История Евразии от древних времён и далее
924,697 4,478
 

  ursus ( Слушатель )
06 июл 2009 12:27:30

Тред №124437

новая дискуссия Дискуссия  174

Ну и к чему это?
Дело не в том, сколько погибло в Невской битве. Вы опять, вместо темы, начинаете скакать от одного к другому. Я писал - что дружины ОДНОГО княжества хватило поставить на уши шведов и ливонский РЫЦАРСКИЙ орден. Это к их малочисленности и нетринированности. Если это - малочисленные и нетренированные, то кто тогда после этого грозные европейские рыцари?

Что из себя представляли их силы - считавшимися достаточными для захвата целых стран и ведения многолетних войн - прочтите по летописям. Сколько привела Жанна дАрк к Орлеану, сколько хватило потерь, рыцарей, чтоб списать в утиль Ливонский орден.

Дружина в 500 -1000 человек обученных и вооружённых тяжёлых всадников - была такой же стратегической силой, как танковая армия сопоставимого количества в ВМВ.

А вы втираете про то, что какие-то уйгуры с какими-то туркменами и прочими скотоводами, вот так взяли и снесли нафиг объединённое рыцарское ворйско. Да ещё бились несколько дней. Это такой абсурд, что просто нет слов. Такого отродясь не было. Всех этих уйгуров казаки Ермака Тимофеича - прошли как нож сквозь коровью лепёшку. Причём - у них дома, а не на гастролях.

Уйгуры и туркмены МОГЛИ быть. В качестве лёгкой конницы. Как киргизы и башкиры в составе Русской Армии во время наполеоновских войн. Но основу - они не могли составлять. И победить сперва панцирную конницу, а потом - знаменитый гуситский или казачий Гуляй-город, с засевшими там дружинниками и пехотинцами - тем паче.




Тут очевидно какая-то историческая байда.
Особо напрягает деятельный Плоскиня, удостоившийся даже упопминания в летописях и отсутствие каких- либо монголов.

Скорее всего дело выглядело совсем иначе.
Под давлением степняков, вошедших в фазу передела угодий, началась движуха в степях между Доном и Волгой - на Диком Поле.
Часть половцев пересралась с другой частью половцев, которые могли войти в союз или попасть под контроль кипчаков или какого-то нового племенного союза.
Гонимые пинками с насиженных угодий - ЧАСТЬ половцев попёрлась к кумовьям на Киев и Русь. Пугая князей невиданным нашествием и рассказывая басни о страшных ордах хрен откуда взявшихся кочевников, скромно умалчивая о своих тёрках или намекая на возможности гешефта и вечной дружбы.

Задолбанные междуусобными сечами русские князья, в пролной силе и тонусе, решили поучаствовать в чужом веселье, настучать по рогам обидчикам кумовьёв и заодно пощекотать копьём волжских и каспийских (Тьму-Тараканское княжество) беспредельщиков, получив бонусы и поддержку в переделах престолов рюриковичей.

Разогнав первые степные орды - они нормальным ходом двинулись куда им надо, не особо ожидая подлян. Может быть считали, со слов половцев, что ни татары(волжские булгары), ни волжские и каспийские половцы не станут против них воевать.

А на Волге могло твориться РАЗНОЕ. Как известно новгордские ушкуйники регулярно прочищали русло Волги-Матушки, со времён Рюрика до времён Стеньки Разина - на предмет свободы мореплавания, снося всё, что мешало свободе торговли. Возможно, что новгородцы или сами были инициаторами половецкой зарубы или быстро нашли в ней своё место, но очевидно, что Плоскине вовсе не улыбалось увидеть киевлян и прочих галичан и черниговцев, вместе с разгромленными лузерами из половецких родов, на месте тех, с кем они уже утрясли все проблемы.

Тут как-бы ощутим момент неких проблем. Возможно киевляне начали мягко посылать нах новгородцев, ведших дела по Днепру, и появление их на юго-восточном направлении, основном торговом пути с бурно развивающейся Азией - был воспринят как попытка перехватить и волжскую торговлю.

Пока Русские войска гоняли урюков и шкандыбали маршрутом Святослава, противник отмобилизовал конные половецкие рати, СОПОСТАВИМЫЕ по своему качеству с русскими ратями, хотя и худшими, привлекли союзные войска - тех же ушкуйников и казаков, которые наверняка испокон веку проживали вперемешку с кочевыми народами, как и ныне славяне на Волге, привлекли лёгкую конницу из степей - типа киргизов (они же - уйгуры), и вышли навстречу.

По-ходу, - начались взаимные тёрки.  Наверняка аргументы были весомые, в рядах русских князей начался разлад по теме цели похода и переоценка риска. Поняли, что половцы чего-то не того наплели. Но уже не нашли что делать, и решили, что каждый будет выкручиваться так, как считает нужным. Так что никакая не "зависть" князей, как пишет летописец, сыграла роль, а нормальная переоценка целей похода и стремление соскочить без драки из затруднительного положения.

Но - всё-таки заруба произошла, и дальше развивалась по линии военной логики. Если враг не уничтожен, он вернётся. Зная нравы друг друга, ни Русские князья, ни Плоскиня, ни половцы, не доверяли противной стороне. У Киевской Руси хватало сил на новый карательный поход, и выпускать столь удачно перессорившихся князей было опасно. Да и без того много странностей. В поведении князей чувствуется понимание того, что уменьшив своё участие в зарубе, они оставляют какие-то возможности для переговоров. Что невозможно при совершенно чуждом противнике. Сам киевский князь - засел в оборону, вообще абстрагироввшись от битвы.
В общем - рисунок обычной междоусобной драки. Когда одной рукой крест целуют, а другой засапожник тянут.

Характерно, что в походе участвовали князья киевского(западного, юго-западного) направления, и отсутствовали князья северного и восточного направления.  Что наводит опять же на мысль, что целью похода было стремление порешать какие-то частные проблемы.
Отредактировано: ursus - 06 июл 2009 12:47:55
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!