Стоит напомнить, что в последнее время Facebook часто упоминается в связи с расследованием в США так называемого "российского вмешательства в выборы".
Ранее основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что социальная сеть передаст конгрессу США данные по делу о "вмешательстве". "я распорядился, чтобы мы передали конгрессу рекламу, обнаруженную нами", — сказал Цукерберг, комментируя информацию о заказе рекламы в Facebook, которые через фейк-аккаунты якобы устраивали россияне с целью влияния на ход выборов главы государства в США.
Он признал, что сотрудничает с властями США по делу о "вмешательстве России" в американские выборы президента в 2016 году. По словам Цукерберга, его компания на протяжении долгих месяцев вела расследование "российского присутствия". "Я не хочу, чтобы кто-либо использовал наши инструменты для подрыва демократии", — заявил он.
Накануне тему продолжила The Washington Post, которая сообщила, что российские аккаунты в Facebook пытались использовать политическую рекламу, чтобы вызвать раскол на расовой и религиозной почве среди американцев.
При всей странности подобных "расследований" очевидно, что в данный момент времени тема российского "вмешательства" в американские дела посредство Facebook сейчас основная. Уж насколько все это воспринимается всерьез и не накручивается ли истерия искусственно — вопрос открытый. Сама по себе цензура в этой социальной сети не является чем-либо необычным. Равно как и ангажированность — если у кого есть желание, может поэкспериментировать со словами "хохол" и "кацап" и реакцией на них модераторов. Которая будет очень разной, скажем сразу.
Впрочем, претензии Роскомнадзора не касаются ни участия Facebook в "Рашагейте", ни избирательности модераторов социальной сети. По крайней мере, публично об этом не говорится. Речь идет об исполнении — а точнее, неисполнении — требования закона о хранении персональных данных россиян на территории РФ.
"Закон обязателен для всех, и поэтому сомнений нету — в любом случае мы либо добьемся того, чтобы закон был исполнен, либо компания прекратит работу на территории РФ, как, к сожалению, произошло с LinkedIn. Тут исключений нет", — сказал Жаров.
"Мы прекрасно осознаем, что Facebook имеет значительное количество пользователей на территории РФ, с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что это не уникальный сервис, есть и другие социальные сети. Поэтому мы будем добиваться, чтобы 242-й закон компанией Facebook был соблюден", — добавил глава Роскомнадзора.
По его словам, Facebook продолжает говорить ведомству, что рассматривает, как исполнить закон. "Официальных писем к нам от них не поступало. У нас в планах проверок по этому направлению до конца 2017 года Facebook нет, а в 2018 году подумаем", — сказал Жаров.
Напомним, что LinkedIn была заблокирована в России в ноябре 2016 года. Как раз по той причине, что была озвучена выше — из-за отказа выполнить закон о хранении персональных данных. И да, размер аудитории в России этой социальной сети и Facebook действительно трудно сравнивать — около 2,5 миллионов человек у LinkedIn более 12,7 миллионов у Facebook состоянию на февраль 2017 года.
Поправки в закон о персональных данных были приняты в 2015 году. Документ обязывает хранить данные российских пользователей на территории РФ, причем касается это как отечественных, так и зарубежных компаний.
По словам Жарова, до середины следующего года данные пользователей из России на сервера в нашей стране перенесет компания Twitter. Также можно напомнить о шумной истории лета нынешнего года, когда Роскомнадзор пригрозил заблокировать доступ к мессенджеру Telegram, если его владелец Павел Дуров не предоставить данные для внесения в реестр организаторов распространения информации. В итоге после нескольких дней публичных препирательств Дуров с внесением в реестр согласился. Хотя, надо заметить, данные пользователей этого мессенджера хранятся за пределами России, так что нового конфликта исключать нельзя.
В случае же с Facebook время в запасе еще есть. Как показывает практика, нельзя исключать резких заявлений, но это заявления обычно вовсе не являются "сжиганием мостов", а представляют собой один из элементов переговоров. В итоге пока не получилось только с LinkedIn, в остальных случаях компромисс так или иначе найти удавалось.