AndreyK-AV ( Практикант ) | |
20 авг 2017 21:07:22 |
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 01:48:08 |
ЦитатаТретий небольшой зал посвящен последним векам в истории Херсонеса. Здесь выставлены находки XIII-XIV вв. Несмотря на упадок, в котором пребывал тогда город, представленные здесь архитектурные детали и ремесленные изделия по-прежнему демонстрируют нам неудержимую тягу херсонеситов к красоте и изяществу. Жемчужинами собранной в этом зале коллекции стали две чудом сохранившиеся фрески. Одна из них, изображающая голову неизвестного святого, относится к XIII-XIV вв. Ее нашли при раскопках Загородного храма, в котором в 655 г. был, вероятно, похоронен св. римский папа Мартин. Другая фреска XIV в., изображающая Богоматерь Одигитрию с младенцем Христом, была найдена при раскопках крепости Чембало (в Балаклаве) в 2004 году.
osankin ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 09:15:54 |
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 13:16:31 |
ЦитатаПервой половиной V в. до н. э. датированы и профили амфор, определенные как продукция Самоса23. При публикации материалов раннего некрополя они также были отнесены к продукции Самоса и круга Самоса24 того же времени. Недавно С. Ю. Монахов изменил локализацию этих амфор, определив их (вслед за П. Дюпоном, видимо) как милетские, оставив без изменений датировку25. (ссылка та же)
ЦитатаПервостепенным для изучения греческой керамической тары является ее типология. Потребность в создании определенной системы в формах и стандартах античных амфор обозначилась достаточно рано (Dressel, 1879; Ebert, 1913). Тогда же были выделены первые центры производства амфор (Dumont, 1871).В конце 19 в. в ходе археологических раскопок на Самосе была выделена "обычная форма" самосских амфор (Boehlau, 1898, р. 10). Современные исследования подтвердили правильность данного предположения (Dupont, 1998, р.214, ссылка 158). Эта форма самосских сосудов была проиллюстрирована В.Д. Блаватским (1963, с. 36, рис. 1,2).Традиция производства столовой сероглиняной керамики засвидетельствована на острове Лесбос начиная с эпохи бронзы (Dupont, 1998, р. 156). Идею о лесбосском происхождении сероглиняных амфор впервые высказала Д.Кук по аналогии с сероглиняной рельефноорнаментированной керамикой стиля "Буккеро", производство которой на острове было установлено У.Лэмб (Clinkenbeard, 1982, р.252). Несколько позднее с данным положением согласился Д. Андерсон, выделив эту группу амфор в импорте на о. Хиос (Anderson, 1954, р. 139). И.Б.Зеест первоначально предположила боспорское производство данной керамической тары (Зеест, 1951, рис.5,1), но впоследствии разделила общепринятую точку зрения (Зеест, 1960, с.74). Дольше всех сомнение в правильности подобной локализации выражала В.Грейс (Grace, 1961, р. 5253).Первые классификации амфор основывались на эмпирическом опыте, когда для отнесения сосудов к той или иной группе определяющим являлось сходство или различие их форм. Поскольку амфоры несли в себе образ «фирменной марки», первые классификации оказались приемлемыми вплоть до настоящего времени. Е. Дрессель (Dressel, 1879, с.36-112,143-196) выделил 45 типов амфор римского времени, господствовавших в Западной Европе. Эта типология с некоторыми изменениями и уточнениями является основой для любой современной классификации амфор Западной Европы...
ЦитатаГенрих Дрессель (нем. Heinrich Dressel; 16 июня 1845, Рим — 17 июля 1920, Тайзендорф) — немецкий археолог и нумизмат, специалист по эпиграфике, крупнейший знаток античной нумизматики[1], ученик Теодора Моммзена, автор ряда книг по латинским надписям. В 1880 году на Квиринале обнаружил «Надпись Дуэноса» — один из древнейших памятников латинской письменности.
С 1885 года Дрессель работал в берлинском Нумизматическом кабинете, в котором с 1898 года возглавлял Собрание антиков. Принимал участие в составлении Свода латинских надписей. В 1902 году был избран членом Берлинской академии наук. В 1900 и 1906 годах Дрессель приобрёл для Нумизматического кабинета крупные частные коллекции греческих монет: коллекцию Ф. Имхов-Блюмера (около 22 тысяч монет) и коллекцию А. Леббеке (около 28 тысяч монет).
На основе своих новаторских раскопок Генрих Дрессель разработал типологию классификации древних амфор.
ссылка
Цитата"Я копал первый раз в жизни, - рассказывал Божченко, - достал две чашечки, в каждой лежало по купидону с крылышками черепяными и восемь штук больших бус на серебряных подвесках. Все это я собрал и пошел в город к часовому мастеру Пекереву. Вхожу в часовую лавку. Сидит белый полный солидный мужчина и все глазами лупает. Дал он мне за эти вещи аж 12 рублей. После этого случая я пристрастился к раскопкам и не пропускал ни одного холма или ямы. Однажды наткнулся на каменную плиту и ночью с братьями открыл гробницу. В ней стоял саркофаг кипарисового дерева, весь убран алебастровыми статуями. Там был и человек на дельфине, и купидоны, и маски, а по углам саркофага торчали большие львиные головы, в зубах держали кольца. В середке саркофага висел гроб на медных петлях. Там была похоронена девушка. Когда мы влезли туда, так подивились: под головой сохранилась подушка, обшитая серебряными бусами. Сапожки тоже уцелели, они были из красной кожи - сафьяна, и коса сохранилась, длинная, сантиметров на семьдесят...
Саркофаг мы принесли домой. Но кто-то донес директору музея Шкорпилу. Если бы директор приехал до нас и сказал: "Ребятки, отдайте этот саркофаг", - то мы бы ему отдали, но он заявил в полицию. Так мы его, этот саркофаг, ночью разобрали и раскидали кругом...
..После я уже узнал, что это римское погребение, что саркофаг был очень ценным."
osankin ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 15:35:43 |
ЦитатаВ данной области фундаментальное значение имела работа Ираиды Борисовны Зеест (1960). Долгое время она удовлетворяла запросы исследователей в различных областях. Она являлась определителем для массового керамического материала. В ней были представлены как развитие типов амфор отдельных центров производства, так и система общих взглядов на торговлю вином и оливковым маслом в античный период. В этой работе определены основные торговые связи между греческими полисами и варварскими племенами. Более поздние исследования уточняли хронологию отдельных типов амфор, выделяли новые типы сосудов, уточняли локализацию известных и новых центров производства керамической тары.
В настоящее время отсутствует единая методика описания целых амфор и их профильных частей. И.Б.Зеест (1960) использовала сочетание сравнительной и геометрической систем описания, примером чего могут являться обозначение типов амфор с «рюмкообразными» или «стаканообразными» доньями. В то же время фасосские амфоры названы ею «коническими» или «биконическими». Метрические признаки (признаки стандарта) учитывались ею бессистемно и эпизодически. В известной степени усложняет понимание работ И.Б.Зеест стремление выделить керамическую тару местного (северопричерноморского) производства. (Зеест, 1951, рис.5,1; 1960, табл.У-У1,15; XVII, 34; XX,36; XXV,57).
Исходя из анализа формы отдельных сосудов, И.Б.Зеест построила свою классическую работу, которая с учетом некоторых изменений и уточнений до сих пор остается лучшим определителем античной керамической тары (Зеест, 1960).
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 16:30:45 |
Цитата: osankin от 23.08.2017 15:35:43
Цитата"..Началось с того,что в конце XIX века братья Шепсель и Лейба Гохманы,прежде специализировавшиеся на торговле колониальными товарами, решили открыть антикварную лавочку.Дело в том, что предприимчивые братья проживали в местечке Очаково, располагавшемся в непосредственной близости от раскопок древней Ольвии, крупнейшего античного города греческой колонии в Северном Причерноморье.
..В Очакове был открыт подпольный цех по производству "древностей". Начали Гохманы с фрагментов мраморных плит с древнегреческими надписями. «Сырьё» находили на месте,иногда покупали в Крыму.Затем плиты доставлялись в Очаков, в мастерскую. Рабочие сбивали подлинные древние надписи, а на их месте выбивали новые, которые соответствовали бы официальной, утверждённой и освящённой наукой, истории Ольвии. Над составлением текстов трудились приглашённые специалисты. Шрифт тщательно подбирали в соответствии с периодом описываемого в новой надписи события. К слову, серию мраморных плит с «древними» надписями в 1892—1893 годах прикупил у братьев даже Одесский археологический музей."
ЦитатаПамятник найден в 1901 г. на территории некрополя, в районе Глинища, приблизительно в 1 км к северо-востоку от Пантикапея, и тогда же куплен В.В.Шкорпилом для музея Мелек-Чесменского кургана в г. Керчи [КИАЗ, инв. № КЛ-175]. Надпись вырезана на надгробной стеле, изготовленной из серого, крупнозернистого известняка, размерами 122x47-49x14-15 см. Сохранилась полностью. Впервые была издана В.В. Латышевым, а затем неоднократно переиздавалась [Латышев 1902, с. 39. № 5; КБН, 691; Цветаева 1979, с. 38; Speidel, French 1985, p. 98].1
Первоначально стела служила надгробием женщины, но позднее она была использована вторично, причем ее перевернули. Выступ, служивший для вставки в постамент, был закруглен и превращен в венчающую часть стелы. Непосредственно под ним была вырезана новая эпитафия (рис. 1). Старая надпись, располагавшаяся под рельефом, была полностью уничтожена. Но рельеф и венчающая часть, превращенные при вторичном использовании в основание стелы, сохранились. Стела увенчана узким карнизом, под которым размещен рельефный фронтон с тремя круглыми акротериями и розеткой в тимпане. Еще две розетки размещены над фронтоном. Рельеф обрамлен антами, которые были повреждены при уничтожении первоначальной эпитафии. На рельефе представлена женщина вправо. Она одета в хитон и плащ, край которого поддерживает левой рукой. Перед ней, справа, маленькая фигурка служанки с сосудом в руках. Лица сбиты, На фронтоне и рельефе сохранились следы краски. Хитон сидящей в кресле женщины был окрашен синей краской, а гиматии обеих фигур - розовой.
Эпитафия вырезана в поле 45x35 см актуарным шрифтом с элементами курсивного, буквами высотой 2-2,5 см, небрежно, видимо, рукой непрофессионального резчика (рис. 2). Буква А - без горизонтальной средней гасты. S - в ряде случаев с небольшой нижней частью, наклонена вправо. М - широкая, с наклонными боковыми вертикальными гастами, соединение внутренних наклонных вертикальных гаст заканчивается на уровне строки. Верхняя часть R - замкнутая. V -неровная, в некоторых случаях с закругленной нижней частью. В третьей строке стоит знак, обозначавший в латинских надписях центурию и центуриона. В греческой эпитафии С и А - широкие, Е - лунарная (рис. 3).
Текст на латинском и греческом языках сохранился полностью:
1. LVOLVSIVS
MI*LCOHRCY
PR1AE*>AEL*SECUN
4. DI*
1. L(ucius) Volusius
mi(les) * coh(o)r(tis) Cy-
priae *>>(centuriae) Ael(ii) * Secun-
4. di*
Перевод: Луций Волузий, солдат Кипрской когорты, центурии Секунда, привет прохожим.
osankin ( Слушатель ) | |
23 авг 2017 20:12:44 |
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 02:10:33 |
Цитата: osankin от 23.08.2017 20:12:44
ЦитатаНе меньше, чем на любительских и профессиональных фотопленках, базилика запечатлена и средствами кино. Не раз она служила декорацией при съемках художественных фильмов, при этом колонны христианской церкви часто призваны были создавать античный колорит.
osankin ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 06:48:19 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
29 авг 2017 09:00:32 |
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 09:57:21 |
ЦитатаПодобно другим базиликам Херсонеса она представляла собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом - апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части - нефа - продольными рядами колонн (по шесть в каждом).
Цитата: osankin от 29.08.2017 06:48:19
Цитата: osankin от 29.08.2017 06:52:34
ЦитатаНейтронно-активационный анализ (НАА). Нейтронно-активационный анализ является, пожалуй, самым мощным и эффективным средством определения химического состава того или иного объекта сразу по длинному ряду элементов. К тому же это неразрушающий анализ. Его физическая суть состоит в том,что при облучении любого вещества нейтронами происходит реакция радиационного захвата нейтронов ядрами вещества. В результате происходит собственное излучение возбужденных ядер, а его энергия своя у каждого химического элемента и имеет свое определенное место в энергетическом спектре. К тому же чем больше концентрация данного элемента в веществе, тем больше энергии излучается на участке спектра данного элемента. Внешне ситуация аналогична той, что мы наблюдали при рассмотрении основ оптического спектрального анализа: каждый элемент имеет свое место в спектре, а степень почернения фотопластинки в данном месте зависит от концентрации элемента. В отличие от других нейтронно-активационный анализ обладает очень высокой чувствительностью: он фиксирует миллионные доли процента.
ЦитатаСледующий ряд продолжается до современного уровня почвы. Это римская кладка. (с.49)
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
29 авг 2017 10:34:25 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
23 авг 2017 13:39:22 |
Цитата: osankin от 23.08.2017 09:15:54
Братан ( Слушатель ) | |
26 авг 2017 00:29:53 |
Братан ( Слушатель ) | |
26 авг 2017 10:25:45 |
Цитата: osankin от 26.08.2017 06:45:47
osankin ( Слушатель ) | |
26 авг 2017 10:41:55 |
Цитата: Братан от 26.08.2017 10:25:45
Братан ( Слушатель ) | |
26 авг 2017 10:47:51 |
Цитата: osankin от 26.08.2017 10:41:55
osankin ( Слушатель ) | |
26 авг 2017 17:31:29 |
Цитата: Братан от 26.08.2017 10:47:51
завхоз ( Дилетант ) | |
26 авг 2017 20:44:49 |
Цитата: osankin от 26.08.2017 17:31:29
завхоз ( Дилетант ) | |
26 авг 2017 16:36:25 |
Цитата: osankin от 26.08.2017 10:41:55
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
27 авг 2017 14:42:30 |
Цитата: Братан от 26.08.2017 10:25:45
Братан ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 14:56:25 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
27 авг 2017 15:05:38 |
Цитата: Братан от 27.08.2017 14:56:25
Братан ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 15:11:40 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
27 авг 2017 15:18:40 |
Цитата: Братан от 27.08.2017 15:11:40
Братан ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 15:31:00 |
osankin ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 20:42:36 |
Цитата: Братан от 27.08.2017 15:11:40
Red_Dragon ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 01:58:59 |
Цитата: osankin от 27.08.2017 20:42:36
Цитата: osankin от 27.08.2017 20:39:19
osankin ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 06:52:34 |
Поверонов ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 08:36:03 |
Цитата: osankin от 29.08.2017 06:52:34
slavae ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 19:59:08 |
Цитата: osankin от 29.08.2017 19:13:06
osankin ( Слушатель ) | |
29 авг 2017 20:29:32 |
Цитата: slavae от 29.08.2017 19:59:08
завхоз ( Дилетант ) | |
28 авг 2017 08:53:07 |
Цитата: Братан от 26.08.2017 10:25:45
osankin ( Слушатель ) | |
28 авг 2017 08:56:35 |
Цитата: завхоз от 28.08.2017 08:53:07
Поверонов ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 15:53:08 |
osankin ( Слушатель ) | |
27 авг 2017 20:39:19 |
Цитата: Поверонов от 27.08.2017 15:53:08
ЦитатаВ настоящее время отсутствует единая методика описания целых амфор и их профильных частей. И.Б.Зеест (1960) использовала сочетание сравнительной и геометрической систем описания, примером чего могут являться обозначение типов амфор с «рюмкообразными» или «стаканообразными» доньями. В то же время фасосские амфоры названы ею «коническими» или «биконическими». Метрические признаки (признаки стандарта) учитывались ею бессистемно и эпизодически. В известной степени усложняет понимание работ И.Б.Зеест стремление выделить керамическую тару местного (северопричерноморского) производства. (Зеест, 1951, рис.5,1; 1960, табл.У-У1,15; XVII, 34; XX,36; XXV,57).
Исходя из анализа формы отдельных сосудов, И.Б.Зеест построила свою классическую работу, которая с учетом некоторых изменений и уточнений до сих пор остается лучшим определителем античной керамической тары (Зеест, 1960).
...
Работы П. Дюпона продемонстрировали один из принципиально новых подходов (Dupont, 1982; 1983; 1986; 1998; 1999). В них был учтен массовый амфорный материал из новых раскопок в винопризводящих и маслопроизводящих центрах. П. Дюпон провел химические анализы глин керамической тары и расписной керамики вышеупомянутых центров. Это позволило представить достаточно убедительные эволюционные ряды для типов амфор основных центров производства вина и оливкового масла в 7 - 5 вв. до н.э. (Хиос, Самос, Милет, Клазомены, Лесбос, круг эолийских центров производства и др.). Так как значительная часть известных ему сосудов происходила из новых закрытых и надежно датированных комплексов, появились основания для разработки эволюционных рядов амфор. Не менее важным обстоятельством представляются выявленные П. Дюпоном черты морфологического сходства и сходства в химическом составе глины тарных амфор и расписной керамики отдельных центров производства.
Локализация амфор Клазомен была установлена П.Дюпоном (Dupont, 1983, р. 31,fig. 18) на основании результатов нейтронно-активационного анализа состава глиняного теста, что впоследствии подтвердилось результатами раскопок Клазомен и их некрополя. В погребениях было найдено около 30 целых сосудов, а среди массового материала культурного слоя амфоры данного типа составляют до 80 процентов (Doger, 1986, р. 466; Sezgin, 2004).
Амфоры Милета впервые были выделены П. Дюпоном (Dupont, 1982, fig. Id, fig. 6-7, p. 203-206; 1983, fig. 19, p. 34). Это подтвердилось при нейтронно-активационном анализе массового керамического материала и расписной керамики. Об этом же свидетельствует сходство профилированных деталей милетской расписной керамики и амфор. Он же разработал первую типологию амфор Милета со второй половины 7 до начала 4 в. до н.э. (Dupont, 1998, fig. 23,7-23,9, p. 170-177). До этого часть милетских амфор относилась к керамическому производству острова Самос (что не должно вызывать удивления ввиду географической близости двух центров). Следует согласиться с С.Ю.Монаховым в том, что к милетской продукции относится не вся группа амфор на сложнопрофилированном кольцевом поддоне (протофасосских, по И.Б.Зеест). С.Ю. Монахов попытался дополнить классификацию П. Дюпона (2003, с.37).
В исследовании по амфорам Херсонеса Таврического С.Ю. Монахов представил определение типа «как реально существующую и исторически обусловленную саморазвивающуюся систему, характеризующуюся устойчивым сочетанием ряда важнейших признаков, присущих всем входящим в нее предметам» (Монахов, 1989, с. 15). Это определение скорее соответствует понятию эволюции амфор одного центра производства.
Введение в научный оборот С.Ю.Монаховым огромного материала, происходящего из комплексов Северного Причерноморья, на качественно новом уровне расширило наши возможности по синхронизации амфор различных центров производства (Монахов, 1999). Бесспорным достоинством работы являются качественные прорисовки целых амфор и их профильных частей. <
Монографии С.Ю. Монахова (1999, 2003) в несколько раз расширили источниковедческую базу для исследования керамической тары рассматриваемого хронологического периода. Автор ввел в научный оборот очень большой по своему объему материал, который хранится в музейных собраниях России и Украины. Часть материала публикуется впервые и на новом научном уровне. Нельзя не отметить высокое качество иллюстративного материала, причем тщательно стандартизированного (Монахов, 1999, с.26). Это дает возможность читателю переводить графические рисунки в словесно-логические описания морфологических признаков.