Статья впервые опубликована в сборнике "Роль СССР и Китая в достижении победы во Второй мировой войне" (М.: ИДВ РАН, 2012. С. 104-114). ---
В этой статье нам хотелось бы остановиться на правомерности вступления СССР в войну против Японии и его роли в окончании этой войны, а также на актуальности этой темы в наши дни. Как известно, в Японии считают, что Советский Союз объявил о вступлении в войну против Японии в нарушение пакта о нейтралитете, а его войска незаконно захватили южные Курилы, которые в Японии называют «северными территориями».
Свою жесткую, бескомпромиссную позицию в отношении островов Япония объясняет исконностью прав на данные острова, а также тем, что Советский Союз якобы действовал в нарушение современного международного права, начав военные действия против Японии до истечения срока действия пакта о нейтралитете.
Исконность владения территорией не является аргументом для юридического признания территории за данным государством. А вот обвинение в нарушении современного международного права формально может стать предлогом для обсуждения вопроса об отторжении вышеуказанной территории от Российской Федерации. В связи с этим необходимо рассмотреть обоснованность утверждения японской стороны в отношении Пакта о нейтралитете. Его надо рассматривать в контексте международной ситуации, сложившейся к тому времени.
Поражение японской армии в вооруженном конфликте с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол 11 мая 1939 г., а также внезапное подписание 23 августа 1939 г. советско-германского пакта о ненападении привели к пересмотру военных планов Японии. Если в начале 1930-х годов Япония строила планы в отношении советского Дальнего Востока, то в свете указанных событий было решено развивать японскую экспансию на южном направлении
1.
После поражения Франции в мае—июне 1940 г. Япония, стремясь не упустить благоприятный момент для захвата азиатских колоний западных держав, поспешила обеспечить себе прочный тыл на севере.
Пакт о нейтралитете был выгоден как Советскому Союзу, так и Японии. В набиравшей обороты Второй мировой войне было очевидно, что столкновение с Германией неизбежно. Поэтому Сталин стремился обезопасить дальневосточные границы СССР с тем, чтобы перебросить оттуда дивизии на западный фронт. В свою очередь Япония, увязнув в войне с Китаем, стремилась лишить Чан Кайши советской помощи. Кроме того, Япония получила возможность захватывать стратегические плацдармы и присваивать ресурсы более слабых стран на южном направлении, выжидая удобный момент для нанесения удара на северном направлении.
Советский Союз отказался заключать с Японией пакт о ненападении из-за нерешенности вопроса о принадлежности южной части острова Сахалин и Курильских островов.
Однако в свете надвигавшейся угрозы со стороны Германии было важно обеспечить безопасность тыла. С этой целью вместо пакта о ненападении, 13 апреля 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете. 25 апреля 1941 г. пакт о нейтралитете между СССР и Японией был одновременно ратифицирован в обоих государствах. Срок действия пакта определялся в 5 лет. Это означало, что даже в случае его денонсации одной из сторон, он продолжал бы иметь силу до 25 апреля 1946 г.
В отличие от пакта о ненападении, пакт о нейтралитете представлял собой более узкий документ, не предполагавший решения вопроса о принадлежности южной части Сахалина и Курильских островов, на которые претендовал СССР. Главным элементом пакта о нейтралитете была его ст. 2, текст которой гласил: «В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта»
2.
Однако война на Тихом океане совсем не подпадала под эту формулировку, так как Япония выступала не объектом, а субъектом действия. Причем не просто субъектом, а одним из агрессоров. Так, 7 июля 1937 г. Япония напала на Китайскую Республику, развязав вторую японо-китайскую войну. 7 декабря 1941 г. Япония вероломно, без объявления войны совершила нападение на основные базы США и Великобритании в бассейне Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. После нападения Японии на США и Великобританию Вторая японо-китайская война стала частью Второй мировой войны, а Япония — агрессором, развязавшим войну против США, Великобритании и Китая.
1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государств, в том числе Советский Союз, США и Великобритания, подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепаратного мира. Таким образом, начала формироваться коалиция государств-союзников в войне против стран «оси» — Германии, Японии и Италии.
Страны-союзники антигитлеровской коалиции не просто вели борьбу с государствами-агрессорами — они работали над формированием послевоенного мирового устройства. Одним из архитекторов послевоенного мирового устройства считается президент США Франклин Рузвельт (1933—1945). Рузвельт отводил СССР важную роль в устройстве послевоенного мирового порядка. В своей работе «Дипломатия» бывший госсекретарь США Генри Киссинджер пишет: «Рузвельт видел послевоенный мировой порядок как господство стран-победительниц — США, СССР, Великобритании и Китая, призванных охранять мир от стран, стремящихся на него посягнуть (такими странами, которые потенциально несут угрозу миру, Рузвельт считал прежде всего Германию и Японию)»
3.
Впервые Рузвельт выступил с проектом декларации о создании международной организации, об ответственности четырех держав (США, Англии, СССР, Китая) за сохранение мира после войны на Квебекской встрече с Черчиллем в августе 1943 г. Впоследствии эта идея Рузвельта получила название «четырех полицейских» и нашла свое воплощение в Организации Объединенных Наций.
3 декабря 1943 г. в Каире на конференции глав правительств США, Великобритании и Китая было принято заявление, в котором излагались цели союзников в войне с Японией. К этому заявлению, получившему название Каирская декларация, 8 августа 1945 г. присоединился СССР. В Каирской декларации было заявлено, что «три великих союзника ведут эту войну, чтобы остановить и покарать агрессию Японии... Их цель заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны 1914г.», и далее: «Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности»
4. Таким образом, из декларации следует, что Япония была объявлена агрессором, и в наказание за агрессию союзники одобряли изъятие у нее территорий, приобретенных также до 1914 г., как это было в отношении Сахалина.
С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состоялась конференция глав союзных держав США, СССР и Великобритании. Выступая на конференции, Сталин впервые официально заявил о готовности СССР вступить в войну с Японией после победы над гитлеровской Германией
5. Это был закономерный ответ на многочисленные просьбы союзников вступить в войну против Японии. Известно также, что именно в Тегеране Сталин поднял вопрос о возвращении СССР южной части острова Сахалин и передаче Курильских островов как условия вступления СССР в войну с Японией
6.
11 февраля 1945 г. главы трех союзных держав — США, СССР и Великобритании — подписали Ялтинское соглашение. В его секретной части было зафиксировано, «что через два—три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну с Японией на стороне Союзников при условии... возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов», а также «передачи Советскому Союзу Курильских островов»
7.
Надо отметить, что Ялтинская конференция была важным совещанием трех союзных держав, заложившим основы всей послевоенной системы международных отношений. В Ялте было принято решение о создании ООН
8.
В связи с взятыми на себя обязательствами Советский Союз больше не мог оставаться нейтральным в войне с Японией. 5 апреля 1945 г. Молотов принял японского посла Наотакэ Сато (1942—1945) и от имени советского правительства заявил, что пакт о нейтралитете между СССР и Японией был заключен «до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами Америки — с другой. С того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. При таком положении пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого пакта стало невозможно»
9.
С 25 апреля по 26 июня в Сан-Франциско прошла конференция, на которой, во исполнение решения Крымской конференции 1945 г., была создана Организация Объединенных Наций. Первоначально приглашения участвовать в конференции были разосланы правительствам 42 стран, подписавших Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г. или присоединившихся к ней и объявивших войну странам «оси». Но затем число участников выросло до 50 стран. 26 июня после длительных дебатов Устав ООН был принят, и состоялось его подписание.
Устав ООН стал важнейшим документом, подтвердившим обоснованность вступления Советского Союза в войну против Японии. Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал Устав ООН 20 августа 1945 г.
Формально Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Однако в его главе XVII «Мероприятия по безопасности в переходный период» была зафиксирована процедура принятия политических решений союзниками до фактического вступления в силу Устава. Под «переходным периодом» имелся в виду период с момента подписания Устава ООН 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско до момента его ратификации парламентами государств-подписантов и вступления в силу 24 октября 1945 г. Это был период, когда еще не были созданы и не работали такие важнейшие институты ООН, каким, в частности является Совет Безопасности. Следовательно, Устав ООН как норма договорного международного права уже действовал к началу войны СССР с Японией.
Ст. 106 главы XVII Устава ООН гласит, что «впредь до вступления в силу таких упомянутых в статье 43 особых соглашений, какие, по мнению Совета Безопасности, дают ему возможность начать осуществление своих обязанностей согласно статье 42, участники подписанной в Москве 30 октября 1943 г. Декларации Четырех Держав и Франция будут, в соответствии с приложениями пункта 5 этой Декларации, консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими Членами Организации с целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности». «Четыре Державы» — это СССР, США, Великобритания и Китай. Таким образом, уже с момента подписания Устава ООН любой подписант (в частности — СССР) по результатам консультаций с США, Великобританией, Китаем, Францией или другими членами ООН был обязан действовать так, как если бы он действовал в соответствии с резолюцией будущего Совета Безопасности.
Устав требовал от членов ООН совместных, коллективных мер против агрессора. Одна из основных задач ООН, сформулированная в ст. 1 Устава ООН, гласит, что Члены Организации должны «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира»
10.
Далее, ст. 103 Устава ООН гласит: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу»
11. Вступив в ООН 18 декабря 1956 г., Япония одобрила Устав и тем самым согласилась с правомерностью действий Советского Союза в отношении пакта о нейтралитете.
8 августа 1945 г. Молотов принял японского посла Сато и заявив, что в связи с тем, что «союзники обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем самым сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира», объявил, что со следующего дня Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.
Таким образом, во-первых, все действия СССР в отношении Пакта о нейтралитете соответствовали целям и задачам Устава ООН (ст. 1 и 103).
Во-вторых, война СССР с Японией была частью Второй мировой войны, в которой Япония выступала агрессором на стороне Германии, а СССР вступил в войну с Японией на основе обязательств, данных союзным державам США и Великобритании. Эти обязательства имели «преимущественную силу» перед пактом о нейтралитете с Японией, который Советский Союз предварительно денонсировал 5 апреля 1945 г. Приоритет союзных обязательств был закреплен в Уставе ООН (ст. 1 и 103), который Япония одобрила, вступив в ООН.
В-третьих, Япония не была объектом военных действий, как это было записано в Пакте о нейтралитете, а являлась ее субъектом в полном смысле этого слова. Япония была агрессором, развязавшим войну против союзных держав Советского Союза, таких, как Китай, США и Великобритания. Более того, приняв 14 августа 1945 г. Потсдамскую и Каирскую декларации, содержавшие принцип наказания агрессора, и подписав акт о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г., японское правительство признало свою ответственность за агрессию.
В-четвёртых, действия СССР являлись правомерными в силу неисполнения Японией ряда положений пакта о нейтралитете. Этот факт был зафиксирован в документах приговора Токийского военного трибунала. В частности было отмечено, что Япония заключила пакт о нейтралитете «будучи далеко не нейтральной, какой она должна была быть в соответствии с пактом» и «оказывала значительную помощь Германии», продолжая активную подготовку к войне против Советского Союза
12.
И в заключение хотелось бы коснуться вклада СССР в победу союзников над Японией. Как известно, на Западе превалирует точка зрения, что американская атомная бомбардировка Нагасаки и Хиросимы сыграла решающую роль в принуждении Японии к капитуляции. Однако и среди западных исследователей постепенно, с трудом, но получает все большее распространение точка зрения, что вступление Советского Союза в войну против Японии в той же, и даже в большей степени, чем американская бомбардировка, послужило окончанию войны. Так, газета «Джапан таймз» от 16 августа 2010 г., цитирует следующее высказывание американского ученого японского происхождения Цуёси Хасэгавы: «Вступление СССР в войну сыграло куда большую роль, нежели атомные бомбы, в принуждении Японии к капитуляции, поскольку оно положило конец всем надеждам на прекращение Японией войны через посредничество Москвы»
13.
По словам Хасэгавы и другого ученого — Терри Чермена, историка Имперского военного музея в Лондоне, несмотря на число погибших в атомных бомбардировках (140 тыс. человек в Хиросиме и 80 тыс. человек в Нагасаки), военное командование Японии полагало, что страна сможет устоять при вторжении войск стран-союзников, если сохранит контроль над Маньчжурией и Кореей, обладавшими необходимыми ресурсами для продолжения войны.
Как утверждает английский исследователь, нападение СССР изменило все это. Власти в Токио осознали, что теперь никакой надежды нет, и в этом смысле операция советских войск оказала большее влияние на решение японцев сдаться, чем сброс атомных бомб
14.
Будем надеяться, что по мере дальнейшего открытия архивов — как советских, так и западных, появятся новые свидетельства правоты тех ученых, которые придерживаются такой точки зрения.
Архивы дают возможность узнать и о других, практически не известных, аспектах войны СССР с Японией. В частности, японская пресса со ссылкой на японского ученого Киёфуми Като, работавшего в американских архивах, сообщает, что японская армия предоставляла информацию о СССР Соединенным Штатам Америки
15. Так, после окончания войны бывшие военнослужащие японской императорской армии передавали США разведывательную информацию об СССР и детали тайных операций против него в попытках избежать сурового наказания.
В послевоенный период бывшие японские военные пытались сыграть на зарождавшейся конфронтации между США и странами, входившими в социалистический лагерь. Тогда американцы были намерены не только раскрыть подробности военных преступлений Японии, но и получить информацию о Советском Союзе.
Что касается японской армии, то она стремилась воспользоваться разведывательной информацией, собранной с помощью секретных операций для того, чтобы торговаться с Соединенными Штатами, и вовсе не собиралась ее уничтожать.
Обнаруженные в американских архивах документы свидетельствуют о том, что Генштаб союзных, а фактически американских, сил, которые оккупировали Японию после Второй мировой войны, собирал информацию о Квантунской армии. Эта армия действовала на территории Маньчжурии и накопила большой объем информации о СССР. Американцев также интересовали подробности тайных операций, которые проводили японцы против нашей страны.
Упомянутый выше Като считает, что бывшие военнослужащие японской армии сотрудничали с вооруженными силами США не только для того, чтобы избежать обвинений в военных преступлениях, сохранить свои жизни и избежать чисток на гражданской службе, но и в надежде сберечь армейские кадры на случай ремилитаризации Японии.
Один из документов, обнаруженных Като, свидетельствует, что информация о Советском Союзе предоставлялась бывшими японскими военными в виде ответов на вопросы, подготовленные американскими военными. Документы также раскрывают процесс того, как бывшие противники — императорская армия Японии и армия США — сотрудничали в деле сбора информации о СССР. Более того, как стало известно, американцы, готовясь к будущей конфронтации с Советским Союзом, разыскивали информацию, которую японская армия собирала о СССР с момента вторжения в Сибирь в 1918 г. Однако эта информация пока еще не раскрыта.
Таким образом, можно сказать, что тема сотрудничества в послевоенные годы между японскими милитаристами и американской оккупационной армией является важной, но практически не исследованной стороной взаимодействия Японии и США в военной сфере. Видимо, именно тогда закладывались первые кирпичики в фундамент существующего и по сей день японо-американского договора безопасности.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов еще об одной чрезвычайно актуальной сейчас проблеме. Она также связана с агрессивными действиями Японии во время Второй мировой войны и в более ранние периоды. Речь идет о территориальных притязаниях Японии на Южные Курилы России и острова Дяоюйдао, которые японцы называют Сэнкаку. Это, конечно, тема, которая требует отдельного рассмотрения, но хотелось бы очень кратко затронуть один ее аспект.
В настоящее время мы видим, как обострились отношения Японии с Россией и с Китаем по поводу указанных островов. При этом японцы считают, что обе наши страны координируют свою деятельность в их территориальных спорах с Японией. Именно так они трактуют один абзац в совместном российско-китайском заявлении, опубликованном во время визита президента России Д. Медведева в Китай в конце сентября 2010 г.
Там, в частности говорится, что стороны подтверждают стремление не допустить пересмотра итогов Второй мировой войны, противодействовать попыткам фальсифицировать ее историю, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников, очернить освободителей.
Японцы уверены, что и недавний визит Медведева на остров Кунашир, входящий в группу оспариваемых Японией у России островов, есть не что иное, как демонстрация ужесточения позиции России в территориальном споре с Японией в момент, когда резко обострились отношения между Китаем и Японий по проблеме островов Дяоюйдао.
Авторов, например, японцы часто спрашивают, не создали ли Россия и Китай единый территориальный фронт против Японии. На это отвечаем, что это не более чем домыслы японской стороны. Со своей стороны их можно спросить: о чем вы говорите? О каком едином фронте? Посмотрите на китайские карты. Там южные Курилы закрашены в цвет японской территории. Тут впору говорить о едином территориальном фронте Японии и Китая против России.
На это один японский журналист сказал: ну, теперь Китай на своих картах перекрасит эти острова в цвет России.
Таким образом, очевидно, что вступление СССР в войну против Японии было абсолютно правомерным актом, а итоги разгрома милитаристской Японии во Второй мировой войне до сих пор имеют чрезвычайно актуальное значение и требуют дальнейшего глубокого и всестороннего изучения.
1 Черевко К.Е., Кириченко А.А. Советско-японская война (9 августа — 2 сентября 1945 г.) Рассекреченные архивы (предыстория, ход, последствия). М., 2006. С. 76.
2 Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. 4. М., 1946. С. 550.
3 Kissinger Henry. Diplomacy. New York, Simon & Shuster, 1994. P. 404.
4 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых
СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955. С. 105—106.
5 Громыко А.А. Памятное. Кн. 1. М., 1988. С.177.
6 Цуёси Хасэгава. Хоппо рёдо мондай то нитиро канкэй (Проблема северных
территорий и японо-российские отношения). Токио, 2000. С. 36.
7 Foreign Relations of the United States, Diplomatic Papers, The Conference at Malta and Yalta 1945. Washington, US Government Printing Office, 1955. P. 984.
8 Op cit. Р. 971.
9 Известия. 06.04.1945.
10 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. Т. 1. М., 2007. С. 12.
11 Там же. С. 33.
12 Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М., 1985. С. 150—152.
13 The Japan Times. 16.08.2010.
14 Ibid.
15 Асахи симбун. 21.09.2010.
Ссылка