За последние несколько месяцев северокорейские ракетчики и ядерщики продемонстрировали всему миру немалые успехи. Нельзя сказать, что их достижения оказались совсем уж неожиданными: большинство технических специалистов еще лет 5–6 назад начали говорить, что превращение КНДР в полноценную ядерную державу — лишь вопрос времени. Тем не менее мало кто ожидал, что это превращение произойдет столь быстро.
Сеул заговорил
Жители Пхеньяна следят за новостным сообщением о запуске баллистической ракеты средней дальности Hwasong-12
Фото: REUTERS/Kyodo
Главным событием северокорейской ядерной гонки стали проведенные в июле два запуска межконтинентальной баллистической ракеты. Ее дальность оценивается в 10 тыс. км, иначе говоря, достаточна для того, чтобы ракета могла долететь до Чикаго и, вероятно, Нью-Йорка.
Успешное испытание подобной ракеты — свидетельство того, что КНДР стала третьим после России и Китая государством, способным нанести ядерный удар по территории США. Это обстоятельство значительно само по себе, но не исключено, что оно приведет к последствиям, которые сейчас трудно даже предсказать. Одним из них может стать глубокий кризис режима нераспространения ядерного оружия. Первые признаки этого кризиса уже появились: в Южной Корее стали всерьез говорить о том, что и Сеулу было бы неплохо обзавестись собственным ядерным арсеналом.На первый взгляд, ничего совсем уж неожиданного в этом нет. Вот уже больше 10 лет, прошедших с момента проведения КНДР в 2006 году первых ядерных испытаний, опросы общественного мнения стабильно показывают, что
более половины граждан Южной Кореи хотят, чтобы в распоряжении Сеула оказалось ядерное оружие. В начале сентября этого года во время опроса, проведенного Институтом Гэллапа,
такое мнение высказали 60% респондентов.Получится ли создать
Нет сомнений в том, что
у Южной Кореи хватает финансовых и технических возможностей, чтобы без особого труда занять место в клубе владельцев ядерного оружия. Мало кто теперь помнит, что первым разрабатывать ядерное оружие на Корейском полуострове начал не Север, а Юг.
В 1970-х годах, во время правления генерала Пак Чон Хи, в обстановке строжайшей секретности южнокорейские ученые и инженеры не покладая рук трудились над созданием ядерной бомбы. Они достаточно далеко успели в этом деле продвинуться, прежде чем американцы решительным образом пресекли развитие проекта.
Военный парад южнокорейской армии с гигантским портретом Пак Чон Хи на заднем плане
Фото: commons.wikimedia.org/Baek Jong-sik
Многие патриотически настроенные корейцы и сейчас верят, что убийство Пак Чон Хи в 1979 году было организовано американцами, которые таким образом, дескать, стремились не допустить превращения Южной Кореи в великую ядерную державу. Впрочем, эти же люди зачастую столь же искренне и непоколебимо убеждены в том, что и древнекитайская, и шумерская цивилизации были созданы корейцами. Конечно, сеульские таксисты и пусанские корабелы, пропустив бутылочку-другую соджу, готовы немного помечтать о том, как их страна обзаведется ядерным оружием и покажет всем, кому надо, свой вариант кузькиной матери. Но все эти разговоры никакого отношения к большой политике не имели и серьезными людьми не велись. Так продолжалось до июля этого года.
Что изменилось сейчас
Главное новшество — это то, что
США, на протяжении почти семи десятилетий выступавшие главным гарантом южнокорейской безопасности, оказались в зоне досягаемости северокорейского ядерного оружия — ситуация, еще недавно казавшаяся немыслимой.
Позиция американского ракетного комплекса THAAD в Южной Корее
Фото: REUTERS/Yonhap/Kim Jun-Bum
До этого в Сеуле точно знали: если КНДР попытается силой объединить полуостров, на помощь Южной Корее придут американцы, которые по меньшей мере выправят положение. Один раз так уже было: когда в июне 1950-го северокорейские армии буквально смели плохо подготовленные и не имеющие тяжелого вооружения южнокорейские части, заняв около 90% территории полуострова, принятое Вашингтоном решение отправить в Корею войска спасло южнокорейскую государственность. Однако сейчас былая уверенность в нерушимости союза с США поколеблена.
В нынешней ситуации попытка Вашингтона вмешаться в конфликт между Сеулом и Пхеньяном может привести к тому, что под ударом окажутся американские города — Сан-Франциско или Чикаго. И далеко не все представители южнокорейской элиты уверены, что власти США пойдут на этот риск ради помощи Южной Корее.
Как это будет
В Сеуле всё чаще обсуждается гипотетический сценарий, в соответствии с которым Северная Корея начинает нагнетать напряженность, постепенно доводя дело до прямого военного столкновения, а после начала конфликта предъявляет США ультиматум, угрожая ядерным ударом в случае «вмешательства во внутренние дела Кореи». Если Соединенные Штаты дрогнут (что, надо признать, вполне вероятно), то Северная Корея может использовать свое ядерное превосходство для достижения победы — несмотря на, казалось бы, подавляющее превосходство Юга в обычных вооружениях.
Военные учения южнокорейской армии вблизи демилитаризованной зоны в Паджу, разделяющей две Кореи
Фото: REUTERS/Kim Hong-Ji
Можно, конечно, заявить, что этот сценарий носит несколько умозрительный и даже параноидальный характер, ибо главная цель северокорейской ядерной программы — не наступательная, а оборонительная. Однако
в политике и стратегии интересуются не намерениями, а возможностями — и возможности для реализации такого сценария у Северной Кореи, кажется, появились или, по крайней мере, скоро появятся. В мировой истории немало примеров того, как страна, начав наращивание вооруженных сил по сугубо оборонительным причинам, как-то незаметно для себя превращалась в агрессивную державу и при некотором везении захватывала немалую часть мира.
Разработка собственного ядерного оружия в этой ситуации представляется логичным и разумным шагом. Такое оружие позволит Южной Корее создать независимую систему обороны и не беспокоиться о том, можно ли полагаться на союзников — ядерное оружие решает подобные проблемы с удивительной легкостью.
Что помешает
Правда, есть немалые сомнения по поводу того, что нынешние ядерные амбиции Сеулу удастся реализовать. Как только ядерная программа будет запущена, страна окажется под международными санкциями. Для Южной Кореи, чья экономика очень зависит от внешней торговли, это будет крайне болезненный удар. Санкции неизбежно вызовут тяжелейший экономический кризис и снижение уровня доходов большинства населения.
Особую опасность для Сеула представляет Китай, который никогда не смирится с вступлением Южной Кореи в ядерный клуб, поскольку вслед за ней туда устремятся Япония, Тайвань и Вьетнам (все эти страны имеют, мягко скажем, не самые сердечные отношения с Пекином). В настоящее время на Китай приходится около четверти всей южнокорейской внешней торговли, так что введение КНР жестких ограничительных мер против Сеула вполне в состоянии вызывать в Южной Корее экономический кризис беспрецедентного масштаба.
При этом Южная Корея является демократией, население которой очень чувствительно даже к небольшим изменениям в уровне жизни и доходов.
В отличие от, скажем, израильтян южнокорейцы не воспринимают свою родину как «осажденную крепость» — государство, постоянно живущее в состоянии мобилизации. Южнокорейские десантники принимают участие в военных учениях недалеко от спорной морской границы с Северной Кореей
Фото: REUTERS/Yonhap/Choi Jae-gu
Они, конечно, обеспокоены северокорейскими испытаниями и, вероятно, поддержали бы развитие собственной ядерной программы — а уж изготовление бомбы так и вовсе вызвало бы всплеск патриотизма, — но только в том случае, если их жизнь не станет от этого менее приятной. Однако в силу описанных выше причин, «и рыбку съесть, и в пруд не лезть» не получится. Так что,
хотя развитие ядерной программы в случае Южной Кореи и выглядит разумным шагом с точки зрения обороны, с политической точки зрения это будет самоубийством, так как правительство, загнавшее страну под санкции, гарантированно проиграет следующие выборы.
Тем не менее
совсем уж сбрасывать со счетов возможность того, что в Сеуле всё же решатся заняться созданием бомбы, нельзя. В конце концов, когда на кону выживание государства, комфортом жизни граждан можно поступиться. Если Южная Корея действительно станет на этот путь, то джин ядерного распространения окончательно вырвется из бутылки, в которой его удавалось худо-бедно держать более полувека...
СсылкаУважаемый Ло Реан опубликовал на БПМ статью С. Караганова в РГ от 7 сентября с.г. Она даёт общий взгляд на происходящие в мире события. Но, говоря о ядерном оружии, он заявляет следующее: "Через несколько лет почти неизбежно такой статус захотят получить и, скорее всего, получат Южная Корея и Япония. Не только из-за северокорейского фактора и объективного ослабления надежности американского союзника, но и для компенсации растущей мощи Китая..." Похоже, что у нас некоторые лица из политических кругов уже готовы признать ядерные статусы КНДР, РК и Японии. И статья А. Ланькова прямо в тему.