Цитата: 753 от 06.07.2009 09:15:45
Кого победили в битвах русские князья до битвы на Калке? Никого! Битв не было! А тут пришло неведомое племя "татар" (признаю, что татары тоже были), и как потом выяснилось многоопытное, отточивших свое мастерство в бесчисленных битвах. Кстати, Куликовская битва доказала, что татарское войско было сильным, очень сильным. Она так же доказывала, что татар можно было победить, только объединив все усилия Руси в единый кулак (без отдельных княжеств).
Насчет монгол и татар.
В советский переод, при обсуждении нашествия и времен правления "татаро-монгол" было принято называть
татаро-монголы и говоря о походах в целом, не делить племена участвовшие в походах на Русь. Делили когда обсуждался конкретный поход.
В досоветских источниках тоже часто писала татары(монголы) или монголы(татары).
И достаточно четкое разделение племен начинается, когда описывают конец владычества орды(Стояние на Угре и т.п.).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “тата”, отсюда татарин”. Затем монголов отождествили с татарами. БСЭ пишет: “…татары племя монгольское”. Процесс слияния таков: монголы включали покоренные народы в свои отряды и ставили их вперед, как пушечное мясо. Вильгельм Де Рубрук пишет: “Хингиз (Чингиз) повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, т.к. везде кричали: “Вот идут татары”. Но в частых недавних войнах почти все они были перебиты.” Внешне моноголы татары разительно отличались от европейцев. Невысокие, с короткими ногами, скуластые, нос плоский, глаза маленькие, борода у них почти не растет. Многоженцы в меру достатка. Половые отношения почти беспорядочные. У них могут жениться на родственницах, кроме матери, дочери и сестры единоутробной. У них господствовал закон левирата. Младший брат должен жениться на жене покойного старшего брата. И вот какой случай рассказывает Карпини: “После убийства Андрея Черниговского по обвинению в конокрадстве, Батый велел отроку, брату Андрея, взять в жены вдову Андрея. Тот готов был умереть, но — как рассказывает Карпини,– их повели на ложе и плачущего и кричащего отрока положили на нее и принудили их совокупиться сочетанием не условным, а полным по закону ливерата”. Одеваются мужчины и женщины одинаково, как в наше время. Живут в юртах из прутьев и тонких палок. Некоторые юрты разбираются и перевозятся на повозках. Главное богатство их — скот: верблюды, овцы, лошади, быки, козы. Свиней и иных животных у них нет. Соловьев рассказывает: “Мальчишки, сделав из полы свиное ухо, бегают за татарами и кричат: “Князь! Князь!”. Татары покорны своим властям. Ссоры между ними редки. Драки и убийств нет, воровства нет, нет и замков. Они довольно выносливы, голодая день или два, — рассказывают путешественники, — поют и играют, как будто хорошо поели. Люди не изнеженные, легко переносят стужу и зной. А какие там морозы–по40-50 градусов да еще с ветерком, а зимы бесснежные. Жены их целомудренны, но некоторые в шутку произносят достаточно позорных и бесстыдных слов (мат). Они весьма горды, спесивы, презирают иноземцев, даже знатных. Вот, например, когда прибыл в Каракорум, в ставку императора, владимирский князь Ярослав (отец св. Александра Невского), слуги императора не оказывали почестей великому князю. Карпини: “Шли впереди Ярослава и занимали всегда первое и главное место, в то время когда надлежало сидеть сзади зада его”
-------------------------------------------
А вот еще сылка на этимологию слова татары§ 3. Этимология этнонима татары, считается спорной до сих пор. Не останавливаясь на многочисленных ее толкованиях, приведем этимологию, которая укладывается в систему строения многих тюркских этнонимов таких, как — суар, сувар, сабир, булгар, балкар (малкар), ауар (оар), авар, уйгур, огур, салар, кан-гар, хазар, тагар, тауар (таурмен), тавр, агачэр, акацир, ми-шэр, татар и т. д., завершающую часть (-ар, — эр, — ур, — up) которых, несмотря на наличие различных именных и вербальных объяснений, по-видимому, можно вывести из одного и того же источника эр со значением 'человек, люди, род, племя'. Первая часть этих этнонимов обозначает характерные, присущие только этим этносам признаки. Так, корни су, сув, саб, булг или бул-га в значении 'вода, источник' обозначали роды и племена, имеющие какое-то отношение к воде, источнику, реке или считающие своим тотемом воду; первый корень в булгар может быть и от слова балыг 'дом, город'; ав, ау, по-видимому, обозначали охоту или дом, жилище; значение основ уйг, ог, сал (салг), канг требует дальнейшего выяснения; хаз, по всей вероятности, восходит к слову кас, которое применялось в значении 'скала, ущелье, грот, крутая гора'; таг, may 'гора'; агач (агац), мишэ 'дерево, лес', следовательно, слово агачэр (акацир) было этнонимом племен, имеющих какое-то отношение к лесу или считающих своим тотемом дерево. Что касается тат в слове татар, то оно применялось и применяется сейчас в некоторых тюркских языках в значении 'чужой, не своего племени', в переносном смысле оно обозначало и 'людей, служащих у вельмож', 'праздношатающихся', 'крепостных' и т. д. Фонетическими вариантами слова тат в значении 'чужие' выступают дат, щат, йат, чит, где фонетическое изменение т~д~й~ж~ч является вполне закономерным. (В Индии тюрков называют жат, самоназвание добруджинских татар — читак). Таким образом, этноним татар этимологически состоит из двух частей: тат — 'чужой' и ар — 'люди', татар — 'чужие люди, люди чужого племени' — и по происхождению является тюркским словом.
------------------------------------------