Цитата: зарун от 12.08.2017 07:43:46Процент грамотных призывников по губерниям и годам
|
Губернии
| 1885 год
| 1898 год
| 1905 год
|
Европейская Россия
|
|
Архангельская
| 40
| 57
| н.д.
|
Вологодская
| 35
| 53
| 67
|
Новгородская
| 38
| 61
| 77
|
Олонецкая
| 36
| 55
| 68
|
Псковская
| 24
| 41
| 56
|
С.-Петербургская
| 67
| 77
| 95
|
Владимирская
| 50
| 75
| 80
|
Калужская
| 44
| 65
| 81
|
Костромская
| 44
| 65
| 75
|
Московская
| 61
| 85
| 89
|
Нижегородская
| 32
| 61
| 67
|
Орловская
| 26
| 52
| 65
|
Рязанская
| 42
| 63
| 75
|
Смоленская
| 29
| 56
| 69
|
Тверская
| 49
| 74
| 84
|
Тульская
| 38
| 63
| 76
|
Ярославская
| 73
| 87
| 94
|
Воронежская
| 23
| 43
| 57
|
Донская
| 28
| 52
| н.д.
|
Курская
| 24
| 46
| 56
|
Пензенская
| 20
| 37
| 49
|
Тамбовская
| 22
| 47
| 56
|
Харьковская
| 19
| 38
| 58
|
Волынская
| 16
| 28
| 39
|
Киевская
| 15
| 38
| 49
|
Подольская
| 12
| 31
| 46
|
Полтавская
| 19
| 47
| 65
|
Черниговская
| 23
| 49
| 66
|
Бессарабская
| 13
| 25
| 32
|
Екатеринославская
| 25
| 48
| 64
|
Таврическая
| 35
| 53
| 70
|
Херсонская
| 30
| 51
| 64
|
Астраханская
| 24
| 39
| н.д.
|
Вятская
| 25
| 47
| 60
|
Казанская
| 16
| 33
| 40
|
Самарская
| 18
| 33
| 54
|
Саратовская
| 24
| 46
| 64
|
Симбирская
| 29
| 44
| 55
|
Оренбургская
| 18
| 32
| н.д.
|
Пермская
| 24
| 43
| 55
|
Уфимская
| 7
| 16
| 23
|
Виленская
| 19
| 35
| 48
|
Витебская
| 23
| 36
| 56
|
Гродненская
| 27
| 48
| 61
|
ковенская
| 19
| 29
| 36
|
Минская
| 19
| 40
| 52
|
Могилёвская
| 19
| 43
| 58
|
Курляндская
| 67
| 89
| 97
|
Лифляндская
| 97
| 98
| 98
|
Эстляндская
| 98
| 92
| 96
|
|
|
Царство Польское
|
|
Варшавская
| 25
| 35
| 47
|
Калишская
| 15
| 23
| 29
|
Keletskogo
| 17
| 23
| 43
|
Ломжинская
| 13
| 18
| 31
|
Люблинская
| 10
| 23
| 29
|
Петроковская
| 21
| 24
| 42
|
плотская
| 20
| 25
| 36
|
Радомская
| 10
| 21
| 27
|
Suvalkskaya
| 14
| 25
| 39
|
Седлецкая
| 13
| 24
| 38
|
( "Статистические сведения по начальному образованию в Российской Империи" Вып. 3, 1902 год и Вып. 7, 1908 год).
Т.о., более 65% призывников в 1905 году были грамотными.
Но уже в 1913 году число грамотных новобранцев призванных в армию составило 73%
BSE. 1930g.
В 1917 году число грамотных призванных в армию составило около 80%.
В последующих изданиях (было ещё два) этой таблицы уже не показывали, а Россию представляли данными только 19 века. Т.е. НАМЕРЕННО СКРЫВАЯ
бурный рост грамотности в начале 20 века и пытаясь весь рост грамотности приписать советской власти. Вообще, оказалось затруднительно найти в сети данные
по грамотности в Российской Империи в 20 веке. Мало того, что БСЭ везде выложена в 3 издании (даже без указания этого), и лишь в одном месте во 2, так в остальной литературе, которая попадается, мало что говорится по этой теме. Но всё же 27% обнаружились и в другом источнике.
Найденный другой источник:
Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVIII - начало XX в. Л.В.Беловинский, Olma Media Group, 2003
Стр. 162
Грамотность
...в 1913 г. в армию поступило 27% неграмотных.
По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным.
А в 1927 году на XV съезде ВКП(б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва
1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась
Тут, как всегда - имеется передёрг.. Грамотность призванных на службу - отнюдь не тождественна грамотности населения..
Следует оговорить, что эти показатели не являлись характерными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамотность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывавшихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии»[37] были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губернии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько уменьшилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамотных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения.
Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.
Во вторых - что есть грамотность? Не стоит путать умение подписаться с хотя бы начальным образованием..Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах, то получится печальная картина.
По данным «Военно-статистического ежегодника за 1912 год» из 1.260.159 низших чинов армии имели образование:
- высшее — 1.480
- среднее — 6.087
- низшее — 125.494
Не имели образовательного ценза 1.127.098 человек. По грамотности:
- грамотные — 604.737 (по Е. С. Сенявской — 47,41 % личного состава[14])
- малограмотные — 301.878
- неграмотные — 353.544[19]
Примечания в "Военно-статистическом ежегоднике" к этим данным резюмируют: «Нижних чинов, получивших образование в различных школах, ничтожное, всего 10,74%. Остальная масса (89,26%) не получила никакого образования» «Грамотных, т.е. умеющих читать и писать, около половины всего состава (47,41%), умеющих только читать — 24,09%, остальные вовсе неграмотны — 28,59%»
[20].
Примерно то же соотношение групп по грамотности приводит на
1913 год для русской армии и В. Д. Поликарпов: грамотных — 48,3 %, малограмотных — 23,7% и неграмотных – 28%
[21].
Таблица 264 Распределение учащихся в начальных школах России в 1911 г. по продолжительности учения[56] Учащиеся
| Процент учившихся в школе
|
1 год
| от 1 года до 3 лет
| более 3 лет
|
В городах:
| Мальчики
| 41,0
| 48,1
| 10,9
|
Девочки
| 43,2
| 47,0
| 9,8
|
В деревнях:
| Мальчики
| 38,2
| 49,3
| 12,5
|
Девочки
| 48,6
| 44,7
| 6,7
|
Всего в городах и деревнях лишь 12% мальчиков и 8% девочек учились в школе более 3 лет. Как отмечал А. В. Захаров, «Трехлетняя по курсу школа, призванная дать законченное первоначальное образование, т. е. сообщить некоторую сумму знаний, большинству учащихся дает только грамотность, - умение читать и не всегда писать»
[57].
Существенным представляются также следующие показатели:
Таблица 265 Распределение учащихся начальных школ в 1916 г. по возрасту Возраст (в годах)
| В процентах к итогу
| Возраст (в годах)
| В процентах к итогу
|
мальчики
| девочки
| обоего пола
| мальчики
| девочки
| обоего пола
|
Менее 8
| 1,0
| 2,4
| 2,0
| 12
| 15,8
| 11,6
| 14,4
|
8
| 10,0
| 13,1
| 11,0
| 13
| 7,6
| 4,6
| 6,7
|
9
| 17,3
| 21,4
| 18,6
| 14
| 3,2
| 1,8
| 2,8
|
10 11
| 23,2
| 25,9
| 24,0
| 15 и старше
| 1,6
| 0,8
| 1,3
|
11
| 19,5
| 18,4
| 19,2
| Всего.
| 100,0
| 100,0
| 100,0
|
Приведенные данные свидетельствуют, что в дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах.
По официальным подсчетам, правда, весьма приблизительным (поскольку число детей школьного возраста - 8-11 лет было исчислено по среднему проценту переписи 1897 г.), на 1 января 1915 г. из 15259,8 тыс. детей школьного возраста училось только 51%. В ряде районов страны процент учившихся детей был еще ниже: в Сибири, например, 39%, на Кавказе - 37,2%, в степных и среднеазиатских областях-14,2%, в Эрнванской губернии - 12,3%, в Якутской области - 10,7%, в Самаркандской-1,9%.
Особенно низкие показатели охвата детей начальной школой были среди сельского населения. Так, в 16-м выпуске издания Министерства народного просвещения «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911 года»
[59] были опубликованы следующие итоговые данные переписи об изменении процента учащихся в сельских начальных школах к детскому населению в возрасте 7-14 лет за 1880-1911 гг.
Таблица 266 Процент учащихся к детскому населению 7-14 лет Годы
| Мальчики
| Девочки
| Обоего пола
|
1880
| 14,6
| 3,2
| 8,7
|
1894
| 25,3
| 6,1
| 15,6
|
1911
| 33,3
| 14,2
| 23,8
|
Следовательно, и в 1911 г. лишь 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучались в сельских начальных школах. Доля учащихся ко всему сельскому населению Европейской России за 1880-1911 гг. увеличилась лишь с 1,5% в 1880 г. до 4,5% в 1911 г.
[60]. Несмотря на некоторый рост численности учащихся начальных школ, все же в 1911 г. процент учащихся ко всему населению продолжал оставаться на весьма низком уровне,
особенно для женского населения.
http://istmat.info/node/86
Итого - что мы имеем? А имеем следующее - несмотря на действительно имевшийся прогресс в деле народного образования, он ни количественно, ни уж тем более - качественно никак не соответствовал нормам индустриальной державы начала 20-го века.. Увы.. От того, что часть населения научили поставить зюку в ведомости и прочитать простейший текст - ситуация с требуемым технологическим рывком кардинально-то не изменилась..