Перспективы развития России
25,452,729 131,072
 

  Ser ( Специалист )
04 сен 2017 08:25:40

Возраст оборудования

новая дискуссия Дискуссия  235

На АШ вышла большая статья Возраст оборудования машиностроительного комплекса на примере отдельных предприятий отрасли

Всю её тащить смысла нет, кому интересно - и так посмотрит, тем более на неё ссылка висела в подвале ГА. 
Приведу заключительную часть:
Среди главных проблем отечественного машиностроения:


- Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.
- Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.
- Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.
- Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.
- Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.
- Дефицит квалифицированных кадров.
Согласно данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более лет. Это означает, что подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически.
За годы кризиса (в 2009 году) промышленное производство снизилось на 12%, машиностроение рухнуло на 29%.
В 2014 году экономическое положение машиностроительного комплекса еще более ухудшилось. С ноября 2014 года машиностроительный сектор демонстрирует непрерывно отрицательные темпы роста - спад производства составил около 10%.
Производство многих видов машиностроительной продукции сократилось до самого низкого уровня
Основные проблемы машиностроительных предприятий туго завязаны в один узел, причины и следствия переплетены так, что не всегда можно отличить одно от другого, а именно:
- устаревшее оборудование и, как результат, низкое качество продукции, невысокая конкурентоспособность на внутреннем и тем более на внешнем рынке;
- невысокая конкурентоспособность, и, в итоге, недостаточный объем заказов, давление импортной продукции, нехватка инвестиционных средств для закупки нового оборудования
Кроме того, машиностроительные предприятия испытывают ряд проблем, не связанных напрямую со снижением спроса. Во-первых, это повышение ставок по кредитам. Во-вторых, резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету.
Действие фактора импортозамещения, имело место, но не смогло в полной мере компенсировать резкого падения внутреннего спроса. Его положительное действие, в основном, сказалось в том, что российские производители отечественной техники стали увеличивать свою долю на внутреннем рынке за счет существенного сокращения импорта машиностроительной продукции, но при этом производство и продажи отечественной техники преимущественно снижались.
По мнению органов управления общества, тенденции развития ОАО «Урюпинский крановый завод» в целом соответствуют общеотраслевым тенденциям. Основным фактором, повлиявшим на состояние предприятия, явилось:
-  Снижение спроса на выпускаемую продукцию, величина которого зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей потребителя.
-   Рост цен на сырье, материалы и энергоносители.
-   Неплатежеспособность основных потребителей производимой продукции»



При этом автор делает оговорку, что выборка предприятий достаточно небольшая и на полную репрезентативность - не претендует.
В связи с этим хочу привести пару-тройку критических комментариев из статьи (под спойлером) 

Homo 2.0(4 года 4 месяца)(17:20:57 / 03-09-2017)
Бу-га-га! Ока­зы­ва­ет­ся ыф­фык­тив­ные соб­ствен­ни­ки до сих пор качают при­быль к себе в карман из сов­ков­ско­го обо­ру­до­ва­ния....  и почему я неудив­лен...
В ре­аль­ной жизни это озна­ча­ет одно, - эти заводы соб­ствен­ни­ка­ми давно решено от­пра­вить в ме­тал­ло­лом. Никто ничего об­нов­лять не будет. Мак­си­мум вместо завода оста­вят цех по про­из­вод­ству услов­ных "ско­во­ро­док".
А сейчас, - все, -  поздно. только вы­дер­ги­вать из фун­да­мен­тов все вместе со ста­ры­ми ко­тель­ны­ми, ком­прес­сор­ны­ми, под­стан­ци­я­ми и про­чи­ми тру­бо­про­во­да­ми... Мак­си­мум что там может по­лез­но­го остать­ся, это пустые цеха, без энер­гии, сжа­то­го воз­ду­ха, пара, и воды, подъ­езд­ные пути и кран-балки.... 
Кстати - 25 лет обо­ру­до­ва­нию озна­ча­ет, что во время при­хва­ти­за­ции ыф­фык­тив­ным соб­ствен­ни­кам пе­ре­шло но­вень­кое, с иго­лоч­ки про­из­вод­ство....

Homo 2.0(4 года 4 месяца)(17:46:28 / 03-09-2017)
Со­вер­шен­но верно. Чтобы непро­ле­теть, че­сать­ся о замене обо­ру­до­ва­ния надо  го­раз­до раньше, при­мер­но когда износ 10-20%, -  тогда и время на кон­трак­ты-ре­кон­струк­цию есть, и старое можно про­дать не за бес­це­нок. 

bazil(3 года 3 месяца)(19:43:52 / 03-09-2017)
По данным ин­вен­та­ри­за­ции на 1 апреля 1986 г. воз­раст­ная струк­ту­ра парка машин и обо­ру­до­ва­ния в СССР рас­пре­де­ля­лась сле­ду­ю­щим об­ра­зом: 32% до 5 лет, 27,1% 6-10 лет, 26,2% 11-20 лет, 14,7% старше 20 лет.

Никола(6 ме­ся­цев 1 день)(19:02:21 / 03-09-2017)
Многие оп­по­нен­ты при­во­дят в пример ресурс "Сде­ла­но у нас". Там по­яв­ля­лись стать о по­строй­ке про­из­вод­ства за 1, 2 млр. рублей. Эти цифры вы­зы­ва­ли "вос­торг" у неко­то­рых мсье. 

При­ве­ду пример из своего опыта: наше обо­рон­ное пред­при­я­тие купило 2 станка фирмы Мо­ри­сейк, Япония. Станки для неболь­ших де­та­лей, ка­че­ство де­та­лей обес­пе­чи­ва­ют ве­ли­ко­леп­ное, об­ра­бот­ка ве­дет­ся как то­кар­ная, так и фре­зер­ная (то есть об­ра­ба­ты­ва­ю­щие центра). Японцы правда позже спо­хва­ти­лись, стали тре­бо­вать уста­но­вить дат­чи­ки по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния на станки, но были по­сла­ны лесом.

Так вот сто­и­мость 1 станка со­ста­ви­ла около 1 млн баксов, сейчас это около 60 млн. рублей. В сто­и­мость вхо­ди­ла оснаст­ка и ин­стру­мент. Оснаст­ка была  вроде немец­кая, а ин­стру­мент швед­ский. Ин­стру­мен­та на пару квар­та­лов не на­пря­жен­ной работы. То есть на 1 ярд сейчас можно купить стан­ков 16-17 (правда японцы от­ка­за­лись по­став­лять точное обо­ру­до­ва­ние на обо­рон­ные пред­при­я­тия). 

Рас­ход­ни­ки к стан­кам япон­ские, СОЖ (вроде бель­гий­ская, точно не помню). Оте­че­ствен­ный ин­стру­мент на этих стан­ках не ис­поль­зу­ет­ся, так как вы­со­кие ско­ро­сти об­ра­бот­ки. Вот и по­лу­чи­лось, что пред­при­я­тие с по­куп­кой обо­ру­до­ва­ния плотно под­са­ди­ло себя на им­порт­ные ком­плек­ту­ю­щие. 

По­это­му на 2 ярда можно по­стро­ить в лучшем случае 1 - 2 цеха  ме­х­об­ра­бот­ки с ин­фра­струк­ту­рой. Пол­но­цен­ное же про­из­вод­ство с по­строй­кой КБ, с за­куп­кой ПО, офис­ной тех­ни­ки, с по­строй­кой несколь­ких цехов ме­х­об­ра­бот­ки, тер­мич­кой, из­ме­ри­тель­ным ком­плек­сом, цехом по­кры­тий, вспо­мо­га­тель­ны­ми служ­ба­ми обой­дет­ся много - много ярдов. И ни­ка­кие "жирные" заказы не "ото­бьют" за­тра­ты. Причем по­стро­ен­ное на им­пор­те обо­ру­до­ва­ние будет сидеть "как на игле" на по­став­ках ком­плек­ту­ю­щих из-за рубежа. Сто­и­мость им­порт­но­го ин­стру­мен­та фан­та­сти­че­ская. На­при­мер, для швед­ской фрезы с 12 пла­стин­ка­ми (че­ты­рех­гран­ны­ми) время работы на ре­ко­мен­до­ван­ных ско­ро­стях - 1 час. Сто­и­мость 1 пла­стин­ки в 2010 году со­став­ля­ла около 1000 рублей, сейчас, на­вер­ное, тысячи 2 - 2,5. Итого час работы - 24 тысячи, не считая сто­и­мо­сти оснаст­ки, фрезы, ме­ри­тель­но­го ин­стру­мен­та.

Никола(6 ме­ся­цев 1 день)(20:14:55 / 03-09-2017)
В Перми есть завод, на­зы­ва­ет­ся Перм­ские моторы. Раньше был один завод, потом рас­та­щи­ли по цехам, сейчас вроде со­бра­ли, но не весь. Там есть один цех, длин­ной под ки­ло­метр, а длина всего завода оста­нов­ки 3 (трам­вай идет вдоль забора). Во сколь­ко же вста­нет пе­ре­осна­стить такой завод им­пор­том? 

Осна­ще­ние им­пор­том наших пред­при­я­тий (если это ко­неч­но не импорт ка­те­го­рии А) - это путь в никуда. За­кры­тие сию­ми­нут­ных во­про­сов. А импорт ка­те­го­рии А страны НАТО и Японцы, вряд ли в нашу страну по­ста­вят. Свое про­из­вод­ство вы­со­ко­точ­ных стан­ков уни­что­жа­ли в первую оче­редь. Хо тя это вообще то должно быть стра­те­ги­че­ской от­рас­лью вместе с с/х.

Если свое про­из­вод­ство уни­что­жить, то и на­уч­ная школа за­гнет­ся. А на­уч­ной школы по про­из­вод­ству стан­ков и ин­стру­мен­та у нас почти не оста­лось. И со­здать ее вновь сложно и за­трат­но по вре­ме­ни.

Вопрос стоит в другом: имеем ли мы свою тех­ни­че­скую базу, или нет. На им­пор­те (без учета ка­те­го­рии А) своей базы не по­стро­ишь. Значит шансов на выход в "высшую лигу" нет.


и хотелось бы услышать комментарии владельцев и руководителей предприятий реального сектора экономики, которые тут присутствуют, если верить постам некоторых участников форума.
  • +1.10 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Trifon ( Специалист )
04 сен 2017 10:44:42

Я в свое время писал.Например производственные цеха филиала ЦИАМ в Лыткарино укомплектованы модернизированными
советскими станками с ЧПУ (с заменой процессоров и плат управления) 1985-88 г.в. Основная масса фрезерных и механических токарных станков изготовления 1983-88 г.г. Из нового металлообрабатывающий центр из Кореи и 2 металлораскроечных 
лазерных центра из ФРГ.Можно еще упомянуть пару японских прессов 1989г.
Установки ВКД ,обеспечивающие воздухом весь куст предприятий насчитывают 2 чешские машины 1986г,все остальные 11,
от 1974 до 1980гг. Проблема с поддержанием установок в работоспособном состоянии,учитывая что предприятие выпускавшее комперссора высокого давления кануло в вечность в 1999г, а машины постоянного тока мощностью 630 квт "Электросила"
уже давно не выпускает(впрочем она уже ничего в принципе не выпускает) Чешское производство тоже давно накрылось,
а на машины Сименс и адаптацию установок под них денег никто не даст.
Инженерные сети изношены, можете себе представить что электросиловые сборки 1962-1975 года издания,кабельные сети
не моложе.Что говорить о системах отопления и водоснабжения.Кстати,в связи с загрязнением скважины в "славных"90х,
водопроводную воду запрещено употреблять вовнутрь как в сыром так и кипяченом виде.
На реконструкцию всех инженерных сетей(включая РТП,ТП,РП и пр высоковольтного хозяйства, ТЭЦ и котельной+ самих сетей)
Требуется около  9 млрд.рублей.Кто даст эти деньги? И это учитывая что через ЦИАМ идет снабжение электроэнергией не только всех предприятий ВПК куста, приличную часть .г.Лыткарино,но и все коммерческие предприятия округи.
Собственно с оборудованием и станками ситуация одинакова на всех предприятиях промзоны.
Может быть исключение составляет фирма "Старатели",работающая на исключительно импортном восстановленном оборудовании(основное производство) механические мастерские наполнены раритетом 40-50 летней давности.
Да ЗАО "Войкар",тоже 80% Б\Ушного импортного деревообрабатывающего оборудования. Мог бы еще описать оборудование передислоцированное с заводов МИЛя и КАМова на новую площадку, но не буду.Скажу что 60% оборудования оставалось на прежнем месте и скорее всего будет утилизировано.
  • +0.72 / 14
  • АУ
 
  Удаленный пользователь
04 сен 2017 21:31:31

Я в 15 году проработал всяческие Стратегии (17 штук отобрал) и оформил  в виде поста.
Там же ссылки на документы.

Износ основных фондов

Краткое резюме

1) уровень износа основных фондов к которому стремятся примерно 30%
При этом для электроэнергетики 25% назван критическим уровнем (в настоящее время он за 70)

2) Износ основных фондов является препятствием для развития,  причиной низкой эффективности труда, низкой конкурентоспособности нашей экономики, повышенной аварийности на производствах и так далее и тому подобное.

Как сказано в одном из документов

Как и в большинстве базовых отраслей промышленности страны, износ технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня - 65-80 процентов.

Ничего нового - так называемый "капитализм" это когда предприимчивые люди паразитирует на советском базисе.
  • +0.84 / 19
  • АУ