Крест на острове Мочальный хранит память трагедии «красного террора». Здесь были расстреляны тысячи нижегородцев. Но остров Молчальный, как его метко назвал один из потомков участника событий 1949 года, хранит и еще одну тайну. Тогда на Волге, между Чкаловской лестницей и островом, произошла трагедия, о которой сейчас помнят лишь несколько человек. «Нижегородский рабочий» провел собственное расследование засекреченной страницы советского прошлого нашего города и области
О той катастрофе до сих пор мало что известно. О ней нет информации ни в интернете, ни в подшивках газет. Много темных страниц советского прошлого раскрыто, но об этом чудовищном происшествии в городе Горьком 65 лет назад сегодня помнят только немногие выжившие и посвященные.Около 3 часов дня 7 октября 1949 года целая толпа студентов сбегала по трапам на пассажирский «финляндец» № 6 у горьковской пристани. Пароходик, набитый рабочими, служащими, молочницами с бидонами, уже почти отплывал, но шустрые студенты все запрыгивали в него, минуя контролера. Безбилетников было так много, что катер отчалил сильно перегруженным. Очевидцы говорят, что борт поднимался над водой на 10—15 сантиметров. Но плыть-то совсем недалеко — на другую сторону реки, на Бор, чего опасаться?
Народ набился в пассажирский салон — там теплее. Но места всем не хватило, да и накурено было внутри, поэтому кое-кто предпочел померзнуть на палубе. Когда катер отчалил, люди ходили туда-сюда, и кто-то, наверное из экипажа, стал ругаться: «Вот ходят без конца!» И закрыл двери на крючок.
Примерно на середине реки, напротив Мочального острова, наперерез пароходику идет пустой грузовой самоходный теплоход. Скорость у судов примерно одинаковая. Из-за неправильного расчета движения капитаном самоходки, перегрузки «финляндца», а также по закону гидравлики, когда течение и ветер создают дополнительное притяжение, самоходка ударяет катер в бок. «Финляндец» мгновенно опрокидывается.
Все запертые пассажиры оказываются погребенными в ледяной воде под катером. Какие-то шансы спастись у них могли быть. Если бы не злополучный крючок…
1949 год — последний виток сталинских репрессий. Они были не столь массовыми, как в 1937—1938 годах, но «избирательно-показательными». Летом 1949-го по «ленинградскому делу» были арестованы бывший до 1946 года первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов, чьим именем названа в Нижнем Новгороде улица, и бывший — тоже до 1946 года — начальник УМГБ Горьковской области Петр Кубаткин (в 1950-м они оба будут расстреляны). Преемники их, работавшие в 1949 году, — первый секретарь обкома Сергей Киреев и начальник УМГБ области Александр Северухин — вряд ли хотели портить себе репутацию, а то и жизнь.
Тем более, и это, возможно, вторая серьезная причина секретности, вся страна жила ожиданием громадного праздника — 70-летия Сталина. Этому посвящались целые номера газет и трудовые подвиги граждан Страны Советов. А тут, незадолго до великой даты 18 декабря, предъявить из крупного промышленного города такой «подарок» любимому тов. Сталину? Это было немыслимо.
...
Начальник Горьковской пассажирской пристани Мошкин за безбилетников и за перегруз катера, как написано в статье газеты «Большевистская вахта», был отстранен от должности. В «Горьковской коммуне» сообщалось, что в навигацию 1949-го было много аварий из-за халатности судоводителей. Но ни одна газета не писала о самом происшествии.
В госархиве Нижегородской области об этой аварии можно найти два документа: материал с бюро Горьковского обкома ВКП(б) от 7 октября с сообщением начальника Волжского пароходства Карпова об аварии, решением создать комиссию по расследованию и заслушать ее доклад 10 октября. И затем протокол бюро обкома от 10 октября, где «засекреченный» пункт 11 — «вопрос особой папки» — и есть, скорее всего, вопрос об аварии.
В госархиве в Балахне (документация по Борскому району до 1961 года поступала сюда) мы нашли сведения с именами погибших! 44 фамилии борчан, много молодых. Те самые студенты. Семьям погибших была оказана матпомощь в одну-две средние зарплаты того времени. Согласно найденным нами архивным сведениям, 13 детей из восьми семей остались круглыми сиротами.
Между тем, если верить воспоминаниям участников, это далеко не все данные. Много было пассажиров из окрестных деревень, были и нижегородцы. Вероятно, восстановлены не все фамилии пропавших без вести, которых с учетом мгновенного опрокидывания, запертых дверей салона и ледяной воды было немало.
Сопоставив сведения из разных источников, считаем, что речь идет о примерно 200 погибших.
http://www.nr-gazeta.ru/?id=1056Комитет по делам архивов Нижегородской области
Государственный архив Нижегородской области, г. Балахна
Архивный отдел администрации городского округа г. Бор
Музей речного флота при ВГАВТ
***
Все мы знаем о катастрофе т/х Булгария, многие из красных флажков даже любят посмаковать эту тему, как пример халатности с присказкой, а вот при Сталине такого бы не было.
Как выясняется многого, что было при Сталине мы ещё пока даже не знаем.
В Нижнем Новгороде на Мочальном острове Нижегородской епархией планируется возведение мемориала в памяти о 5000 расстрелянных нижегородцах священнослужителей и мирян.
Надеюсь, что в мемориальном комплексе найдется место для отражения и памяти об этой катастрофе.