Альпеншток страшнее пистолета
новая дискуссия
Дискуссия
108
Ровно 77 лет назад, произошло заслуженное возмездие,был ликвидирован кровавый палач русского народа Лев Троцкий (Лейба Бронштейн).
После неудавшегося заговора, Троцкий был смещен с занимаемых постов. В 1928 сослан в Алма-Ату. А через год и вовсе выдворен из страны.
Находясь в эмиграции, он продолжал активную политическую деятельность, основал в 1938 году Четвертый Интернационал, написал множество работ по фальсификации истории революционного движения в России, литературно-критических статей, воспоминаний "Моя жизнь" (Берлин, 1930). Разоблачал "сталинский режим", пытаясь доказать, что громкие судебные процессы в СССР - фальсифицированы. Писал книгу о Сталине. Написал также воззвание к трудящимся Советского Союза с призывом сбросить власть Сталина.
Столь кипучая антисоветская деятельность Троцкого и определила, в конечном счёте, его судьбу.
Решено было покончить с самым заклятым врагом русского народа.
В 1939 году Сталин приказал Лаврентию Берия подыскать в рядах бойцов НКВД исполнителей столь ответственной задачи. Берия долго размышлять не стал: как нельзя лучше для этого подходили "испанские товарищи". Выбор пал на группу "Мать", в состав которой входили Каридад Меркадер и ее сын Рамон.
Операции по устранению Троцкого дали кодовое название "Утка". Главная роль в ее осуществлении отводилась Рамону Меркадеру. Он зарекомендовал себя чрезвычайно умным, физически тренированным человеком, искусным актером, бегло говорил на нескольких языках и отличался редким самообладанием
.
Пылкий Ромео
"Утка" была подсажена к незамужней молодой женщине, которая в течение двух месяцев перед терактом исполняла обязанности секретарши Троцкого. Сильвия Аргелофф-Маслова имела малопривлекательную внешность и славянские корни. Красавцу Рамону не составило особого труда соблазнить Сильвию. Они стали любовниками. Меркадер тратил на свою пассию большие деньги и постоянно говорил о желании жениться. Сильвии и в голову не приходило, что Рамону она была нужна совсем для других целей.
В Мексике Меркадер жил по поддельному канадскому паспорту на имя Фрэнка Джексона, который ему выдали советские спецслужбы. Представлялся Рамон предпринимателем. К тому же, возлюбленный Сильвии "питал симпатии" к IV Интернационалу и даже писал статьи на эту тему, которые по просьбе секретарши иногда просматривал Троцкий.
Молодой "предприниматель" был представлен своей невестой Льву Давидовичу и очень тепло принят в его доме. Скоро он стал здесь частым гостем.
К слову, мексиканская вилла "летучего голландца мировой революции" была в буквальном смысле неприступной крепостью. Последнее убежище Троцкого, обнесенное высоченной стеной, охранялось и днем и ночью. Войти в него можно было только через единственную дверь в массивных стальных воротах, предварительно нажав кнопку электрического звонка.
Незваного гостя встречали специально выдрессированные собаки, способные разорвать любого. Лев Давидович лично тренировал четвероногих охранников.
За несколько дней до теракта агенты НКВД провели совещание, на котором определились с орудием убийства.
Многих до сих пор занимает вопрос: почему именно альпеншток? Между тем, это был очень хорошо продуманный ход. Меркадер слыл опытным альпинистом. Однажды, в присутствии Троцкого, он похвастался, что может одним ударом раскрошить огромную ледяную глыбу. Лев Давидович попросил это продемонстрировать. Рамон принес альпеншток и устроил "показательное выступление". Все были в восторге…
Агенты НКВД потирали руки – все шло как по нотам. Их план был практически идеальным. После тихого убийства Рамон должен выйти из дома Троцкого и на машине доехать до места, где его будут ждать Каридад и Эйтингон. Но операция пошла не совсем так, как предполагалось.
Альпеншток страшнее пистолета
Двадцатого августа 1940 года Меркадер попросил Троцкого посмотреть его новую статью. Лев Давидович охотно согласился. После обеда они удалились в кабинет. И когда Троцкий склонился над столом, террорист вынул из-под перекинутого через руку плаща альпинистский ледоруб и нанес жертве страшный удар по голове…
Блестяще подготовленная операция "Утка" столь же блестяще, наверное, была бы и осуществлена, если бы не досадная мелочь: Меркадер не рассчитал силу удара. Троцкий не умер в ту же секунду. Более того, он вскочил и издал душераздирающий вопль. "Я буду слышать этот крик, - скажет позже Меркадер, - до конца моих дней".
Прежде чем силы оставили Льва Давидовича, он бросился на убийцу, вцепился зубами в его руку и этим помешал нанести еще один удар. Оттолкнув нападавшего Троцкий выскочил из кабинета, но обессилено прислонился к дверному косяку между столовой и террасой. В кабинет ворвались охранники. Сбив Меркадера с ног, они скрутили его и передали полиции.
Вызвали врача. Осмотрев пострадавшего, он встревожился и распорядился немедленно отвезти его в клинику. Собрался консилиум. Лучшие хирурги Мексики делали операцию на черепе, но мозг оказался сильно поврежденным. Троцкий скончался на следующий день, 21 августа 1940г.
Меркадер был арестован и, объяснив свой поступок, как акт возмездия борца-одиночки, поначалу отказался давать показания. "Покушавшийся назвал себя Жак Морнар Вандендрайн, и принадлежит к числу последователей и ближайших людей Троцкого", - сообщалось в газете "Правда" от 22 августа 1940 года
Участники удачного покушения были отмечены высокими государственными наградами СССР. Мать главного героя Каридад получила орден Ленина. Награду ей вручил Михаил Калинин. А Лаврентий Берия в знак благодарности и признательности прислал ей ящик вина "Напареули" разлива 1907 года с двуглавыми царскими орлами на этикетках. Получил орден Ленина и руководитель операции генерал Эйтингон.
От звонка до звонка…
На допросах Меркадер отрицал, что у него был заранее разработанный план убийства Троцкого. Дескать, удар ледорубом он нанес из чувства ревности, подозревая свою невесту Сильвию в интимной связи с ее шефом.
Сталин приказал не жалеть денег на защиту Меркадера.
За время пребывания Рамона в тюрьме на него было израсходовано около 5 миллионов долларов. Эти средства шли не только на оплату лучших адвокатов, но и на облегчение условий заключения, а также на содержание агентов в Мехико, которые осуществляли с Меркадером бесперебойную связь.
После длительной и сложной юридической процедуры в различных судебных инстанциях суд Федерального округа Мехико в мае 1944 года вынес окончательный приговор: 20 лет тюремного заключения. Такова была высшая мера наказания в этой стране.
Что касается Рамона, в секретной переписке мексиканской резидентуры НКВД с Москвой проходившего под псевдонимом "Тролль", то в тюрьме он вел себя мужественно, – не жаловался и ничего не требовал. Настоящее имя "Фрэнка Джексона" и "Жака Морнара" американским спецслужбам удалось установить лишь после того, как в 1946 году на Запад перебежал один из видных деятелей испанской компартии.
За утечку информации часть вины несет и неугомонная Каридад. Во время войны мать Рамона эвакуировали из Москвы в Ташкент. Именно там она рассказала своему знакомому о том, что Троцкого убил Рамон. Каридад была убеждена, что сказанное "под большим секретом" он никому не выдаст. Но…
Когда в Мексику доставили из испанских полицейских архивов досье Меркадера, и личность "Жака" (или "Фрэнка") была окончательно установлена, отпираться стало бессмысленно. Перед лицом неопровержимых улик, заключенный сознался, что на самом деле является Рамоном Меркадером и происходит из богатой испанской семьи. Хотя он так и не признал, что убил Троцкого по заданию советской разведки, – во всех заявлениях Меркадер неизменно подчеркивал личный мотив этого убийства.
После признания условия содержания Рамона в тюрьме изменились к лучшему.
Пользуясь мягкостью мексиканской пенитенциарной системы, Меркадер получал большие суммы денег, на которые он "снимал" в тюрьме отдельный "номер" со всеми удобствами, включая даже тогдашнюю новинку - телевизор.
У Рамона была просторная камера с небольшим открытым двориком – патио. Отличная кровать, стол, всегда заваленный книгами и свежими журналами. Время от времени, в сопровождении надзирателя, Меркадеру разрешали совершать вылазки в Мехико, где он мог пообедать в ресторане.
Кроме того, по мексиканскому закону, заключенные имели право приглашать в камеру женщин и уединяться с ними. Два раза в неделю Рамону разрешали свидания с бывшей артисткой кабаре Рокелией Мендосой, впоследствии ставшей его женой. Поговаривали, что эту женщину ему "подсунуло" НКВД.
К слову, несколько раз полиции становилось известно, что заключенному готовят побег. Но как только об этом узнавал он сам, то категорически отказывался. После смерти Сталина предложений о побеге не поступало, что с удовлетворением отметил узник и мысленно похвалил себя за проявленную осторожность. Не исключено, что оставшийся в живых убийца Троцкого кого-то сильно беспокоил, и под предлогом побега его собирались попросту убрать.
Меркадер полностью отбыл срок. 6 мая 1960 года он был выпущен на свободу и в тот же день вылетел в Гавану. 7 мая Рамон отправился теплоходом из Кубы в СССР. Еще через две недели Меркадер встречал в Москве Рокелию, а несколько дней спустя получил советские документы на имя Рамона Ивановича Лопеса.
Награда нашла героя
Председатель КГБ Александр Шелепин направил Никите Хрущёву докладную записку с предложениями о награждении Меркадера и решении вопросов его материально-финансового обеспечения. В этой записке "подвиги" Рамона живописались следующим образом: "В силу своей безграничной преданности делу коммунизма и Советскому Союзу в период следствия и судебного разбирательства, а также на протяжении почти 20-летнего пребывания в тюрьме в условиях не прекращавшейся против него кампании угроз и провокаций, проявил смелость, стойкость и высокую идейность, присущие настоящему коммунисту, и сохранил в тайне свою связь с органами государственной безопасности Советского Союза".
31 мая был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось: "За выполнение специального задания и проявленные при этом героизм и мужество присвоить тов. Лопесу Рамону Ивановичу звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В печати этот указ, разумеется, не был опубликован.
8 июня 1960 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев вручил в Кремле Меркадеру высшую правительственную награду.
По личному ходатайству Долорес Ибаррури и по специальному решению ЦК КПСС ликвидатора Троцкого приняли на работу старшим научным сотрудником Института марксизма-ленинизма, где он занимался историей гражданской войны в Испании.
Меркадеру предоставили государственную дачу в Кратове, в тридцати километрах от столицы. Позднее он получил четырехкомнатную квартиру недалеко от станции метро "Сокол" и пенсию, которая равнялась денежному содержанию уволенного в запас генерала КГБ. Жена Меркадера Рокелия Мендоса была устроена диктором в испанской редакции Московского радио. Рамон и Рокелия усыновили двух оставшихся сиротами испанских детей.
В начале 1970-х годов Рамон заявил, что он и его жена тяжело переносят местный климат. Узнав об этом, "кубинские друзья" пригласили его в свою страну, предложив работать в качестве консультанта по вопросам трудового воспитания в системе МВД. В конце 1973 года на Кубу выехала Рокелия с детьми. Спустя год к ним присоединился Меркадер.
Он скончался в этой стране 18 октября 1978 года. Согласно воле усопшего, урна с его прахом захоронена на московском кладбище. В 1987 году на могиле появилась гранитная плита с выгравированной на ней золотыми буквами надписью "Лопес Рамон Иванович, Герой Советского Союза".