История Евразии от древних времён и далее
925,800 4,486
 

  753 ( Слушатель )
06 июл 2009 09:15:45

Тред №124405

новая дискуссия Дискуссия  196

ursus вы правы в том, что княжеская дружина была дружина профессиональных воинов и хорошо вооруженных, но она была маленькой, всего несколько сот человек. Главный князь мог набрать и содержать тысячу-две, но это максимум, да и то на период военных действий.
Да русские постоянно воевали между собой (князья) и с половцами в 11-12 веках.
Но в сам период, до монгольского нашествия, (лет двадцать-тридцать)было затишье.  Половцы были союзниками. Полков на постоянной кадровой основе, кроме маленьких княжеских дружин, в то время не было.
Каких то гигантских походов соединенного русского войска (например, против половцев) не было давно, с конца 12 века.
Кого победили в битвах русские князья до битвы на Калке? Никого! Битв не было! А тут пришло неведомое племя "татар" (признаю, что татары тоже были), и как потом выяснилось многоопытное, отточивших свое мастерство в бесчисленных битвах. Кстати, Куликовская битва доказала, что татарское войско было сильным, очень сильным. Она так же доказывала, что татар можно было победить, только объединив все усилия Руси в единый кулак (без отдельных княжеств).
И, кстати, русские князья прекрасно знали численность войска монгол от половцев, которые много с ними сталкивались до этого. Поэтому и выступили с таким большим и объединенным войском.
О силе монгольского войска пишут и в летописях:
ипатьевкая -
Данилъ Романовичь . и гна всєдъ
на конь . видєти невиданьноя рати . и соущии с ними коньници . и инии мнозии
князи с нимь гнаша . видити невидєное рати онем же отшедшимъ Юрьги же имъ
сказываше . яко стрєлци соуть . инии же молвяхоуть . яко простии людье соуть
поущеи Половець . Юрьги же Домамиричь . молвяшеть ратници соуть . и добрая вои
. приєхавъше же сказаша Мьстиславоу Юрьиги же все сказа . и рекшимъ молодымъ
-----------------------------------------------------------------------
То есть у них была рать(армия) и добрые воины.
В принципе мы из истории знаем, что тяжелая пехота или конница это ещё не все. Были не раз битвы, когда от более легких войск или плохих природных условий (болота, леса, горных троп), тактического расположения войска, более тяжелая армия несла поражение.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
06 июл 2009 12:25:34

Насчет монгол и татар.
В советский переод, при обсуждении нашествия и времен правления "татаро-монгол" было принято называть татаро-монголы и говоря о походах в целом, не делить племена участвовшие в походах на Русь. Делили когда обсуждался конкретный поход.
В досоветских источниках тоже часто писала татары(монголы) или монголы(татары).
И достаточно четкое разделение племен начинается, когда описывают конец владычества орды(Стояние на Угре и т.п.).  
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.
С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “тата”, отсюда татарин”. Затем монголов отождествили с татарами. БСЭ пишет: “…татары племя монгольское”. Процесс слияния таков: монголы включали покоренные народы в свои отряды и ставили их вперед, как пушечное мясо. Вильгельм Де Рубрук пишет: “Хингиз (Чингиз) повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, т.к. везде кричали: “Вот идут татары”. Но в частых недавних войнах почти все они были перебиты.” Внешне моноголы татары разительно отличались от европейцев. Невысокие, с короткими ногами, скуластые, нос плоский, глаза маленькие, борода у них почти не растет. Многоженцы в меру достатка. Половые отношения почти беспорядочные. У них могут жениться на родственницах, кроме матери, дочери и сестры единоутробной. У них господствовал закон левирата. Младший брат должен жениться на жене покойного старшего брата. И вот какой случай рассказывает Карпини: “После убийства Андрея Черниговского по обвинению в конокрадстве, Батый велел отроку, брату Андрея, взять в жены вдову Андрея. Тот готов был умереть, но — как рассказывает Карпини,– их повели на ложе и плачущего и кричащего отрока положили на нее и принудили их совокупиться сочетанием не условным, а полным по закону ливерата”. Одеваются мужчины и женщины одинаково, как в наше время. Живут в юртах из прутьев и тонких палок. Некоторые юрты разбираются и перевозятся на повозках. Главное богатство их — скот: верблюды, овцы, лошади, быки, козы. Свиней и иных животных у них нет. Соловьев рассказывает: “Мальчишки, сделав из полы свиное ухо, бегают за татарами и кричат: “Князь! Князь!”. Татары покорны своим властям. Ссоры между ними редки. Драки и убийств нет, воровства нет, нет и замков. Они довольно выносливы, голодая день или два, — рассказывают путешественники, — поют и играют, как будто хорошо поели. Люди не изнеженные, легко переносят стужу и зной. А какие там морозы–по40-50 градусов да еще с ветерком, а зимы бесснежные. Жены их целомудренны, но некоторые в шутку произносят достаточно позорных и бесстыдных слов (мат). Они весьма горды, спесивы, презирают иноземцев, даже знатных. Вот, например, когда прибыл в Каракорум, в ставку императора, владимирский князь Ярослав (отец св. Александра Невского), слуги императора не оказывали почестей великому князю. Карпини: “Шли впереди Ярослава и занимали всегда первое и главное место, в то время когда надлежало сидеть сзади зада его”
-------------------------------------------

А вот еще сылка на этимологию слова татары
§ 3. Этимология этнонима татары, считается спорной до сих пор. Не останавливаясь на многочисленных ее толкованиях, приведем этимологию, которая укладывается в систему строения многих тюркских этнонимов таких, как — суар, сувар, сабир, булгар, балкар (малкар), ауар (оар), авар, уйгур, огур, салар, кан-гар, хазар, тагар, тауар (таурмен), тавр, агачэр, акацир, ми-шэр, татар и т. д., завершающую часть (-ар, — эр, — ур, — up) которых, несмотря на наличие различных именных и вербальных объяснений, по-видимому, можно вывести из одного и того же источника эр со значением 'человек, люди, род, племя'. Первая часть этих этнонимов обозначает характерные, присущие только этим этносам признаки. Так, корни су, сув, саб, булг или бул-га в значении 'вода, источник' обозначали роды и племена, имеющие какое-то отношение к воде, источнику, реке или считающие своим тотемом воду; первый корень в булгар может быть и от слова балыг 'дом, город'; ав, ау, по-видимому, обозначали охоту или дом, жилище; значение основ уйг, ог, сал (салг), канг требует дальнейшего выяснения; хаз, по всей вероятности, восходит к слову кас, которое применялось в значении 'скала, ущелье, грот, крутая гора'; таг, may 'гора'; агач (агац), мишэ 'дерево, лес', следовательно, слово агачэр (акацир) было этнонимом племен, имеющих какое-то отношение к лесу или считающих своим тотемом дерево. Что касается тат в слове татар, то оно применялось и применяется сейчас в некоторых тюркских языках в значении 'чужой, не своего племени', в переносном смысле оно обозначало и 'людей, служащих у вельмож', 'праздношатающихся', 'крепостных' и т. д. Фонетическими вариантами слова тат в значении 'чужие' выступают дат, щат, йат, чит, где фонетическое изменение т~д~й~ж~ч является вполне закономерным. (В Индии тюрков называют жат, самоназвание добруджинских татар — читак). Таким образом, этноним татар этимологически состоит из двух частей: тат — 'чужой' и ар — 'люди', татар — 'чужие люди, люди чужого племени' — и по происхождению является тюркским словом.
------------------------------------------
  • +0.00 / 0
  • АУ