Цитата: russian от 23.12.2014 17:20:44Ваши взгляды по этому вопросу не изменились за прошедшие 5 лет? Действительно ли есть признаки, что управление переходит к "вотчинникам"?
Нет, не изменились. Очевидно, что скорость с которой у нас происходит переход к более рациональным методам управления - к сожалению удручает и "большие иерархии" практически - не исправимы, но... Мы имеем то, что имеем и "на переправе коней не меняют". (Порою у меня возникает странное ощущение, что нынешние события с явным обострением политического накала - в значительной мере связаны с нежеланием определенных "опричных структур" - реформироваться.)
Чтобы продолжать, - для начала я бы хотел определиться с тем, - кого именно я понимаю под "опричниками" и "вотчинниками", ибо мне порой кажется, что люди смутно понимают о чем именно идет речь.
Итак, - "опричники" - иерархическая структура вертикально-структурированной компании, пронизывающая своими связями всю нашу страну. Классические примеры - нынешняя РЖД, Роснефть, Газпром.
"Вотчинники" в нынешнем понимании, это Территориальные иерархии, замкнутые на конкретный регион, имеющие внутри себя, как вертикальные, так и горизонтальные связи. Нет, это не Россель с его Уральской республикой, не Иркундия и даже не нынешние структуры Сбербанка по всему Северо-Западному Фед Округу. Это несколько более сложные и взимосвязанные внутри себя структуры, которые тем не менее имеют очевидную доменно-территориальную привязку с масштабом значительно меньшим чем вся Россия, но большим - чем любой из нынешних субъектов федерации, причем отдельные части этих структур по своей территориальной привязке друг другу не конгруэнтны. Боюсь, что может звучать не понятно, и поэтому это лучше объяснять на примерах.
Чтобы далеко не ходить, - возьму простой пример - РЖД. Всем понятно, что - в РЖД - есть две составляющие - выгодные грузовые перевозки и - невыгодные пассажиропотоки. При этом - ради внутригосударственной связности - важны и те, и эти.
Ну, хорошо, - давайте если уж вы хотите выделить чего-то "опричь", - разделим РЖД на две части, - и пусть пассажиры будут повешены только на государство и то перевозит их в качестве соцзаказа, а товароперевозки - давайте выделим в отдельную прибыльную компанию.
Ни фига. "Опричная" сущность нынешней РЖД приводит к тому, что в ней выделяют парк лучших товарных вагонов, создают для этих вагонов "тепличные" сетки движения и потом якобы выходят на рынок с новой "новацией" в перевозках. Вот типа у нас лучшие на свете вагоны и мы готовы возить ваши грузы на них с бонусной скоростью. Хорошо, - идея понятна. Если бы мне нужно было чего-то перевезти, то я бы может и воспользовался услугами этой так называемой "Первой компании" в структуре РЖД, но...
При ближайшем рассмотрении выясняется, что цена на обслуживание потребителей данными "супер-вагонами" - абсурдно завышена, а скорость перевозки на них фактически та же, что и на обычных вагонах. Причина этому - дальность перевозок и то, что расписания на отдельных участках железной дороги не предполагают наличия грузовых поездов, идущих вне графика и уж тем более - с превышением обычного скоростного режима. Таким образом - мы можем создать внутри - железной дороги - новый маршрут грузоперевозок и включить его в обычное расписание, но тогда вы будете обязаны отвечать за заполнение (туда и обратно) этого экстренного состава грузами с повышенной стоимостью перевозок, дабы этот процесс - окупался, либо - вы просто посылаете свои "супер-вагоны" внутрь обычного расписания и не питюкаете.
Далее подходим к этому вопросу с точки зрения потребителя. Вам предлагают то ли обычный поезд с обшарпанными вагонами, то ли поезд с вагонами супер-новыми. При этом ценник у них отличается раз в пять, если не на порядок. а вам нужно векзти, извиняюсь - картошку, или уголь для топочных. Как вы думаете - какой вагон вы при этом выберете?
Иными словами - пытаясь создать транспортную компанию повышенного комфорта и класса в сфере грузовых перевозок, вы попросту забрали из оборота самые лучшие наличные вагоны и поставили их в отстойник, где они благополучно ржавеют и расходуются на прочие товарные вагоны- на запчасти. А простых "старых" товарных вагонов на обычные направления уже не хватает и для них начинают "восстанавливать" непонятно чего из явного хлама. То есть - исходно "хотели как лучше - получилось - как всегда".
Внимание вопрос - кто виноват и что делать? Ответ - очень прост, - проблема выясняется в том, что Власти конкретного человека из той же Первой компании - тупо не хватает для создания условий по структурированию общегосударственного расписания таким образом, чтобы там учитывались местные электрички под нарвой и благовещенском - одновременно. Причина этого в том, что внутри РЖД - у нас сейчас пассажиры отдельно, грузоперевозки отдельно, подвижной состав отдельно, проводники тоже отдельно, ибо у нас вертикально - интегрированная компания, и каждый раздел внутри этой интеграции имеет свою отдельную вертикальную иерархию. И все было бы ничего, если бы при этой системе - тот же Якунин мог бы заниматься ручным управлением на местах, но это - нереально - физически. А для того, чтобы создавать конкуретный сервис - ему как раз нужно самому - чуть ли не проталкивать подобные изменения в расписаниях от Москвы до самых до окраин. Иными словами - единая вертикальная иерархическая система на той же РЖД, стала настолько громоздкой и "вертикальной", что полностью потеряла свою управляемость. Ибо -= невозможно эффективно управлять своими ресурсами - если проводники у вас в одной иерархии, а люди отвечающие за подвижной состав, внутри которой едут эти самые проводники - из другой, причем с тою же иерархией проводников - вовсю конкурирующей. А вертикальные иерархии не могут между собою - не конкурировать, ибо это заложено в их природе. То есть образно выражаясь, - внутри РЖД - на самом деле оказался сформулирован древний лозунг - "Пчелы против меда", именно потому, что построение "Властной Вертикали" внутри РЖД дошло до своего смыслового - "опричного" - апофигея.
Решается эта задача лишь возвращением к исходному структурированию РЖД на Северо-Кавказскую, Дальневосточную, Волго-Уральскую, Северо-Западную дороги, то есть - "вотчины", которые все еще обладают внутренней УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ, и местный начальник Северо-Кавказской железной дороги - внутри данной дороги - "Царь и Бог". но зато и Власти понятно - кого насаживать на кукан, если вдруг что не так. Потому что в ситуации - когда народ может кивать - движенцы на проводников, а те на путейцев, а эти на чистильщиков унитазов, которых тоже выделили в отдельную вертикальную иерархию, - ни правды не сыщешь, ни - концов не найдешь. Тогда как при прежнем Советской/имперском разделении дороги на отдельные "дороги" поменьше, - хотя бы было ясно, кого можно к стенке ставить и прилюдно расстреливать. И соответственно и Власть имела вменяемую дубину для вразумления нерадивых начальников отдельных дорог и местные начальники дорог тоже имели аналогичную дубинку на "вассалов" поменьше.
То бишь, - переход от "опричного" стиля управления к управлению "вотчинному" в РЖД - лишь вопрос времени. И по-хорошему он должен был бы начаться как раз году так в 2012-м, но - почему этот процесс сильно запаздывает ... есть там разные хитрые факторы.
Точно такая же фигня творится в "Газпроме" и суть ее в растущей сложности системы магистрального газораспределения. Ведь ни для кого не секрет, что система газораспределения внутри нашей страны - изначально была - "кустовая" или если угодно - "вотчинная" и поэтому по сей день - перегнать тот же газ из ЮФО в Центральную Россию - практически не возможно, ибо это сопряжено с определенными сложностями. То есть на самом-то деле - "Нордстрим" это была и есть - своя свадьба - с газом из северных морей, - Южный/Голубой поток - это была и есть своя свадьба с газом от наших южных соседей и Поволжья и наконец - поток через Польшу - это своя свадьба из Западной сибири. На деле Газпром объединяет внутри себя все финансовые потоки от этих отдельных кустов, но с технической точки зрения там внутри все - весьма интересно. Сейчас к этой радости добавится Сила сибири. Сахалин, и газ из иркутской области и в итоге с управляемостью всего этого бардака - внутри Газпрома - цирк будет еще тот. При этом всем понятно, что внутри себя с технической точки зрения дробление останется "вотчинным" и люди отвечающие за "Силу сибири" никогда не будут ездить на переговоры по "Нордстриму" - просто потому что в этой трубе - тупо "не их газ".
Точно такие же процессы вовсю идут в том же Сбере, когда контракты на поставку того же пипифакса в сбербанковские туалеты - Сбер стремится заключать не на поставки в просто Ленинград, а в Ленобласть, Псков, Новгород и Карелию и если кто по этому же кусту подрядиться поставлять и мотаться с рулонами туалетной бумаги еще и в Архангельск, то с точки зрения Сбербанка, это будет вообще цимес, ибо туалетная бумага нужна Сберу не только в Ленинграде, но и в Архангельске, а за транспортное плечо до Архангельска (при условии что база поставщика в Ленинграде) - платит в данном случае поставщик. Но обратите внимание, что при этом никто не пытается найти общего поставщика бумизделий в Ленинград и Москву - одновременно, ибо при этом объемы поставок сразу окажутся запредельны и нарорд отвечающий за то и это, - во-первых начнет баловаться неземнымии откатами, а во-вторых - тот же Псков точно останется без бумаги, просто потому что при объемах московских да питерских на псков всем станет глубоко плевать. А вот если поставщику предлагают лакомый Ленинград, то он поохает, постонет, ссылаясь на ревматизм, подагру и бедность, но ради ленинградского контракта согласится возить бумагу и в псков. Разумеется в данном случае речь не только и не столько о туалетной бумаге, но и о том, что не выгодно иметь общего поставщика той же мебели для Сбера одновременно в Москве и Нижнем. Надеюсь быть верно понятым. Но как только у вас образовывается пул поставщиков мебели, канцелярки и туалетной бумаги для Ленинграда, к которому довешивают и - Карелию с Псковом и Новгородом, - ежу понятно, что с точки зрения управляемости, - псковские и новгородские отделения Сбера начинают управляться из Питера, ибо оттуда платят им деньги за столы и чернила. А для Москвы и Рязани образовывается отдельный - свой кошелек на эти расходы, который с питерским кошельком связан весьма условно - чуть ли не на уровне самого Грефа. Теперь внимание - вопрос, - в том же Сбере - отдельные товары закупаются централизованно и распределяются потом по всей стране из Москвы, но очевидно, что именно такие глобальные закупки получаются самыми сложными в управлении и последующем распределении на места и в этот перечень входят лишь устройства, которые имеют "монопольную" природу своего производства - например кассовые аппараты. А как только речь заходит о нетиповом оборудовании - например мебели, или степлерах, или просто "услугах по техническому обслуживанию" тех же кассовых аппаратов - все это отдаетсяч в регионы и там для этого формируется свой "региональный" кошелек. А как только кошелек у каждого подобного региона будет свой, мы обнаружим быстрое формирование "вотчинных структур" внутри отдельно взятого Сбера. Хзотя бы потому, что Государство склонно отнимать у отдельных "частно-государственных" компаний - типа Сбера - монопольные средства производства и я не удивлюсь, если со временем те же кассовые аппараты у нас будут не продаваться частнику, а "сдаваться в аренду" за те же деньги, но в обязанностью учитывать его местонахождение и утилизацию подобного аппарата лишь в присутствии уполномоченных органов. То есть те средства, который сбер в настоящий момент распределяет централизованно, - вполне может распределять внутри Сбера и - само государство (укрупнив закупки, объединив для этого Сбер, ТЭК, РЖД итд, назвав это - госпланом нового образца и использовать для этого не живые деньги а те же свопы, и это будет значительно дешевле для самого государства), равно как и маршрутизаторы, учетчики траффика или средства криптозащиты.
И так далее. То есть - - по вертикали у нас централизовавнный контроль по деньгам, а по горизонтали - распределяется ответственность и происходит непосредственно работа. То есть сами по себе "деятельными центрами" у нас становятся "вотчины", тогда как Центральная Власть контролирует всю финансовую составляющую и саму работу, но сама при этом не руководит процессом..