ЦитатаРаскопки курганов производились вдоль сухого русла одного нз древних протоков дельты Волги. Его теперь называют «Кривая Лука». Когда с этих территорий сошла пода, заливавшая дельту во времена так называемой Новокаспнйской трансгрессии Каспия (примерно VI-V тыс. до и. э), оставались долгое время полноводные протоки. Позднее и они высохли, но временами вода прорывалась нз Волги или сосредоточивалась в них после дождей. У таких протоков жили и хоронили своих покойников племена древней Дельты. Сейчас мелиораторы используют естественное русло одного из этих протоков для создания крупного водохранилища.
...Скреперы тонкими слоями срезают насыпь кургана. За каждой машиной идет археолог. Маленькая косточка, обломок сосуда, пятно другого грунта на зачищенной скрепером полосе - признаки погребения, si машина останавливается или переходит на другую полосу, а здесь в ход пускаются лопаты, ножи и кисточки.
Сейчас вдоль участка древнего русла Кривой Луки длиной 45 км на обоих его берегах раскопано 35 курганных групп - практически все курганы в этой зоне.
Когда-то, в начале III тыс. до н. э., в немыслимой древности, здесь, на обильно увлажненной протоками земле жили племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством. Как они сами себя называли, мы никогда, наверное, не узнаем. Археологи называют их племенами «древнеямной» культуры, потому что они хоронили своих покойников под курганами в больших глубоких прямоугольных ямах, укладывая мертвецов на спину с поджатыми ногами и посыпая охрой. На Кривой Луке раскопано много таких курганов. Это самые древние курганы в нашей стране. Аристократия, племенные вожди, чтобы выделиться из массы соплеменников, воздвигали над умершими членами своих семей огромные насыпи. Возвеличить вождя после его смерти, создать ему земляной памятник - такова идея этих погребений, свидетельствующих о первых шагах имущественного расслоения в первобытнообщинном строе, о первых зачатках богатства и знатности.
В одном ямном погребении, под большим курганом обнаружены были останки ребенка. Для него-то и было потрачено так много общественного труда, но курган был все же сооружен. Это, вероятно, отпрыск рода вождя. Доказательство тому - находка редчайшей для того времени веши, которая не могла не цениться очень высоко, - небольшого височного золотого колечка. Это одна из древнейших находок золота в Восточной Европе. В ту эпоху, когда только медь из всех металлов входила систематически в быт людей, золото представляло величайшую редкость. Одна такая находка может оправдать месяцы работы археолога - утомительные, пыльные жаркие будни в голой степи, под палящим солнцем...
С «древнеямной» культурой связана проблема возникновения кочевого хозяйства. Некоторые исследователи, основываясь на наблюдениях, сделанных в Нижнем Поволжье, пришли к выводу, что эти племена уже в глубокой древности, в III тыс. до н. э., вели кочевой образ жизни, при котором группы населения со своим скотом уходили далеко от Волги в степь. Эти заключения базировались на том факте, что погребения «древнеямной» культуры встречаются на большом удалении от Волги. Но наши раскопки и разведки показали, что большинство ямных курганов в древней дельте Волги располагается по руслам протоков, которые в то время были еще обводнены. Отпадает главный аргумент теории о кочевничестве этого населения. Высокоспециализированное животноводство, которым является кочевое скотоводство, - это продукт более поздних эпох.
Едешь от Кривой Луки в сторону Сарпннскнх озер - остатка другого большого древнего протока Волги - и не находишь ни одного кургана, на горизонте - ни одной волнистости - характерного признака курганной группы. А как только подъезжаешь к заросшей тростником цепочке Сарпннскнх озер, встают большие мощные курганы, многие из которых были насыпаны в эпоху «древнеямной» культуры. Эта культура относится к III тыс. до н. э., к периоду медно-каменного века. Только на поздних ее этапах появляются бронзовые изделия. Затем, в эпоху значительно более засушливую, наступает бронзовый век.
В раннем бронзовом веке в степи Поволжья находят племена так называемой «катакомбной» культуры (называется так по обычаю сооружать для покойников катакомбы под курганами). Главная зона расселения этих племен - в степях к западу от Волги, но и в Нижнем Поволжье встречаются эти погребения или отдельные вещи «катакомбной» культуры, и иногда довольно интересные. Например, в одном погребении был найден богато украшенный воронкообразный сосуд, стоявший в специально вырытой для него ямке. Отголосок культа, нам непонятного сейчас, дошел до нас в этом погребении.
В бронзовом веке Нижнее Поволжье заселяют племена так называемой «срубной» культуры. Названа она так тоже по способу погребения: в некоторых районах распространения этой культуры могилы обкладывали деревом, наподобие бревенчатых срубов.
Это была эпоха мощного развития скотоводства и одновременно образования групп населения, занимающегося земледелием. На базе скотоводства, и в частности коневодства, усиливается имущественное неравенство. Племена приобретают большую подвижность. Устанавливаются широкие связи и культурные контакты с соседними племенами. Интенсивно развивается бронзовая металлургия.
Погребения «срубной» культуры встречаются почти в каждом кургане. Чаще всего в более древних курганах, оставленных еще племенами «древнеямной» культуры, устраивали могилы «срубной» культуры. Но есть и «срубные» курганы, специально сооруженные для погребения представителей знати. Встречаются в могилах «срубной» культуры вещи, заслуживающие особого внимания, например фигурные костяные пряжки или набор полированных костяных трубок, - может быть, остатки носовой флейты, известной в древности. Была найдена каменная булава с тремя круглыми выступами и четвертым в виде клюва птицы - знак власти какого-то старейшины или вождя.
С VI в. до н. э. степи Поволжья заселяют племена раннего железного века, известные греческим писателям под именем савроматов, или сарматов. Резко меняется обряд погребения, и прежде всего поза погребенного. В бронзовом веке не только у «срубных» племен, но и у множества других был распространен обычай класть покойника на бок с подогнутыми ногами и прижатыми к груди руками и густо посыпать его охрой. В раннем железном веке костяки оказываются вытянутыми и, как правило, лежащими на спине. До сих пор ученые не могут разгадать смысл скрюченной позы и объяснить причины повсеместного перехода к вытянутому положению трупа, характерному для захоронений раннего железного века. Дело здесь в каких-то верованиях и представлениях о смерти, в резких идеологических сдвигах, связанных с новой эпохой, причем не местных, локальных, а всеобщих, имеющих большое значение для многих племен в разных районах обитаемой территории.
Сарматы известны в науке хорошо. Но каждый археологический сезон дает новые интересные находки, дополняющие общую картину их жизни. Например, нами был раскопан большой курган раннесарматского времени (VI-V века до н.э. В его центре оказалась огромная яма с возведенной вокруг нее кольцевидной стенкой из глины. Это не обычный обряд, он связан с особым социальным положением погребенного. Хотя могила ограблена, но в ней сохранились золотые вещи - тоже свидетельство знатности и богатства погребенного.
Вот еще удачная находка. В большом кургане была открыта могила женщины, похороненной в IV-III вв. до и. э. При ней положили и тушу барана (пищу на тот свет) и украшения - множество бус, больше 800.
Женщина оставалась женщиной и за гробом. Красивые подвески из черного камня, оправленного в золото, украшали ее лицо. В той же могиле лежали вещи, свидетельствующие о связях сарматов с Грецией и греческими колониями Причерноморья: чернолаковая чашечка и двуручный сосуд для вина - амфора с клеймом греческого города Гераклеи. Мы знаем о сношениях греков с сарматскими племенами, знаем о торговых экспедициях эллинов в сарматские степи, но все же находок греческих вешей, да к тому же столь древних и так далеко на Востоке в сарматских могилах, мало и они весьма интересны.
В другом кургане были найдены серебряные бляхи от лошадиной сбруи, так называемые фалары. с изображениями всадников с дротиками. Эти всадники похожи на тех, которых изображали на склепах и надгробиях воинов в греческих колониях Причерноморья. Фалары были изготовлены в варварской степной среде по образцам эллинского искусства.
Раскапываем еще одну сарматскую могилу. Под ножом что-то сверкнуло. Расчищаем дальше, с трудом сдерживая волнение. Золотые бляшки покрывают всю одежду погребенного, кроме того, - золотые украшения на колчане. На животе две пряжки от двух поясов - признаки знатности и власти у древних кочевников. Целый день работаем над этим богатым погребением. Уже расчистили кинжал в деревянных, выкрашенных в ярко-красный цвет ножнах тоже с золотым покрытием, колчан со стрелами, сосуд... После фиксации и зарисовок снимаем украшения. Их почти 300 штук. На всякий случай прочищаем дно могилы и... открывается тайник под костяком погребенного. Древние боялись грабителей могил, самое ценное клали в тайнички - ямки на дне могилы под костяком или замазанные глиной нишкн в стенке могилы. Такой тайник мы и обнаружили. На поверхность извлекается бронзовый котел, в нем крюки, деревянная чашечка. Затем появляются на свет два фалара и, к нашему величайшему сожалению, дальше - дно тайничка. Но п того достаточно, нельзя нам в этот день жаловаться на отсутствие археологического счастья. Это погребение было совершено во II или в начале I в. до н. э. Интересны в нем не только золотые, богатые вещи, но и простые, скромные. Например, бронзовая позолоченная пряжка была в точности повторением прямоугольных пряжек с ажурным зигзаговидным узором, которые находят в памятниках того же времени в Монголии и Южной Сибири, где они принадлежали хунну - предкам знаменитых гуннов. Эта находка еще раз показывает, что огромные пространства евразийской степи не мешали контактам отдельных групп населения Востока и Запада. Вещи, говорящие о сношениях с далекой эллинской культурой, дополняются в наших поволжских коллекциях предметами из еще более далеких Сибири и Монголии.
Поздние сарматские погребения, относящиеся к IV- VI вв. и. э., встречаются редко. Наступивший затем период, связанный главным образом с эпохой Хазарского каганата, в археологических памятниках представлен совсем бедно. Долгое время вообще не удавалось обнаружить следы хазар в Поволжье. А ведь именно здесь располагался Итиль - столица Хазарин. Опасный сосед Руси, властелин многих племен, Хазарский каганат в VIII-X вв. как бы запирал Великий Волжский путь. Его правители эксплуатировали транзитную торговлю на Волге, собирая пошлины с купцов. Существование каганата было важным историческим фактором, в значительной степени определявшим политическую, экономическую, этническую и религиозную ситуации того времени в южной части Восточной Европы. «Ускользавшие» долгое время от археологов хазары, кажется, сейчас «найдены». На Нижней Волге и на Дону встречаются иногда средневековые курганы, которые можно датировать VIII-X вв., с типичным для этой эпохи набором вещей, многочисленными украшениями, сбруей и оружием. Характерным признаком их является квадратный в плане ровик вокруг могилы. В самой же могиле обычно устраивали подбой в одной из стен, куда и клали покойника, закрывая потом деревянным настилом саму могилу. Вот одну такую могилу, причем знатного и богатого воина, раскопала наша экспедиция в районе Кривой Луки под большим, хотя и плоским, невысоким курганом.
Под курганной насыпью из кусков дерна, плотно уложенных один к другому, были обнаружены деревянные плахи, положенные непосредственно на землю. Эта деревянная площадка сооружена в центре кургана, а сбоку от нее к западу вырыта сама могила. Вокруг них шел прямоугольный в плане ровик, ограничивающий площадь примерно 16x16 м. На этом пространстве некоторое время после погребения, видимо, и совершались какие-то культовые действия и церемонии. В могиле лежал костяк мужчины с большим количеством вещей: золотые, серебряные и бронзовые бляхи, пряжки, сосуды; рядом, видимо, чучело коня - от него сохранились череп и концы четырех ног с седлом, стременами и удилами. В головах покойника уложены разрубленные туши не менее чем 18 баранов.
В X-XI вв. в Поволжье обитали кочевники - печенеги и гузы. Хазарский каганат пал под ударами русских дружин, и с востока хлынули в южнорусские степи тюрки - кочевники из Казахстана и Приуралья. Каганат как бы сдерживал их напор, но он погиб, и Русь испытала на себе тревожное соседство новых степняков. Вскоре, в конце XI-XII вв., на место печенегов пришли половцы. В половецкую эпоху Поволжье по каким-то непонятным нам причинам было почти незаселенной областью. Курганов XII в. в этой зоне степей почти нет.
Но наступает грозный XIII век. Монгольское нашествие привело к образованию в степях Поволжья центра новой громадной державы - Золотой Орды, подчинившей и Русь, и Волжскую Болгарию, и Крым, и Северный Кавказ, и значительную часть Средней Азии, не говоря уже о степях Западной Сибири, Казахстана и Восточной Европы.
Может быть, «вакуум», который возник в поволжских степях в XII - начале XIII в., обусловил то, что именно этот район стал центром золотоордынских ханов - здесь были свободные пастбища, где монгольская знать - найоны и огланы - могли вольно кочевать вместе с зависимыми от них кочевыми улусами. Здесь же степи, пригодные для кочевого скотоводства, перемежались пойменными плодородными низинами, удобными для сельского хозяйства той части населения, которая переходила к оседлости. Транзитное значение волжского торгового пути делало этот район еще более удобным и благоприятным для строительства новых городов золотоордынских ханов - центров и форпостов власти завоевателей, пунктов сосредоточения рабов, награбленных богатств, развивающегося на этой почве ремесла и торговли.
Превратив степи Поволжья в центр своей державы, в свой «домен», эолотоордынские ханы стали принудительно переселять сюда некоторые племена старого кочевого населения степей; другие группы кочевников сами шли в эти районы, отдаваясь под покровительство новой степной аристократии. Численность кочевого населения в это время резко возрастает. Поволжская экспедиция раскопала несколько курганных групп XIII-XIV вв., а от предшествующих XI-XII вв. дошли до нас только отдельные погребения в более ранних курганах. Это говорит о том, что в домонгольский период кочевники хоронили своих покойников в случайных местах, в насыпях старых курганов, встретившихся им во время перекочевок, а в золотоордынскую эпоху они устраивали обширные могильники в определенных традиционных местах своих привычных кочевых маршрутов.
Интересен курган XIII-XIV вв. с могилой в центре, в которой лежал покойник головой к северу - типичная ориентировка, распространившаяся в это время в связи с тем, что с Востока вместе с монголами пришли сибирские племена, у которых был культ юга. Покойника они клали так, чтобы лицом он был обращен на юг, в сторону полуденного солнца. Среди типичных
вещей, связанных с военным и кочевым бытом, здесь были вещи богато украшенные, например костяные накладки на колчаны - интереснейшие образцы искусства того времени. Они, видимо, изготавливались в зо-лотоордынских городах для кочевых воинов. Их стиль резко отличается от собственно золотоордынского городского искусства, но вместе с тем встречаются эти накладки обычно в кочевнических курганах, расположенных в непосредственной близости от городов Золотой Орды.
Но другое привлекло наше внимание в этом кургане. Под насыпью лежали бревна, образуя почти правильный восьмигранник. Концы их были соединены, как соединяются бревна срубов. При этом одно бревно было смещено и лежало внутри фигуры. Оно-то и позволило реконструировать важный элемент погребального культа, который ускользал раньше от исследователей. Раз бревно было смещено - значит, бревенчатый восьмиугольный сруб стоял долгое время без насыпи, так долго, что концы бревен успели сгнить. Значит, после погребения и сооружения сруба до насыпи кургана прошло достаточно долгое время. Вероятно, этот промежуток времени по верованиям древних соответствовал особому состоянию умершего, когда он как бы еще не умер окончательно. У многих народов - угров Западной Сибири, тюрских народов - в древности и в недавнем прошлом был распространен этот обычай второго, как бы окончательного погребения. Иногда даже разрывали могилу и клали туда «куклу» - двойника покойника. Этого двойника некоторое время после смерти самого человека, пока его душа еще только на пути в иной мир, держали в доме, кормили, укладывали спать, а потом относили на кладбище. Внимательное изучение деталей погребения в одном из средневековых курганов на Кривой Луке дало возможность археологически зафиксировать в степях Восточной Европы этот заупокойный обряд: окончательная смерть погребенного как бы наступала после определенного цикла культовых действий, когда, наконец, и сооружали насыпь кургана.
Теперь обратимся к золотоордынским городищам. Их изучению отдали мы особенно много сил и времени.
Монгольское нашествие - одно из самых тяжелых исторических воспоминаний русских людей. И не только пожары и грабежи, не только угодничество князей перед новой властью, не только гибель сотен и тысяч людей и десятков городов составляют горечь этой эпохи. Многие русские люди в те годы были уведены в плен, тосковали в проклятой «татарской» неволе на берегах Волги, в половецких степях и на берегах Оно-на и Керулена в далекой Монголии.
В памяти русских Сарай остался проклятым местом. Здесь было все чуждо русскому человеку, все ему враждебно. Такой была столица Золотой Орды и для многих других покоренных монголами народов.
Но на слезах и крови покоренных народов - русских и болгар, кавказцев и жителей Средней Азии, ремесленников Крыма и Китая - выросли в пустынных степях Нижнего Поволжья как сказочные цветы, быстро распустившиеся и столь же быстро увядшие, великолепные дворцы и города золотоордынских ханов. И когда их в 1333 г. посетил знаменитый путешественник Востока ибн Баттута, который смог на них посмотреть без ненависти и вражды, то он был поражен их богатством, великолепием и многолюдством.
«Город Сарай, - писал он, - один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать размеры его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем тридцать мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то: монголы - это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане, кыпчаки, черкесы и русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из
Египта, Сирии и других мест живут в особом участке, где стены окружают имущество купцов».
Действительно, Сарай в первой трети XIV в. был большим городом с мечетями и дворцами, с людными базарами, торговыми складами, городом, где можно было встретить и заморских купцов, и ученых, где мелькали одежды разных народов, звучали разные языки, где смешивались разные религии.
Что осталось от этого великолепия? Обломки былого в выжженной солнцем и омытой водами земле, плоские холмы, под которыми лежат руины домов, ямы от водоемов, наполненных когда-то чистой холодной водой, и туманные воспоминания. Такой вид имеет то место, где находилась эта древняя столица - огромное городище, расположенное у села Селитренного на реке Ахтубе.
Археологические раскопки постепенно возвращают жизнь этим руинам. Один из раскопов Поволжской экспедиции пришелся на большую керамическую мастерскую. Тысячи бракованных сосудов не оставляли сомнений в том, что здесь было производство керамики. Роскошные чаши, покрытые красочной поливой с по-лихромными узорами, сочетающие высокую технику с безукоризненным вкусом, чаши, которые считались раньше привозными из Средней Азии, были найдены среди отходов этой мастерской. Тем самым было доказано местное, сарайское производство большинства типов художественной посуды. Открытие мастерской дало возможность выяснить, как делали эту керамику. Обнаружены десятки форм для оттискивания рельефного орнамента и для лепки самих сосудов, найдена своеобразная палитра гончара-художника - раковина, на которой он растирал и разводил краску. Развалины горнов разнообразной конструкции позволяют понять устройство тех сооружений, в которых посуда подвергалась обжигу: сотни заготовок, полуфабрикатов, прошедших различные стадии технологического процесса, тысячи детален так называемого «печного припаса», при помощи которого размещались чаши в горнах. Здесь же делали изразцы и терракотовые плитки для украшения зданий.
Когда перестала функционировать мастерская гончаров, на этом месте возникло кладбище. Открыты погребения и развалы небольших мазаров, украшенных когда-то мозаикой и майоликой. Игра красок на поверхности стен мавзолеев при свете яркого южного солнца создавала незабываемый художественный эффект, так поражавший всех тех, кто посещал Сарай.
На Селитренном городище был раскопан большой дом аристократической усадьбы. Его внешние капитальные стены сооружены из сырцовых кирпичей. В середине двух противоположных стен, северной и южной, были симметричные ниши - айваны - с проходами. Они вели в центральный зал. Посетитель, минуя проход в южном айване, входил в этот зал и попадал на возвышенную платформу. С нее он должен был затем спуститься на кирпичный пол, окаймленный с боков узкими ступеньками из кирпичей, на которых были положены доски. В середине зала был бассейн, за ним - массивная кирпичная платформа, на которой стояла тахта, т. е. трон хозяина дома. По сторонам от этой платформы имелись проходы в боковые комнаты, а за ней - выход, который выводил через северный айван наружу.
Нужно представить себе этот зал в дни торжественных церемоний и приемов, когда глава дома сидел на возвышении под балдахином, а в зале вокруг бассейна, наполненного водой, стояли и сидели вдоль стен домочадцы и гости.
По обеим сторонам центрального зала располагались два больших совершенно пустых помещения. Это тоже, вероятно, парадные залы. Жилых комнат с лежанками-суфамн и отопительными системами - так называемыми канами (печи и горизонтальные дымоходы внутри лежанок) - было всего три. Три небольшие жилые комнатки-спальни на три огромных парадных зала! Церемонии, культы, приемы составляли важнейшую часть жизни обитателей этого дома. Имелся еще маленький дворик с колоннами вдоль стен и складское помещение. Рядом с большим домом были построены деревянные для слуг.
Таков был этот дом в середине XIV в. Но затем в течение 20-30 лет он несколько раз перестраивался.
Интересно было изучать его развалины. Каждый проход и каждая комната представлялись целыми «рассказами» - их только следовало прочитать: нужно было каждый раз решать массу вопросов - изначальный проход или прорубленный в стене при перестройках, в какой период проход заложили кирпичом, когда снова открыли, почему в связи с открытием или закрытием того или иного прохода была полностью изменена планировка помещения или почему открытие новых проходов в некоторых комнатах не меняло внутренние конструкции, и они оставались прежними. Как нескромные детективы, которые хотят разобраться в семейных драмах и коллизиях, тщательно от них скрываемых, работали археологи над тем, чтобы восстановить историю всех перестроек этого дома.
Некоторые комнаты делились пополам, причем по нескольку раз в разных направлениях, другие - отгораживались от центрального зала, сохраняя связь только с наружным двором, иные, наоборот, отгораживались от двора, и в них можно было войти только из центрального зала. Чувствовалось стремление увеличить жилую площадь: парадные залы перестраивают в жилые - большая семейная обшина дробится; блоки комнат и отдельные помещения наглухо отгораживаются друг от друга - члены этой общины живут не в ладах друг с другом.
Уже в 1370-х годах наступил полный упадок этого дома. Заброшен его центральный зал, бассейн в нем заполняется мусором. Семья распалась, а может быть, погибла. Новые люди и, по-видимому, бедные ютятся в развалинах пышного когда-то дома-дворца. Нестабильность общества, тревожность жизни, распад больших семейных обшин привели к многочисленным перестройкам в течение каких-то 30-40 лет.
Сходную картину можно было наблюдать при раскопках другого еще более богатого дома на Селитрен-ном городище - настоящего многокомнатного дворца. Его центральный зал был огромен - размерами 7х
Х15.2 м. Попадающий в него оказывался вначале на вымостке из жженого кирпича, по бокам которой были суфы. Затем он ступал на квадратный пол. уложенный квадратными н шестиугольными кирпичами, образующими крестовидный орнамент. В центре пола вместо бассейна был устроен большой умывальник с поглотительным колодцем под полом (в Средней Азии их называют «тошнау»). А г. глубине зала имелось квадратное возвышение, выстл шное кирпичами, на котором, очевидно, тоже стояла тахта хозяина - крупного аристократа или вельможи, жившего в Сарае.
Этот зал напоминает центральный зал первого дома. В обоих домах-дворцах вход с юга, а трон хозяина - на севере и обращен на юг. Так же был устроен трон великого каана - главы всей монгольской империи - в его дворце в Каракоруме (в середине XIII в. его посетил и описал монах Вильгельм Рубрук). Очевидно, в этом проявился тот же культ Юга и полуденного солнца, который обнаруживается при изучении степных могил кочевников: там погребенный часто оказывается положенным головой на север, а лицом на юг.
Справа и слева от центрального зала этого дворца располагались жилые и хозяйственные помещения. Это были комнаты с суфами, печами и канамн, с умывальниками («тошной»), с кирпичными полами. В соединительных коридорах также были полы из кирпичей. В одной комнате обнаружен глинобитный диск с желобком вокруг него - подставка под жернов. Здесь, вероятно, была домашняя мельница. В другой комнате располагались в массивной суфе две большие печи для лепешек - тандыры. Это помещение служило пекарней. Во дворце раскопана и ванная комната с кирпичным бассейном, от которого отходила система глиняных труб-водопроводов и желобов.
Стены центрального зала были побелены и украшены изразцами с росписью и позолотой. Другие помещения имели роспись по белой штукатурке. В одной комнате - вероятно, детской - на лежанке, покрытой штукатуркой, была прочерчена прямоугольная фигура для игры, а на стенах комнаты было много процарапанных рисунков, и детских, и взрослых: звери, по возможности пострашней, человек с зонтиком, мужчина в короне. Встречались и надписи уйгурскими и арабскими буквами.
При этом доме был большой банный комплекс - с горячими комнатами, в которых имелись дымоходы, обогревавшие пол, с комнатами для охлаждения, с большим прохладным бассейном. В бане найдено несколько амулетиков - на черепках тушью нарисован квадрат с девятью клетками, в каждой помещена была цифра от 1 до 9, так что по всем линиям сумма цифр оказывалась одинаковой - 15.