Чиновники и бизнесмены провели на «северных территориях» первую проверку, связанную с совместной хоздеятельностью России и Японии. Группа подчеркнула, что российская сторона проявила интерес к выходу японских компаний на российский рынок и что есть возможности для коммерциализации. Тем не менее Россия укрепляет фактический контроль на Южных Курилах, размещая там ракеты. Поэтому создание «особой юридической системы», которая не нарушит суверенитет обеих стран, обязательно столкнется с трудностями. Также японская делегация подтвердила то, что на островах не развита в достаточной степени такая важная инфраструктура, как транспорт, связь, энергетика и так далее. В связи с этим неизвестно, будут ли окупаться коммерческие проекты.
«Жители четырех островов выразили серьезные надежды на то, что в их регионе будут внедряться японские передовые технологии, продукция и сервис, а также расширится взаимодействие, включая туризм, бизнес и медицину», — заявил советник премьер-министра Японии Эйити Хасэгава (Eiichi Hasegawa), возглавивший делегацию, в ходе пресс-конференции в городе Нэмуро. Тем самым он выразил желание как можно скорее приступить к реализации совместной хоздеятельности.
Группа посетила три острова: Кунашир, Итуруп и Шикотан. Она осмотрела 64 места, хотя изначально планировалось посетить только около 40. Российская сторона одобрила расширение программы, поэтому один из участников делегации воспринял это как то, что у представителей РФ есть энтузиазм. Тем не менее по словам других участников японской делегации, российская сторона не разрешила проводить осмотр вблизи военных и пограничных объектов. Часть запланированного маршрута проходила вблизи именно подобных объектов, поэтому группе пришлось изменить программу.
Что касается сроков проверки, то в ходе апрельской встречи в верхах стороны договорились о том, что она пройдет в мае, однако поездка перенеслась на июнь из-за того, что администрация Сахалина, фактически управляющая островами, потребовала сначала провести консультации. России и Японии еще предстоит решить сложную проблему, которая заключается в создании новой юридической системы, о которой президент Путин и премьер Абэ договорились во время переговоров в декабре прошлого года. Вопрос в том, что делать с судопроизводством и налогообложением.
МИД России придерживается изначальной позиции, озвученной во время прошедших консультаций: деятельность должна реализовываться на основе условий, которые не будут противоречить российским законам. Правительство Японии испытывает серьезные опасения: при конкретизации каждого вопроса возрастает противодействие российских официальных органов.
Между тем один из участников японской делегации подчеркнул важность развития портовой и другой инфраструктуры: «Если не создать регулярные авиа и морские рейсы, а также не обеспечить людям и товарам свободу передвижения, сложно даже говорить о нормальных условиях проживания». Кроме того, один из представителей частного бизнеса отметил, что на островах не развита связь: «Интернет и сотовый телефон вообще не работали». Поэтому неизвестно, удастся ли Японии вернуть свои инвестиции.
СсылкаСоздание "особой юридической системы" будет означать вывод Южных Курил из под юрисдикции РФ. В российско-японской истории уже был негативный опыт совместного управления островом Сахалин.
По большому счету японская стратегия в отношении Южных Курил понятна. Сперва мы говорим о гибком подходе к совместной хозяйственной деятельности на островах, затем настаиваем на введении особой юридической системы, типа, для защиты японских инвестиций, ну и, в конце концов, начинаем выдавливать РФ с этой территории.