Цитата: 753 от 01.10.2017 15:08:11Но таких счастливых лиц вы нигде больше не увидите, как в СССР 30х.
Они отличаются от лиц времен ВОВ, 50х, 60х.... Не говоря уже о царском времени.
Массовый энтузиазм, бурный восторг, радость через край...
Таких лиц вы не увидите и в кино.
И в целом, лица у людей меняются со сменой эпохи, социального строя, войн, мирной жизни, перестроек и т.д.
Что касается "ужасов репрессий", то извините, их не видно ни на фото, ни в кино, ни в книгах той эпохи, от слова - совсем.
Нате вам энтузиастов
Дневник большевика. 1920-е годы.
В Российском Центре хранения и изучения документов новейшей истории находится очень интересный источник: дневник одного из членов партийной номенклатуры Советского государства, выпускника Института Красной профессуры Иосифа Израилевича Литвинова. Он был одним из тех, кто входил в штаб теоретиков ЦК ВКП(б).
Дневниковые записи Литвинова за 1922 год сохранились, – тогда как в годы репрессий почти все документы подобного рода либо уничтожались самими авторами, либо бесследно исчезали в архивах НКВД. Мы приведём здесь только наиболее характерные и важные строки из личного дневника профессора Литвинова.
Итак, РЦХИДНИ, Фонд 589, Дело № 1509, листы 16-52.
«1922 год. 15 января
В последнее время самая популярная тема среди коммунистов – самоубийства. Стреляются, отравляются коммунисты на каждом шагу. Общественная деятельность – только средство забыться, заглушить свой внутренний голос. И вот теперь приходят к самым печальным заключениям. Личная жизнь разбита. Одиночество. Семьи нет. Нервы расшатаны. Здоровье подорвано. Материальное положение не обеспечено. И тогда многие из коммунистов, видя, как они остались в дураках, разочарованные, лишают себя жизни... Тает правоверная коммунистическая рать, всякий скрывает свои истинные намерения фиговым листом фраз. А на самом деле каждый хочет устроиться...
18 января
Читал первую лекцию после каникул в ВЧК. На мои вопрос: кто выиграл в революции, получались самые разнообразные ответы. Общий вывод – никто. И это в школе ответственных работников ЧК!.. Утром мы больше часа беседовали о самоубийствах. Решили, что самый лучший способ – хлороформ. Поставить склянку, чтобы хлороформ капал на лицо, лечь и покрыть лицо марлей и ватой. Смерть безболезненная, верная.
21 января
Вчера был у меня Бухарин. Долго сидел и болтал. Я на его месте тоже был бы оптимистом: "Бытие определяет сознание". Бухарин дал обещание, что сионисты будут приняты в Коминтерн!
26 января
Голодная толпа благословляет спекулянтов. "Не будь их, мы бы совсем погибли", – это слышно на каждом шагу. Так мы, коммунисты, четыре года кричавшие о паразитах, дармоедах, купцах, спекулянтах и капиталистах, своими действиями доказали, что капиталисты, даже спекулянты не дармоеды, что без них почти невозможно. Мы до глупости упрощали теорию классовой борьбы. Объявляли еретиками чуть ли не тех, кто отрицал классовый характер математики. А взять хотя бы коммунистов. Что представляет собою партия? – Стадо баранов! Коммунисты выработали свои кастовые предрассудки. Двух мизерных пайков получать нельзя, а 500 рублей золотом брать можно! Нищенское предприятие в аренду члену партии брать нельзя, а быть посредником в Центросоюзе и получать 130 миллионов в месяц – можно! От партии завоняло, несмотря на усиленную чистку.
31 января
Сегодня выступал по вопросу об экономическом характере насилия... Пока выступаешь, – волнуешься, а потом такое же чувство, будто онанизмом занимался на трибуне. Кого это интересует – спор о значении слов пророка аллаха – Маркса?! Схоластика, да и только! Я переживал то же самое, когда изучал Талмуд. Весь мир живёт, а мы в дикой, оборванной России треплемся, изучая диалектический материализм, и отлучаем всех с нами не согласных. А на 100 тысяч жителей у нас один автомобиль, в Америке – 10 тысяч.
3 февраля
Несчастная Россия! Ты должна быть или оплотом древнего православного благочестия, или мировой революции, но тебе нельзя жить просто для себя. И ты гибнешь от тьмы, голода и эпидемий. Поволжье вымирает. В Москве дети десятками совершают самоубийства из-за голода. Зато сеть губернских партшкол будет расширена.
6 февраля
На душе паскудно. Думаю об иллюзиях, которые люди создают себе. Всё в будущем, в будущем, а будущего-то и нет, ибо оно копия настоящего! Помню, в восемнадцатом году беседовал с товарищем о большевизме. Я ему сказал, что нельзя сразу перейти к социализму. Он мне ответил, что я прав, но тогда надо ждать тысячелетия и жить не из-за чего. Словом, надо себя "надуть"! – И все мы себя "надуваем"! Сознательно надуваем! Рисуем себе будущее как весёлый праздник, заранее зная, что всё это чушь и ерунда.
7 февраля
Марксизм превратился в религию. А стадо баранов глазеют и покорно слушают. Конец близок. После русской революции марксизму как миросозерцанию класса наступил конец. Такие опыты даром не проходят. Нельзя безнаказанно превратить мир в казарму...
9 февраля
Ночь была мучительная. Когда я раскрыл глаза и увидел вокруг себя тьму и одиночество, мне вдруг захотелось бежать, бежать без оглядки... Вчера был у Миньковских. Сидел у них больше часа. Он – дядя величайшего мирового математика – предшественника Эйнштейна. Она – старая народоволка, хорошо знакома с сестрой Ленина. Кстати, старший Миньковский, убеждённый атеист, пятьдесят лет не был в синагоге, – теперь считает религию необходимой!
15 февраля
Я поймал вора. Мальчишка, сирота. При допросе заплакал и меня назвал барином. Это на меня подействовало, как ушат с холодной водой. Вот тебе и охрана матерей и детей! Гибнут дети тысячами, и мы о них начинаем заботиться только тогда, когда они нас обкрадывают. Идёт война между сытыми взрослыми и голодными детьми. Голодные девочки продаются и заражают сифилисом, а мальчики лазят по карманам...
18 февраля
Вечером был в театре с дамой. Со мной случилась беда. – Мои штаны порвались. А в верхнем пальто вход в театральную залу запрещён. Я сидел как пригвождённый. Неудача...
Новых идей в последние дни у меня не было, если не считать наблюдения над антисемитизмом. Он распространён во всех слоях общества. Да, разливается антисемитизм по России широким потоком. Растёт ненависть к евреям во всех слоях и классах. Забудется коммунизм. Многие ярые коммунисты станут спекулянтами. Но долго будет жить в сердцах русских вражда к евреям, которых русские считают виновными в коммунистической разрухе и "нэповской" спекуляции. Кутежи спекулянтов и чекистские расстрелы долго будет поминать русский люд, и винить он будет во многом, если не во всём, евреев. Такие преступления не скоро прощаются. "Несчастным евреям" придётся платить и за своих комиссаров, и за своих спекулянтов.
21 февраля
Между коммунистами царит недоверие, всякий недоговаривает. Прямо, как пишет Исаак Львович Магарик, "коммунистические собаки". Каждый коммунист знает, что его партийный друг в известный момент может в него стрелять. Сужу по себе...
27 февраля
У нас пыталась покончить самоубийством молодая красивая жена механика – одна из столь редких теперь, в наше время огрубевших женщин в сапогах, в эпоху гермафродиток и полуженщин. Кажется, ей просто надоела эта жизнь – грязная, серая, нудная, в коммунистической казарме, с вонючими коридорами, с этим коммунизмом и его красными профессорами, с его жизнью нараспашку, на виду у всех.
28 февраля
В институте определённо юдофобство начинается. Вообще торжествует ура-коммунизм, под которым лучше всего прячутся антисемитизм и всякая мерзость. У меня ещё несчастье случилось: обокрали. Украли сапоги и ботинки.
9 марта
Застрелился Исаак Менделевич Месежников. Он лежал на полу в луже крови и мозга. Комнату вымыли. Монашки крестились и плакали. Видел, как вынесли ведро с кровью и мозгом Исаака Месежникова. Вылили в уборную.
14 марта
Не до праздников сейчас в России. Сомнения охватили все круги общества. То, что несколько месяцев тому назад казалось величайшей ересью, теперь можно слышать от самых правоверных коммунистов.
2 мая
На Пасху был в храме Христа Спасителя. Утром гулял по Москве, любовался ею. Прекрасна Москва, и кому доступно представление о величественном, не может её не полюбить. Монашки стояли на паперти и мирно беседовали. В воздухе кружились голуби. Я крикнул монашкам: " Христос воскресе!" И все как одна громко ответили: "Воистину воскресе!"
В милом обществе провёл до двенадцати. В день Пасхи служил всем богам – православному, Бахусу, большевистскому. В обиде только еврейский.
17 июля
Страна требует мира, покоя, производительного труда. Дадим мы это стране – тогда наше положение самое прочное в мире. Горе нам, если мы не угадаем духа времени, если захотим ещё кормить страну казнями...»