Зачем Союзу России и Белоруссии свой противовоздушный щитО функционировании союзной системы ПВО.25 августа 2017 года закончились трехдневные учения сил тылового обеспечения вооруженных сил Республики Беларусь и материально-технического обеспечения вооруженных сил Российской Федерации. Хотя формально они проводились в рамках подготовки к предстоящим в сентябре большим российско-белорусским общевойсковым маневрам "Запад 2017", в действительности на них была проведена проверка на функциональность всей объединенной системы ПВО Союзного государства. По итогам можно заключить, что проблема с обеспечением защиты обеих стран от воздушного нападения противника (прежде всего - военного блока НАТО), возникшая в конце 80-ых годов ХХ века, в целом решена успешно. Дальнейшей задачей уже является совершенствование мастерства всех ее компонентов, наработка эксплуатационной практики и опыта боевого дежурства.
Во времена СССР западное направление (это Северо-западный и Центральный промышленные районы, обеспечивавшие более 50% производственных мощностей Советского Союза) прикрывалось силами двух отдельных армий ПВО (2-я в Беларуси и 8-я на Украине), 27-го отдельного корпуса ПВО и 14-й дивизии ПВО, дислоцированных в Прибалтике. Взятые вместе, они формировали примерно половину из совокупных сил и средств противовоздушной обороны Советского Союза. В 1984 году в войска ПВО СССР несли службу около полумиллиона солдат и офицеров, в них насчитывалось 70 истребительных авиаполков (в составе 2 600 самолетов разных типов) и 190 боевых зенитно-ракетных частей (полков и бригад, имевших на вооружении по меньшей мере 7600 пусковых установок ЗРК С-75, С-125, С-200 и С-300), а также 60 радиотехнических частей, оснащенных десятью тысячами радиолокационных станций различного типа и назначения.
В результате распада страны в 1991 году России удалось сохранить лишь 2/3 этих сил, да и то многие из них находились в плачевном состоянии, а на ряде направлений вообще образовалась дыра, фактически не прикрытая ничем. Прибалтика поспешила избавиться от советских войск полностью, а из остатков частей, базировавшихся в бывших советских республиках, новые независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы. При этом, в виду изолированности их государственной принадлежности, никакого, даже просто оперативно-информационного, не говоря уже о практическом боевом, взаимодействия с ПВО РФ не существовало. Обширное предполье, ранее обеспечивавшее гарантированную возможность отражения любого воздушного вторжения, исчезло.
В то же время продвижение границ Североатлантического альянса на Восток привело к их соприкосновению непосредственно с российской территорией. На ряде направлений, прежде всего на границе с Прибалтикой, это создало уже не только стратегическую, но оперативную и даже просто тактическую угрозу. Так, в частности, от эстонского города Нарва до Санкт-Петербурга расстояние по прямой составляет всего 134 километра. Американская крылатая ракета BGM-109 Tomahawk - на данный момент одно из основных средств ракетно-ядерного нападения (наряду с баллистическими ракетами и тактическими авиабомбами) ВС США и НАТО, - обладающая крейсерской скоростью в 880 километров в час, преодолевает это расстояние за 9 минут и 8 секунд. Создание эффективного противодействия этой угрозе стало для России первоочередной стратегической задачей.
Ее решение было найдено в направлении военно-технического и общего военного сотрудничества с партнерами по СНГ, в первую очередь - в рамках Союзного государства России и Беларуси. Весной, в апреле, 2016 года окончательно завершилось создание единой российско-белорусской системы противовоздушной обороны. Следует отметить, что процесс шел не просто. О создании инструмента коллективной обороны Минск и Москва договорились еще в 2009 году, но единая цифровая система управления общей структурой ПВО заработала только три года спустя, а формирование прочих ее элементов заняло еще четыре года. Тем не менее, состоявшиеся в Беларуси учения успешное достижение стратегической цели подтвердили.
Объединенная система ПВО Союза на боевое дежурство заступила. Она состоит из частей и соединений воздушно-космических сил РФ, дислоцированных на Северо-западе России и в Калининградской области, а также войск ПВО и ВВС Республики Беларусь. Управление ею осуществляется с Центрального командного пункта единой восточно-европейской региональной системы (ЦКП ЕВЕРС) ПВО попеременно командующими, назначаемыми из обеих стран на ротационной основе. Так, в частности, в августе 2013 года первым ее возглавил командующий ВВС и ПВО Республики Беларусь генерал-майор Олег Николаевич Двигалев.
С белорусской стороны в ЕВЕРС ПВО входят три зенитно-ракетные бригады и три зенитно-ракетных полка, состоящие из 16-ти дивизионов С300ПС/ПТ и С-300В, а также 4 дивизионов комплексов "Бук". Их обеспечивают две радиотехнические бригады, имеющие на вооружении РЛС "Роса-РБ" и "Восток-Д" белорусской разработки. Авиационная компонента состоит из истребительной авиабазы в Барановичах, имеющей 29 истребителей МиГ-29, в том числе 20 машин, прошедших модернизацию до новейшей модификации МиГ-29БМ, не уступающей по тактико-техническим возможностям машинам вероятного противника - стран НАТО. Впрочем, к концу 2020 года их планируется заменить на многофункциональные тяжелые истребители Су-30СМ. В 2016 году ПВО РБ были существенно усилены благодаря получению из России четырех дивизионов ЗРК С-300ПС, два из которых размещены в районе Полоцка, один - в окрестностях Гродно, и один в Брестской области. В обмен на это Минск поставил в Россию партию восьмиосных шасси МЗКТ-79221 для российских мобильных комплексов РТ-2ПМ2 "Тополь-М".
Российским вкладом в Единую Восточно-Европейскую Региональную Систему ПВО, являются: находящаяся в районе города Ганцевичи Минской области российская РЛС "Волга", входящая в систему предупреждения о ракетном нападении, а также российские истребители-бомбардировщики Су-27, на ротационной основе несущие дежурство на аэродроме в Барановичах. Кроме того, в нее оперативно включены все части ВКС РФ в Калининградской области, а также в Западной России. В том числе в Калининграде: два зенитно-ракетных полка; три отдельных батальона РЭБ; бригада ПВО; три радиотехнических батальона; авиационная база в пос. Чкаловск. На их вооружении находятся ЗРК С-400 "Триумф" и 50 боевых самолетов различных типов. В целом же на Западном направлении РФ сосредоточено свыше 40% сил и средств противовоздушной обороны страны. Только в двух бригадах ВКС РФ (штабы в Североморске и Санкт-Петербурге) входящих в состав 1-й армии ВВС и ПВО, насчитывается 29 дивизионов ЗРК С-300В и свыше двух десятков дивизионов ЗРК "Тор-М1". Это не считая батарей ракетно-артиллерийских зенитных комплексов "Панцирь-С1". Так же в состав 1-й армии входит 105-я смешанная авиадивизия в составе 24 Су-34 и 12 Су-24МР (место дислокации - Воронеж), МиГ-29УБТ и СМТ (базируются в Курске) и МиГ-31БМ, Су-27С (авиабаза Хотилово в Тверской области).
По итогам математического моделирования и результатам уже проведенных учений создание Единой Восточно-Европейской Системы увеличило возможности ПВО Беларуси в 1,4 - 1,6 раза, а России - в 1,7 раза. Общая эффективность прикрытия обеих стран от средств воздушного нападения возросла минимум на 35% по сравнению с обычным арифметическим сложением всех, входящих в нее сил и средств, взятых по отдельности. Совместными усилиями рубеж обнаружения воздушного нападения отодвинут на запад более чем на 960 - 1200 километров. Воздушное пространство Прибалтики союзными зенитно-ракетными комплексами простреливается полностью, а небо над Польшей контролируется на глубину до линии Гданьск - Быдгощ - Лодзь - Краков. Причем, благодаря взаимодействию с калининградской группировкой, обеспечивается многократное перекрытие зон и секторов стрельбы, тем самым Прибалтика полностью, а Польша как минимум на 300 - 350 километров от восточной границы далее на запад исключается из зон свободного оперирования и даже базирования авиации НАТО. В противном случае самолеты и ракеты могут перехватываться еще на этапе взлета (запуска) и набора высоты. Кроме того, противовоздушный зонтик накрывает всю восточную часть Балтийского моря вплоть до юго-западной оконечности острова Эланд.
Прошедшие в Беларуси учения показали общую эффективность созданного механизма. Ее дополнительной проверкой станут учения "Запад 2017", в рамках которых, кроме всего прочего, предстоит отработать оперативное перебазирование авиационных частей усиления из состава ВКС РФ на авиабазы в Беларуси. В том числе проведение взлетно-посадочных операций на участках автострад, специально подготовленных для развертывания временных полевых аэродромов. Белорусские пилоты в этом свое мастерство уже продемонстрировали успешно.
Так что в дальнейшем усилия будут сосредоточены на наработку опыта совместного боевого дежурства и методик реагирования на различные варианты изменений общей, в том числе оперативной и тактической, обстановки. Но главное - союзный противовоздушный щит уже функционирует успешно.
https://www.sonar2050.org/publications/zachem-soyuzu-rossii-i-belorussii-svoy-protivovozdushnyy-shchit/