Простившая убийцу своего супруга, просившая о помиловании преступника, в земной жизни она прославилась делами милосердия. После революции 1917 года великая княгиня Елисавета Федоровна не уехала за границу, не пожелав расстаться со страной, ставшей ее родиной, и разделила участь своей сестры — императрицы Александры Федоровны. В последние два года в Нижнем Новгороде строится храм в ее честь, 25 июня были освящены купола и кресты для него.
Будущая русская святая была дочерью герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы. В многодетной семье детей воспитывали строго, но с большой любовью. Мать умерла, когда Элли исполнилось 12 лет, успев заронить в детских сердцах любовь к Богу и привычку бывать в госпиталях, домах инвалидов, сиротских приютах.
В 19 лет принцесса Елисавета становится невестой князя Сергея Александровича. Они вступают в брак, но по взаимному согласию живут как брат и сестра: как выяснилось для них, оба в юном возрасте дали обет безбрачия.
Великая княгиня, долгое время оставаясь формально протестанткой, глубоко и осознанно приняла православную веру. В письмах отцу она просила его благословения на столь серьезный для нее шаг: «Ты говоришь, что внешний блеск Церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение — но основа веры… Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия, и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».
В 1888 году они с супругом совершили поездку на Святую землю. Поводом для нее стало освящение нового храма в честь святой Марии Магдалины, построенного в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы — будущем месте ее погребения.
С началом Русско-японской войны Елисавета Федоровна занялась организацией помощи фронту. Залы Кремлевского дворца превратились в мастерские для помощи солдатам. На свои средства княгиня организовала несколько санитарных поездов, устроила госпиталь для раненых, помогала вдовам и сиротам.
В 1905 году от рук террористов погиб ее супруг, после чего Елисавета Федоровна уже не снимала траур, усердно молилась и постилась. Купив усадьбу на Большой Ордынке, она основала в ней обитель милосердия в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, с приютом для девочек, больницей, амбулаторией для приходящих больных, столовой для бедных, библиотекой и, конечно, храмом. Здесь соблюдался строгий монашеский устав, великая княгиня, которая вела жизнь подвижницы, показывала пример жившим здесь 17 сестрам милосердия. Она ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала страждущих, разбирала прошения, забирала сирот из притонов. Те, кто выздоравливал благодаря заботам сестер Марфо-Мариинской обители, уходя, плакали, называя настоятельницу Великой Матушкой.
В апреле 1918 года Елисавету Федоровну арестовали. Вместе с ней под арест добровольно отправились две сестры обители. Последние дни жизни княгиня провела в городе Алапаевске Пермского края. Ее спутницам предлагали свободу, грозя даже пытками, но Варвара Яковлева заявила, что не покинет настоятельницу.
В ночь на 18 июля, через день после гибели ее младшей сестры императрицы Александры, Елисавету Федоровну, инокиню Варвару, а также и некоторых членов династии Романовых сбросили в шахту старого рудника и забросали бомбами. Они скончались в страшных мучениях от травм, жажды и голода, однако Елисавета Федоровна еще успела перевязать голову одному из великих князей своим платком.
Три года спустя останки преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары нашли и перевезли в Иерусалим, где они были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
http://nne.ru/ee-nazyvali-velikoj-matushkoj/