Перспективы развития России
24,588,583 127,750
 

  nekto_mamomot ( Специалист )
11 окт 2017 20:47:52

"Имперский задел"...

новая дискуссия Дискуссия  100

Оказывается какой-то там мифический "советский задел" использовал "Имперский задел"...
*****
11 октября 1916 года началось отечественное авиадвигателестроение
https://aftershock.news/?q=node/572197
*****
11 октября (28 сентября по ст. ст.) 1916 года в уездном городе Александровске Екатеринославской губернии на заводе АО Электромеханических сооружений «ДЕКА» (ныне это запорожское АО «МОТОР СИЧ») началось серийное производство авиационных двигателей, полностью изготовленных из отечественных комплектующих.
В ноябре того же года начальник Управления Военно-воздушного флота генерал-майор Н.В.Пневский доложил в Петроград: «… первый 100-сильный мотор, сделанный целиком из русских материалов, был пущен в ход 28 сентября с.г. и дал вполне удовлетворительные результаты. Завод приступил к выполнению договора в полном объёме».
 

 
Двигатель получил обозначение «ДЕКА» М-100, где буква указывает на лежащую в его основе конструкторскую схему (Mercedes), а цифра – на мощность в т.н. «лошадиных силах». В сущности, это улучшенная копия трофейного немецкого авиадвигателя для двухместного самолёта-разведчика «Альбатрос». Новаторской здесь была технология изготовления деталей и узлов, разработать которую русским инженерам и конструкторам пришлось самостоятельно. В условиях войны было не до соблюдения принадлежащих германским коллегам авторских прав, покупки у них лицензий и патентов. Просто за основу взяли то лучшее, что уже имелось у противника.
Группу по созданию рабочих чертежей двигателя М-100 возглавил знаменитый в те годы инженер А.Г.Воробьёв, который помогал И.И.Сикорскому «ставить на крыло» первые в мире многомоторные самолёты «Русский Витязь» (1911, Русско-Балтийский завод, Санкт-Петербург) и «Илья Муромец» (1913, там же).
 

«Илья Муромец»
 
В создании же самого двигателя и его запуске в серийное производство принимал участие В.Я.Климов – в будущем знаменитый советский конструктор авиамоторов, руководитель профильного предприятия «Красный Октябрь» в Ленинграде (до революции – завод «Русский Рено»), а в ту пору – студент Императорского высшего технического училища, который по рекомендации патриарха отечественного авиадвигателестроения Н.Р.Бриллинга проходил производственную практику в Александровске.
Директором тамошнего завода АО «ДЕКА» в ту пору был П.Н.Сыромятников, крупный организатор производства (заведовал электротехнической мастерской Балтийского судостроительного и механического завода, являлся организатором и первым руководителем воздухоплавательного отдела Русско-Балтийского завода).
Раньше считалось, что «прадедушка» отечественного авиамоторостроения утрачен безвозвратно, а увидеть его можно только на дореволюционном фотоснимке (в скобках, впрочем, отметим: на звание первого отечественного может претендовать и двигатель РБЗ-6, созданный в 1915 году на Русско-Балтийском заводе по схеме опять же трофейного немецкого авиамотора «Аргус» (РБЗ-6 поднимал в воздух серийных «Муромцев»). В любом случае, однако, за М-100 остаётся статус первого авиамотора, произведённого на территории нынешней Украины).

 

 
Задумав создать грандиозный и притом общедоступный Музей техники, в сентябре 2003 года Вячеслав Александрович Богуслаев командировал директора тогдашнего заводского музея Е.И.Живицкого и автора этих строк в Германию, дабы мы привезли оттуда фото- и видеоматериалы об устройстве знаменитых авиационных экспозиций в Берлине и Мюнхене. А заодно и посмотрели, нет ли в этих экспозициях оригинального мотора М-100 (до наших дней двигателей «ДЕКА» М-100 на территории бывшего Союза, увы, не сохранилось). Чтобы, значит, в случае необходимости изготовить по оригиналу точную копию для Музея техники в  Запорожье.
Увы, оригинала М-100 нет даже в филиале Германского музея, расположенном в пригороде Мюнхена Шляйсхайме (экс-резиденция баварских королей). Тем не менее, авиамотор, очень похожий на искомый, нам обнаружить удалось. Это Daimler D IV 1915 года выпуска. Тоже однорядный шестицилиндровый с водяным охлаждением. Сопровождавший нас Вернер Хайнцерлинг, руководитель отдела авиации и космонавтики Германского музея, заверил, что внешний вид обоих моторов почти аналогичен.
Остаётся добавить, что в настоящее время украинское авиадвигателестроение, представленное серийными заводами АО «МОТОР СИЧ» и конструкторским бюро ГП «Ивченко-Прогресс» (оба находятся в Запорожье), поставлено в неимоверно сложные условия.
В силу известных причин им предписано прекратить сотрудничество с партнёрами в РФ. Политикам нет дела до того, что современный авиадвигатель – это сложнейшая система, состоящая из сотен, иногда и тысяч деталей, узлов и агрегатов, а на выпуске комплектующих специализируются десятки предприятий-смежников по обе стороны украинско-российской границы.
При этом России, на территории которой расположены все отраслевые НИИ, ряд профильных ОКБ и несколько серийных авиамоторных предприятий, гораздо проще наладить у себя замкнутый цикл производства всех типов авиадвигателей, нежели Украине, тем более что филиал «МОТОРа» в г. Снежном Донецкой обл., выпускавший уникальные, поистине незаменимые детали (т.н. «лопатки»), с весны 2014 года находится в неподконтрольной зоне.
Неустанно бьёт в спину и родимый Кабмин, склоняющий госпредприятие «Антонов» оснащать новейшие самолёты украинской разработки и производства американскими и европейскими «движками». Что, собственно, не удивляет, так как сущность нынешней якобы украинской власти не является секретом изначально.
К слову, в красочных буклетах и брошюрах, издаваемых Германским музеем для посетителей, нет ни слова ни о Н.Е.Можайском и его самолёте (первом в мире – это когда ещё немец Отто Лилиенталь прыгал с икаровскими крыльями с верхушек холмов), ни о четырёхмоторном биплане «Илья Муромец», который – на зависть Западу — в своё время был настоящим чудом техники,  ни о первом искусственном спутнике Земли, выведенном Советским Союзом на орбиту в 1957 году, ни о полёте в космос Ю.А.Гагарина, ни о самолёте-гиганте Ан-225 «Мрія», оснащённом шестью (!) опять же запорожскими двигателями Д-18Т (на его фоне гордость Америки тяжёлый военно-транспортный C-130 Hercules выглядит довольно-таки скромно), ни об уникальнейшем турбовинтовентиляторном  авиамоторе Д-27 (тоже запорожском), произведшем революцию в мировом авиадвигателестроении.
На переднем плане – исключительно и только достижения европейцев (главным образом, конечно, немцев) и америкосов. Спрашиваем, почему так. Молча улыбаются в ответ…
К сожалению, план деиндустриализации, десайентизации Украины реализуется поистине ударными темпами, в т.ч. (или главным образом?) старанием её нынешних правителей – туземных и привлечённых извне. Задача вменяемых, добропорядочных людей – не дать окончательно обескровить и добить нашу страну. Сумеем ли – вот в чём вопрос.


 

НА СНИМКЕ: двигатель М-100 и макет самолёта «Илья Муромец» в Музее техники Вячеслава Богуслаева. (Оригинальный двигатель М-100 (серийный № 4), найден заводчанами в… Новой Зеландии. Но это – отдельная история с элементами детектива).
  • +0.10 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!