Спецслужбы
1,353,546 8,106
 

  Vediki977 ( Слушатель )
19 июл 2017 21:00:27

Операция «Сетунь-2»: КГБ против женщины-агента ЦРУ

новая дискуссия Дискуссия  107



Марта Петерсон (Martha «Marti» Peterson) - теперь просто пенсионерка из Северной Каролины (США), а 13 июня 1978 года она проснулась знаменитой на весь мир - на первой странице Washington Post появилась ее фотография с допроса на Лубянке, опубликованная в "Известиях".
Петерсон стала первой женщиной-агентом ЦРУ в Москве. Именно она передала ручку с ядом шпиону из МИДа Александру Огороднику - он отравился в момент ареста.


(Водительские права Марты Петерсон)


30-летняя вице-консул американского посольства в Москве прилетела на работу в резидентуре в 1975 году, пройдя обучение в Лэнгли и выучив русский язык. Мотивом для службы стала смерть ее мужа-сотрудника ЦРУ во Вьетнаме, он погиб при падении вертолета. Вспоминая время работы в Москве, Марта говорит, что ей было очень тяжело из-за постоянной атмосферы подозрительности и слежки: многие ее коллеги скончались от онкологических заболеваний, вероятно, из-за облучения здания посольства сотрудниками советской разведки.
Кроме того, в Москве было холодно и не хватало продуктов - иногда на ужин у Марты была возможность купить только капусту, жалуется в своей книге «The Widow Spy» бывшая разведчица. В то же время, работая в посольстве в Москве, Марта познакомилась с будущим мужем - Стивеном Шоги, дипломатом и сотрудником Госдепа США.


(Марта Петерсон в Тбилиси 1976 год. Не голодает...)


Поскольку до этого женщин-разведчиц в Москве не было, деятельность Марты не привлекала внимания КГБ. По ночам в разных районах города она оставляла тайники для первого завербованного в Москве шпиона ЦРУ, дипломата Александра Огородника. С помощью фотокамеры, спрятанной в большую перьевую ручку, он делал снимки секретных документов МИДа СССР, а Марта передавала ему деньги, инструкции и контактные линзы с раствором, которыми нравилось пользоваться Огороднику еще со времен службы в Латинской Америке.
15 июля 1977 года очередная передача должна была состояться на Лужнецком мосту. Марта оставила там большой кусок асфальта, в котором были спрятаны ручка-фотокамера, контактные линзы и деньги. На теле Марты был спрятан миниатюрный передатчик.
Брали Марту трое офицеров КГБ, в том числе ветеран "Альфы" Геннадий Зайцев:


(Владимир Зайцев в период его работы помощником главы правительства России)


"Мы ее вели от посольства, но она сумела переодеться, радикально изменить свою внешность.
Произошло это так. Вечером 15 июля, припарковав служебную автомашину у кинотеатра «Россия», она вошла в зал. Демонстрировался фильм «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля, и последний сеанс уже начался. «Наружка» вела наблюдение издалека, так как на разведчице было белое, с крупными цветами, платье, легко различимое издали.
«Женщина в белом» уселась в кресло у запасного выхода и минут десять делала вид, что следит за происходящим на экране. Убедившись, что вокруг все спокойно, Петерсон поверх платья натянула черные брюки и такого же цвета пиджак, наглухо застегнулась и распустила собранные в пучок волосы.
К машине она, однако, благоразумно не вернулась, а села сначала в автобус, затем покаталась на троллейбусе и в метро — «проверялась». Лишь после этого поймала такси и приехала к Краснолужскому мосту. Хотя в этот поздний час место выглядело совершенно безлюдным, на самом деле здесь на разных позициях находилось около ста оперативных сотрудников из разных подразделений — они скрытно наблюдали за всем происходящим.
Когда Петерсон поднялась по лестнице, ведущей к железнодорожному полотну, мы — дело-то ночью происходило — не могли понять, кто пожаловал — в брюках Марта смахивала на мужчину. Хорошо, в нашей группе были специалисты, которые знали походку всех сотрудников американского посольства. Эти знатоки установили, что закладывать тайник пришла именно Петерсон.


(Схема заключительного этапа операции «Сетунь-2»)


Идти ей нужно было через арки, проделанные в огромных опорах моста. На это время она исчезала из виду. В одной из арок она задержалась более чем нужно. Мы пришли к выводу, что она там оставила посылку. Когда Петерсон на середине моста повернулась и пошла назад, стала спускаться по лестнице — она была схвачена с поличным. Дабы она поняла, что это не хулиганы, а представители власти, меня одели в форму офицера милиции.
Мадам Петерсон мужественно отбивалась от наших сотрудников, искавших укрепленный на ее теле небольшой разведывательный приёмник, и при этом громко кричала — предупреждала агента, который должен был забирать посылку.
Видя, что арест как-то затягивается, я помог ребятам, крепко взял ее за руку, сдавил запястье. При этом сломал браслет ее часов, в котором, как оказалось, находился микрофон, соединявшийся с записывающим устройством на ее теле. Пока ехали в машине, браслетик отремонтировал, но, тем не менее, впоследствии посольство США прислало в наш МИД ноту по поводу сломанных часов и синяков на руках.





(Собственно момент захвата Марты Петерсон. Справа в милицейской форме — Владимир Зайцев)


Что было делать? Ведь при задержании госпожа вице­-консул показала блестящее владение нецензурной бранью и приемами карате ( у нее был "черный пояс").
Петерсон доставили на Лубянку и вызвали советника американского посольства для опознания. В его присутствии вскрыли контейнер, закамуфлированный под булыжник. Там обнаружили инструкции, вопросник, специальную фотоаппаратуру, золото, деньги и две ампулы с ядом.


(Петерсон на Лубянке)


(Вещи изъятые у Марты Петерсон)


Американский посол Тун, явившийся в советский МИД сразу после высылки из страны Марты Петерсон в Америку, высказал настоятельную просьбу не предавать случившееся гласности, «что будет высоко оценено правительством Соединенных Штатов Америки».

(Представитель КГБ демонстрирует американскому консулу Туну тайник-камень)


Говорят, моя мимолетная знакомая (мы не были представлены друг другу) в последующие годы преподавала в одной из разведшкол ЦРУ — обучала будущих разведчиков всем хитростям поведения при задержании, прочувствованном на себе".
Вернувшись в США, Марта вышла замуж за московского коллегу по посольству, продолжила работу в ЦРУ и действительно преподавала в Лэнгли правила поведения агентов при задержании.


(Судя по фотографии — Марта Петерсон по‑прежнему полна сил и энергии)


О том, что она - шпион, Марта рассказала своим детям только спустя 17 лет. Марта также получила награду от Джорджа Буша-старшего за заслуги в борьбе с терроризмом. В 2016 году 71-летняя разведчица опубликовала мемуары о своей работе в Москве.


(Александр Огородник, он же Агроном, он же Трианон)


Агент Александр Огородник, покончивший с собой в момент ареста еще до задержания Марты Петерсон, - был первым завербованным американским шпионом, работавшим в Москве. Однако позднее деятельность ЦРУ в российской столице ознаменовалась целой чередой крупных скандалов с участием иностранных агентов и россиян-предателей.

Ссылка
В статье упомянуты Геннадий и Владимир Зайцевы - однофамильцы. Брал Петерсон Владимир Зайцев.
Отредактировано: Vediki977 - 19 июл 2017 21:22:40
  • +0.08 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!