За Китай
1,105,408 5,240
 

  Vediki977 ( Слушатель )
18 июл 2017 13:14:40

Инвестиции КНР в Пакистан: результаты и перспективы

новая дискуссия Статья  757

Масштабная инвестиционная деятельность КНР в Пакистане осуществляется в течение длительного времени и опирается на многолетнюю традицию тесного сотрудничества двух стран. Пакистан, будучи одним из приоритетных направлений китайских инвестиций, — главная опорная «база» глобальной стратегической инициативы «Один пояс — один путь». Визит Си Цзиньпина в Пакистан в апреле 2015 г. укрепил и вывел сотрудничество стран на новый уровень, что позволило принять совместное решение о строительстве «Китайско-пакистанского экономического коридора» (КПЭК).
Однако по мере наращивания инвестиционной активности Китая в пакистанских кругах появилось опасение, что местные инвесторы не будут допущены к наиболее выгодным и перспективным проектам. Эти и ряд других претензий свидетельствуют о необходимости дальнейшего прояснения стратегии Китая, а также укрепления нормативной, в том числе договорной базы китайско-пакистанского сотрудничества.



Масштабная инвестиционная деятельность КНР в Пакистане осуществляется в течение длительного времени и опирается на многолетнюю традицию тесного сотрудничества двух стран в политической, военно-стратегической и экономической областях. Именно это, по оценкам китайских представителей, позволяет строить устойчивое сотрудничество между Китаем и Пакистаном, несмотря на серьезное противодействие со стороны местной политической оппозиции, террористические акты и другие трудности, связанные со спецификой региона. Ряд китайских экспертов отмечает сравнительно высокую отдачу инвестиций в пакистанские проекты. Основная особенность сложившихся отношений — это восходящая тенденция как в масштабах, так и в глубине инвестиционного сотрудничества.
Пакистан стал одним из приоритетных направлений китайских инвестиций задолго до того, как была выдвинута глобальная стратегическая инициатива «Один пояс — один путь» в 2013 г. Например, в ходе государственного визита в Пакистан премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в декабре 2010 г. было подписано 35 соглашений о предоставлении содействия в развитии инфраструктуры и 30 млрд долл. в качестве инвестиций. Развертывание стратегии Си Цзиньпина, его визит в Пакистан в апреле 2015 г. и подписание беспрецедентного пакета инвестиционных соглашений в объеме 46 млрд долл., несомненно, укрепили китайско-пакистанское сотрудничество и вывели его на новый уровень. Именно в этот период было принято совместное решение о строительстве «Китайско-пакистанского экономического коридора» (КПЭК) и создании соответствующего механизма — Совета КПЭК с представительствами в Пекине и Исламабаде. Заметное продвижение в реализации достигнутых соглашений и готовность сторон предпринять новые крупные шаги позволяют согласиться с выводом китайских экспертов, что на данном этапе Пакистан остается главной опорной «базой» реализации глобальной стратегической инициативы «Один пояс — один путь».
В настоящее время сотрудничество сторон сосредоточено на строительстве КПЭК, основные магистрали которого соединят г. Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (СУАР) с пакистанским портом Гвадар на берегу Индийского океана. В инфраструктурные проекты КПЭК запланированы инвестиции свыше 10 млрд долл., включая развитие глубоководного порта Гвадар (622 млн долл.), нового международного аэропорта Гвадар (250 млн долл.) и строительство автомобильных, железнодорожных трасс и оптико-волоконных коммуникаций. В этой части проект предполагается выполнить до конца 2017 г. Также до 2021 г. намечено осуществить строительство и модернизацию целого ряда магистралей между крупнейшими политико-экономическими центрами Пакистана.
Несмотря на очевидные трудности, связанные с непрекращающимися атаками джихадистов, развитие экономического коридора в целом прогрессирует. В октябре — ноябре 2016 г. начали осуществляться заходы и погрузки торговых судов Китая в порт Гвадар, а также подвоз товаров из Китая автомобильным транспортом. По сравнению с начальным периодом реализации проекта увеличилось количество возводимых объектов инфраструктуры. К июню 2017 г. Китай проинвестировал 51 проект в зоне КПЭК, 19 из них удалось успешно завершить. По заявлению пакистанской стороны, общий объем инвестиций достиг 46 млрд долл. Ожидается, что по мере ввода новых объектов в эксплуатацию статистика по объему осуществленных инвестиций будет возрастать.
Китай также стал инвестором 200 пакистанских объектов за пределами транспортных магистралей КПЭК. Например, инвестиции в атомную электростанцию Хуалун в районе Карачи составили 6,5 млрд долл. Вложения пакистанской стороны по инвестиционным проектам, как правило, составляют 17% от общего объема инвестиций.

Примечательно, что, хотя основой данного проекта принято считать транспортную составляющую — автомобильные и железные дороги через хребет Каракорум, 120 тоннелей, мосты, порт Гвадар, аэропорты и др., — наибольшие вложения (около 70% всего объема запланированных инвестиций) направляются на развитие экономической зоны коридора и создание в Пакистане энергетического комплекса. Так, до 37 млрд долл. планируется вложить в производство и передачу электроэнергии путем строительства ГЭС, тепловых угольных электростанций, переработку солнечной энергии, создание развитой системы энергосетей. В частности, китайская компания Zonergy Limited планирует осуществить крупнейший в мире инвестиционный проект в размере 1,5 млрд долл. по переработке солнечной энергии (900 мегаватт) на базе предприятия Quaid-e-Azam Solar Park в Бахавалпуре. Выполнение основной энергетической программы позволит Пакистану не только увеличить свой энергобаланс почти вдвое — на 10400 мегаватт, но и осуществлять экспорт в значительных объемах в соседние страны, также остро нуждающихся в электроэнергии (Иран, Афганистан). Кроме того, предусмотрены дополнительные вложения в размере 18,2 млрд долл., которые позволят к 2021 г. увеличить производство энергии еще на 6120 мегаватт. При этом значительная часть узловых объектов электроэнергетики создается на условиях передачи их в долгосрочное управление китайским компаниям.
Заложенный в таком подходе геоэкономический замысел выходит далеко за пределы транспортных задач Шелкового пути и рассчитан на использование локальных проектов для консолидации позиций КНР в региональном масштабе, создания новых узлов международного сотрудничества, формирующихся на основе китайских экономических инициатив.
В части, касающейся финансирования инвестиционных проектов, китайская сторона продолжает опираться главным образом на китайские государственные банки. В то же время Пекин все активнее разрабатывает различные новые возможности привлечения инвестиционных ресурсов, в том числе за счет частных капиталов из китайских и зарубежных источников. Важную роль в решении этой задачи призван сыграть китайский государственный Фонд Шелкового пути. Вопрос о расширении круга источников финансирования касается не только КПЭК, но имеет системный характер по отношению ко всем инфраструктурным проектам инициативы «Один пояс — один путь», суммарно требующим около 5 трлн долл. вложений. В настоящее время пакистанские проекты относятся к числу наиболее продвинутых и капиталоемких, и в дальнейшем их инвестиционное обеспечение может потребовать создания новых банковских консорциумов с привлечением иностранных участников, в которых китайская сторона рассчитывает играть ведущую роль. Тем не менее в западных финансовых кругах, например, в агентстве Fitch Ratings существует мнение, что у Китая пока нет достаточного опыта привлечения за рубежом крупных капиталов для инфраструктурных проектов, поэтому в случае обращения китайцев к внешним источникам, западные инвесторы могут оказаться в преимущественном положении.
Одно из решений данной проблемы китайские представители видят в создании возможностей для привлечения и локализации инвестиционных ресурсов в местных валютах, учитывая сохраняющийся в ряде стран Азии высокий уровень накоплений, превышающий 50%. Однако в Пакистане, как и в большинстве других стран, трансформация таких средств в инвестиционные ресурсы потребует значительной доработки действующего законодательства. Кроме того, в последнее время по мере наращивания инвестиционной активности Китая в пакистанских кругах существует опасение, что местные инвесторы не будут допущены к наиболее выгодным и перспективным проектам. В этом отношении ряд острых вопросов был поднят на состоявшемся в Исламабаде в марте 2017 г. заседании сенатского комитета по планированию и развитию. В частности, отмечалось, что в настоящее время пакистанцы не имеют возможности инвестировать в создаваемые Китаем на территории КПЭК свободные экономические зоны, например, в порту Гвадар, где ожидается расцвет торговой и другой коммерческой деятельности. Эти и ряд других претензий свидетельствуют о необходимости дальнейшего прояснения стратегии Китая, а также укрепления нормативной, в том числе договорной базы китайско-пакистанского сотрудничества.
Как ожидается, важным шагом в этом направлении может стать окончательное согласование руководителями двух стран до конца 2017 г. «Долгосрочного плана развития Китайско-пакистанского экономического коридора». План был подготовлен в декабре 2015 г. Банком развития Китая по заказу Комиссии развития и реформ Китая с участием министерства транспорта КНР, Национального управления по энергетике, Китайского института планирования туризма. Основная версия документа насчитывает 231 страницу и содержит детальное описание широкого перечня возможных направлений и конкретных объектов китайско-пакистанского сотрудничества практически по всем отраслям экономики, культуры и общественной жизни Пакистана. В документе подробно разработаны инвестиционные характеристики отраслей, направлений и объектов сотрудничества, связанные с этим риски для китайских инвесторов и т. д. Создание плана сотрудничества, рассчитанного до 2030 г., отражает масштабный, многогранный характер и достаточную устойчивую динамику развития китайско-пакистанских связей после состоявшегося в апреле 2015 г. визита в Пакистан Си Цзиньпина. План также дает определенное представление об основных устремлениях и приоритетах китайской стороны в строительстве модельного варианта сотрудничества на Шелковом пути. По существу, в данном документе представлен подробный национальный план развития Пакистана при ведущей роли китайских инвесторов, а также строителей, инженерно-технического персонала и др.

Ссылка
  • +0.61 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!