Источник Lenta.ruПавел Иванкин генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспортаДва года назад Олег Белозеров занял исторический кабинет на Новой Басманной. В августе 2015 года события разворачивались очень быстро, назначение первого заместителя министра транспорта РФ, автодорожника Белозерова главой железнодорожной монополии для многих стало неожиданным, и участники рынка восприняли это событие с настороженностью. Что произошло за это время с российскими железными дорогами?
Первое и важное достижение — то, что компания перестала просить (и получать) субсидии от государства. При этом Белозерову удалось обеспечить ежегодную экономию в 100 миллиардов рублей. Как удалось сэкономить столько средств — на уровне месячных расходов компании? Контроль себестоимости и политика привлечения грузов на железную дорогу. За два года себестоимость по перевозкам увеличилась только на 2,2 процента, а в 2017 году вообще показала отрицательную динамику. Конечно, положительным вкладом стал заметный рост объемов перевозок. Правда, у такой политики имеются свои минусы. Уровень индексации грузовых железнодорожных тарифов, например, на 2017 год значительно превысил ожидания и прогноз по инфляции.
Приведение численности персонала к размерам движения (объемам перевозок) позволило существенно повысить производительность труда — только в 2017 году она увеличилась на 9,9 процента. Однако резервы роста по данному показателю в дальнейшем ограничены: сокращение персонала ощущается клиентами железной дороги на местах, что негативно сказывается на политике клиентоориентированности.
Личная работа с руководителями компаний-грузовладельцев, создание специальных рабочих групп в Центре фирменного транспортного обслуживания рассматривались бизнес-сообществом как позитивный и важный сигнал. Грузы стали возвращаться на железную дорогу. Однако большое количество «узких» мест и невысокое качество услуг в сфере грузовых перевозок не позволяют высоко оценить эффективность проводимых мероприятий.
Совершенствование системы планирования, внедрение новых продуктов, возвращение к политике клиентоориентированности — необходимые, но не достаточные условия для массового возвращения грузов на железную дорогу. ОАО «РЖД» стало активно использовать такой инструмент, как гибкое тарифное регулирование, но это дает максимальный эффект только в сочетании со значительным ростом качества перевозок.
Кроме этого, отсутствие современных технологий по организации перевозочного процесса и жесткие антимонопольные рамки не позволяют эффективно использовать ресурсы ОАО «РЖД».
Сегодня еще применяются такие артефакты, как ограничение погрузки по направлениям и датам.
Несмотря на налаженный диалог между операторами и руководством компании, операторское сообщество проводит индивидуализированную коммерческую политику, оставляя для ОАО «РЖД» низкодоходные и малоэффективные грузы и направления.
Пассажирский комплекс получил дополнительный личный контроль со стороны президента компании. Жалобы пассажиров, полученные через интернет-приемную президента ОАО «РЖД», разбираются на совещаниях лично Белозеровым. Такое пристальное внимание к одному из важнейших и имиджевых производственных блоков дает свои плоды: обслуживание пассажиров за два года заметно улучшилось. И здесь для президента компании важны все элементы: качество кофе, наличие интернета, улыбка проводника, чистота на вокзалах, четкость расписания. Создаются новые услуги и запускаются новые комфортабельные поезда. Так, между Москвой и Берлином запущен поезд «Стриж», который кроме комфортабельного салона имеет специальные колесные пары с изменяемой шириной колеи. Такое решение позволило сократить до минимума знаменитую долгую стоянку по станции Брест.
Ушли в прошлое знаменитые 45 суток (глубина продаж железнодорожных билетов), теперь глубина достигла двух месяцев, а в ближайшее время будет увеличена до трех месяцев. Билет стал более понятным и читаемым. Многие сталкивались с тем, что наименование железнодорожной станции и города имеют различные названия (яркий пример — город Екатеринбург и станция Свердловск). Теперь все это найдет отражение в билетах. На вокзалах появилась электронная очередь, разработано и внедрено мобильное приложение, значительно облегчающее коммуникацию пассажира и перевозчика. Ценовая политика, при которой можно купить билеты по 100 рублей, становится клиентоориентированной и гибкой.
В пригородном сообщении реализован грандиозный проект — запуск Московского центрального кольца. Это позволило значительно разгрузить московский метрополитен и будет тиражироваться в других регионах России. Единственным замечанием в части пассажирского комплекса остается его затратность и длинная окупаемость проектов. Грузовладельцы высказывают опасения, что такая пассажирская клиентоориентированность будет перенесена в виде дополнительной тарифной нагрузки на грузовые перевозки.
Инвестиции в инфраструктуру, направленные на развитие сети и снижение инфраструктурных ограничений, достигли рекордных 500 миллиардов рублей. Активными темпами идут работы по модернизации Транссиба и БАМа, подходов к портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, заканчиваются работы по вводу в эксплуатацию обхода Украины. Широкое внедрение института технологического и ценового аудита инвестиционных проектов позволило обеспечить экономию до 15 процентов от первоначально заложенных затрат и вывести на широкое обсуждение необходимость и обоснованность применения тех или иных технологических решений.
Модернизация инфраструктуры — это важный, но не исчерпывающий источник для освоения растущего грузопотока. Важным элементом здесь остается подготовка кадров и безопасность движения поездов. Выявленный за последнее время брак приводит к мысли, что система менеджмента безопасности движения требует корректировки и повышенного внимания. Изменение системы управления с отказом от отделений железных дорог показало неготовность системы подготовки кадров и отсутствие карты рисков в данном направлении. В то же время Белозерову удалось обеспечить сокращение транспортных происшествий на 38 процентов.
Важным достижением РЖД стало принятие Кодекса деловой этики и антикоррупционной политики.
В целом прошедшие два года прошли под девизом «эффективно, рационально, безопасно» — именно эти три составляющие позволили улучшить сервис для пассажиров и грузовладельцев.
Оценку своей деятельности от руководства страны Белозеров получает регулярно. За два года он докладывал в Кремле и Белом доме о результатах работы отрасли десять раз. Это свидетельствует о большом внимании высшего руководства страны к железнодорожной отрасли.
Конечно, вышеприведенные достижения — не предел, да и за два года решить все проблемы отрасли невозможно. Впереди реформа правления РЖД. Олегу Валентиновичу выпала честь стать последним президентом и первым генеральным директором РЖД; кроме того, в правление смогут входить руководители ключевых дочерних обществ. Также в области корпоративного управления предстоит переход от деления сети на железные дороги к делению на полигоны. Начало работы с 2016 года Восточного полигона показало высокую эффективность данного метода управления.Не все задачи решены и в локомотивном комплексе. Требуют разрешения проблемы, связанные с увязкой деятельности Центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции управления движения, Дирекции тяги, Центральной дирекции инфраструктуры. Особого внимания требуют системы внутрикорпоративной клиентоориентированности и конкуренции.
Безопасность инфраструктуры и безопасность движения — два сегмента, которые, помимо инвестиций, требуют постоянного внимания и адаптации к изменяющимся условиям. Повышение личной ответственности сотрудников компании за качество выполняемой работы — основная задача для снижения транспортных происшествий.
Освоение растущих грузопотоков, ликвидация «узких» мест инфраструктуры, совершенствование технологий перевозочного процесса — вызовы, на которые предстоит ответить в ближайшие несколько месяцев.
Кроме того, необходимо разобраться с малодеятельными и малоинтенсивными линиями, которые оказывают серьезное давление на рост себестоимости. Эти вызовы являются следствием неподведения итогов реформы отрасли, и здесь ожидаемо требуется оценка на уровне правительства Российской Федерации, а также выработка ключевых задач, которые необходимо определить в едином стратегическом документе. Сегодня данный вопрос требует специального рассмотрения. Именно четкое определение целевого перспективного состояния обеспечит разработку новых и корректировку существующих задач с учетом проведенных этапов реформы.
Что же, альтернативный взгляд на работу железной дороги за два года показал свою эффективность, и железнодорожное бизнес-сообщество сменило настороженность на активное сотрудничество.