Обсуждение космических программ
9,290,525 41,651
 

  Внимательный ( Слушатель )
12 авг 2017 06:26:10

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

новая дискуссия Статья  207

Стали известны сроки разработки новой российской ракеты "Союз-5". С её помощью предполагается не только совершать пилотируемые полёты и покорять Луну, но и вернуть России коммерческий космос. Сможет ли первый полёт ракеты "Союз-5" состояться в анонсируемые Роскосмосом сроки, разбирался Лайф.
Жизнь после "Ангары"
Так уж получилось, что с какого-то момента разработка "Ангары" — нового ракетоносителя для российской космонавтики — перестала быть исключительно космическим делом. Создание ракеты стало делом политическим и стратегическим, задвинув собственно космос куда подальше. Создание "Ангары" требовалось, с одной стороны, для того, чтобы держать в руках козырь в переговорах с казахами — мол, мы можем и без Байконура летать, — а с другой стороны — для того, чтобы сохранить технологии и людей, дать им работу и возможность остаться в космической отрасли.
Спору нет, обе причины достаточно веские. С одной стороны, даже в гипотетической ситуации геополитического разворота Казахстана на 180 градусов и взвинчивания цен на запуск ракет с Байконура Россия не остаётся ни с чем. Есть Восточный и есть "Ангара", пусть дорого, но летать можно.
С другой стороны, не закончить разработку основной ракеты-носителя, вымучиваемой с 1995 года, было просто нельзя. Это слишком сильный удар по отрасли и всем, кто в ней работает. Старожилы Роскосмоса вспоминают, каким тяжёлым оказался для всех отказ от ракеты Н-1 и завершившаяся проигрышем лунная гонка. Поэтому доделывать "Ангару" стоило хотя бы для сохранения оставшихся технологических цепочек в разработке и сохранения людей — самого важного и сложно добываемого ресурса космической отрасли.

Но вот теперь "Ангара" готова, она красива и чертовски дорога. Предполагалось снижать её себестоимость "от масштаба", то есть за счёт большого количества произведённых экземпляров, но уже сейчас понятно, что это нереалистичная затея: столько заказов, сколько нужно для массового производства, на неё просто нет. Похоже, "Ангара" останется памятником всем переменам, произошедшим в российской космонавтике с 1990-х годов. Она полетит, может, даже несколько раз. Ближайший запуск назначен на 2021 год, может, и сбудется.
Средний не значит "так себе"
Использовать "Ангару" для коммерческих пусков — дело вообще малореальное, а вернуть коммерческий сектор очень хочется (хоть иногда представители Роскосмоса и делают вид, что это не так). Тут ещё этот американский выскочка Илон Маск выпрыгнул из ниоткуда как чёртик из табакерки и с ходу подобрал едва ли не все коммерческие заказы по миру.

 


undefined
В рукаве Роскосмоса есть ещё несколько карт проекта OneWeb. Это группировка спутников, способная раздавать Интернет за толику малую по всему миру. Предполагается аж 800 спутников на орбите Земли, несущих радость доступа в Сеть по всему миру. Всего по расчётам потребуется 39 запусков на вывод их в космос, Роскосмос сумел законтрактовать себе аж 21 запуск, и это очень серьёзная и крутая победа российского коммерческого космоса.
"OneWeb нужно знать"
Поделиться



Игорь Комаров, глава Роскосмоса
Увы, но, кроме прекрасного OneWeb, в портфеле Роскосмоса не так и много вариантов. Теперь остаётся только держать скрещённые пальцы за спиной, чтобы у британцев-заказчиков не сорвалось. Такой удар может оказаться для нас слишком болезненным.
Чтобы бороться с европейцами и Маском на равных, требуется новая ракета-носитель. И лучше дешёвая, очень дешёвая. При этом надёжная, унифицированная со всем чем можно и уже знакомая на производстве. А ведь нет ничего лучше нового, которое немного забытое старое.
После "развода" с Украиной из российского космического набора ушла очень интересная и перспективная ракета "Зенит". Разработана она была ещё в советское время в городе Днепропетровске конструкторским бюро "Южное". Разработка была с замахом на то, чтобы стать родоначальницей советского семейства. Ракета "Зенит-2", впервые полетевшая в космос в 1985 году, получилась очень удачной, хоть и достаточно аварийной.
"Зенит", она, наверное, лучшая после наших"
Поделиться



Илон Маск, основатель компании SpaceX
На сегодняшний день совершено 83 запуска этой двуступенчатой ракеты, из них 70 удачны, четыре — частично и девять закончились совсем нехорошо. Зато "Зенит-2" не очень дорогая, экологически чистая — обе ступени работают на керосине — и хорошо знакомая. Именно под "Зенит-2" была оптимизирована платформа для запуска проекта "Морской старт", недавно приобретённая российской частной компанией S-7. На Байконуре тоже есть стол для её запуска. Только самой ракеты нет, как и ракетостроения на Украине.

 


Фото: © РИА Новости/Сергей Казак


Всё бы хорошо, однако производство ракет осталось в другой стране, и найти общий язык, хотя бы и в вопросах космоса, пока явно не выходит. Большей частью (примерно на две трети) "Зенит" создавался в России, однако без Украины его эксплуатация была невозможной. Наверное, тогда и родилась эта замечательная идея: "Мы создадим свой "Зенит-2", цифровой и недорогой".
Гоша, он же Гога, он же Жора
Проект назвали "Феникс", в ознаменование возрождения ракет среднего класса в России. Название просуществовало недолго. Уже через несколько месяцев в честь дружбы с Казахстаном и меморандума о намерениях создавать и эксплуатировать эту ракету вместе "Феникс" получил новое имя "Сункар" (это "сокол" по-казахски). Впрочем, "Сункар" тоже не прижился.
То ли казахи не спешили нести деньги на совместное ракетостроение, то ли в телевизионных новостях "Сункар" смотрелся не совсем патриотично. Проект получил новое имя, использующееся и по сей день, — "Союз-5". Кстати, имя не совсем удачное, ведь к семейству "союзовских" ракет, ведущих свою родословную с Р-7, "Союз-5" никакого отношения не имеет. 
В последнее время сроки создания "Союза-5" словно пустились вскачь, и если раньше начало проектирования было запланировано на 2018 год, то сейчас говорят уже о первом пилотируемом запуске в 2022 году с новейшим космическим кораблём "Федерация". Меньше чем два года назад сроком первых стартов стоял 2025 год. Стоит напомнить, что "Ангара" от старта проекта до первого тестового полёта строилась 19, пусть трудных и безденежных, лет. Сейчас же пятилетку создания ракеты велено упаковать в четыре года.
Недавно Игорь Комаров, глава Роскосмоса, в интервью упомянул, что часть работ уже выполнена. С учётом того, что их не было в бюджете Федеральной космической программы, остаётся надеяться только на то, что они были проведены на собственные средства РКК "Энергия". Если это так, то замечательно, с такими сроками любой задел будет очень важен. Для первого пилотируемого полёта в 2022 году требуется, чтобы в 2021 году был совершён первый тестовый запуск, а значит, от начала проектирования до готового изделия на космодроме пройдёт всего три года. Это очень и очень смелые заявления. Тем более для российской космонавтики, изрядно подрастерявшей скорость после крушения СССР. Если это будет реализовано, иначе как подвигом создание "Союза-5" не назвать.
За это же время на Байконуре требуется перестроить стартовый стол, подготовить производство. Кроме того, важно переделать космический корабль "Федерация", первоначально строившийся для "Ангары" под "Зенит", да и доделать. Пока на всех выставках можно увидеть только прекрасный углепластиковый корпус будущей "Федерации", а этого мало. Требуется ещё и провести его испытания на приземление в воду, работу системы спасения. Впереди у российской космонавтики непочатый край работы, и смотреть за созданием "Союза-5" будет очень и очень интересно.

 


Макеты «Федерации» МАКС 2013. Фото: © Wikipedia


Как у Маска?
Так или иначе, ориентируясь на "Зенит", можно быть уверенными, что с технической точки зрения ракета может выйти очень перспективной и удачной. Предполагается заменить двигатель РД-171 (упрощённую версию РД-170 от сверхтяжёлой ракеты "Энергия") на модернизированный, но такой же надёжный и испытанный РД-171М. На второй ступени будет стоять РД-0124 (он создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2.1б") вместо РД-120, оставшегося на Украине.
С технической частью всё будет в порядке, но вот что делать с ценой, пока непонятно. В своём интервью от 3 июля 2017 года, рассказывая о проекте, И. Комаров сказал, что конкурировать по цене мы будем не за счёт наличия возвращаемой ступени, как у Илона Маска, а просто сделав ракету дешевле. Сразу на 20 процентов. И так каждую деталь.
"Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле"
Поделиться



Игорь Комаров, глава Роскосмоса
Самое в этой истории непонятное — за счёт чего это предлагается сделать. Где же тот задел, что позволит сделать на 20 процентов дешевле не только сами детали, но и все технические процессы? Более того, если это реально, то почему же не было внедрено раньше? Сделать "Союз" и "Протон" на пятую часть дешевле — да это же прорыв! Непонятно, неужели он не был нужен нам раньше, в 2015–2017 годах, когда Маск выдавливал нас с рынка именно ценой?
И ведь очень хочется, чтобы это было реализовано. Получить новую ракету-носитель по привлекательной цене для нашей страны очень важно. Но пока, кроме туманных обещаний полностью "цифрового проектирования", причин для столь радикального снижения цены не видно. Учитывая, что SpaceX проектировала тоже в "цифре", источник будущей дешевизны по-прежнему покрыт мраком.
Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка
И вот мы подходим к главному. Недавно в российской космонавтике вновь был взят курс на супертяжёлую ракету. Она нужна для межпланетных миссий и полётов на Луну. Однако её разработка с нуля — дело чрезвычайно дорогое и для России в настоящее время малоподъёмное.
Однако и тут было найдено достаточно красивое решение. Мы берём несколько ракет "Союз-5", собираем их в один блок и получаем сверхтяжёлую ракету. Точно, совсем недавно мы такой фокус уже видели — у того самого Илона Маска, хитрая голь которого от недостатка денег на проектирование сверхтяжа провернула подобный фокус с тремя Falcon 9. В ноябре этого года состоится первый пуск Falcon Heavy — там мы и сможем посмотреть перспективность подобного решения.
Осталось всего ничего — успеть сделать ко времени "Союз-5".
За горизонтом событий
Российской космонавтике нужен "Союз-5", это точно. Нужен средний класс ракет, нужна возможность делать пуски с "Морского старта". Нужен совместный проект с Казахстаном для явного развития Байконура, нужна возможность создания сверхтяжёлой ракеты.
Смущают пока всего две вещи: небывалые для российской космонавтики сроки и сама возможность цены на 20 процентов ниже, то есть использования "Союз-5" в коммерческом космосе. Получится? Это был бы прорыв на грани чуда. Пока же все эти вопросы выглядят очень серьёзно. Хочется надеяться, что у Роскосмоса на пару с РКК "Энергия" припасена пара козырей в кармане


  • +0.06 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
12 авг 2017 11:46:45

          Что-то тревожно мне. Если сейчас убьют "Ангару" (уже существующую, летающую) ради журавля в небе в виде "Союза-5", то мы можем оказаться и без синицы-"Ангары" и без того журавля. И скорее всего так и будет. Единственное, что приходит в голову - это стремление спрятать концы в воду с разворовыванием бюджета на "Восточный".
  • +0.02 / 5
  • АУ
 
 
  TAU ( Слушатель )
12 авг 2017 19:42:37

Успокойтесь.
1. Никто ее не убивает. Вполне себе запланировано финансирование постройки стартового комплекса на "Восточном". Впрочем, Вы немного погорячились с "летающей". Легкий вариант по сути не был испытан в рабочей конфигурации.
2. В пользу "Союза-5" говорит репутация основного производителя - славного РКЦ "Прогресс". Сделавшего поначалу за свой счет "Союз-2.1в", например.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
  Mirotvorets ( Слушатель )
16 авг 2017 09:10:34

Думаю поддержание здоровой конкуренции это неплохо. Что б "карась" не спал.
И как минимум Союз5 как аналог Зенита для морского старта.
Частная S7 тоже недаром стала хозяйкой морского старта - вполне продуманная многоходовка.
  • +0.01 / 1
  • АУ