хорошо помнят свою историю и стараются "без излишней надобности" не радикализировать и без того экстремистские группировки. Вполне вероятно, что и это было также одной из причин такого "мягкого" поведения немецкой полиции.