Тут в очередную годовщину ГКЧП Соловьев собрал народ у себя обсудить ГКЧП.
Сами прения - не суть интересны. Но Руцкой озвучил интересный факт.
рекомендую к прочтению.
Многабукоф. Но понимание о том почему и как развалился СССР станет более полным.
ЦитатаУсловие стабильности и успешного развития нашей федерации — оптимальное соотношение между правами союзных республик и Союза ССР как целого. В связи с этим на первый план выдвигается несколько узловых вопросов, по которым должно быть найдено согласованное решение.
Первое. Главная идея, лежащая в основе советской федерации, выражается общепризнанной формулой: без сильного Союза нет сильных республик, без сильных республик нет сильного Союза.
В соответствии с этим следует четко определить компетенцию и взаимные обязательства Союза и республик. За Союзом должны быть закреплены законодательные полномочия, необходимые для определения основ и развития политического и экономического строя, обеспечения обороны и безопасности страны, проведения внешней политики, координации и решения общих задач в области экономики, науки и культуры, обеспечения и охраны прав личности, эффективного использования интеграционных процессов и организации взаимопомощи. Союз также должен иметь полномочия, необходимые для обеспечения динамичного и устойчивого развития народнохозяйственного комплекса страны. Перечень полномочий Союза ССР должен иметь исчерпывающий характер. При этом целесообразно исходить из следующего:
— Союзным республикам принадлежат все права, отвечающие их статусу суверенных социалистических государств — членов федерации. Они властны решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно переданы ими в ведение Союза.
— Союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Такое участие обеспечивается представительством каждой союзной республики в органах Союза ССР, а также установлением специальных процедур разработки и принятия общесоюзных решений.
— Союз ССР издает Основы законодательства и законы СССР, которые имеют одинаковую силу на всей территории СССР и конкретизируются в законодательстве республик.
— Если союзный закон выходит за пределы полномочий Союза, республика вправе ставить вопрос о его отмене; также подлежит отмене республиканский закон, выходящий за рамки компетенции республики либо противоречащий закону Союза ССР.
— Высшие представительные органы власти союзных республик могут опротестовать и приостановить действие постановлений и распоряжений союзного правительства на своей территории, если они нарушают конституционные права союзной республики.
— В рамках федеративного правового государства создаются механизмы и устанавливаются четкие процедуры разрешения разногласий, которые могут возникать между органами власти и управления Союза ССР и республик, а также между союзными республиками и другими государственно-национальными и национально-территориальными образованиями. Эту функцию мог бы выполнять прежде всего Комитет конституционного надзора СССР, а в необходимых случаях — Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов СССР.
— Важную роль в совершенствовании нашей федерации, расширении прав союзных и автономных республик играют их конституции, которые призваны отражать социально-экономические, культурные и иные особенности республик, их исторически сложившиеся традиции и не должны противоречить Конституции СССР.
После принятия этого постановления распад СССР - увы был неизбежен как дембель.