Перспективы развития России
25,224,547 129,674
 

  timoochin ( Слушатель )
03 июл 2009 11:29:26

Тред №123776

новая дискуссия Дискуссия  140

Сегодня не смог удержаться, выплеснул накопившееся. Если оффтоп - смело минусуйте, удалю.

О законе Парето, чиновниках и российской промышленности
Многие наверняка слышали про закон Парето, постулирующий неоднородность распределения какой-либо величины по массиву точек. Сам Вильфредо Парето был социологом, и исследовал распределение доходов среди итальянских домохозяйств. В его работах был сделан вывод о том, что если принять суммарный доход всех домохозяйств за 100%, то получится, что 80% этого дохода приходится на одну пятую часть всех домохозяйств. То есть 20% семей обладают 80% дохода. Ну а оставшиеся 20% дохода достаются оставшимся 80% семей. Сейчас закон, или, если угодно, принцип Парето чаще всего формулируют так: "20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата".

Однако же, рассказать я хочу не о самом законе, а о том, как он портит нам жизнь руками чиновников. Пару дней назад в рамках V Ежегодного Бизнес-форума предприятий реального сектора с пафосным названием "Кризис: От выживания к обновлению", я посетил круглый стол с еще более пафосным названием "Промышленная политика: кто выведет страну из кризиса?".Само мероприятие было достаточно бледным, чиновники пели привычную песню про инновации и нанотехнологии, а бизнесмены - про то, что государтство должно повернуться лицом к бизнесу.

И вот под эти песни у меня в голове сложилась занятная картинка. Практически вся промышленность в нашей стране, за отдельными исключениями, вот уже двадцать лет находится, скажем так, в заднице. Ну, может быть и не в заднице, но процветающей её точно не назовешь. Непрерывно со всех углов звучат штампы о сырьевом перекосе, зависимости экономики от мировых цен на сырье, о необходимости развития глубокой переработки, о катастрофическом уровне износа основных фондов, о колоссальном техническом отставании и т.д. и т.п. И всё бы ничего, но в стране всегда были министерства, отвечающие за развитие экономики и промышленности, и с них постоянно с той или иной степенью строгости спрашивают: а что делается для исправления ситуации? И у них возникает потребность чем-то отчитываться.

С другой стороны, в стране всегда есть предприимчивые люди, занимающие, как говорится, активную жизненную позицию. И для реализации своей позиции им, как правило, не хватает какого-нибудь закончика или подзаконного акта. На худой конец - национального проекта или какой-нибудь федеральной целевой программы. Причем как чиновники, так и предприимчивые люди имеются федерального, регионального и более мелких масштабов.

И вот, в один прекрасный момент предприимчивые люди доходят до чиновников, и доносят до них свои нормотворческие чаяния. Тут я сделаю оговорку: чаяния эти вовсе не обязательно задуманы как нечто полезное исключительно для просителя, но безусловно вредное для всех остальных, для народа. Такие случаи конечно, тоже бывают, но их реально мало, и я сейчас не о них. Как правило, задумано всё из самых лучших, хотя и своекорыстных, побуждений. То есть лучше должно стать не только просителю, но и другим субъектам экономики, а также, в конечном итоге - населению. Чиновник, отвечающий за развитие промышленности или экономики, видит для себя в таком предложении конкретную пользу. Ведь всё уже придумано за него, осталось только протащить и утвердить, а потом можно некоторое время гордо отчитываться наверх о проделанной титанической работе. Плюс, разумеется, греет та составляющая описанного выше процесса лоббирования, которая в России пока не узаконена, в отличие от, например, США.

И вот чиновник берется за дело. Пишет законопроекты, проекты поручений, распоряжений и тому подобные документы. Но подобные документы имеют одно неприятное свойство. Они работают так, как задуманы, только в том случае, если полностью и окончательно доведены до ума. Доводка эта не может произойти в стенах кабинета чиновника. Это объемная и сложная работа, требующая проведения многих встреч, обсуждений и споров с привлечением всех затрагиваемых данным документом сторон. Надо ли говорить, насколько реальный процесс далек от идеального?

Тут в действие ступает закон Парето. Условные 80% работы чиновник проделывает за условные 20% времени. Документ, как кажется, уже почти готов. Возможно иногда возникают сомнения в отношении некоторых аспектов действия документа, но при попытке в них разобраться и устранить возможные ненужные последствия, чиновник понимает, что пахать ему для этого придется в четыре раза больше, чем он уже отпахал. И потом, так ли уж важны эти некоторые аспекты? Ну, ведь мелочи же. Ведь необязательно же они реализуются. Авось, пронесет!

Но беда в том, что практика показывает обратное. Сделанный на 80% или на 90% документ не работает на эти 80% или 90%. Более того, он не работает и на 30% - он не работает совсем. Ну или почти совсем. То есть для имеющего активную жизненную позицию просителя документ, конечно, формирует положительный экономический эффект. Но для всех остальных такой документ является источником абсолютного ненужного, возникающего на ровном месте геморроя, и влечет за собой потери времени или денег, отрезает те или иные возможности, сужает перспективы и вообще всячески угнетает.

Основных участников процесса это не беспокоит, разумеется. Получив свой экономический эффект, предприимчивый гражданин может рассказывать всему миру о своей успешности на поприще развития промышленности. За сделанный на 80% и успешно утвержденный документ чиновник может смело отчитываться. Более того, задуматься о недоделанных 20% работы и последствиях такой недоделки ему будет некогда, потому что в кабинет уже заходит следующий гражданин, занимающий активную жизненную позицию, с очередным предложением по развитию промышленности и экономики.

Что мы в итоге имеем? Мы имеем выпуски новостей и парадные конференции, где чиновники разных мастей и масштабов гордо рапортуют о своем посильном вкладе в развитие страны, а лоснящиеся бизнесмены в поучительной манере повествуют о своем долгом и трудном пути к вершинам промышленного Олимпа.

Кроме того, мы имеем непрерывно разрастающийся ком совершенно ненужных законов, подзаконных актов, госкорпораций, комиссий, комитетов, управлений и прочих никому не нужных государственных или полугосдарственных структур, которые, как ножи, воткнуты в спину российской промышленности. Причем экономический эффект в одну единицу, достающийся инициатору создания того или иного закона или структуры, требует кровопускания на 10, 100 или 1000 единиц для экономики в целом. Но со спины на промышленность мало кто заглядывает. А тем временем, армия либеральных пидорасов, показывая гражданам на перекошенное лицо российской промышленности, говорит:
"Ну посмотрите сами, ну что тут защищать? Какие пошлины, какие преференции? Уже созданы и агенства, и госкорпорации, и законы приняты - а всё без толку. Лучше дадим ей умереть, она все равно неэффективна. На смену ей уже готовы придти эффективные иностранцы, они сделают нам хорошо".

Если кто-то хоть на секунду начинает верить этим господам - посмотрите на Прибалтику. К ним уже достаточно давно пришли иностранцы и сделали им "хорошо". Настолько хорошо, что скоро многие из прибалтов, похоже, досрочно отправятся в рай.
Отредактировано: timoochin - 03 июл 2009 11:38:45
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!