АВИАЦИЯ и иные...
13,356,758 33,983
 

  Удаленный пользователь
20 июл 2017 13:31:55

Прода

новая дискуссия Дискуссия  57

Каковы же итоги воздушных ударов обоих сторон в первый день войны?
Количество боевых вылетов, совершенных российской авиацией 08.08.2008г. точно неизвестно. В сборнике статей «Танки августа» приводится информация о 63 боевых вылетах, совершенных «для поддержки миротворцев и российской группировки». Неясно, входят ли это число вылеты истребительной авиации или речь идет только об ударных машинах. Кроме того, боевые вылеты российской авиации отмечены так же и на Абхазском направлении.
Если суммировать все упоминания о появлении российских самолетов над территорией Южной Осетии и Грузии в этот день, можно сделать вывод о 50-60 ударно-разведывательных вылетов, что примерно совпадает с цифрой, озвученной грузинскими властями – 22 налета (в том числе и групповых) и данными Антона Лаврова о 63 боевых вылетах «в поддержку миротворцев». Так, российские Су-25 действовали в довольно узком коридоре по линии Цхинвал - Гори- Марнеули, группами по 2-4 машины. Всего можно насчитать несколько подобных волн – с 10:40 по 12:00 в районе Цхинвала последовательно действовали 2 звена штурмовиков, нанесших удары в районе сел Авневи, Мерети, а так же по юго-восточной и восточной окраинам Цхинвала. Около 14:00 минимум пара Су-25 отработала по «Дубовой роще» (См. «Антологию войны» №2). В 16:00 звено «Грачей» (по грузинским данным 5 самолетов) бомбило окрестности Цхинвала, в частности с. Эредви. Через час штурмовики (пара или звено) атаковали авиабазу Марнеули, а в 18:30-18:40 звено (по грузинским данным опять таки 5 машин) атаковало цели в окрестностях Цхинвала и разбомбило склады артиллерийской бригады в Гори. Таким образом, за день Су-25 368-го ШАП совершили не менее 24 боевых вылетов. Эта цифра косвенно подтверждается из интервью командира полка, полковника Колыбаша Сергея Ивановича : 
«8 августа я сделал три боевых вылета. По три раза в тот день вылетали все в моем полку, кто был готов к ведению боевых действий. Наша основная задача была – остановить продвижение грузинских колонн к Цхинвалу, не дать им войти в город, задержать их до подхода наших основных сил. Наземные подразделения Российской армии заходили, как известно, на территорию Южной Осетии через Рокский туннель. Я считаю, что авиация сыграла решающую роль в том, что мы не дали грузинам быстро продвинуться и заблокировать Рокский туннель…В воздухе одновременно находились по пять-шесть наших экипажей».
Помимо штурмовиков, в первый день войны в небе активно использовались бомбардировщики Су-24М и разведчики Су-24МР из 11-го ГвОРАП. Эти машины часто совершали боевые вылеты в одиночку или тройками, по их боевой работе данных меньше. Первое применение «Сухих» зарегистрировано в 10:30 над селом Вариани, в 10:57 4-6 самолетов этого типа сбросили несколько бомб на Гори и окрестные села Карелии и Твиави, а в 11:45 4 разведчика Су-24МР попарно пролетели над Тбилиси и Марнеули. Около 15:00 несколько бомб было сброшено на базу в Вазиани и село Цедиси. а в 16:30 и 17:35 Су-24М бомбили авиабазу Марнеули, по 2 и 3 самолета соответственно, с последующим контролем удара одиночным Су-24МР. Одиночный Су-24 так же отбомбился по аэродрому Больниси. Уже в сумерках несколько ударов было отмечено по грузинским позициям в окрестностях Цхинвала и аэродрома Болниси, разведчики пролетели парой над селом Амбролаури. В полночь пара Су-24МР из 43-го ОМШАП провела разведку над Кодорским ущельем и базой в Поти. Таким образом, разведчики и бомбардировщики, в основном в тех же районах где действовали и штурмовики, совершили 27-32 боевых вылета, из них не менее половины совершили разведчики Су-24МР. Отдельные вылеты совершил и одиночный Су-30МКК, но без особых достижений. Несколько боевых вылетов совершили и Су-27 3-го ГвИАП, не только отвлекая на себя грузинские ЗРК, но и добившиеся одной победы в воздушном бою, к сожалению, над Су-25 российских ВВС.
Следует отметить, что использование в первый день войны из состава штурмового авиаполка всего лишь 8-10 (!) подготовленных пилотов и аналогичного количества самолетов дает наглядное представление о боеготовности наших ВВС. Столь незначительного количества штурмовиков хватало лишь на эпизодические вылеты над полем боя. Тоже самое можно сказать и об использовании Су-24М и Су-24МР - их численность в первый день конфликта едва ли превышала два десятка машин. Кроме того, наглядно проявилась неспособность Су-25 применять управляемое, прежде всего противотанковое оружие. В бою наши пилоты применяли свободнопадающие бомбы ФАБ-250, кассетные РБК-250 (и возможно РБК-500), НУРС С-13 и более «древние» С-8. Минимум 2 раза против вражеских БМП успешно были применены встроенные авиапушки ГШ-30. Однако танки оказались «не по зубам» нашим пилотам, и лишь паника среди экипажей привела к тому, что грузинские танкисты бросали на поле боя свои танки. Кроме того, сказалось практически полное отсутствие наведения самолетов с земли, в связи с чем пилоты в большинстве случаев действовали так же, как их коллеги на Ил-2 в 1941г., вылетая в район боя и обнаруживая цели «по зрячему». Аналогичные проблемы были и у экипажей Су-24М - управляемое оружие не применялось, а свободнопадающие бомбы калибра 500 и 1500 кг. часто не взрывались (об этом будет сказано в следующих частях статьи). Серьезной проблемой стало невозможность использования фронтовой авиации в темное время суток, что особенно проявится на 2-3 день войны. Несмотря на все эти проблемы, для наших летчиков этот день можно считать очень удачным: ценой потери всего одного штурмовика (причем от собственного огня) противнику был нанесен серьезный ущерб как в прифронтовой зоне, так и в районе Гори. В ходе этих вылетов нашим ВВС, совместно с ракетчиками достоверно удалось уничтожить не менее 40 (а скорее всего больше!) военнослужащих противника, т.е. пятую часть всех погибших за время конфликта, 3 самолета Ан-2, 2 БМП, не менее 23 автомобилей, склад боеприпасов, катер гидрографической службы, противником были брошены 4 танка Т-72. Количество раненых грузинских военнослужащих можно оценить в 150-250 человек. Помимо военного эффекта – а только в Дубовой роще нашло свой конец более 10% (!) всех грузинских военнослужащих, погибших в эту войну – авианалеты оказали огромное психологическое влияние на противника. Был разгромлен и покинул поле боя 42-й батальон 4 пехотной бригады, танковый батальон, приостановлено продвижение 3 пехотной бригады. Помимо перечисленных в тексте потерь грузинских военнослужащих в результате авианалетов имеется информация и о других эпизодах применения нашей авиации, например во время утреннего налета на окраины Цхинвала :
«Мой второй брат Гела Ромелашвили вышел из поврежденного танка и с АКСУ пошел за танком брата! Гиа был командиром № 406, а Гела погиб на одной из улиц Цхинвали при бомбардировке российских Су-25 – осколок ему попал прямо в голову и он скончался вместе с другом Чонишвили». Достаточно эффектным были налеты и по грузинским колоннам вокруг Цхинвала. Свидетельством «самолетобоязни» грузинских войск служит видеоролик в котором видно, как небольшая группа грузинских военнослужащих вместе с корреспондентом и оператором, заслышав звук пролетающего самолета, сходит с дороги и прячется в кустах.
Фото 252, фото 253
Свои усилия в ход борьбы внесли и российские ракетчики, отличившиеся ударами по прифронтовому селу Никози и ВМБ Поти и уничтожившие несколько военнослужащих противника, число которых включено в указанные выше потери. К сожалению, в ходе этих налетов и пусков ракет погибло 15-20 мирных жителей и отмечено не менее двух ударов по собственным войскам и осетинским беженцам, к счастью, без подтвержденных потерь.
Таким образом, практически в каждом боевом вылете наши пилоты выводили из строя убитыми и ранеными 5-6 вражеских солдат, уничтожали 1 единицу техники. Большинство этих побед добились штурмовики 368-го ШАП, достижения экипажей Су-24М гораздо скромнее. Почему же, несмотря на незначительное количество боевых вылетов, плохое взаимодействие с сухопутными войсками и с собственными истребителями, отсутствие управляемого оружия пилотам наших штурмовиков и бомбардировщиков удалось добиться столь впечатляющих результатов? Думается, что «на руку» российским ВВС сыграла неготовность грузинской армии к вмешательству России в конфликт, и в особенности к применению ВВС. Грузинское ПВО в районе конфликта было откровенно слабым, новейший ЗРК «Spider» не оправдал возлагавшихся на него надежд, грузинские войска пренебрегали элементарными мерами маскировки и концентрировались на небольших участках открытой местности под огнем авиации. Все это привело к вышеуказанным потерям грузинской армии. Однако недостатки российских ВВС никуда не исчезли и в полной мере проявятся в последующие дни конфликта. Помимо успехов, были и потери - кроме безвозвратно потерянного «Грача», не менее двух самолетов получили повреждения .
Первый из поврежденных, это без сомнения Су-25СМ № 08 полковника Олега Молосова из 368-го ШАП, поврежденный ПЗРК утром юго-восточнее Цхинвала. Возможным кандидатом на роль второго поврежденного самолета является Су-25, попавший под заградительный огонь грузинских С-60 в ходе вечернего налета на Гори, т.к. этот эпизод описывается различными источниками ,в том числе и российским журналистом. Степень повреждений самолета, его бортовой номер, фамилия пилота и другие подробности пока неизвестны. Косвенно это подтверждается упоминаниями, что в ходе конфликта, помимо трех штурмовиков (фотографии которых известны), получивших тяжелые повреждения, еще 4 или 5 Су-25 получили легкие повреждения. Несмотря на то, что потери были не велики – из строя вышло 2-3 Су-25, учитывая небольшое число боеготовых штурмовиков, это серьезно понизило возможности 368-го ШАП.
С противоположной стороны успехов было гораздо меньше. Грузинскими властями признано 5 боевых вылетов Су-25 с семиконечными звездами, однако, вероятнее всего их было несколько больше. Кроме того, в этот день отмечено появление в районе конфликта не менее 3 грузинских вертолетов. Совершив около 10 боевых вылетов, грузинские авиаторы не смогли добиться каких либо успехов. Единственным их «достижением» стала гибель не менее 8 осетинских мирных жителей. Нечем было похвастать и грузинской ПВО. Официально до конца дня грузинские власти заявили о 5 сбитых российских самолетах, а согласно вышеуказанным неофициальным спискам побед грузинской ПВО в этот день было сбито 7(!) российских самолетов (5 при помощи ЗРК «Spider» и 2 ПЗРК «Гром») и столько же повреждено (1 ЗРК «Оса-АКМ», 5 ПЗРК «Гром» и 1 батареей С-60). ЗРК «Бук-М1» в этот день не использовался . Фактически, произведя 14 пусков ракет, грузины смогли повредить 1 Су-25 и возможно, незначительные повреждения получил еще один штурмовик. Следует отметить что наиболее современный ЗРК грузинской ПВО - «Spider» показал нулевую эффективность. Примерные места «результативных» пусков ПЗРК и стрельбы ЗА 08.08.2008г. показаны ниже фото:
где №№ 1-7 пуски ПЗРК, указанные в тексте, соответственно в 12:00, 13:00, 13:30, 14:00, 16:00, 17:00 и 18:40. Указанный № 8 - обстрел грузинскими С-60 российских Су-25 в 18:50. Согласно имеющимся данным, подтверждается результативность пуска № 1 (повреждение Су-25 №08) и возможно обстрел ЗА № 08. Информации о месте пусков ЗРК «Spider» и «Оса-АКМ» нет. По итогам дня можно сделать вывод, что грузинское ПВО оказалась не готово к противодействию российской авиации. Впрочем, «звездный час» грузинской ПВО был еще впереди. А пока, проигрывая на поле боя, грузинская сторона активно проводила в пропагандистскую войну, обвиняя Россию в авиационных ударах по мирным жителям и умалчивая о собственных подобных деяниях.
Отредактировано: Dimasik - 01 янв 1970
  • -0.73 / 32
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!