На АШ вышла большая статья
Возраст оборудования машиностроительного комплекса на примере отдельных предприятий отраслиВсю её тащить смысла нет, кому интересно - и так посмотрит, тем более на неё ссылка висела в подвале ГА.
Приведу заключительную часть:
Среди главных проблем отечественного машиностроения:- Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.- Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.- Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.- Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.- Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.- Дефицит квалифицированных кадров.Согласно данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более лет. Это означает, что подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически.За годы кризиса (в 2009 году) промышленное производство снизилось на 12%, машиностроение рухнуло на 29%.В 2014 году экономическое положение машиностроительного комплекса еще более ухудшилось. С ноября 2014 года машиностроительный сектор демонстрирует непрерывно отрицательные темпы роста - спад производства составил около 10%.Производство многих видов машиностроительной продукции сократилось до самого низкого уровняОсновные проблемы машиностроительных предприятий туго завязаны в один узел, причины и следствия переплетены так, что не всегда можно отличить одно от другого, а именно:- устаревшее оборудование и, как результат, низкое качество продукции, невысокая конкурентоспособность на внутреннем и тем более на внешнем рынке;- невысокая конкурентоспособность, и, в итоге, недостаточный объем заказов, давление импортной продукции, нехватка инвестиционных средств для закупки нового оборудованияКроме того, машиностроительные предприятия испытывают ряд проблем, не связанных напрямую со снижением спроса. Во-первых, это повышение ставок по кредитам. Во-вторых, резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету.Действие фактора импортозамещения, имело место, но не смогло в полной мере компенсировать резкого падения внутреннего спроса. Его положительное действие, в основном, сказалось в том, что российские производители отечественной техники стали увеличивать свою долю на внутреннем рынке за счет существенного сокращения импорта машиностроительной продукции, но при этом производство и продажи отечественной техники преимущественно снижались.По мнению органов управления общества, тенденции развития ОАО «Урюпинский крановый завод» в целом соответствуют общеотраслевым тенденциям. Основным фактором, повлиявшим на состояние предприятия, явилось:- Снижение спроса на выпускаемую продукцию, величина которого зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей потребителя.- Рост цен на сырье, материалы и энергоносители.- Неплатежеспособность основных потребителей производимой продукции»При этом автор делает оговорку, что выборка предприятий достаточно небольшая и на полную репрезентативность - не претендует.
В связи с этим хочу привести пару-тройку критических комментариев из статьи (под спойлером)
Homo 2.0(4 года 4 месяца)(17:20:57 / 03-09-2017)
Бу-га-га! Оказывается ыффыктивные собственники до сих пор качают прибыль к себе в карман из совковского оборудования....  и почему я неудивлен...
В реальной жизни это означает одно, - эти заводы собственниками давно решено отправить в металлолом. Никто ничего обновлять не будет. Максимум вместо завода оставят цех по производству условных "сковородок".
А сейчас, - все, - поздно. только выдергивать из фундаментов все вместе со старыми котельными, компрессорными, подстанциями и прочими трубопроводами... Максимум что там может полезного остаться, это пустые цеха, без энергии, сжатого воздуха, пара, и воды, подъездные пути и кран-балки....
Кстати - 25 лет оборудованию означает, что во время прихватизации ыффыктивным собственникам перешло новенькое, с иголочки производство....
Homo 2.0(4 года 4 месяца)(17:46:28 / 03-09-2017)
Совершенно верно. Чтобы непролететь, чесаться о замене оборудования надо гораздо раньше, примерно когда износ 10-20%, - тогда и время на контракты-реконструкцию есть, и старое можно продать не за бесценок.
bazil(3 года 3 месяца)(19:43:52 / 03-09-2017)
По данным инвентаризации на 1 апреля 1986 г. возрастная структура парка машин и оборудования в СССР распределялась следующим образом: 32% до 5 лет, 27,1% 6-10 лет, 26,2% 11-20 лет, 14,7% старше 20 лет.
Никола(6 месяцев 1 день)(19:02:21 / 03-09-2017)
Многие оппоненты приводят в пример ресурс "Сделано у нас". Там появлялись стать о постройке производства за 1, 2 млр. рублей. Эти цифры вызывали "восторг" у некоторых мсье.
Приведу пример из своего опыта: наше оборонное предприятие купило 2 станка фирмы Морисейк, Япония. Станки для небольших деталей, качество деталей обеспечивают великолепное, обработка ведется как токарная, так и фрезерная (то есть обрабатывающие центра). Японцы правда позже спохватились, стали требовать установить датчики позиционирования на станки, но были посланы лесом.
Так вот стоимость 1 станка составила около 1 млн баксов, сейчас это около 60 млн. рублей. В стоимость входила оснастка и инструмент. Оснастка была вроде немецкая, а инструмент шведский. Инструмента на пару кварталов не напряженной работы. То есть на 1 ярд сейчас можно купить станков 16-17 (правда японцы отказались поставлять точное оборудование на оборонные предприятия).
Расходники к станкам японские, СОЖ (вроде бельгийская, точно не помню). Отечественный инструмент на этих станках не используется, так как высокие скорости обработки. Вот и получилось, что предприятие с покупкой оборудования плотно подсадило себя на импортные комплектующие.
Поэтому на 2 ярда можно построить в лучшем случае 1 - 2 цеха мехобработки с инфраструктурой. Полноценное же производство с постройкой КБ, с закупкой ПО, офисной техники, с постройкой нескольких цехов мехобработки, термичкой, измерительным комплексом, цехом покрытий, вспомогательными службами обойдется много - много ярдов. И никакие "жирные" заказы не "отобьют" затраты. Причем построенное на импорте оборудование будет сидеть "как на игле" на поставках комплектующих из-за рубежа. Стоимость импортного инструмента фантастическая. Например, для шведской фрезы с 12 пластинками (четырехгранными) время работы на рекомендованных скоростях - 1 час. Стоимость 1 пластинки в 2010 году составляла около 1000 рублей, сейчас, наверное, тысячи 2 - 2,5. Итого час работы - 24 тысячи, не считая стоимости оснастки, фрезы, мерительного инструмента.
Никола(6 месяцев 1 день)(20:14:55 / 03-09-2017)
В Перми есть завод, называется Пермские моторы. Раньше был один завод, потом растащили по цехам, сейчас вроде собрали, но не весь. Там есть один цех, длинной под километр, а длина всего завода остановки 3 (трамвай идет вдоль забора). Во сколько же встанет переоснастить такой завод импортом?
Оснащение импортом наших предприятий (если это конечно не импорт категории А) - это путь в никуда. Закрытие сиюминутных вопросов. А импорт категории А страны НАТО и Японцы, вряд ли в нашу страну поставят. Свое производство высокоточных станков уничтожали в первую очередь. Хо тя это вообще то должно быть стратегической отраслью вместе с с/х.
Если свое производство уничтожить, то и научная школа загнется. А научной школы по производству станков и инструмента у нас почти не осталось. И создать ее вновь сложно и затратно по времени.
Вопрос стоит в другом: имеем ли мы свою техническую базу, или нет. На импорте (без учета категории А) своей базы не построишь. Значит шансов на выход в "высшую лигу" нет.
и хотелось бы услышать комментарии владельцев и руководителей предприятий реального сектора экономики, которые тут присутствуют, если верить постам некоторых участников форума.