Керчь-Еника́льский кана́л – морской судоходный канал в Керченском проливе, связывающий Азовское и Чёрное моря. Расположен между островом Тузла и Керченским полуостровом. Является самым длинным морским каналом российской части Азово-Черноморского бассейна.
Назван Керчь-Еникальским по наименованию Керчь-Еникальского градоначальства, которому подчинили коммуникацию канала. До XVIII–XIX вв. естественные глубины в Керченском проливе удовлетворяли судоходство – местные моряки придерживались естественных фарватеров, отличая их по береговым возвышенностям и ориентирам. Однако после присоединения в 1782 г. Крыма к России активизировалась черноморская торговля через портовые города Азово-Черноморского региона, в том числе через города Азовского моря Мариуполь, Таганрог и др., всё больше иностранных судов стало заходить в порты Азовского моря. С целью создания большего удобства коммерческому мореплаванию в 1874 г. началось строительство судоходного канала в Керченском проливе. Устройство канала продолжалось до 1877 г. Первые реконструкции канала были проведены в 1903 и 1908 гг. – по итогам реконструкций длина канала составила около 26,4 км., глубина – 6,4 м в 1903 и 7,3 м в 1908 гг. Это углубление не было достаточным для судоходства и определилось ограниченностью средств. В 1912 г. была принята программа первой очереди работ по дальнейшему углублению Керчь-Еникальского канала до 28 футов с увеличением длины до 32 вёрст 315 сажен, однако Первая Мировая и Гражданская войны помешали проведению работ. В 1908–1969 гг. объявленная проходная осадка судов по каналу оставалась неизменной, в отдельные периоды уменьшалась. Глубины резко уменьшались в период Гражданской и Отечественной войн, затем восстанавливались до уровня проектных 1908 г. – основные работы в этот период были направлены на поддержание глубин канала, а также на подъём затонувших судов, расчистку канала и бровок от затонувших предметов после Великой Отечественной войны. Следующая (и последняя) реконструкция канала была проведена только в конце 60-х годов – в 1969–1970 гг. канал был расширен до 120 метров и углублён до 9–9,75 метров с запасом глубин, увеличен радиус закругления поворотов, углы поворотов в плане приобрели форму трапеций. В 1970 г. объявлена проходная осадка по Керчь-Еникальскому каналу 8 м, позволявшая проходить по каналу самым крупным в то время морским судам серии «Запорожье».
После 1970 г. на канале проводились только ремонтное черпание.
Канал состоит из четырёх колен. Павловское, Бурунское и Еникальское колена названы по берегам Керченского полуострова, Чушкинское колено – по названию косы Чушка, вдоль которой он проходит.
Длина канала составляет 24,3 км, ширина – 120 м, глубина – до 10 м. На сегодняшний день канал доступен для судов длиной до 215 м, с осадкой до 8 м. и скоростью прохода до 10 узлов. Плавание судов длиною более 160 м и с осадкой более 6 м осуществляется по Керчь-Еникальскому каналу только в светлое время суток.
Вход судов в Керчь-Еникальский канал в период туманов, снегопада, мглы, ливневых дождей, при скорости ветра более 14 м/с запрещается. В Керченском проливе действует система регулирования движения судов.
|