Спецслужбы
1,444,725 8,597
 

  Vediki977 ( Слушатель )
25 сен 2017 11:27:55

Экономическая разведка государства Российского. Ч. 3

новая дискуссия Дискуссия  609

(начало здесь и здесь)

Как бы ни ме­ня­лись ру­ко­во­ди­те­ли го­су­дар­ства и струк­ту­ра спец­служб, прин­ци­пы эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской раз­вед­ки, за­ло­жен­ные еще в начале 20-х годов, оста­ва­лись неиз­мен­ны­ми. Даже сейчас, в со­вре­мен­ной России, несмот­ря на ры­ноч­ные ре­фор­мы, ко­то­рые за несколь­ко лет почти пол­но­стью раз­ру­ши­ли оте­че­ствен­ный военно-про­мыш­лен­ный ком­плекс, многие из них про­дол­жа­ют успеш­но дей­ство­вать.  К ос­нов­ным прин­ци­пам можно от­не­сти сле­ду­ю­щие:
1 - до­бы­ва­ет­ся только та, ин­фор­ма­ция, ко­то­рую за­ка­за­ло го­су­дар­ство. Если в цар­ской  России кража чужих тех­но­ло­гий носила спон­тан­ный ха­о­ти­че­ский ха­рак­тер, то после Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции этот про­цесс был упо­ря­до­чен, что поз­во­ли­ло мак­си­маль­но эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать скуд­ные ре­сур­сы – ма­те­ри­аль­ные, люд­ские и вре­мен­ные. Со­вет­ская раз­вед­ка с мо­мен­та своего со­зда­ния начала при­вле­кать к со­став­ле­нию за­да­ний для своих со­труд­ни­ков и их аген­тов спе­ци­а­ли­стов в кон­крет­ных сферах эко­но­ми­ки, науки и тех­ни­ки, чем и сейчас ак­тив­но поль­зу­ет­ся рос­сий­ская раз­вед­ка.
2 – це­ле­на­прав­лен­ная на­це­лен­ность на ко­неч­ный ре­зуль­тат. То есть, за­да­ние должно быть вы­пол­не­но любой ценой. Для боль­шин­ства оте­че­ствен­ных раз­вед­чи­ков этот прин­цип стал глав­ным, в связи с чем изыс­ки­ва­лись любые, самые изощ­рен­ные спо­со­бы добычи сек­рет­ной ин­фор­ма­ции.
3 - мно­го­ли­кость. Про­фес­си­о­наль­ный раз­вед­чик может скры­вать­ся под ли­чи­ной ди­пло­ма­та, со­труд­ни­ка ап­па­ра­та меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции (на­при­мер, ООН), пред­ста­ви­те­ля одного из внеш­не­тор­го­вых объ­еди­не­ний, жур­на­ли­ста, просто граж­дан­ско­го спе­ци­а­ли­ста или уче­но­го. Это поз­во­ля­ло ис­поль­зо­вать в ка­че­стве до­быт­чи­ков ин­фор­ма­ции обыч­ных людей, весьма да­ле­ких от спец­служб и не по­до­зре­ва­ю­щих, чью прось­бу они вы­пол­ня­ют.
4 - кон­спи­ра­тив­ность и цен­тра­ли­зо­ван­ность. Как пра­ви­ло, пред­ста­ви­те­ли за­кры­тых пред­при­я­тий, НИИ или КБ, фор­ми­ру­ю­щие те­ма­ти­ку, по ко­то­рой тре­бу­ет­ся ин­фор­ма­ция и об­раз­цы, не знают о тех, кто ис­пол­ня­ет их запрос. Это, по сути, просто оп­ти­ми­за­ция труда. На­при­мер, сразу три ор­га­ни­за­ции – КГБ, ГРУ и Ми­ни­стер­ство внеш­ней тор­гов­ли – за­ни­ма­лись до­бы­чей обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое было за­пре­ще­но к ввозу в страны со­ци­а­лиз­ма. Тем самым уда­ва­лось со­хра­нить в тайне друг от друга имена по­тре­би­те­лей и до­быт­чи­ков, что поз­во­ля­ло свести к ми­ни­му­му ущерб при пре­да­тель­стве пред­ста­ви­те­ля «за­каз­чи­ка» или раз­вед­ки.

От «за­стой­но­го» рас­цве­та до «пе­ре­стро­еч­но­го» кри­зи­са
По мере раз­ви­тия го­су­дар­ства и его эко­но­ми­ки ме­ня­лись и при­о­ри­те­ты. Если в 40-е годы и в первой по­ло­вине 50-х годов глав­ным на­прав­ле­ни­ем эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской раз­вед­ки было до­бы­ва­ние ма­те­ри­а­лов по атом­но­му оружию, то в 60-е годы по­яви­лось сразу семь при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний: ядер­ное, авиа­кос­ми­че­ское, элек­трон­ное, ме­ди­цин­ское, хи­ми­че­ское, по разной тех­ни­ке, ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ское.  В 70-е годы внеш­няя раз­вед­ка на­ко­нец-то всту­пи­ла в период ста­би­ли­за­ции, пре­кра­ти­лись по­сто­ян­ные чистки и ре­ор­га­ни­за­ции. В этом боль­шая за­слу­га нового пред­се­да­те­ля КГБ Ю.В. Ан­дро­по­ва. При­о­ри­те­ты внеш­ней раз­вед­ки в целом оста­лись преж­ни­ми, но роль эко­но­ми­че­ской раз­вед­ки уси­ли­лась. В итоге, в 1974 году со­зда­но са­мо­сто­я­тель­ное управ­ле­ние «Т» (научно-тех­ни­че­ская раз­вед­ка), в ко­то­ром к началу 80-х годов ра­бо­та­ло около тысячи со­труд­ни­ков, из ко­то­рых по­ряд­ка трех­сот на­хо­ди­лись за гра­ни­цей в ле­галь­ных ре­зи­ден­ту­рах.
Вскоре после вступ­ле­ния в долж­ность в январе 1981 года Рейган провел сек­рет­ное со­ве­ща­ние, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вице-пре­зи­дент Джордж Буш-стар­ший, ми­нистр обо­ро­ны Каспар Уайн­бер­гер, го­су­дар­ствен­ный сек­ре­тарь Алек­сандр Хейг, по­мощ­ник пре­зи­ден­та по во­про­сам на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти Ричард Ален и ди­рек­тор ЦРУ Уильям Кейси.  По итогам этого за­се­да­ния была по­став­ле­на задача раз­ра­бо­тать план тай­но­го стра­те­ги­че­ско­го на­ступ­ле­ния на Со­вет­ский Союз с целью его окон­ча­тель­но­го уни­что­же­ния как гео­по­ли­ти­че­ско­го про­тив­ни­ка.  Ра­бо­чим ап­па­ра­том по раз­ра­бот­ке и кон­тро­лю за ре­а­ли­за­ци­ей этой про­грам­мы был Совет на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти (СНБ), а ос­нов­ным ге­не­ра­то­ром идей был ди­рек­тор ЦРУ Кейси.
В те­че­ние 1981–1982 годов план уни­что­же­ния глав­но­го про­тив­ни­ка Со­еди­нен­ных Штатов был раз­ра­бо­тан.  В со­от­вет­ствии с ним, всем го­су­дар­ствен­ным ве­дом­ствам США в связи с этим пред­пи­сы­ва­лось дей­ство­вать по сле­ду­ю­щим трем на­прав­ле­ни­ям:
- со­кра­ще­ние сферы вли­я­ния СССР и подрыв его по­зи­ций по­всю­ду в мире, ока­за­ние на него в необ­хо­ди­мых слу­ча­ях пря­мо­го во­ен­но­го дав­ле­ния;
- рас­ша­ты­ва­ние устоев со­вет­ской власти из­нут­ри, вы­яв­ле­ние ее сла­бо­стей и ис­поль­зо­ва­ние их в ин­те­ре­сах США;
- ве­де­ние бес­по­щад­ной тор­го­во-эко­но­ми­че­ской войны против СССР, с тем чтобы до­ве­сти его до пол­но­го фи­нан­со­во­го банк­рот­ства и эко­но­ми­че­ско­го краха.
Эти на­прав­ле­ния нашли свое от­ра­же­ние в раз­ра­бо­тан­ных Со­ве­том на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти США и под­пи­сан­ных Р. Рей­га­ном ди­рек­тив­ных ука­за­ни­ях от­но­си­тель­но работы го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов США по «фун­да­мен­таль­но­му из­ме­не­нию со­вет­ской си­сте­мы», как это го­во­ри­лось в ос­но­во­по­ла­га­ю­щей ди­рек­ти­ве СНБ-75, под­пи­сан­ной Р. Рей­га­ном в январе 1983 года. В про­грам­му, на­прав­лен­ную на ослаб­ле­ние со­вет­ской эко­но­ми­ки, вхо­ди­ли ме­ро­при­я­тия по умень­ше­нию по­ступ­ле­ния твер­дой валюты в Со­вет­ский Союз путем сни­же­ния ми­ро­вых цен на нефть; со­зда­ние труд­но­стей в ре­а­ли­за­ции круп­но­мас­штаб­ных про­ек­тов добычи при­род­но­го газа и стро­и­тель­ства га­зо­про­во­дов в целях огра­ни­че­ния экс­пор­та со­вет­ско­го газа на Запад; со­зда­ние пре­пят­ствий для экс­пор­та со­вет­ско­го сырья и обо­ру­до­ва­ния; мак­си­маль­ное огра­ни­че­ние до­сту­па СССР к пе­ре­до­вым ми­ро­вым тех­но­ло­ги­ям; со­зда­ние труд­но­стей, вплоть до пол­но­го срыва, в ре­а­ли­за­ции жиз­нен­но важных для страны круп­ных про­ек­тов; по­став­ки в Со­вет­ский Союз за­ве­до­мо уста­рев­ших тех­ни­ки и тех­но­ло­гий; про­дви­же­ние, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ка­на­лов спец­служб, на­уч­ной и тех­ни­че­ской дез­ин­фор­ма­ции.
Планы под­ры­ва со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы и эко­но­ми­ки со­став­ля­лись не на пустом месте, при их раз­ра­бот­ке ис­поль­зо­ва­лись данные аме­ри­кан­ских спец­служб, го­су­дар­ствен­но­го де­пар­та­мен­та, Пен­та­го­на и раз­лич­ных ис­сле­до­ва­тель­ских цен­тров.  В част­но­сти, в став­шем из­вест­ным со­вет­ской раз­вед­ке сек­рет­ном до­кла­де ЦРУ о про­бле­ме де­фи­ци­та в СССР твер­дой валюты, под­го­тов­лен­ном аме­ри­кан­ской раз­вед­кой в 1986 году, го­во­ри­лось: «Низкие цены на энер­го­но­си­те­ли, сни­же­ние добычи нефти, па­де­ние курса дол­ла­ра су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют воз­мож­но­сти СССР на импорт за­пад­но­го обо­ру­до­ва­ния, сель­хоз­про­дук­ции и про­мыш­лен­ных ма­те­ри­а­лов до конца де­ся­ти­ле­тия. Резкое сни­же­ние им­пор­та то­ва­ров за твер­дую валюту на треть или более при­ш­лось на время, когда Гор­ба­чев, ве­ро­ят­но, рас­счи­ты­вал на уве­ли­че­ние ва­лют­ной при­бы­ли, за счет чего на­ме­ре­вал­ся фи­нан­си­ро­вать про­грам­му оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки». Фи­нан­со­вые труд­но­сти Со­вет­ско­го Союза усу­губ­ля­лись про­дол­жав­шей­ся гонкой во­ору­же­ний. По под­сче­там ЦРУ, при­ве­ден­ным в вы­ше­упо­мя­ну­том до­кла­де, ре­аль­ные потери СССР в ре­зуль­та­те про­во­ди­мых аме­ри­кан­ца­ми ме­ро­при­я­тий со­ста­ви­ли на начало 1986 года 13 млрд долл.
Со­от­вет­ствен­но, задачи внеш­ней раз­вед­ки в этот период со­сто­я­ли не только в том, чтобы до­бы­вать ин­фор­ма­цию и вскры­вать планы США и их за­пад­ных со­юз­ни­ков по раз­ру­ше­нию СССР, но и, дей­ствуя своими спе­ци­фи­че­ски­ми сред­ства­ми, ока­зы­вать про­ти­во­дей­ствие этим планам. В част­но­сти, ис­поль­зуя свои связи с по­ли­ти­че­ски­ми де­я­те­ля­ми и ли­де­ра­ми ряда стран, внеш­няя раз­вед­ка вела работу по со­зда­нию усло­вий, об­лег­чав­ших по­лу­че­ние де­неж­ных кре­ди­тов Со­вет­ским Союзом.
Ос­нов­ная тя­жесть по про­ти­во­дей­ствию планам про­тив­ни­ка по под­ры­ву со­вет­ской эко­но­ми­ки при­шлась на эко­но­ми­че­ское и научно-тех­ни­че­ское на­прав­ле­ние раз­вед­ки.  В усло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­ной США по сути дела эко­но­ми­че­ской бло­ка­ды СССР, вы­ра­жав­шей­ся, в част­но­сти, в уже­сто­че­нии за­пре­ти­тель­ных мер на ввоз в Со­вет­ский Союз пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий, обо­ру­до­ва­ния и ма­те­ри­а­лов, внеш­няя раз­вед­ка, в первую оче­редь ее научно-тех­ни­че­ские службы, дей­ствуя своими спе­ци­фи­че­ски­ми сред­ства­ми, су­ще­ствен­но ослаб­ля­ли дис­кри­ми­на­ци­он­ные меры Запада, на­прав­лен­ные на уду­ше­ние со­вет­ской эко­но­ми­ки. По ор­га­ни­зо­ван­ным раз­вед­кой тайным ка­на­лам уда­ва­лось по­лу­чать не только до­ку­мен­та­цию на но­вей­шую тех­но­ло­гию, но и порой уни­каль­ные при­бо­ры и обо­ру­до­ва­ние.
Чтобы про­ти­во­сто­ять эко­но­ми­че­ским ди­вер­си­ям за­пад­ных держав, в конце 80-х годов было при­ня­то ре­ше­ние вы­де­лить работу по эко­но­ми­че­ской про­бле­ма­ти­ке в са­мо­сто­я­тель­ное на­прав­ле­ние де­я­тель­но­сти внеш­ней раз­вед­ки и со­здать в этих целях со­от­вет­ству­ю­щие струк­ту­ры. Со вре­ме­нем эко­но­ми­че­ское на­прав­ле­ние внеш­ней раз­вед­ки окреп­ло, со­зда­ло опе­ра­тив­ные по­зи­ции в эко­но­ми­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях как внутри Союза, так и за ру­бе­жом, и на­равне с ли­ни­я­ми по­ли­ти­че­ской раз­вед­ки (ПР), контр­раз­вед­ки (КР) и научно-тех­ни­че­ской раз­вед­ки (НТР) стало одним из ве­ду­щих под­раз­де­ле­ний раз­вед­ки по добыче сек­рет­ной ин­фор­ма­ции и про­ве­де­нию опе­ра­тив­ных ме­ро­при­я­тий в защиту эко­но­ми­че­ских и тор­го­во-фи­нан­со­вых ин­те­ре­сов СССР. В его задачи вхо­ди­ло по­лу­че­ние ак­ту­аль­ной сек­рет­ной ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­дя­щих в ми­ро­вой эко­но­ми­ке про­цес­сах, за­тра­ги­ва­ю­щих без­опас­ность СССР, от­сле­жи­ва­ние рынков стра­те­ги­че­ско­го сырья и си­ту­а­ций на ва­лют­ных рынках, вы­яв­ле­ние и предот­вра­ще­ние эко­но­ми­че­ских ди­вер­сий про­тив­ни­ка против со­вет­ских ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, стра­хо­вых ком­па­ний и банков за гра­ни­цей, вы­яв­ле­ние и пре­се­че­ние по­пы­ток ино­стран­ных фирм и банков на­не­сти прямой эко­но­ми­че­ский ущерб со­вет­ским внеш­не­эко­но­ми­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям, ока­за­ние со­дей­ствия успеш­но­му осу­ществ­ле­нию ком­мер­че­ской и фи­нан­со­вой де­я­тель­но­сти со­вет­ских ор­га­ни­за­ций и пред­ста­ви­тельств за ру­бе­жом.
Одним из ос­нов­ных на­прав­ле­ний работы эко­но­ми­че­ской раз­вед­ки в 80-е годы стал обход экс­порт­ной дис­кри­ми­на­ции.  Про­во­ди­мая США и их со­юз­ни­ка­ми дис­кри­ми­на­ци­он­ная по­ли­ти­ка лишила СССР рав­но­прав­но­го уча­стия в меж­ду­на­род­ном раз­де­ле­нии труда, что за­ста­ви­ло ак­ти­ви­зи­ро­вать де­я­тель­ность внеш­ней раз­вед­ки. Си­сте­ма экс­порт­но­го кон­тро­ля, за­пре­ща­ю­щая про­да­вать со­ци­а­ли­сти­че­ским стра­нам но­вей­шие тех­но­ло­гии, при­ве­ла к со­зда­нию в СССР с 1963 по 1991 год эф­фек­тив­ной си­сте­мы неле­галь­но­го по­лу­че­ния данных тех­но­ло­гий.  Во главе си­сте­мы стояла Военно-про­мыш­лен­ная ко­мис­сия (ВПК), ко­то­рая ко­ор­ди­ни­ро­ва­ла де­я­тель­ность до­бы­ва­ю­щих ор­га­нов (рас­пре­де­ле­ние за­ка­зов) и раз­да­чу до­бы­той ин­фор­ма­ции 9 ми­ни­стер­ствам, от­ве­ча­ю­щим за во­ору­же­ние, и ми­ни­стер­ствам хи­ми­че­ской, неф­те­хи­ми­че­ской и элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти.
Го­су­дар­ствен­ный ко­ми­тет по науке и тех­ни­ке (ГКНТ) обес­пе­чи­вал про­ве­де­ние единой го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­ла­сти научно-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В его задачи также вхо­ди­ла ор­га­ни­за­ция по­ез­док со­вет­ских спе­ци­а­ли­стов за гра­ни­цу и ви­зи­тов их ино­стран­ных коллег в СССР. Несмот­ря на то, что часть со­труд­ни­ков ГКНТ были офи­це­ра­ми «дей­ству­ю­ще­го ре­зер­ва» КГБ и ГРУ, в шпи­он­ских скан­да­лах времен «хо­лод­ной войны» на­зва­ние ГКНТ про­зву­ча­ло лишь один раз – в деле пре­да­те­ля Пень­ков­ско­го. Ко­ми­тет не за­ни­мал­ся вер­бов­кой за­пад­ных спе­ци­а­ли­стов, он лишь давал на­вод­ку на по­тен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов, а ре­а­ли­за­ци­ей за­ни­ма­лись офи­це­ры раз­вед­ки. Ана­ло­гич­ная си­ту­а­ция на­блю­да­лась и с до­бы­чей научно-тех­ни­че­ской и военно-тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции: со­труд­ни­ки ГКНТ по­лу­ча­ли ее только ле­галь­но – вы­став­ки, кон­фе­рен­ции, по­се­ще­ние за­пад­ных фирм.
О мас­шта­бах работы го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской раз­вед­ки можно судить по сле­ду­ю­щим данным. Так, в отчете ВПК за 1979 год от­ме­ча­лось, что за год было добыто 196 об­раз­цов тех­ни­ки и 3896 до­ку­мен­тов, а управ­ле­ние «Т» ПГУ за­вер­ши­ло 557 раз­ве­ды­ва­тель­ных опе­ра­ций. 57 об­раз­цов и 346 до­ку­мен­тов были эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­ны в научно-ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти и раз­ра­бот­ке новых систем оружия и во­ен­ных ма­те­ри­а­лов.
Сле­ду­ет особо под­черк­нуть, что ре­аль­ный размах со­вет­ской си­сте­мы эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской раз­вед­ки, несмот­ря на дей­ствен­ную си­сте­му контр­раз­вед­ки, смогли оце­нить на Западе только в начале 80-х годов, когда пре­да­тель Ветров (в 1981 году он вышел на кон­такт с фран­цуз­ской раз­вед­кой, будучи по­мощ­ни­ком на­чаль­ни­ка отдела Управ­ле­ния «Т») не только по­дроб­но рас­ска­зал о си­сте­ме, но и пе­ре­дал мно­же­ство ин­те­рес­ных для за­пад­ных спец­служб до­ку­мен­тов. Это до­ста­точ­но на­гляд­но сви­де­тель­ству­ет о про­фес­си­о­на­лиз­ме со­вет­ских спец­служб, ко­то­рые 20 лет мас­штаб­но, то­таль­но и эф­фек­тив­но до­бы­ва­ли необ­хо­ди­мую для по­вы­ше­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти и научно-тех­ни­че­ско­го про­грес­са СССР ин­фор­ма­цию, не при­вле­кая вни­ма­ния контр­раз­вед­ки за­пад­ных стран.
Одной из наи­бо­лее эф­фек­тив­ных форм до­бы­ва­ния необ­хо­ди­мых тех­но­ло­гий и об­раз­цов тех­ни­ки была ее по­куп­ка через по­сред­ни­че­ские за­ру­беж­ные фирмы, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ши­е­ся на кон­тра­бан­де. Для этих целей в 30 стра­нах мира ис­поль­зо­ва­лись более 300 ком­па­ний, ко­то­рые спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на импорт в СССР ино­стран­ных сек­рет­ных тех­но­ло­гий и обо­ру­до­ва­ния. Неко­то­рые фирмы были со­зда­ны при со­дей­ствии со­вет­ской раз­вед­ки, а неко­то­рые ра­бо­та­ли са­мо­сто­я­тель­но, со­труд­ни­чая на ком­мер­че­ской основе.  Данный бизнес счи­тал­ся сверх­при­быль­ным, по­сколь­ку за услуги со­вет­ская раз­вед­ка пла­ти­ла, как пра­ви­ло, более 50% от сто­и­мо­сти ин­те­ре­су­ю­щей про­дук­ции. По оцен­кам за­пад­ных спец­служб, за период с 1976 по 1986 год за «же­лез­ный за­на­вес» через данные фирмы ушло около 900 тысяч тех­но­ло­ги­че­ских до­ку­мен­тов и более 75 тысяч об­раз­цов и де­та­лей кон­струк­тор­ских раз­ра­бо­ток, со­во­куп­ная цен­ность ко­то­рых в 10 раз пре­вы­си­ла за­тра­чен­ные на их при­об­ре­те­ние суммы. 
По данным ЦРУ, в по­доб­но­го рода кон­тра­бан­де в ка­че­стве меж­ду­на­род­но­го «шлюза» тех­но­ло­гий осо­бен­но широко ис­поль­зо­ва­лась тер­ри­то­рия ФРГ. Так, гер­ман­ский муль­ти­мил­ли­о­нер Р. Мюллер из Естер­бур­га с 1973 по 1983 год за­ни­мал ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции на рынке неле­галь­но­го экс­пор­та. Он владел 60 ком­па­ни­я­ми в разных стра­нах мира. После его бег­ства в ок­тяб­ре 1983 года за «же­лез­ный за­на­вес» со­труд­ни­ки аме­ри­кан­ской, за­пад­но­гер­ман­ской, фран­цуз­ской, швед­ской и швей­цар­ской контр­раз­вед­ки в те­че­ние несколь­ких лет пы­та­лись разо­брать­ся в ис­тин­ной де­я­тель­но­сти этих фирм. Счи­та­ет­ся, что первым пре­вра­тил кон­тра­бан­ду от­дель­ных об­раз­цов в вы­год­ный бизнес из­вест­ный аме­ри­кан­ский мил­ли­ар­дер А. Хаммер, ко­то­рый еще с 30-х годов ак­тив­но со­труд­ни­чал с со­вет­ской раз­вед­кой, при­ни­мая уча­стие даже в фи­нан­си­ро­ва­нии аген­тов со­вет­ской раз­вед­ки. ФБР вело по­сто­ян­ную опе­ра­тив­ную раз­ра­бот­ку А. Хам­ме­ра и членов его семьи еще с се­ре­ди­ны 20-х годов, но ничего не смогло до­ка­зать. Ана­ло­гич­ную работу в 70-е годы про­во­ди­ла внеш­няя контр­раз­вед­ка ЦРУ, но с тем же ре­зуль­та­том.
Одной из пло­ща­док работы со­вет­ских спец­служб по до­бы­ва­нию эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции был Из­ра­иль. Самым вы­со­ко­по­став­лен­ным из рас­кры­тых ин­фор­ма­то­ров яв­ля­ет­ся М. Клин­берг, ко­то­рый был ди­рек­то­ром сверх­сек­рет­но­го Био­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та, за­ни­мав­ше­го­ся ра­бо­та­ми в об­ла­сти хи­ми­че­ско­го и био­ло­ги­че­ско­го оружия. М. Клин­берг в 1982 году был аре­сто­ван и при­го­во­рен к 20 годам тю­рем­но­го за­клю­че­ния. Другой агент, аре­сто­ван­ный в 1991 году С. Мактей, ра­бо­тал в авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти.
В 1988 году за­кон­чи­лась раз­ве­ды­ва­тель­ная ка­рье­ра Ш. Кал­ма­но­ви­ча – биз­не­сме­на меж­ду­на­род­но­го уровня, фи­нан­со­вые ин­те­ре­сы ко­то­ро­го про­сти­ра­лись от Монте-Карло до Африки. Его друзья – ар­мей­ские ге­не­ра­лы, ми­ни­стры, де­пу­та­ты из­ра­иль­ско­го пар­ла­мен­та охотно де­ли­лись с ним сверх­сек­рет­ной ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рую он пе­ре­да­вал в Москву. Аген­том 3-го управ­ле­ния КГБ (во­ен­ная контр­раз­вед­ка) Ш. Кал­ма­но­вич стал во время сроч­ной службы в Со­вет­ской Армии, после чего, пройдя спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку, эми­гри­ро­вал в Из­ра­иль. Ра­ци­о­наль­но ис­поль­зуя «ин­ве­сти­ции» КГБ, он ста­но­вит­ся удач­ли­вым пред­при­ни­ма­те­лем и, разъ­ез­жая по делам биз­не­са, при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие во многих опе­ра­ци­ях со­вет­ской внеш­ней раз­вед­ки. Он участ­во­вал в за­куп­ке и тайном ввозе в СССР многих но­вей­ших тех­но­ло­гий.
Хо­ро­шим при­ме­ром того, как ра­бо­та­ла со­вет­ская эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка в те годы, яв­ля­ет­ся ис­то­рия со­зда­ния сверх­тон­кой фо­то­плен­ки. Оте­че­ствен­ные спе­ци­а­ли­сты по кос­ми­че­ской сфере дли­тель­ное время без­успеш­но пы­та­лись решить про­бле­му, как вста­вить мак­си­маль­ный объем фо­то­плен­ки в ап­па­ра­ту­ру кос­ми­че­ской фо­то­раз­вед­ки «Янтарь» и «Зенит». Оп­ти­маль­ный ва­ри­ант — умень­шить тол­щи­ну основы, а еще лучше вообще обой­тись почти без нее, ча­стич­но ис­поль­зуя фо­то­эмуль­сию с более вы­со­кой раз­ре­ша­ю­щей спо­соб­но­стью. Вся слож­ность про­бле­мы за­клю­ча­лась в том, что в то время ни одна страна мира не рас­по­ла­га­ла по­доб­ной тех­но­ло­ги­ей. Однако у бель­гий­ской ком­па­нии «Агфа-Геварт» были на­ра­бот­ки в этой об­ла­сти - основа тре­бу­е­мой тол­щи­ны (6 микрон). И оте­че­ствен­ная раз­вед­ка свое­вре­мен­но про­ин­фор­ми­ро­ва­ла за­ин­те­ре­со­ван­ные учре­жде­ния СССР об этом.
Было решено найти ино­стран­ную ком­па­нию, ко­то­рая сможет решить эту задачу - со­здать такую пленку, обо­ру­до­ва­ние для ее про­из­вод­ства и раз­ра­бо­тать тех­но­ло­гию ее вы­пус­ка на про­мыш­лен­ной основе. При этом все работы нужно со­хра­нить в тайне не только от кон­ку­рен­тов (в этом в первую оче­редь за­ин­те­ре­со­ван сам про­из­во­ди­тель), но и от КОКОМ (это более су­ще­ствен­но). В ка­че­стве ис­пол­ни­те­ля решили при­влечь япон­скую ком­па­нию, ко­то­рая имела опыт работ в раз­ра­бот­ке фо­то­п­ле­нок. Выбор фирмы из Японии был обу­слов­лен че­тырь­мя ос­нов­ны­ми при­чи­на­ми:
1. В этой стране име­лась необ­хо­ди­мая про­из­вод­ствен­ная база: обо­ру­до­ва­ние для из­го­тов­ле­ния тонких пленок для фо­то­ма­те­ри­а­лов, обо­ру­до­ва­ние и от­дель­ные узлы для про­из­вод­ства такой ап­па­ра­ту­ры и, на­ко­нец, опыт по раз­ра­бот­ке спе­ц­эмуль­сий для авиа­кос­ми­че­ских пленок.
2. Воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния ме­то­дов про­мыш­лен­но­го шпи­о­на­жа для добычи необ­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции у раз­лич­ных про­из­во­ди­те­лей фо­то­п­ле­нок. По­нят­но, что ни одна ком­па­ния не об­ла­да­ла необ­хо­ди­мым объ­е­мом ин­фор­ма­ции. Данные рас­сре­до­то­че­ны по всему миру и их нужно было ак­ку­му­ли­ро­вать в одном месте. А в этом япон­цам не было равных. Тем более, что про­мыш­лен­ный шпи­о­наж в этой стране — один из ле­галь­ных ме­то­дов ве­де­ния биз­не­са (нет закона ка­ра­ю­ще­го за это деяние).
3. Имелся опыт вы­пол­не­ния ана­ло­гич­ных за­ка­зов.
4. Япония, в от­ли­чие от США, крайне неохот­но со­блю­да­ла тре­бо­ва­ния КОКОМ, спра­вед­ли­во по­ла­гая, что за­пре­ты на экс­порт за­труд­ня­ют раз­ви­тие ее про­мыш­лен­но­сти и не дают выйти на ма­ло­осво­ен­ные рынки Во­сточ­ной Европы.
Через месяц в Москву при­бы­ли трое пред­ста­ви­те­лей ком­па­нии «Ко­ни­дай фото» - вице-пре­зи­дент, ком­мер­че­ский ди­рек­тор и глав­ный спе­ци­а­лист, ко­то­рые должны были решить все тех­ни­че­ские во­про­сы, свя­зан­ные с прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ци­ей этого кон­трак­та. А уже через год в СССР начали вы­пус­кать спе­ци­аль­ную пленку 38-Т.  Японцы, кстати, тоже должны быть бла­го­дар­ны со­вет­ской раз­вед­ке, ведь она таким об­ра­зом по­спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию целой от­рас­ли япон­ской про­мыш­лен­но­сти - про­из­вод­ству обо­ру­до­ва­ния для из­го­тов­ле­ния сверх­тон­ких фо­то­п­ле­нок.
Со­вет­ская эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка внесла ве­со­мый вклад в раз­ви­тие и со­зда­ние систем во­ору­же­ния, в са­мо­ле­то­стро­е­ние, ра­ке­то­стро­е­ние, атом­ную и кос­ми­че­скую про­мыш­лен­ность, химию и неф­те­хи­мию, в на­у­ко­ем­кие от­рас­ли (прежде всего, в элек­тро­ни­ку). Осо­бен­но за­ме­тен вклад раз­вед­ки в раз­ви­тие мик­ро­элек­тро­ни­ки. Сле­ду­ет от­ме­тить, что все ле­галь­ные по­пыт­ки СССР по­лу­чить офи­ци­аль­ный доступ к но­вей­шим тех­но­ло­ги­ям про­из­вод­ства элек­трон­но-вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки за­кан­чи­ва­лись без­ре­зуль­тат­но. По­это­му, ско­опе­ри­ро­вав­шись с раз­вед­ка­ми ряда со­ци­а­ли­сти­че­ских стран, в 60-е годы внеш­ней раз­вед­ке уда­лось не только при­об­ре­сти по­дроб­ную тех­ни­че­скую до­ку­мен­та­цию на про­из­вод­ство от­дель­ных элек­трон­ных из­де­лий, но даже от­дель­ные тех­но­ло­ги­че­ские линии.
В 70-е годы СССР снова столк­нул­ся с се­рьез­ны­ми труд­но­стя­ми при на­ла­жи­ва­нии про­из­вод­ства ин­те­граль­ных мик­ро­схем и мик­ро­ком­пью­те­ров. Ис­поль­зуя по­лу­про­вод­ни­ко­вые при­бо­ры и иную тех­но­ло­гию, куп­лен­ную или неле­галь­но до­бы­тую в США, уда­лось ско­пи­ро­вать две модели ком­пью­те­ров: IBM-360 и IBM-370. Однако для со­зда­ния тех­ни­че­ской базы, поз­во­ля­ю­щей про­из­во­дить пер­спек­тив­ные виды во­ору­же­ния, на­чи­нен­ные мик­ро­элек­тро­ни­кой, СССР должен был на­ла­дить мас­со­вое из­го­тов­ле­ние соб­ствен­ных по­лу­про­вод­ни­ко­вых устройств, на­деж­ных и эф­фек­тив­ных.
Перед ор­га­на­ми внеш­ней раз­вед­ки была по­став­ле­на слож­ней­шая задача: по­лу­чить все виды но­вей­ше­го аме­ри­кан­ско­го обо­ру­до­ва­ния и тех­но­ло­гий, необ­хо­ди­мые для со­зда­ния на со­вет­ской тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го завода по про­из­вод­ству ин­те­граль­ных мик­ро­схем и мик­ро­ком­пью­те­ров – копии ана­ло­гич­но­го аме­ри­кан­ско­го пред­при­я­тия. По мнению из­вест­но­го аме­ри­кан­ско­го экс­пер­та по ком­пью­те­рам Л. Бей­ке­ра из Лос-Ала­мос­ской на­ци­о­наль­ной ла­бо­ра­то­рии, бла­го­да­ря тща­тель­но спла­ни­ро­ван­ной и бле­стя­ще осу­ществ­лен­ной опе­ра­ции СССР преду­смот­ри­тель­но обес­пе­чил себя всеми видами обо­ру­до­ва­ния не в одном эк­зем­пля­ре, а в че­ты­рех. В ре­зуль­та­те в 1977–1978 годах был по­стро­ен со­вре­мен­ный завод, ко­то­рый в США на­зва­ли «сделан в Аме­ри­ке, до­став­лен КГБ, смон­ти­ро­ван в СССР».
Из от­че­тов ВПК на начало 80-х годов, 42% про­дук­ции со­вет­ской элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти было со­зда­но с при­ме­не­ни­ем за­пад­ных тех­но­ло­гий. Как пишет в своих вос­по­ми­на­ни­ях пред­по­след­ний ру­ко­во­ди­тель ПГУ и по­след­ний пред­се­да­тель КГБ В.А. Крюч­ков, «научно-тех­ни­че­ская раз­вед­ка сфор­ми­ро­ва­лась как от­дель­ное на­прав­ле­ние и в по­след­ние годы пе­ре­жи­ва­ла бурное раз­ви­тие… Ре­зуль­та­ты ее работы все в боль­шей мере чув­ство­ва­ла наша эко­но­ми­ка, дей­ство­ва­ла об­рат­ная связь, ко­ли­че­ство заявок от ми­ни­стерств и ве­домств по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лось… Но, к со­жа­ле­нию, после 1991 года со­здан­ный с таким трудом ме­ха­низм был раз­ру­шен».


Как Феникс из пепла
В де­каб­ре 1991 года СССР Союз пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние. Среди за­пад­ных по­ли­то­ло­гов рас­про­стра­не­но мнение, что тайные опе­ра­ции ЦРУ и других аме­ри­кан­ских спец­служб в корне из­ме­ни­ли ха­рак­тер хо­лод­ной войны и уско­ри­ли неиз­беж­ный развал одной из ми­ро­вых сверх­дер­жав. Другие убеж­де­ны, в том, что только стра­те­гия ад­ми­ни­стра­ции Рей­га­на была глав­ным ин­стру­мен­том уни­что­же­ния Со­вет­ско­го Союза и что именно она сде­ла­ла воз­мож­ным «умерщ­вле­ние со­вет­ско­го ком­му­низ­ма» и за­вер­ше­ние хо­лод­ной войны окон­ча­тель­ной по­бе­дой. Третьи же счи­та­ют, что без на­сту­па­тель­ной аме­ри­кан­ской по­ли­ти­ки со­вет­ская си­сте­ма вряд ли по­тер­пе­ла бы крах.
Пред­став­ля­ет­ся все же, что тайная война ад­ми­ни­стра­ции Рей­га­на против СССР не по­ро­ди­ла кризис со­вет­ской си­сте­мы, а только усу­гу­би­ла су­ще­ство­вав­шие про­бле­мы, доведя их до кри­ти­че­ско­го пре­де­ла.  Как от­ме­ча­ет из­вест­ный со­ве­то­лог Петер Швей­цер в вы­шед­шей в 1994 году в Нью-Йорке книге «Победа», сами се­рьез­ные аме­ри­кан­ские со­ве­то­ло­ги счи­та­ли, что Кремлю вполне уда­лось бы выжить, если бы он не был при­нуж­ден со­про­тив­лять­ся со­во­куп­но­му эф­фек­ту от угрозы «стра­те­ги­че­ской обо­рон­ной ини­ци­а­ти­вы», уско­рен­но­му росту во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла США, гео­по­ли­ти­че­ским труд­но­стям в Польше и Аф­га­ни­стане и гу­би­тель­но­му воз­дей­ствию эко­но­ми­че­ской войны.
Ра­зу­ме­ет­ся, все эти со­бы­тия не могли не кос­нуть­ся спец­служб. 28 ноября 1991 года пре­зи­дент СССР Гор­ба­чев под­пи­сал Указ «Об утвер­жде­нии вре­мен­но­го по­ло­же­ния о Меж­рес­пуб­ли­кан­ской службе без­опас­но­сти (МСБ)», а 3 де­каб­ря Вер­хов­ный Совет СССР принял закон «О ре­ор­га­ни­за­ции ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной без­опас­но­сти». Этот закон окон­ча­тель­но упразд­нил КГБ СССР. Его место заняла МСБ во главе с В.В. Ба­ка­ти­ным.
Можно по-раз­но­му от­но­сить­ся к КГБ, но как орган гос­бе­зо­пас­но­сти он вы­пол­нял свою задачу на всех этапах ста­нов­ле­ния новой страны. Опе­ра­тив­ные задачи ме­ня­лись со­об­раз­но внут­рен­ней и меж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ке. Ме­ня­лись и на­зва­ния: ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ — КГБ. Всего — 7 раз за 74 года. В новой России тоже было про­из­ве­де­но 7 ре­ор­га­ни­за­ций – но это с 1991 года: МСБ — АФБ — МБВД — МФБР — МБ — ФСК — ФСБ. По­яви­лась даже рас­хо­жая фраза: «Ре­фор­мы Лу­бян­ки стали лю­би­мым за­ня­ти­ем Кремля после тен­ни­са».
Это череда ре­ор­га­ни­за­ций ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной без­опас­но­сти при­ве­ла к тому, что Россия по­те­ря­ла уни­каль­ную си­сте­му защиты, ко­то­рая в преды­ду­щие годы, по мнению по­след­не­го ру­ко­во­ди­те­ля ПГУ КГБ Л.В. Ше­бар­ши­на, поз­во­ля­ла пол­но­стью па­ра­ли­зо­вать аген­тур­ную работу ино­стран­ных раз­ве­док на тер­ри­то­рии СССР; со­зда­ла вы­со­ко­со­вер­шен­ную за­щит­ную си­сте­му от тех­ни­че­ских средств съема научно-тех­ни­че­ской, во­ен­ной и другой ин­фор­ма­ции; обес­пе­чи­ва­ла спо­кой­ствие на гра­ни­цах и ис­клю­ча­ла воз­мож­ность круп­но­мас­штаб­ной кон­тра­бан­ды.
Теперь, когда прошло уже много лет после лик­ви­да­ции КГБ, можно уже спо­кой­но оце­нить дей­ствия ре­фор­ма­то­ров.  Хотя без эмоций обой­тись крайне сложно. Как из­вест­но, глав­ным ору­ди­ем в де­я­тель­но­сти любой спец­служ­бы всегда была и есть аген­ту­ра. А вот глав­ный ис­пол­ни­тель в деле раз­ва­ла КГБ Ба­ка­тин в одном из своих ин­тер­вью назвал аген­тур­ную работу «омер­зи­тель­ной» и пред­ло­жил рас­шиф­ро­вать всех аген­тов.  При этом, уже 24 ав­гу­ста 1991 года, то есть, сразу после про­ва­ла путча ГКЧП, вышел указ Ель­ци­на о пе­ре­да­че ар­хи­вов КГБ на го­су­дар­ствен­ное хра­не­ние. Это был нон­сенс – всегда и везде архивы спец­служб при­ня­то хра­нить в за­сек­ре­чен­ном виде по 50, 75 и более лет.  Гос­по­дин Ба­ка­тин щедрым жестом выдал аме­ри­кан­ско­му по­соль­ству все «жучки», ко­то­рые были за­ло­же­ны в их здании в Москве, пе­ре­дал без­воз­мезд­но пи­тер­ской де­мо­крат­ке Б. Кур­ко­вой те­ле­обо­ру­до­ва­ние КГБ на сумму 300 тыс. дол­ла­ров, а также за­клю­чил до­го­вор с фирмой «Ин­тур­сер­вис» на плат­ные экс­кур­сии ино­стран­ных ту­ри­стов по зданию КГБ. По­си­деть в кресле пред­се­да­те­ля КГБ стоило всего 30 дол­ла­ров.  Ему под стать был и сугубо штат­ский че­ло­век Са­во­стья­нов, ко­то­рый немыс­ли­мым об­ра­зом стал за­ме­сти­те­лем ми­ни­стра МБ и на­чаль­ни­ком Управ­ле­ния МБ по Москве и Мос­ков­ской об­ла­сти. Его вполне ясно ха­рак­те­ри­зу­ет фраза, вы­ска­зан­ная на празд­но­ва­нии пя­ти­ле­тия ФСНП, где он заявил, что «пока в ФСБ ра­бо­та­ет хоть один бывший со­труд­ник КГБ, спец­служ­бы нельзя счи­тать ре­фор­ми­ро­ван­ны­ми…».
Стоит от­ме­тить, что ре­ор­га­ни­за­ции и «чистки» спец­служб, на­чав­ши­е­ся после краха Со­вет­ско­го Союза, за­тро­ну­ли раз­вед­ку в мень­шей сте­пе­ни, чем контр­раз­вед­ку. Прежде всего, они от­ра­зи­лись на ру­ко­вод­стве. Так, через месяц после на­зна­че­ния Ба­ка­ти­на пред­се­да­те­лем КГБ СССР 23 сен­тяб­ря 1991 года подал в от­став­ку на­чаль­ник ПГУ Л.В. Ше­бар­шин. На его место 30 сен­тяб­ря указом пре­зи­ден­та СССР был на­зна­чен ака­де­мик Е.М. При­ма­ков. А 22 ок­тяб­ря 1991 года по­ста­нов­ле­ни­ем Гос­со­ве­та СССР № ГС-8 внеш­няя раз­вед­ка была вы­ве­де­на из со­ста­ва КГБ СССР и ре­ор­га­ни­зо­ва­на в са­мо­сто­я­тель­ное ве­дом­ство — Цен­траль­ную службу раз­вед­ки СССР (ЦСР СССР). Когда же СССР был окон­ча­тель­но лик­ви­ди­ро­ван, пре­зи­дент России 18 де­каб­ря 1991 года под­пи­сал указ о пре­об­ра­зо­ва­нии ЦСР в Службу внеш­ней раз­вед­ки РФ (СВР РФ).
Первым ди­рек­то­ром СВР стал При­ма­ков, перед ко­то­рым стояли очень непро­стые задачи. Дело в том, что после ав­гу­ста 1991 года, рас­па­да СССР и по­сле­до­вав­ших за этим ре­ор­га­ни­за­ций и «чисток» спец­служб у неко­то­рых со­труд­ни­ков СВР на­блю­да­лась рас­те­рян­ность. Многие про­фес­си­о­на­лы ушли из раз­вед­ки как по ма­те­ри­аль­ным со­об­ра­же­ни­ям, так и видя от­но­ше­ние то­гдаш­не­го ру­ко­вод­ства страны к спец­служ­бам, аген­ту­ре.  Для ре­ше­ния воз­ник­ших про­блем было необ­хо­ди­мо со­здать новую раз­ве­ды­ва­тель­ную док­три­ну России, ко­то­рая от­ра­жа­ла бы со­вре­мен­ные по­ли­ти­че­ские реалии и обо­зна­чи­ла место внеш­ней раз­вед­ки в новых усло­ви­ях, ее цели и задачи. Все это нашло от­ра­же­ние в при­ня­том 11 ав­гу­ста 1992 года фе­де­раль­ном законе «О внеш­ней раз­вед­ке», со­глас­но ко­то­ро­му «внеш­няя раз­вед­ка РФ яв­ля­ет­ся со­став­ной частью сил обес­пе­че­ния без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».
При­ня­тие закона «О внеш­ней раз­вед­ке» поз­во­ли­ло СВР от­ка­зать­ся от про­во­ди­мой прежде по­ли­ти­ки гло­ба­лиз­ма. Если раньше раз­вед­ка дей­ство­ва­ла прак­ти­че­ски во всех ре­ги­о­нах мира, то теперь — только в тех стра­нах, где у России есть дей­стви­тель­но под­лин­ные ин­те­ре­сы. Была из­ме­не­на ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра СВР: прежде всего, про­из­ве­де­но со­кра­ще­ние цен­траль­но­го и за­ру­беж­но­го ап­па­ра­та на 30—40%. В ре­зуль­та­те чис­лен­ность кад­ро­вых со­труд­ни­ков СВР со­ста­ви­ла 15 тыс. че­ло­век. Кроме того, были за­кры­ты 30 ре­зи­ден­тур, пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Африки, Ла­тин­ской Аме­ри­ки и Юго-Во­сточ­ной Азии.  Глав­ной за­да­чей СВР стало ак­тив­ное уча­стие в ре­а­ли­за­ции рос­сий­ской внеш­ней по­ли­ти­ки, по­вы­ше­ние обо­рон­но­го по­тен­ци­а­ла и уско­ре­ние со­ци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия России.
10 января 1996 года был принят новый фе­де­раль­ный закон «О внеш­ней раз­вед­ке», в ко­то­ром обо­зна­че­ны сферы де­я­тель­но­сти каждой из раз­ве­док: для СВР — эко­но­ми­че­ская, военно-стра­те­ги­че­ская (по­ли­ти­че­ская) и научно-тех­ни­че­ская, для ГРУ — только военно-тех­ни­че­ская. Еще важный момент — пе­ре­чень тех, кому предо­став­ля­ет­ся до­бы­тая раз­вед­кой ин­фор­ма­ция: пре­зи­ден­ту России, па­ла­там Фе­де­раль­но­го со­бра­ния, Пра­ви­тель­ству и опре­де­ля­е­мым пре­зи­ден­том фе­де­раль­ным ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной власти, пред­при­я­ти­ям, учре­жде­ни­ям и ор­га­ни­за­ци­ям. Таким об­ра­зом, ру­ко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий могут по­лу­чать ин­те­ре­су­ю­щую их ин­фор­ма­цию по эко­но­ми­че­ской, научно-тех­ни­че­ской и военно-тех­ни­че­ской те­ма­ти­ке. Ведь в то время пред­при­я­ти­я­ми страны было вос­тре­бо­ва­но только 20% до­бы­ва­е­мой СВР эко­но­ми­че­ской и научно-тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции.
В новый закон было вне­се­но много до­пол­не­ний, поз­во­ля­ю­щих со­вер­шен­ство­вать и ак­ти­ви­зи­ро­вать де­я­тель­ность СВР. Это, прежде всего, ка­са­ет­ся защиты ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции. В новом законе за­фик­си­ро­ва­но, что све­де­ния о лицах, ока­зы­ва­ю­щих кон­фи­ден­ци­аль­ное со­дей­ствие ор­га­нам внеш­ней раз­вед­ки, со­став­ля­ют го­су­дар­ствен­ную тайну и рас­сек­ре­чи­ва­нию не под­ле­жат. Бла­го­да­ря этому аген­ту­ра внеш­ней раз­вед­ки стала го­раз­до за­щи­щен­нее, что не могло не ска­зать­ся на рас­ши­ре­нии аген­тур­ных по­зи­ций.
Без­услов­но, в по­след­ние два с по­ло­ви­ной де­ся­ти­ле­тия своего су­ще­ство­ва­ния рос­сий­ская внеш­няя раз­вед­ка вы­рос­ла во многих от­но­ше­ни­ях, стала мно­го­функ­ци­о­наль­ной по на­прав­ле­ни­ям работы, ха­рак­те­ру и спе­ци­фи­ке ре­ша­е­мых задач; со­зда­ла ряд струк­тур по на­уч­но­му осмыс­ле­нию раз­ве­ды­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти; во­ору­жи­лась но­вей­ши­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми.
Ко­неч­но, воз­ни­ка­ет вопрос: а каких до­сти­же­ний до­би­лась оте­че­ствен­ная раз­вед­ка за этот период? От­ве­тить на этот вопрос очень сложно, по­сколь­ку раз­вед­ка любой страны тща­тель­но обе­ре­га­ет свои сек­ре­ты, и об успе­хах раз­вед­ки за­ча­стую можно судить по ее неуда­чам, про­ва­лам аген­ту­ры.  Однако тот факт, что в усло­ви­ях вве­ден­ных против нашей страны эко­но­ми­че­ских санк­ций рос­сий­ская эко­но­ми­ка не просто смогла выжить, но и бла­го­да­ря по­ли­ти­ке им­пор­то­за­ме­ще­ния начала де­мон­стри­ро­вать рост, уже го­во­рит о многом.  Сейчас, глядя на по­след­ние несколь­ко лет, есть уве­рен­ность, что Россия смогла со­здать эф­фек­тив­ную си­сте­му обес­пе­че­ния эко­но­ми­че­ской без­опас­но­сти. И нет со­мне­ния, что эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка и впредь будет в полной мере играть роль «ло­ко­мо­ти­ва» раз­ви­тия оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти.


Опуб­ли­ко­ва­но в газете «Служу Оте­че­ству» № 9-2017


Отредактировано: Vediki977 - 25 сен 2017 11:28:25
  • +0.06 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!