Слава333 ( Слушатель ) | |
13 авг 2017 22:29:40 |
Cannon75 ( Слушатель ) | |
13 авг 2017 22:56:38 |
Цитата: Слава333 от 13.08.2017 22:29:40
Удаленный пользователь | |
13 авг 2017 23:08:34 |
Цитата: Слава333 от 13.08.2017 22:29:40
osankin ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 00:59:51 |
Цитата: Zeratul от 13.08.2017 23:08:34
Удаленный пользователь | |
14 авг 2017 01:14:44 |
Цитата: osankin от 14.08.2017 00:59:51
Цитата: osankin от 14.08.2017 00:59:51
osankin ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 06:23:03 |
Цитата: Zeratul от 14.08.2017 01:14:44
osankin ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 21:12:23 |
Цитата: TAU от 14.08.2017 20:25:53
Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель ) | |
15 авг 2017 04:39:23 |
Цитата: TAU от 14.08.2017 20:25:53
part_ya ( Практикант ) | |
15 авг 2017 18:29:30 |
Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель ) | |
16 авг 2017 04:09:33 |
Цитата: part_ya от 15.08.2017 18:29:30
osankin ( Слушатель ) | |
16 авг 2017 07:01:59 |
ЦитатаОт "сормовского урода" к "ласточке"Как уже говорилось, в начале 1943 г. выпуском Т-34 занимались лишь Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна и Горьковский завод № 112 "Красное Сормово". Сталинградский тракторный завод осенью прекратил отгрузку танков указанного типа, и потому вместо него выпуск Т-34 был спешно освоен на Челябинском Кировском заводе (параллельно с KB-1С), Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) и Омском заводе № 174.
Понятно, что качество выпускаемой в начале 1943 г. разными заводами продукции было различным. Наиболее добротными считались танки Т-34 выпуска завода № 183 – головного предприятия по Т-34, а наиболее плохим – завода № 112. Это было объяснимо, т.к. завод № 112, начавший производство Т-34 в июле 1941 г., относился прежде к Наркомсудпрому и находился в то время с другими танкостроительными предприятиями не в совсем равных условиях. В самом деле, заводы № 183 и ЧКЗ с довоенных времен занимались производством средних и тяжелых танков. УЗТМ же с 1941 г. выработал неплохой опыт по изготовлению бронекорпусов и башен Т-34. Завод же 112, хоть и являлся старейшим предприятием танкостроения (именно на нем в 1920 г. появился легендарный "Борец За Свободу Тов. Ленин"), но опыта современного танкостроения не имел. Правда, здесь производились бронекатера и подводные лодки и все необходимое для выпуска танков (броня, двигательный участок, трансмиссионный участок, участок вооружения) вроде бы имелось, но цельносварной средний танк с броней 45-мм – сначала это казалось невозможным. Тем не менее осенью 1941 г. первый Т-34 вышел с Сормовского завода, а к концу 1941 г. выпуск танков здесь пошел довольно ритмично.
Правда, почти весь 1942 г. на заводе стояли в производстве лишь танки, укомплектованные бензомоторами М-17Т и М-17Ф. Возможно, осознание того, что завод №112 производит продукцию "второго сорта", налагало и соответствующее отношение к нему снабженцев. Завод получал все материалы и комплектующие позднее, чем другие, а подчас еще и худшего качества, а суточная программа выпуска танков постоянно увеличивалась. Даже к началу 1943-го на заводе еще не было ни одного сварочного полуавтомата, литейный участок был переоборудован для крупномасштабного литья башен лишь к лету 1943 г. Имел место большой дефицит подготовленных кадров.
Поэтому в течение 1942 г. количество и качество танков Т-34, выпущенных заводом "Красное Сормово", оставляло желать лучшего:
"Танки завода №112 отличаются небрежной сборкой… Сварные швы различной толщины, в ряде случаем излишне бугристые, прерывистые…
Многие танки предъявляются не укомплектованные ТПУ-3 и аккумуляторными батареями…
Все осмотренные танки имеют один общий недостаток – большое усилие на маховике поворотного механизма…
При длительных маршах в топливной системе танка возможно появление течи бензина и его самовоспламенения…"
За низкое качество танков руководство завода постоянно получало "пилюли" от И. Зальцмана, а порой и от Верховного, который в письме В. Малышеву, отправленном в июне 1943 г., писал: "… и в заключение, товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что вам наконец удастся что-то сделать с "сормовским уродом", на котором боятся воевать наши танкисты…"
Вячеславу Малышеву в самом деле удалось "что-то сделать" с Т-34 завода № 112, но это случилось несколько позднее и отнюдь не административными мерами. Уже в июне завод получил два сварочных автомата Е. Патона, а в июле – первые агрегатные металлообрабатывающие станки. В августе был введен карусельный станок для изготовления зубчатых венцов большого диаметра, а также прибыло подкрепление в виде группы конструкторов и технологов с УВЗ, "Уралмаша" и из Института электросварки АН СССР.
С весны 1943 г. завод становится пионером по разработке множества полезных нововведений для Т-34.
Впрочем, еще в 1942 г. по многочисленным просьбам танкистов завод начал установку поручней для экипажа и десанта не только на бортах, но также лобовой броне и башне Т-34. В мае 1943 г. было разработано и внедрено сцепное буксирное устройство, позволяющее использовать Т-34 в качестве тягача для перевозки прицепов с грузом на марше и артиллерийских орудий в бою.
Далее, осваивая в серийном производстве литье башен машинной формовки, конструктор Ревзин предложил снабдить люк командира Т-34 приварной командно-наблюдательной башенкой диаметром 730 мм, изготовленной из полосы броневой стали толщиной 45 мм. Предложение было рассмотрено на пленуме техсовета НКТП в марте 1943 г. и признано полезным и заслуживающим самого внимательного изучения, так как обзор из танка даже с такой башенкой резко улучшился, причем башенку данного типа можно было устанавливать даже на крыше уже изготовленных танков в ходе их ремонта. Башенка, разработанная на заводе № 112, была взята за основу головным предприятием (завод № 183), на котором уже в июне – июле 1943 г. было запущено в серийное производство аналогичное изделие из жидкой брони с толщиной стенок 52-56 мм.
Таким образом, к осени 1943 г. облик Т-34 выпуска завода № 112 уже не напоминал пресловутого "урода", наоборот, ветеран А. Лешко рассказывал:
"После Курска я попал в санбат. Вернулся в бригаду уже в начале октября. Ехал на попутке, что везла харч. Там у ЧМОшников я встретил своего бывшего заряжающего Румянцева, который теперь командовал танком в соседней роте… Он поведал, что бригада пополняется, что он ездил за танками в Горький. Я помнил, что горьковские танки всегда были не очень, и опечалился, но когда пришел в батальон, удивился… Ничего общего со старыми машинами. Все Т-34 аккуратненькие, чистенькие с командирскими башенками на крыше… А когда сел за рычаги, еще больше удивился… Танк стал легким в управлении, быстрее набирал обороты… Прямо ласточка, а не танк…"
part_ya ( Практикант ) | |
16 авг 2017 08:42:59 |
Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель ) | |
16 авг 2017 08:53:49 |
Цитата: part_ya от 16.08.2017 08:42:59
Удаленный пользователь | |
14 авг 2017 06:50:28 |
Цитата: Zeratul от 14.08.2017 01:14:44
osankin ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 06:58:31 |
Слава333 ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 10:02:45 |
Jinn ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 20:28:56 |
Цитата: Zeratul от 14.08.2017 01:14:44
mse ( Специалист ) | |
14 авг 2017 20:33:48 |
Цитата: Jinn от 14.08.2017 20:28:56
Jinn ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 20:40:12 |
Цитата: mse от 14.08.2017 20:33:48
GeorgV ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 01:23:39 |
Цитата: osankin от 14.08.2017 00:59:51
osankin ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 07:04:17 |
Цитата: GeorgV от 14.08.2017 01:23:39
GeorgV ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 09:20:19 |
Цитата: osankin от 14.08.2017 07:04:17
gtr ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 11:57:52 |
Цитата: GeorgV от 14.08.2017 09:20:19
GeorgV ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 12:15:24 |
gtr ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 12:51:58 |
basilevs ( Слушатель ) | |
14 авг 2017 08:53:34 |
Цитата: Слава333 от 13.08.2017 22:29:40