Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,414,054 102,030
 

  Удаленный пользователь
26 сен 2017 23:00:25

Переориентация на российские порты: подсчитываем риски

новая дискуссия Статья  953

6 августа 2017 года Владимир Путин предложил обязать белорусских нефтяников осуществлять экспорт белорусских нефтепродуктов через российские порты, в первую очередь через Усть-Лугу и порт в Санкт-Петербурге. Обоснование для такого предложения достаточно простое: белорусские нефтепродукты вырабатываются из российской нефти, поставляемой в Беларусь со скидкой относительно мировых цен на нефть. Как следствие, прибыль от транспортировки таких нефтепродуктов должна доставаться российским транспортникам.

На сегодняшний день большинство белорусских нефтепродуктов экспортируется через латвийские (Вентспилс и Рига) и литовские (Клайпеда) порты. Хотя никакого конкретного решения – в виде, например, межправительственного соглашения – о переориентировке транспорта белорусской нефтянки в сторону российских портов пока не принято, заявления Путина вызвали обеспокоенность у белорусских нефтяников. Все дело в увеличении транспортного плеча и в различии транспортных тарифов на транспортировку нефтепродуктов по территории Литвы и Латвии, и России. Проще говоря, транспортировка нефтепродуктов через российскую территорию дороже – даже с учетом гипотетической скидки в 50% к базовым тарифам, которую уже успела предложить РЖД.
Однако, точных цифр – сколько потеряет Беларусь, Латвия и Литва из-за переориентировки грузов – нигде не приводилось. Проблемой здесь является непрозрачность данных об объемах поставок грузов и базовых тарифах. Точнее, часть данных не озвучивается, а часть существует в открытом виде в разрозненном виде, что затрудняет сбор и систематизацию. В этом материале мы попробуем хотя бы приблизительно оценить разницу между литовским (самым открытым по отчетности) и российским транспортным тарифом.
Фактически, три фактора влияют на выгодность поставок по конкретному маршруту: длина транспортного плеча, уровень тарифов, и качество инфраструктуры.
Транспортное плечо
Хотя маршруты до порта в Санкт-Петербурге и Усть-Луге часто называют «более длинным», между ними и «традиционными» для белорусской нефтянки маршрутами не такая большая разница – точнее, она не является критичной. Белорусские нефтепродукты, идущие на экспорт в страны Запада, транспортируются в первую очередь с Новополоцкого НПЗ. Нефтепродукты Мозырского НПЗ в первую очередь поставляются в Украину и Россию. При этом, длина маршрутов Новополоцк – Клайпеда, Новополоцк – Вентспилс и Новополоцк – Санкт-Петербург, Новополоцк – Усть-Луга составляет примерно 700 километров.
Проблемой с транспортировкой нефтепродуктов через порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга является то, при их использовании возникает ситуация так называемого бэктрекинга (backtracking), когда после прохождения определенной точки груз продолжает двигаться по маршруту, сильно отклоняющемуся от первоначального. Маршруты Новополоцк – Клайпеда и Новополоцк – Вентспилс идут на северо-запад, в то время как маршрут Новополоцк – Санкт-Петербург – строго на север. Как результат, после разгрузки в порту танкерам необходимо проходить дополнительное расстояние около 300-400 километров для того чтобы достичь точки, из которой они стартовали бы, если бы нефтепродукты были бы изначально поставлены в Вентспилс или Клайпеду.
Инфраструктура
Страны Балтии приступили к модернизации портовой и сопутствующей железнодорожной инфраструктуры гораздо раньше России. С учетом географической близости и меньших затрат на транспортировку, в портах стран Балтии сложилась гораздо более благоприятная торговая инфраструктура: трейдеры предпочитают покупать нефть именно через балтийские, а не российские порты, и для балтийских портов характерен высокий уровень конкуренции и, как следствие – гораздо более привлекательные условия в долгосрочных контрактах, касающиеся как железнодорожных тарифов, так и портовых услуг. Так, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов – Белорусская нефтяная компания – торгует нефтепродуктами через семь(!) своих дочерних предприятий в странах Балтии. Переориентация на российские порты, как следствие, с высокой вероятностью разорвет существующие логистические и торговые цепочки, и приведет к потерям белорусских нефтяников не только из-за более дорогой российской инфраструктуры и длинного маршрута, но в том числе и в формате упущенной выгоды.
Еще одно крайне важное инфраструктурное преимущество балтийских портов – их проходимость. Климат в российских портах значительно холоднее, в результате чего Усть-Луга, порт Санкт-Петербурга и Приморск замерзают почти на два месяца в году, и для проходки через них танкеров требуется задействование ледоколов. Это, в свою очередь, увеличивает стоимость портовых услуг, снижает скорость прохождения танкера через залив порта, и увеличивает риск задержки грузов из-за неблагоприятных погодных условий. Кроме того – и это, едва ли, не самое важное – на качество целого ряда нефтепродуктов влияет температура окружающей среды, что повышает риск снижения качества нефтепродуктов. Для нивелирования таких рисков необходим обогрев цистерн, однако, возможность российских портовиков дать гарантии сохранности нефтепродуктов далеко не очевидна. В лучшем случае необходимость обогрева цистерн будет повышать стоимость портовых услуг, в худшем – качество нефтепродуктов будет снижаться, и белорусская нефтянка будет поставлять товар не только дороже, но и «так себе» по качеству.
Тарифы
Оценка этого фактора является едва ли не самой сложной: хотя в публичном пространстве звучали заявления о предоставлении РЖД и «Литовскими железными дорогами» скидки белорусским нефтяникам на транспортировку их продукции, сама по себе скидка ни о чем не говорит. Самое главное – размер базового тарифа, который сам по себе труднодоступен.
Наиболее доступная информация – тарифная книга литовской железной дороги, которая устанавливает поправочный коэффициент к транспортировке нефтепродуктов в размере 0,48 базового тарифа. Это общий поправочный коэффициент, действующий не только для Беларуси. В свою очередь, для нефтепродуктов, транспортируемых с белорусских НПЗ, с февраля 2017 года действует дополнительный поправочный тариф 0,3, применяемый к базовому тарифу с коэффициентом 0,48.
Таким образом, стоимость перевозок белорусских нефтепродуктов по литовской железной дороге составляет:
X1 = (Хбазовый х 0.48) х 0.3 = 0.14Хбазовый.
Тем самым, литовская железная дорога для белорусских нефтепереработчиков фактически устанавливает скидку в размере 86%.
Размер тарифа РЖД неизвестен, однако, по ряду заявлений он значительно выше тарифа балтийских перевозчиков. Если даже мы предположим, что тариф РЖД равен тарифу литовских железных дорог, то разница в скиде составляет 36%, которые РЖД придется дополнительно сбросить, чтобы сравняться с тарифом литовской железной дороги.
Перспективы ухода
Исходя из описанного нами выше, вероятность того, что белорусские нефтяники переориентируют свои грузопотоки на российские порты крайне мала. Четко видно, что в предложенном Путиным варианте гораздо больше рисков и убытков, нежели прибыли, и решение о внесении обязательства по поставке нефтепродуктов в российские порты, по факту, является исключительно политическим – если оно будет принято. Российским железнодорожникам и портовикам придется очень сильно постараться, чтобы экономически обосновать белорусским нефтяникам, почему вдруг они должны направить свои грузы в Усть-Лугу, Санкт-Петербург или Приморск.
Низкая вероятность переориентировки обусловлена тем, что привязка обязательств по поставке нефтепродуктов в российские порты к условиям поставок нефти вызовет очередной – и скорее всего, затяжной – нефтяной конфликт между Беларусью и Россией. Для первой это означает очередные экономические потери, для второй – очередное снижение лояльности со стороны «младшего брата».
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.35 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  vaa ( Слушатель )
28 сен 2017 11:43:26
Цитата6 августа 2017 года Владимир Путин предложил обязать белорусских нефтяников осуществлять экспорт белорусских нефтепродуктов через российские порты, в первую очередь через Усть-Лугу и порт в Санкт-Петербурге. Обоснование для такого предложения достаточно простое: белорусские нефтепродукты вырабатываются из российской нефти, поставляемой в Беларусь со скидкой относительно мировых цен на нефть. Как следствие, прибыль от транспортировки таких нефтепродуктов должна доставаться российским транспортникам.


вот и ответ на:
Цитатаобосновать белорусским нефтяникам, почему вдруг они должны направить свои грузы в Усть-Лугу, Санкт-Петербург или Приморск.

причем, что характерно, они готовы пугать:
Цитатаочередное снижение лояльности со стороны «младшего брата».

хотя ништяки за поцалунки нимало не смущают, а
ЦитатаЧетко видно, что в предложенном Путиным варианте гораздо больше рисков и убытков, нежели прибыли

есть компенсация уже наносимых убытков нашим нефтяникам предоставленными скидками...

Зы. не знаю, как у других, но у меня в семье - я приношу зарплату, а дитятко, которое пока только съедает мою зарплату пылесосит квартиру и моет полы дома, а судя по этой статье белорусы жалуются, что им не дают после ужина, приготовленного матерью из продуктов, купленных на папкину зарплату поиграть на компьютере, а отправляют мыть посуду...

А так, да - "младший брат" Злой
  • +0.41 / 10
  • АУ
 
 
  velik ( Слушатель )
28 сен 2017 11:48:49

Сравнения  с вашей семейкой абсолютно некорректные. Хотя бы потому,что "младший брат" при всем при том живет в своей квартире (может и похуже и этажом ниже- но в своей) и зарабатывает на свое пропитание. Ну а помощь братцуУлыбающийся - это несколько другой вопрос. Да и помощь отнюдь не одностронняя у братцев...
  • -1.66 / 33
  • АУ
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
28 сен 2017 12:01:41

Сравнение абсолютно корректное, вопрос только в масштабах.
Если уж считаемся семьей (а "младший брат" - это таки (внезапно!) член семьи). то в семье каждый должен делать то, что может (в рамках своих возможностей) на благо всей семьи. А иначе - это не член семьи, а нахлебник.
Загрузили ваши НПЗ работой за счет сырья со скидкой - загрузите наши порты
Получили очередной кредит на поддержку штанов (извините, если грубо) - так не обломайтесь, отправьте взвод поваров в Сирию! Не надо танков/самолетов, просто поваров, чтобы в Тартусе борщ варили и наших этой заботой не напрягали
Приравняли ваших производителей к нашим в части участия в госзакупках - так перекройте "белорусские креветки"
Ну и так далее...
А то получается - тут мой карман, тут общий/, а иначе "...снижение лояльности..." Только вот в чем эта лояльность нынче выражается?

Зы


Так и я про то - или мы семья и каждый делает, что может, или бухгалтерия. А пока получается - как вашего кармана касается, так
ЦитатаЧетко видно, что в предложенном Путиным варианте гораздо больше рисков и убытков, нежели прибыли

а как нашего, так:
ЦитатаМне казалось, ... что наши отношения с Россией – это не бухгалтерия/


Как-то хм... боХатовекторно получается... Не находите?Подмигивающий
  • +0.72 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  velik ( Слушатель )
28 сен 2017 12:08:09

Какое отношение полученный кредит имеет к "взводу поваров"?  Если это намек на то что белорусские военные кроме поварства ни на что более не годны- глубоко заблуждаетесь.
По всему остальному - см. выше мой ответ Батьки Димону. Кратко, исчерпывающе, доходчиво. Добавлю только что  союзник - не вассал и не мальчик на побегушках, как многие здесь через губу это себе представляют...
  • -1.47 / 30
  • АУ
 
 
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
28 сен 2017 12:21:52

Причем тут "кроме поварства"?
Хорошо, разжую...
Белоруссия называет себя союзником России. Так?
В Сирии Россия борется против зла. Так?
Если так, то почему бы Белоруссии не показать, что она реальный, а не словоблудный союзник России? "Взвод поваров" это к тому, что страна действительно сама решает посылать или не посылать своих сынов на войну, тем более за тридевять земель, но хотя бы невоенным, если угодно демонстративно отправленным, персоналом разве не может показать "мы с вами, братья"? А белорусские технари, медики, в конце концов саперы могли бы взять на себя часть забот.

По аналогии - тувинские солдаты в Великую Отечественную. Их всего Тува смогла отправить чуть больше 200 человек и в РККА эти бойцы погоды ну никак бы не сделали, но народ Тувы тем самым показал на чьей он стороне и кто ему союзник...
  • +0.42 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  velik ( Слушатель )
28 сен 2017 12:31:59

Реальный союзник вообще-то должен информировать другого о начале своих операций в Южной Осетии, Крыму, Сирии т.д. Батька все это узнавал по сути дела из сводок новостей. Есть вопросы?
Не в обиду - но есть вопросы....
  • -1.72 / 35
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
28 сен 2017 12:46:47

А Вы не заметили, что я не вспоминал ни про Осетию, ни про Крым?
1) Сирия вроде как касается всех. Амеры, вон нагнули своих и ву-а-ля калолицЫя в сборе, а мы ждем и приглашаем (это к вопросу о вассалах/союзниках)
2) Наша операция в Сирии длится уже тащем-то с 2015 года и время на поразмыслить и принять и озвучить решение было и сделать реальные поступки во исполнение этих решений
  • +0.40 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  velik ( Слушатель )
28 сен 2017 12:51:12
Сообщение удалено
Alximik
28 сен 2017 15:39:32
Отредактировано: Alximik - 28 сен 2017 15:39:32

  • -0.81
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
28 сен 2017 13:05:25

 Мальчик, ты дурак?
 Южная Осетия - когда было время для информирования, если веселье начали грузины?
 Крым - тот же вопрос
 Сирия - а РБ здесь вообще каким боком? Сирия у РБ помощи не просила, для сведения.
 И т.д. - это что именно?
  • +0.91 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Бешеный медведь ( Специалист )
28 сен 2017 22:46:09

Тува очень плохая аналогия того что Вы хотели сказать о формальной поддержке.

Во-первых, уже 22 июня 1941 года Тува обозначила своё вступление в войну на стороне СССР, официально объявив войну Нацистской Германии и её союзникам[7].

Во-вторых, Тува сразу же начала оказывать материальную помощь СССР.
С первых же дней войны ТНР приступила к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей, а также добыча тувинского золота на сумму порядка 5 миллионов рублей. Общая же сумма добровольной материальной помощи населения Тувы СССР в указанный промежуток времени превысила 60 миллионов рублей[7].

Вскоре после вступления в войну тувинская промышленность переориентировалась на выполнение военных заказов. На лесозаводе были построены обозный цех, сушилка, освоено массовое производство лыж. На кожевенном заводе появились новые цеха, расширен овчинный цех, установлены дополнительные шерстобитные машины. Количество заводских работников увеличилось почти в семь раз. Аналогичные изменения произошли с сельским хозяйством ТНР: были расширены посевные площади, увеличились товарное производство и сенозаготовка. Женщины, старики и подростки заменяли мужчин, ушедших на фронт[10].

С июня 1941 по август 1944 года ТНР поставила в СССР 50 тысяч боевых коней, а также более 700 тысяч голов скота, из которых почти 650 тысяч — безвозмездно. От 10 до 100 голов своего скота поставила почти каждая тувинская семья (в семьях тогдашних тувинцев, как и монголов, в среднем количество голов скота в личном пользовании насчитывало как минимум 130 голов). Одной только весной 1944 года освобождённой Украине было подарено 27,5 тысяч тувинских коров. В телеграмме Президиума Верховного Совета Украинской ССР Президиуму Малого Хурала Тувы отмечалось: «Украинский народ, как и все народы СССР, глубоко ценит и никогда не забудет той помощи фронту и освобождённым районам, которую по-братски оказывают трудящиеся Тувинской народной республики…»[7].



За годы войны Тува поставила на нужды Советской армии 52 тысячи пар лыж, 10 тысяч полушубков, 19 тысяч пар рукавиц, 16 тысяч пар валенок, 67 тонн шерсти, 400 тонн мяса, ржаной, ячменной муки и топлёного масла, а также десятки тонн мёда, плодово-ягодных консервов и концентратов, рыбных изделий, тонны перевязочных бинтов, лекарств традиционной медицины, воска и смолы. До 90 % вышеперечисленного было передано безвозмездно[7].

Можете себе представить, что Тува не потребовала материальную помощь себе за объявление войны Германии, а наоборот, стала оказывать её СССР? Лукашенко бы точно не смог.  Но так было!

Ну и, помимо кавалеристов которых вы привели в пример, были ещё и 11 танкистов, была эскадрилья Як-7Б построенная на средства собранные тувинцами (к слову построенная у нас здесь, в Новосибирске).

Кроме того, в Туве то жили не только этнические тувинцы - граждане Тувы, но и граждане СССР. А здесь уже Тува (будучи отдельным государством) вполне себе взяла на себя организацию призыва.
В общей сложности за годы войны в рядах Красной армии служило до 8 тысяч тувинцев.
Они приняли участие во многих ключевых операциях завершающего этапа войны, таких, как Корсунь-Шевченковская, Уманско-Ботошанская, Ясско-Кишинёвская, а также Дебреценская и Сандомирско-Силезская операции. Формирования из мобилизованных в ТНР советских граждан участвовали в боях за блокадный Ленинград и освобождение Белоруссии[13].. Порядка 20 воинов-тувинцев были удостоены Ордена Славы, ещё 5,5 тысяч тувинских воинов стали кавалерами других советских и тувинских наград. Так, тувинец Хомушку Чургуй-оол, на протяжении всей войны был механиком-водителем танка Т-34 вышеупомянутого 25-го танкового полка, был удостоен звания Героя Советского Союза, а другой его соотечественник, Кыргыз Чамзырын, встретил 9 мая 1945 года в Праге и стал кавалером многих советских орденов, в том числе, Ордена Славы[7].

А сколько же всего населения то было в той Туве?  В 1941 году население Тувы составляло около 80 тыс. человек

Так что, пример Тувы (в том контексте в котором Вы его привели) прямо скажем неудачный. Тува не формально показала на чьей она стороне, а реально поддержала СССР, причём с первого же дня войны, и отнюдь не только 200 кавалеристами.

Даже представить не могу (к сожалению) хотя бы десятую часть той "формальной" Тувинской поддержки со стороны режима Лукашенко.
  • +1.00 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
29 сен 2017 11:08:30

Я не плохо (смею надеяться) знаю историю взаимоотношений Тувы и СССР.  Приводя этот пример, я имел ввиду не формальный подход к вопросу, а размер в сравнении с масштабом всей РККА. Соласитесь - 200 тувинцев в многомиллионной армии соизмеримо со "взводом поваров" в сравнении со всей нашей группировкой.
А так да - пожалуй самыми главными и самыми лучшими Настоящими союзниками в той войне для нашей страны оказались тувинцы и монголы. а остальные не взирая на миллиарды и тонны - просто "уважаемые партнеры"
  • +0.33 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Бешеный медведь ( Специалист )
29 сен 2017 11:44:54

Понятно что Вы историю знаете хорошо, и даже можно догадаться, что Вы имели в виду.

Но не все исторически грамотны. Вы удивитесь, но подавляющее большинство людей история не интересует. Больше половины жителей европейской части России не смогут сказать, что есть Тува и где она находится.

И вот они, когда вы пишите, что Белоруссии как союзнику стоило бы хоть взвод поваров послать, как, например, Тува послала 200 кавалеристов, понимают написанное так, что Тува отделалась лишь формальной поддержкой СССР. Типа, вот Вам 200 конников и ни в чём себе не отказывайте, и (главное) больше к нам не приставайте. Это лучше, чем "поддержка" (отсутствие всякой поддержки) Белоруссии, но в принципе с таким же хитрожопым подходцем получается.

Вот, чтобы у них такого впечатления не складывалось, я и написал про то как Тува реально поддерживала СССР.

То есть, послав взвод поваров (и даже плюсом взвод сапёров) в Сирию, Белоруссии всё равно было бы далеко до той поддержки, которую Тува в 1941 -1945 годах оказывала СССР.
  • +0.44 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
29 сен 2017 13:07:12

Случайно минус ткнул. Он ни в коей мере не выражает мое отношение к этому Вашему посту Выпивающий
  • +0.06 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  nemoi ( Слушатель )
29 сен 2017 23:17:07

И все дружно забыли о  том, здесь на этом форуме, была информация о поставках оружия и боеприпасов из РБ, пусть через посредников, но бандгруппам воюющим в Сирии против законного правительства.
  • +0.52 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 сен 2017 11:49:57

 Вопрос не в том, сколько и кого послали. Вопрос в том, что это было сделано без всяких условий, торгов, выклянчиваний и прочих моментов, на которые столь богата власть РБ.
 Тувинцы дали то, что могли дать. РБ не дает ничего, требуя взамен всего. В этом разница.
  • +1.16 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
29 сен 2017 11:52:09
Сообщение удалено

29 сен 2017 13:01:41

  • +0.08
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  vaa ( Слушатель )
29 сен 2017 13:07:48
Сообщение удалено

29 сен 2017 17:16:43

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
30 сен 2017 12:38:55
Сообщение удалено
Ворон Кутха
30 сен 2017 17:33:37
Отредактировано: Ворон Кутха - 30 сен 2017 17:33:37

  • +0.23