Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,743,553 50,578
 

  footuh ( Практикант )
06 июл 2009 23:57:19

Тред №124675

новая дискуссия Дискуссия  583

Да, так я и считаю.
Если смотреть на Историю России в целом, - здесь были возможны только две принципиальные схемы укрупнения Государства: Управление "Вотчинное" и Управление "Опричное".
При первом случае, - характерном для эпохи возвышения Москвы, а так же - эпохи возрождения России после Смутного Времени, - крупнейший хозяйственный субъект - всеми правдами и неправдами накапливал ресурсы, а потом обращал эти ресурсы в политическое влияние - всеми возможными способами (сплошь и рядом - далеко не кошерными, как то - подкупом, запугиванием, политическими убийствами). Кроме этого, - позволялось существование подобных хозяйственных субъектов вокруг Москвы, которые впоследствии "шли на мясо" - ради усиления и централизации государства. Данный способ был характерен для периодов СЛАБОСТИ России, так как позволял быстрое перераспределение средств внутри страны в пользу центрального хозяйствующего субъекта, который сперва поднимался сам, а затем вытаскивал на себе - сопредельные области. Обратите внимание, что наиболее яркими примерами именно такого поведения Центра были периоды начала Первого и Седьмого дома, - то есть по итогам полной жопы - домов Шестого (Смутного времени) и Двенадцатого (междуусобицы Александровичей, помноженной на Дюденеву рать). В иные эпохи обычно использовался иной метод.
Метод "опричнины" характеризуется тем, что в стране возникает каста "неприкасаемых чиновников", которые отчуждают от общего бюджета некую часть, которую тратят на какой-то общегосударственный проект - строительство Санкт_Петербурга, Демидовских заводов, Днепрогэс, или пушечных заводов Аракчеева - не суть. При этом - общее благосостояние страны относительно падает, но за счет концентрации ресурсов на едином участке, - данный участок резко вырывается вперед и вытягивает смежные отрасли.
Главная разница между "вотчинным" и "опричным" методами управления заключаются в том, что "вотчинный" метод - используется для поднятия географических областей в целом и - блоков областей впоследствии, а "опричный" - используется для поднятия отраслей, а так же совокупных групп производств, связанных с данными отраслями.

Способ "вотчинный" использовался в России - в тех случаях, когда возникала общая структурная задница и попытки вытянуть одну конкретную отрасль успеха не вызывали. Напротив "опричный" стиль управления применялся в том случае, когда со структурной точки зрения с Империей все было нормально, но возникало некое технологическое отставание на критическом направлении. Именно поэтому "Вотчинное" управление в чистом виде мы видели в Истории России - в её Первом и Седьмом доме (начале Седьмого), а  "Опричное" - в Третьем, Пятом, Седьмом (конце), Девятом и Одиннадцатом. Кроме этого применялись и смешанные виды управления.

В настоящий момент уже всем очевидно, что "опричные" методы исчерпали себя, - достаточно посмотреть во что превратилась "Реформа ЕЭС" и "достижения в нанотехнологиях" (да и такой "опричный" проект как "Газпром" - тоже зловеще поскрипывает). Очевидно, что в настоящий момент "отраслевые" прорывы уже никуда не ведут и "структурная jopa" в устройстве нашей страны, унаследованная из прошлого Двенадцатого дома - на деле широка, глубока и воистину необъятна. Обычными наскоками и попытками создания "наногородов" её уже не решить.
Остается лишь признать очевидное, - я думаю это случится где-нибудь к годам 2012-2014 - и дать волю "вотчинникам". Да, это будет безусловным признанием того, что после Горбачева, Ельцина и иных поздних генсеков мы оказались в том же самом состоянии, как после "Смутного Времени", или "Дюденевой рати", но лучше поздно, чем - никогда.
Сам по себе переход к "вотчинным" методам управления - будет признанием определенного бессилия, как "управляющей силы" - "отраслевого" стиля управления государством. Да, это будет означать всплеск коррупции на местах. Да, это будет означать очередной этап возвышения "местных царьков". Но - с другой стороны, это же будет означать, что на этот раз головы будет откручивать и гайки закручивать, не сила сидящая "на Газовом кране" - и поэтому от этого крана безусловно зависимая, но сила, черпающая ресурсы от регионального производства и внутреннего потребления конкретного региона. Да, очевидно, что самой большой силой в этом случае будет Москва и именно Москве в очередной раз суждено начать цикл "собрания земель" вокруг себя, а если быть более циничным - то цикл "откручивания голов" вокруг себя и экспроприации накопленного соседними "вотчинами". Именно так это и происходило в России и в Англии, и в Германии - в соответствующих циклах после местной большой jopy.

Увы, и ах, - хотелось бы, чтобы существовал иной механизм передачи Власти от "опричного" управления к "вотчинному", но увы - его по-видимому не существует. Обратный переход есть и очень хорошо известен. Тот же Петр Первый, начав как классический "вотчинник" - быстро превратился в "опричника" как только набрал нужные для крупных структурных задач ресурсы. Но из "опричников" в "вотчинники" - трансформироваться обычно не получается.

Итак, в настоящий момент, - наша экономика - в значительной мере есть "экономика трубы" и то, что возник внутренний рынок, который отчаянно пытается пыхтеть и пыжится, чтобы наполнить страну произведенному у нас же товарами, происходит не благодаря данной трубе, но - вопреки неё. И в этом было мое главное разночтение с Аваном. очень многие вещи сейчас в стране завязаны на трубу и нынешнее правительство - так, или иначе - держит трубу в уме, делая то, или - это. Однако "трубная экономика" это так или иначе - парафраз экономики Великого Новгорода, который весьма плохо кончил.
К тому же, - знак Великого Новгорода - Водолей (равно как и области Санкт-Петербурга, - не случайно все нынешние апологеты "трубы" так или иначе связаны с этим регионом нашей Империи), а нынешний Цикл - Козерога, для Водолея - Двенадцатый. Я не знаю, что это будет значить фактически, но нынешнему "газопроводному Новгороду" в этом цикле суждено навернуться. Плохой нынче цикл для тупой продажи ресурсов. Равно как плохим он был и в годы Калиты, и - Алексея Михайловича, и - Петра Великого.
Поэтому - рано, или поздно, - страну будут подымать такие "воры", как -  "Кепка", или его бывший зам Шанцев, или - татарин Шаймиев, или даже - Рамзан Кадыров, или кто еще там из нынешних - "крепких хозяйственников". Потому что иных способов вытягивать Регионы - у нас попросту не имеется.
Не потому что - в стране денег нет, а потому что - разруха в головах. И пока есть эта разруха - распылять деньги на очередные нанопроекты с ЕГАИСами - безумие, а то и - вредительство. А "крепкие хозяйственники" пусть и воруют, но хотя бы свои регионы откармливают. Я сам - москвич, я хорошо понимаю, кто такой наш Кепка. Но еще лучше я понимаю, что при нем Москва расцвела и мне сейчас глубоко пох, сколько он при этом в свой личный карман отруливает, лишь бы дело делалось. Ибо то, какая Москва при Горбачеве, или Гавриле Попове была - я очень хорошо помню. И поэтому -  сколько бы ни было голосований, я пойду и проголосую за Кепку, потому что он - Дело делает. И я вижу - куда оно все девается.
А вот в чубайсов РАО ЕЭС, или зурабовские пенсионные фонды, или в ЕГАИС, или в ГЛОНАСС, или в нанотехноложество разное - сколько денег ни закачай - все уйдет как в бездонную жопу. И хорошо если б было хотя бы видно - куда оно все ухнулось. Выстроил бы тот же Зурабов дворец в пять этажей, навроде украинца Лазоренки, хотя бы понятно было - куда деньги деваются. А тут - как в черную дыру, -  и возникает гадкое чувство, что там - дебил на дебиле, если даже при попиле такого бабла - себе на дворец умыкнуть не умеют. Ведь когда происходят такие истории - всем понятно, что главный на подобном распиле, или - вор, или - даун.
Вот про Чубайса говорят - "вор". Правда денег и наворованного никто не видел и от этого на душе у всех легче. Потому что если кто из них - даун, - это в сто крат обиднее! За державу обидно.
Потому что во главе нашей страны могут быть "воры" - например, - те же Потемкин, да Меньшиков. Лишь бы умные, да талантливые и Дело Делали. А вот когда - дауны, - это обидно. Правда, - ОБИДНО.
Вот такая вот - диалектика.

Надеюсь, объяснил все - понятно.
  • +0.14 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (14)
 
 
  Ingvar ( Слушатель )
07 июл 2009 07:50:11


Уважаемый footuh. Я так понимаю эти способы управления бессознательные и диктуются логикой развития страны. Вотчины или регионализация от общего обнищания и ослабления страны, опричнина или госкорпорации - попытка модернизации. Что за способ управления был в 90-е? "Берите столько суверенитета сколько хотите" - БНЕ. Тоесть приход к власте ВВП это исторически нелогично и попытка модернизации страны предпринята рано? Возможно ли смешанное управление? Или ресурсов не хватит?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Senya ( Практикант )
07 июл 2009 09:39:53
Не только для России. Кому там из придворных принц Гамлет говорит: "Вы губка. Король держит Вас за щекой и позволяет напитаться соками, чтобы когда возникнет необходимость выжать Вас досуха." Но сегодня эта схема не будет работать, потому что владельцам вотчин гораздо проще вывезти награбленное за рубеж, чем поднимать свой регион. Ситуация, когда Минин с Пожарским с собранными народными деньгами выезжают в Польшу и там покупают себе уделы была немыслима в 17 веке, но сплошь и рядом встречалась в ельцинской России. Поэтому считаю, что противопоставление Лужкова-Шаймиева и Черномырдина-Чубайса кажущееся, как и кажущаяся временная путаница. Да в 1989 начала рушится плотина, задерживающая в Москве часть общесоюзных средств и обеспечивавшая иллюзию жизни, а при Попове рухнула окончательно (наблюдал ситуацию с 1986 по 1996 год), а Лужков старательно отстроил ее вновь. Но все это были проекты разграбления государства, просто по инерции принявшие формы с многовековой традицией, "вотчинную" и "опричную", и ждать от них какого бы то ни было результата бессмысленно.
Думаю сейчас должна выстраиваться цепочка: перекрытие границ для оттока капитала - запирание "олигархов" в их вотчинах с невозможностью использовать украденое вне контролируемых ими регионов или отраслей - фактическая ликвидация ("выжимание") олигархии с перекачкой средств в государственные проекты. Не исключаю, что все три процесса попытаются запустить чуть ле не параллельно, хотя по уму на каждый требуется 10-15 лет. Однако - цейтнот.
ЗЫ. Ничего лично против Ю.М.Лужкова не имею, у него действительно есть все предпосылки вписаться в систему высшего государственного управления. "Но позже."(с)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Viatcheslav ( Слушатель )
07 июл 2009 11:57:02

Уже нет. Лужкову больше 70 лет; он не прорвался в систему государственного управления в 1999 году, когда у него был шанс, а теперь поздно. С поста мэра Москвы он уйдет на пенсию.
А вот "птенцы гнезда Лужкова" - о них другой разговор. Их и так уже раскидывают по регионам, где срочно нужен "хозяйственник", когда местные все завалили.
  • +0.09 / 2
  • АУ
 
  незнайка_177ad3 ( Слушатель )
09 июл 2009 22:24:31


Более чем понятно, исторический анализ - как всегда великолепен, за что большое спасибо.

Про Москву. А чем Вам не нравилась Москва при Горбачеве? Пусто было в магазинах? так везде было пусто -
Дом ведь двенадцатый. Но дело даже не в этом. Объясните пожалуйста, ЧТО полезного сделал Лужков для Москвы?
Невероятные пробки, самый дорогой мегаполис мира, стриптиз клубы на каждом углу?

Можно, конечно, говорить о великолепных зднаиях, но давайте возьме для примера вещь обыденную - метро.
При Горбачеве на каждой станции работали 2 кассы плюс автоматы по размену. Автоматы убрали, остались только кассы. То есть - пассажиропоток увеличился в 3 раза, а пункты продажи жетонов (пятачков) сократились.
То есть - для улучшения инфраструктуры не сделано НИЧЕГО.

Но и не в этом даже дело. Я ведь не идеалист и согласен с Вами насчет вовровства чиновников, но совесть ведь иметь надо. Набивай карманы, но публично заявлять что в асфальт на МКАДе "уехал" из-за шипованной резины -
ну это ж все равно что в лицо людям плюнуть.

Защищать нач. ГУВД, при котором офицеры МВД людей в супермаркетах расстреливают - ну ведь крайний цинизм.

Прислушайтесь к Алексворду, ведь именно из-за "кепки" вся страна Москву ненавидит. И мечтает, что б прошли \москвичи через покаяние. И хоть сам живу в Москве, осуждать не могу поскольку чувства людей понимаю.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Манюня ( Слушатель )
10 июл 2009 06:12:23


+3

Не было Москвы "при Горбачеве", потому что, Меченый не был мэром.
А Попов был. Только ровно тот срок, что бы прилично передать "свое" мэрство "крепкому хозяйственнику" из Горкома.
А потом пришел Кепка. И Москва перестала быть Москвой.Грустный
Можно сколь угодно долго восхищаться стекло-бетонными уродами, а также тем, что ебатурина сожгла всю историческую часть города для удовлетворения своего хватательного рефлекса, но  всерьез писать о том, что это все на пользу города и его жителям - нужно быть не москвичом.

З.Ы. Кстати, бесплатный проезд и "лужковскую" пенсию предложил как раз-таки Попов. Ежели кто забыл.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  Вика ( Слушатель )
10 июл 2009 13:44:43


Как будто от одного человека только и зависит жизнь столицы огромного государства, где власть вообще непонятно у кого.  Сама жизнь переменилась. Не кепка же наводнил город автомобилями, и не ему нужны были офисы в небоскребах. Я элементарно не представляю как бы он мог запретить строительство этих уродов, это такая богатая мафия - строительные фирмы в Москве!  Скорее самого кепку бы запретили.  Нынешнее время можно назвать революцией, только не политической, а экономической.  Пока еще хаос не закончился, поэтому ждать порядка и справедливости прямо сразу и сейчас простительно разве что пенсионерам с их совдеповским менталитетом.  Мне кажется, надо обращать внимание скорее на тенденции, а не на фактическое состояние дел.
  • -0.08 / 1
  • АУ
 
 
  marion ( Слушатель )
10 июл 2009 18:01:32


Алтайский край. Подтверждаю. НЕНАВИДИТ. Горько это.....
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  russian ( Слушатель )
23 дек 2014 20:20:44

Ваши взгляды по этому вопросу не изменились за прошедшие 5 лет? Действительно ли есть признаки, что управление переходит к "вотчинникам"?
  • +0.63 / 9
  • АУ
 
 
  footuh ( Практикант )
23 дек 2014 22:37:43

Нет, не изменились. Очевидно, что скорость с которой у нас происходит переход к более рациональным методам управления - к сожалению удручает и "большие иерархии" практически - не исправимы, но... Мы имеем то, что имеем и "на переправе коней не меняют". (Порою у меня возникает странное ощущение, что нынешние события с явным обострением политического накала - в значительной мере связаны с нежеланием определенных "опричных структур" - реформироваться.)

 Чтобы продолжать, - для начала я бы хотел определиться с тем, - кого именно я понимаю под "опричниками" и "вотчинниками", ибо мне порой кажется, что люди смутно понимают о чем именно идет речь.
 Итак, - "опричники" - иерархическая структура вертикально-структурированной компании, пронизывающая своими связями всю нашу страну. Классические примеры - нынешняя РЖД, Роснефть, Газпром.
 "Вотчинники" в нынешнем понимании, это Территориальные иерархии, замкнутые на конкретный регион, имеющие внутри себя, как вертикальные, так и горизонтальные связи. Нет, это не Россель с его Уральской республикой, не Иркундия и даже не нынешние структуры Сбербанка по всему Северо-Западному Фед Округу. Это несколько более сложные и взимосвязанные внутри себя структуры, которые тем не менее имеют очевидную доменно-территориальную привязку с масштабом значительно меньшим чем вся Россия, но большим - чем любой из нынешних субъектов федерации, причем отдельные части этих структур по своей территориальной привязке друг другу не конгруэнтны. Боюсь, что может звучать не понятно, и поэтому это лучше объяснять на примерах.

 Чтобы далеко не ходить, - возьму простой пример - РЖД. Всем понятно, что - в РЖД - есть две составляющие - выгодные грузовые перевозки и - невыгодные пассажиропотоки. При этом - ради внутригосударственной связности - важны и те, и эти.
 Ну, хорошо, - давайте если уж вы хотите выделить чего-то "опричь", - разделим РЖД на две части, - и пусть пассажиры будут повешены только на государство и то перевозит их в качестве соцзаказа, а товароперевозки - давайте выделим в отдельную прибыльную компанию.
 Ни фига. "Опричная" сущность нынешней РЖД приводит к тому, что в ней выделяют парк лучших товарных вагонов, создают для этих вагонов "тепличные" сетки движения и потом якобы выходят на рынок с новой "новацией" в перевозках. Вот  типа у нас лучшие на свете вагоны и мы готовы возить ваши грузы на них с бонусной скоростью. Хорошо, - идея понятна. Если бы мне нужно было чего-то перевезти, то я бы может и воспользовался услугами этой так называемой "Первой компании" в структуре РЖД, но...
 При ближайшем рассмотрении выясняется, что цена на обслуживание потребителей данными "супер-вагонами" - абсурдно завышена, а скорость перевозки на них фактически та же, что и на обычных вагонах. Причина этому - дальность перевозок и то, что расписания на отдельных участках железной дороги не предполагают наличия грузовых поездов, идущих вне графика и уж тем более - с превышением обычного скоростного режима. Таким образом - мы можем создать внутри - железной дороги - новый маршрут грузоперевозок и включить его в обычное расписание, но тогда вы будете обязаны отвечать за заполнение (туда и обратно) этого экстренного состава грузами с повышенной стоимостью перевозок, дабы этот процесс - окупался, либо - вы просто посылаете свои "супер-вагоны" внутрь обычного расписания и не питюкаете.
 Далее подходим к этому вопросу с точки зрения потребителя. Вам предлагают то ли обычный поезд с обшарпанными вагонами, то ли поезд с вагонами супер-новыми. При этом ценник у них отличается раз в пять, если не на порядок. а вам нужно векзти, извиняюсь - картошку, или уголь для топочных. Как вы думаете - какой вагон вы при этом выберете?
 Иными словами - пытаясь создать транспортную компанию повышенного комфорта и класса в сфере грузовых перевозок, вы попросту забрали из оборота самые лучшие наличные вагоны и поставили их в отстойник, где они благополучно ржавеют и расходуются на прочие товарные вагоны- на запчасти. А простых "старых" товарных вагонов на обычные направления уже не хватает и для них начинают "восстанавливать" непонятно чего из явного хлама. То есть - исходно "хотели как лучше - получилось - как всегда".
 Внимание вопрос - кто виноват и что делать? Ответ - очень прост, - проблема выясняется в том, что Власти конкретного человека из той же Первой компании - тупо не хватает для создания условий по структурированию общегосударственного расписания таким образом, чтобы там учитывались местные электрички под нарвой и благовещенском - одновременно. Причина этого в том, что внутри РЖД - у нас сейчас пассажиры отдельно, грузоперевозки отдельно, подвижной состав отдельно, проводники тоже отдельно, ибо у нас вертикально - интегрированная компания, и каждый раздел внутри этой интеграции имеет свою отдельную вертикальную иерархию. И все было бы ничего, если бы при этой системе - тот же Якунин мог бы заниматься ручным управлением на местах, но это - нереально - физически. А для того, чтобы создавать конкуретный сервис - ему как раз нужно самому - чуть ли не проталкивать подобные изменения в расписаниях от Москвы до самых до окраин. Иными словами - единая вертикальная иерархическая система на той же РЖД, стала настолько громоздкой и "вертикальной", что полностью потеряла свою управляемость. Ибо -= невозможно эффективно управлять своими ресурсами - если проводники у вас в одной иерархии, а люди отвечающие за подвижной состав, внутри которой едут эти самые проводники - из другой, причем с тою же иерархией проводников - вовсю конкурирующей. А вертикальные иерархии не могут между собою - не конкурировать, ибо это заложено в их природе. То есть образно выражаясь, - внутри РЖД - на самом деле оказался сформулирован древний лозунг - "Пчелы против меда", именно потому, что построение "Властной Вертикали" внутри РЖД дошло до своего смыслового - "опричного" - апофигея.
 Решается эта задача лишь возвращением к исходному структурированию РЖД на Северо-Кавказскую, Дальневосточную, Волго-Уральскую, Северо-Западную дороги, то есть - "вотчины", которые все еще обладают внутренней УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ, и местный начальник Северо-Кавказской железной дороги - внутри данной дороги - "Царь и Бог". но зато и Власти понятно - кого насаживать на кукан, если вдруг что не так. Потому что в ситуации - когда народ может кивать - движенцы на проводников, а те на путейцев, а эти на чистильщиков унитазов, которых тоже выделили в отдельную вертикальную иерархию, - ни правды не сыщешь, ни - концов не найдешь. Тогда как при прежнем Советской/имперском разделении дороги на отдельные "дороги" поменьше, - хотя бы было ясно, кого можно к стенке ставить и прилюдно расстреливать. И соответственно и Власть имела вменяемую дубину для вразумления нерадивых начальников отдельных дорог и местные начальники дорог тоже имели аналогичную дубинку на "вассалов" поменьше.
 То бишь, - переход от "опричного" стиля управления к управлению "вотчинному" в РЖД - лишь вопрос времени. И по-хорошему он должен был бы начаться как раз году так в 2012-м, но - почему этот процесс сильно запаздывает ... есть там разные хитрые факторы.

 Точно такая же фигня творится в "Газпроме" и суть ее в растущей сложности системы магистрального газораспределения. Ведь ни для кого не секрет, что система газораспределения внутри нашей страны - изначально была - "кустовая" или если угодно - "вотчинная" и поэтому по сей день - перегнать тот же газ из ЮФО в Центральную Россию - практически не возможно, ибо это сопряжено с определенными сложностями. То есть на самом-то деле - "Нордстрим" это была и есть - своя свадьба - с газом из северных морей, - Южный/Голубой поток - это была и есть своя свадьба с газом от наших южных соседей и Поволжья и наконец - поток через Польшу - это своя свадьба из Западной сибири. На деле Газпром объединяет внутри себя все финансовые потоки от этих отдельных кустов, но с технической точки зрения там внутри все - весьма интересно. Сейчас к этой радости добавится Сила сибири. Сахалин, и газ из иркутской области и в итоге с управляемостью всего этого бардака - внутри Газпрома - цирк будет еще тот. При этом всем понятно, что внутри себя с технической точки зрения дробление останется "вотчинным" и люди отвечающие за "Силу сибири" никогда не будут ездить на переговоры по "Нордстриму" - просто потому что в этой трубе - тупо "не их газ".

 Точно такие же процессы вовсю идут в том же Сбере, когда контракты на поставку того же пипифакса в сбербанковские туалеты - Сбер стремится заключать не на поставки в просто Ленинград, а в Ленобласть, Псков, Новгород и Карелию и если кто по этому же кусту подрядиться поставлять и мотаться с рулонами туалетной бумаги еще и в Архангельск, то с точки зрения Сбербанка, это будет вообще цимес, ибо туалетная бумага нужна Сберу не только в Ленинграде, но и в Архангельске, а за транспортное плечо до Архангельска (при условии что база поставщика в Ленинграде) - платит в данном случае поставщик. Но обратите внимание, что при этом никто не пытается найти общего поставщика бумизделий в Ленинград и Москву - одновременно, ибо при этом объемы поставок сразу окажутся запредельны и нарорд отвечающий за то и это, - во-первых начнет баловаться неземнымии откатами, а во-вторых - тот же Псков точно останется без бумаги, просто потому что при объемах московских да питерских на псков всем станет глубоко плевать. А вот если поставщику предлагают лакомый Ленинград, то он поохает, постонет, ссылаясь на ревматизм, подагру и бедность, но ради ленинградского контракта согласится возить бумагу и в псков. Разумеется в данном случае речь не только и не столько о туалетной бумаге, но и о том, что не выгодно иметь общего поставщика той же мебели для Сбера одновременно в Москве и Нижнем. Надеюсь быть верно понятым. Но как только у вас образовывается пул поставщиков мебели, канцелярки и туалетной бумаги для Ленинграда, к которому довешивают и - Карелию с Псковом и Новгородом, - ежу понятно, что с точки зрения управляемости, - псковские и новгородские отделения Сбера начинают управляться из Питера, ибо оттуда платят им деньги за столы и чернила. А для Москвы и Рязани образовывается отдельный - свой кошелек на эти расходы, который с питерским кошельком связан весьма условно - чуть ли не на уровне самого Грефа. Теперь внимание - вопрос, - в том же Сбере - отдельные товары закупаются централизованно и распределяются потом по всей стране из Москвы, но очевидно, что именно такие глобальные закупки получаются самыми сложными в управлении и последующем распределении на места и в этот перечень входят лишь устройства, которые имеют "монопольную" природу своего производства - например кассовые аппараты. А как только речь заходит о нетиповом оборудовании - например мебели, или степлерах, или просто "услугах по техническому обслуживанию" тех же кассовых аппаратов - все это отдаетсяч в регионы и там для этого формируется свой "региональный" кошелек. А как только кошелек у каждого подобного региона будет свой, мы обнаружим быстрое формирование "вотчинных структур" внутри отдельно взятого Сбера. Хзотя бы потому, что Государство склонно отнимать у отдельных "частно-государственных" компаний - типа Сбера - монопольные средства производства и я не удивлюсь, если со временем те же кассовые аппараты у нас будут не продаваться частнику, а "сдаваться в аренду" за те же деньги, но в обязанностью учитывать его местонахождение и утилизацию подобного аппарата лишь в присутствии уполномоченных органов. То есть те средства, который сбер в настоящий момент распределяет централизованно, - вполне может распределять внутри Сбера и - само государство (укрупнив закупки, объединив для этого Сбер, ТЭК, РЖД итд, назвав это - госпланом нового образца и использовать для этого не живые деньги а те же свопы, и это будет значительно дешевле для самого государства), равно как и маршрутизаторы, учетчики траффика или средства криптозащиты.

 И так далее. То есть - - по вертикали у нас централизовавнный контроль по деньгам, а по горизонтали - распределяется ответственность и происходит непосредственно работа. То есть сами по себе "деятельными центрами" у нас становятся "вотчины", тогда как Центральная Власть контролирует всю финансовую составляющую и саму работу, но сама при этом не руководит процессом..
  • +3.64 / 41
  • АУ
 
 
 
  Senya ( Практикант )
23 дек 2014 23:01:08

А можно ли пробросить хоть какой-то мостик к началу 14 века? Понятно, что большая часть процессов могут быть несопоставимы, а по оставшейся меньшей катастрофически мало данных, но может найдутся аналогии? Что можно сопоставить единому хозяйственному (не финансовому) организму, охватывавшему к 1308 году большую часть территории русских княжеств, а потом разделившемуся на более мелкие? Или подобное деление могло происходить непосредственно внутри Московского княжества?
  • +1.93 / 20
  • АУ
 
 
 
  russian ( Слушатель )
24 дек 2014 21:39:27

Спасибо за пояснение.
Если я правильно понял Вашу мысль, то это, по сути, "вотчины внутри опричнины".
Т.е. РЖД - "опричнина", но в идеальном случае ей надо разграничить себя на региональные "вотчины", за каждую из которых головой отвечает свой опричный  "генерал-губернатор".
  • +0.79 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  footuh ( Практикант )
24 дек 2014 23:28:01

Извините, я вас значит - НЕ понимаю. Каким образом можно оказаться "опричником" в случае такого монополиста, как РЖД?
Само понятие "опричнина" может существовать лишь в условиях когда у вас есть ряд однотипных элементов, и вы выделяете из них какие-то - "опричь", то есть "наособицу" от всех прочих. Так "Первая компания" внутри системы Железных Дорог в России - когда из парка ВСЕХ товарных вагонов выделяют особый пул и нарекают их особыми функциями - это "опричнина". А если у вас РЖД в одном экземпляре как она может быть к кому-то "опричной", то есть от всех других отличающейся? Выбрать из одного-единственного элемента - один-единственный, это - не "опричнина", а - шизофрения.

 То есть когда из группы менеджеров выбирают пяток и наделяют их на ровном месте особыми полномочиями, это - "опричнина". Когда из группы поставщиков, выделяют группу - "приближенных к телу", или "особо доверенных" - это "опричнина". Причем причины для нее могут быть разными, как "коррупционными", так и специальный пул офицеров у Жукова - для подготовки им генеральных наступлений, так и так называемая "паровозная армия" созданная Ставкой в 1941 году - для срочной переброски нашей промышленности за Урал. Особенность любой "опричной" структуры в том, что она по сути "чрезвычайная" и от этого - гораздо более "вертикально-интегрированная" чем обычно. То есть выделение из коллектива тружеников РЖД - проводников в отдельную "вертикальную иерархию" - деяние "опричное - по отношению ко всем остальных работникам РЖД.
 Иными словами - если бы та же Первая компания в РЖД смогла бы добиться чтобы для ее ускоренных товарняков от Ленинграда до Китая был "зеленый свет", как для "литерных" в 1941 году, то мы бы говорили, что у нас побеждают "опричники". А так как у нас весь их парк вагонов сейчас ржавеет в отстойниках, а через местные расписания для них особых "коридоров" на РЖД - нет, то это значит, что "опричники" на РЖД - "сосут лапу".

 То есть "опричнина" возникает только тогда, когда у вас в ряду элементов - возникают элементы - "более равные" чем все прочие. А раз у вас РЖД в стране лишь одна, то она не может быть "опричь" - так как ее не с кем сравнивать. То же касается и Газпрома и РосАтома и так далее. Я думал, что сами по себе определения объяснять не надо.

 Итак, - у нас существует не "опричнина", но "Властная Вертикаль" внутри Госмонополий (РЖД, РосАтоме, Газпроме и проч), которая может реализовывать себя - в двух направлениях, - "опричном" или "вотчинном". При "опричном" структурировании внутрти той же госмонополии выделяются некие люди с особыми полномочиями, - например "члены паровозных бригад для паровозной армии" или "проводники" в нынешнем РЖД, или те же "комиссары" внутри Красной Армии, которые тоже командиры причем не подчиненные военачальникам.
 При "вотчинном" управлении - те же самые Госмонополии начинают структурироваться внутри себя по территориальному признаку и тот же начальник Уральской дороги имеет право накрутить хвост - как машинисту поезда, так и стрелочнику, так и работнику вагона-ресторана ибо все они - его подчиненные (а в нынешней ситуации нерадивого проводника может выругать только "главпроводник" но не начальник поезда, равно как "жуковские офицеры" считались в прямом подчинении маршала Жукова, а вовсе не в подчинении у Ватутина с Рокоссовским, хоть формально именно они командовали фронтами, куда были распределены эти офицеры перед Курской дугой. Чуете разницу?)

 То есть глобально - вопрос в том, кто у нас отвечает за командование на Курской дуге - товарищ Жуков лично, или командующие фронтами - Ватутин и Рокоссовский?. Если Жуков важнее (как и было в истории), то управленье - "опричное", а если Ватутин и Рокоссовский - то - "вотчинное".
  • +2.62 / 30
  • АУ
 
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
24 дек 2014 23:50:44


Во всех эти примерах опричнины явно прослеживается использование (изъятие и концентрация) ресурса всех прочих, неопричных, частей для выполнения экстраординарных задач. Что вобщем то логично для аристократического управления. Но суммарное количество ресурса и эффективность системы при этом неизбежно уменьшаются. Такова плата за выживание (в предельном варианте - ящерица, отбрасывающая хвост).


Цитата: ЦитатаИными словами - если бы та же Первая компания в РЖД смогла бы добиться чтобы для ее ускоренных товарняков от Ленинграда до Китая был "зеленый свет", как для "литерных" в 1941 году, то мы бы говорили, что у нас побеждают "опричники". А так как у нас весь их парк вагонов сейчас ржавеет в отстойниках, а через местные расписания для них особых "коридоров" на РЖД - нет, то это значит, что "опричники" на РЖД - "сосут лапу".


А вот сама идея использовать "опричнину" для решения чисто буржуазной задачи извлечения прибыли... Или карго-культ в чистом виде, или в руководстве аристократ категорически не на своем месте.
  • +1.81 / 23
  • АУ
 
 
  неГуффи_аРегуляр ( Слушатель )
23 дек 2014 23:53:09

Ээээ, мне всё больше кажется, что Тверь современная находится-таки в Минске. Подмигивающий
  • +1.36 / 13
  • АУ