ВМФ/ВМС
17,951,292 45,717
 

  Внимательный ( Слушатель )
12 окт 2017 13:58:21

Ядерная торпеда Т-5

новая дискуссия Статья  1.300

Освоив ядерные технологии, советские ученые и военные стали искать новые способы применения существующего и перспективного сверхмощного оружия. Рассматривалась возможность использования ядерных зарядов вместе с различными носителями. Вскоре появилось предложение о создании специальной торпеды, оснащенной специальным зарядным отделением и способной самостоятельно поражать целые корабельные соединения противника. Первый отечественный проект подобного оружия, доведенный до испытаний и эксплуатации, получил обозначение Т-5.

С конца сороковых годов советское командование рассматривало возможность создания специальных торпед, оснащенных ядерными боезарядами. Такое оружие могло бы использоваться подлодками для одновременного поражения нескольких кораблей одного ордера либо для атаки крупных береговых объектов. Предлагались и прорабатывались самые разные варианты подобных торпед, отличавшиеся друг от друга габаритами и мощностью заряда.





В 1952 году появилось предложение о строительстве сверхтяжелой торпеды калибром 1550 мм, способной нести боевую часть массой до 4 т с соответствующим могуществом. Общая длина такого изделия составляла 24 м, масса – 40 т. Однако достаточно быстро было установлено, что на существующих и перспективных подлодках удастся разместить лишь одну такую торпеду. Подобные ограничения не устроили командование флота, и потому от столь смелых проектов отказались. Куда больший интерес для подлодок представляло оружие стандартных габаритов.


Вследствие этого осенью 1953 года стартовала разработка новой ядерной торпеды, по своим размерам не отличающейся от серийных изделий. Проектирование такого оружия осуществлялось силами нескольких организаций. Головным разработчиком, отвечавшим за создание самой торпеды и общую координацию работ, стал НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»), главным конструктором назначили А.М. Борушко. Задача создания специального боевого оснащения была возложена на сотрудников КБ-11 министерства среднего машиностроения во главе с Ю.Б. Харитоном. На правах поставщиков тех или иных агрегатов к проекту привлекались некоторые другие организации.

Проект перспективной торпеды с ядерным боезарядом получил рабочее обозначение Т-5 (также встречается иное написание – Т-V). Кроме того, в соответствии с существовавшей номенклатурой минно-торпедного вооружения изделие обозначалось как 53-58. Специальное боевое оснащение для торпеды, разрабатывавшееся в рамках отдельного проекта, имело собственное название – РДС-9.

В соответствии с поставленными задачами, результатом проекта Т-5 / 53-58 должно было стать появление тепловой прямоидущей торпеды, отличающейся большой дальностью хода и отсутствием пузырькового следа. При этом она должна была нести плутониевый заряд достаточной мощности, способный поразить сразу несколько кораблей противника в радиусе сотен метров.

Для упрощения проектирования и последующего производства было решено строить торпеду Т-5 на основе существующего изделия 53-57. Последнее имело достаточные характеристики, и потому вполне могло стать носителем ядерного заряда. С точки зрения основных особенностей конструкции новая торпеда 53-58 должна была почти полностью повторять исходное изделие. Фактически два образца отличались комплектацией зарядного отделения, длиной, массой и некоторыми ходовыми характеристиками.

У базовой неядерной торпеды с некоторыми изменениями заимствовали корпус, основывавшийся на традиционных наработках. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения, имевший скругленный головной и конический хвостовой обтекатели. На хвостовом обтекателе помещались Х-образные плоскости небольшого размаха. Непосредственно за стабилизатором помещались гребные винты, за ними – рули.

Компоновка ядерной торпеды Т-5, в целом, соответствовала предыдущему проекту. Внутри корпуса последовательно помещались головная часть и зарядное отделение, резервуарное отделение, а также кормовая и хвостовая часть. Расположение всех агрегатов оставалось прежним.

Для торпеды 53-58 было решено создать новый двигатель с требуемыми характеристиками. От теплового турбинного мотора, использовавшегося на 53-57, по ряду причин отказались. В центральном отсеке корпуса помещались резервуары для хранения кислорода и спиртоводяной смеси. Компоненты топлива подавались в парогазовый поршневой двигатель мощностью 460 л.с. Крутящий момент двигателя через редуктор выдавался на два соосных гребных винта.

Ядерная торпеда оснащалась инерциальной системой управления, основывавшейся на существующих агрегатах. При помощи нескольких гироскопов автоматика могла отслеживать положение торпеды в пространстве и выдавать команды на рули. Это позволяло выдерживать заранее заданный курс, однако возможность выполнения маневров и наведения на цель отсутствовали. Ввод данных для стрельбы осуществлялся механически – через систему шпинделей, выведенных на внешнюю поверхность корпуса.

Специально для перспективной торпеды сотрудниками КБ-11 была разработана малогабаритная ядерная боевая часть типа РДС-9. Основной заряд этого изделия был выполнен из плутония (239Pu) и дополнен инициирующим зарядом фугасного взрывчатого вещества. Номинальная мощность изделия РДС-9 составляла 3 кт. Характерной особенностью этого боезаряда, в некоторой мере повлиявшей на сложность разработки проекта, являлись его малые габариты. Имея достаточную мощность, заряд должен был умещаться в ограниченное по размерам зарядное отделение торпеды.

Для управления специальным зарядным отделением торпеда Т-5 получила неконтактный взрыватель. Он должен был самостоятельно взводиться на безопасном расстоянии от подлодки-носителя, а затем срабатывать в заданной точке. Прямое попадание в корабль-цель не предусматривалось. Главной задачей торпеды являлась доставка изделия РДС-9 к корабельному соединению противника, после чего ядерный взрыв мог одновременно уничтожить или повредить сразу несколько целей.

В связи с применением специального боевого оснащения торпеда 53-58 оказалась немного крупнее и тяжелее базового оружия. При стандартном калибре 533 мм она имела длину 7,92 м и весила 2,2 т. Торпеда могла выдерживать глубину в пределах от 12 до 35 м и двигаться со скоростью до 40 узлов. Дальность хода на такой скорости достигала 10 км. По своим габаритам торпеда Т-5 не отличалась от существующего серийного оружия, и потому могла использоваться различными подлодками, оснащенными требуемой аппаратурой управления.

Испытания нового оружия стартовали с проверок ядерного зарядного отделения. Первый пробный подрыв изделия РДС-9 состоялся 19 октября 1954 года на Семипалатинском полигоне. Заряд поместили на вышку опытного поля. По команде испытателей произошла детонация инициирующего заряда, вследствие которой появилось небольшое тонкое грибовидное облако. Как оказалось, впервые в отечественной практике подрыв инициирующего заряда не смог запустить цепную реакцию. Плутониевое ядро боевой части было частично разрушено, а его осколки разбросало по опытному полю.

Программа испытаний была приостановлена на несколько месяцев в связи с необходимостью доработки заряда. Были созданы три варианта обновленной конструкции, которые теперь следовало испытать и сравнить. Новая попытка подрыва состоялась 29 июля 1955 года. Заряд на невысокой платформе сработал штатно и показал мощность на уровне 1,3 кт. Аналогичный подрыв 2 августа так же был успешным; ученые зафиксировали мощность 12 кт. Через три дня РДС-9 показал мощность 1,2 кт.

В середине сентября того же года очередное опытное изделие РДС-9 доставили на полигон Новая Земля, где планировалось провести подводные испытания. 21 сентября заряд в составе торпеды Т-5 при помощи судна-носителя был доставлен в заданную точку и размещен на глубине 12 м. На расстоянии от 300 до 3000 м от заряда находились корабли, суда и подлодки, игравшие роль мишеней. На борту мишеней имелось значительное число различной аппаратуры, а также несколько десятков собак.

Мощность взрыва достигла 3,5 кт. Судно-носитель, находившееся непосредственно над зарядом, было полностью уничтожено. Мишени на дистанции до 500 м были выведены из строя и полностью либо частично затоплены. На больших расстояниях корабли и подлодки получили те или иные повреждения. По результатам этой проверки, можно было продолжать разработку торпеды и завершать интегрирование специального боезаряда в имеющуюся конструкцию. Кроме того, результаты этого испытания были учтены при создании новых боевых кораблей.

Параллельно с отработкой ядерного боезаряда шли испытания опытных торпед с инертными зарядными отделениями. Площадкой для этих проверок стала акватория Ладожского озера. В ходе испытаний были выявлены определенные проблемы с системами управления. Так, 4 выстрела опытной торпедой из 15 завершились преждевременным условным подрывом. Пройдя около половины дистанции, прототип делал т.н. торпедный мешок, резко увеличивая глубину хода. Вследствие этого гидростатический замыкатель давал команду на подрыв. Такие проблемы привели к необходимости совершенствования систем управления.

Также на практике было установлено, что новые торпеды отличаются определенной сложностью эксплуатации. В частности, ядерное зарядное отделение нуждалось в особых температурных условиях. Существующие торпедные аппараты не имели собственных средств обогрева, из-за чего проблему термостатирования пришлось решать на уровне конструкции торпеды.

Несмотря на все трудности, НИИ-400 и КБ-11 успешно завершили разработку нового оружия. К осени 1957 года изделие Т-5 / 53-58 удалось вывести на государственные испытания. Последние проверки ядерной торпеды начались с двух выстрелов торпедами, оснащенными инертным зарядным отделением. Далее последовал один выстрел торпедой с зарядом РДС-9 без плутония. Лишь после этого следовало проверить Т-5 в полной боевой комплектации.

Опытовым судном в ходе государственных испытаний стала дизель-электрическая подлодка С-144 проекта 613. 10 октября 1957 года экипаж С-144 произвел выстрел полноценной боевой торпедой. Пуск осуществлялся с перископной глубины по цели на дальности 10 км. Развив максимальную скорость, опытная торпеда преодолела заданное расстояние. Опустившись на глубину 35 м, торпеда подорвала боезаряд. От заданной точки торпеда отклонилась на 130 м, однако мощность взрыва на уровне 10 кт компенсировала такой промах.





По результатам государственных испытаний торпеда Т-5 / 53-58 была принята на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Серийный выпуск такого оружия был поручен заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата). Производство торпед продолжалось в течение нескольких лет, однако велось лишь небольшими партиями. Ввиду исключительной мощности и специфического предназначения торпед, флот не нуждался в больших их количествах. По имеющимся данным, специальные боеприпасы отправлялись в арсеналы Тихоокеанского и Северного флотов.

Согласно некоторым источникам, торпеды Т-5 присутствовали в боекомплекте разных подлодок, отправлявшихся на боевую службу. При этом, по понятным причинам, подводникам ни разу не пришлось применять это оружие против кораблей реального противника. Впрочем, учебные стрельбы такими торпедами тоже не были частым явлением – известно лишь одно мероприятие с полноценным применением специальных боевых частей.

В середине осени 1961 года в бухте губы Черная на Новой Земле прошли учения «Коралл», целью которых была проверка имеющихся ядерных торпед. 21 октября дизель-электрическая подлодка Б-130 (проект 641) выполнила два выстрела торпедами 53-58 без делящихся материалов в зарядном отделении. Через два дня подводники атаковали учебную цель при помощи торпеды Т-5 в полном оснащении. Взрыв мощностью 4,8 кт успешно поразил мишени. 26 октября выполнили еще один пристрелочный выстрел, а на следующий день состоялся последний подрыв боезаряда РДС-9 в составе изделия 53-58. Перед взрывом торпеда поднялась на поверхность воды, где ее заряд показал мощность порядка 16 кт.

Еще в 1957 году – до завершения испытаний торпеды Т-5 – появилось постановление Совета министров СССР, определявшее дальнейшее развитие специальных вооружений флота. В соответствии с этим документом следовало отказаться от существующих подходов к созданию ядерных торпед. Будущие изделия этого класса следовало изготавливать путем установки особого заряда на серийную торпеду. Работы по проекту автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО) завершились в середине шестидесятых годов.

Новые боевые отделения можно было устанавливать на существующие торпеды, и потому флот более не нуждался в особых специализированных носителях ядерного заряда по типу Т-5. В дальнейшем усиление боекомплекта подлодок осуществлялось только за счет изделий АСБЗО стандартной мощностью 20 кт. Однако появление удачной альтернативы не привело к моментальному отказу от специальных торпед. Изделия 53-58 оставались на вооружении в течение некоторого времени. По разным данным, такие торпеды оставались на складах вплоть до восьмидесятых годов прошлого века.

Развитие ядерных технологий позволило сократить размеры боезаряда, обеспечив его установку на торпеды стандартных габаритов. Первым реальным результатом этого стало появление специальной торпеды Т-5 / Т-V / 53-58. Этот проект привел к пополнению арсеналов подводного флота и заметному росту его боевого потенциала. Кроме того, он показал принципиальную возможность создания и эксплуатации ядерных торпед. Дальнейшее развитие этой тематики привело к появлению боезарядов АСБЗО. Они отличались более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками, благодаря которым смогли со временем заменить имеющиеся торпеды Т-5.


  • +0.31 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (28)
 
 
  XOID ( Слушатель )
12 окт 2017 16:29:47

Учитывая доминирование противника на море и невозможность обычными средствами перекрыть торговые пути. Там десятки тысяч судов, вон немцы сколько не старались так и не смогли не то что перекрыть коммуникации морским державам, так даже и тоннаж в итоге не уменьшили. Логично вместо десятков тысяч целей выбрать порты в которые эти цели непрерывно снуют. Портов в Европе и Америке сотни не все они достаточно хорошо оборудованы для приёма большого потока грузов. Уничтожить их и кораблям просто некуда будет плыть. а скопятся где нибудь тут их всех можно накрыть максимально недорого. Идея то хорошая по моему и мой диван подтверждает. ))
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  mse ( Специалист )
12 окт 2017 16:57:50

Не... У немцев, почти получилось. Им Энигму вскрыли, слишком поздно собрались переходить на новое поколение ПЛ. Да и вообще, зря они ввязались в это дело.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
12 окт 2017 19:21:20
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
13 фев 2024 12:57:02
Отредактировано: Слесарь Полесов - 13 фев 2024 12:57:02

  • +0.22
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
13 окт 2017 16:38:41

Так их всем союзным гуртом закругляли. А была бы Британия одна, пожалуй удавил бы ее Дениц. С моря. А воздуха - Геринг. Кстати, хороший топик для любителей альтернативной истории.
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
13 окт 2017 22:54:53

         Если бы Черчиль не сдал рынки империи пиндосам, то оные стали бы союзниками Германии. И участь Бриташки была бы печальной. Однако "бы" мешает.
  • +0.32 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 окт 2017 05:03:29

Ну, если бы Адольф заручкался с Мексикой, и начал бы оттуда, то история Второй Мировой вообще была бы иной. Представьте, нефтяные поля Техаса, панзерваффе на хайвеях, а люфтваффе, базирующиеся на юге США. Флот и кригсмарине кошмарит Зап. Побережье. Долго ли бы ЮС продержалась при таком раскладе. Да и все остальные, кроме Союза конечно. И то не факт.
Альтернативная история, ети ее.
  • +0.12 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
14 окт 2017 06:56:00
Сообщение удалено
Юрген
14 окт 2017 11:01:02
Отредактировано: Юрген - 14 окт 2017 11:01:02

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 окт 2017 07:57:15
Сообщение удалено
GeorgV
14 окт 2017 09:36:46
Отредактировано: GeorgV - 14 окт 2017 09:36:46

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
14 окт 2017 08:03:11
Сообщение удалено
Юрген
14 окт 2017 12:16:05
Отредактировано: Юрген - 14 окт 2017 12:16:05

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
  donartrus ( Специалист )
14 окт 2017 08:01:12
Сообщение удалено

14 окт 2017 12:16:05

  • +0.24
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 окт 2017 08:24:30
Сообщение удалено
GeorgV
14 окт 2017 17:29:27
Отредактировано: GeorgV - 14 окт 2017 17:29:27

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF ( Слушатель )
14 окт 2017 08:51:49
Сообщение удалено

14 окт 2017 13:01:02

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 окт 2017 09:25:55

просто только кошки родятся, или форумные посты пишутся Веселый
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
14 окт 2017 09:38:24

Ой не факт. Вот что, что а использовать трофеи вермахт умел не хуже ИГИЛ.
  • +0.23 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 окт 2017 13:30:49

А если бы этот идиот на Восток не сунулся, я имею в виду к нам - так совсем другой рисунок бы был у мира. Другое дело ,что это все сейчас только для романов в жанре АИ (сам грешен, почитываю)... и не для этой ветки
  • +0.57 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 окт 2017 19:37:54

Так о том и речь. С теми ресурсами, с которыми он полез на Союз ему с самого начала не светило. Однако, амбиции...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
14 окт 2017 20:26:01
Сообщение удалено

15 окт 2017 00:31:04

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  Artkonstruktor ( Слушатель )
14 окт 2017 20:21:58
Сообщение удалено

15 окт 2017 00:31:04

  • +0.04
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
14 окт 2017 20:30:18

Не... Там был реальный бардак. У Дискавери есть цикл педерач "На полях сражений" про ВМВ. Там выпукло рассказано про яростную конкуренцию гениальных палковоццев Гитлера. Вместо планомерного захвата Средиземноморья, получались какие-то дёрганые действия, с перетягиванием ресурсов из Северной Африки в Грецию и на Кипр. Или ещо куда. А когда почти додавили Мальту, вдруг забрали авиацию, т.к. открылся Восточный фронт.
Там и про "союзников" достаточно интересного сказано.
  • +0.18 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Дока ( Слушатель )
14 окт 2017 20:59:56
Сообщение удалено

15 окт 2017 01:01:02

  • +0.07
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
14 окт 2017 21:04:25

Чо он на Наглию-то попёр? На Францыю? Там-же всё по взрослому было.
  • +0.10 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Дока ( Слушатель )
14 окт 2017 21:30:43

Камрад, мы нарываемся на банхаммер, но отвечу.
Выбор наглосаксов пал на Адика не случайно, одним из важнейших обстоятельств было то, что с одной стороны он ненавидел большевиков, а с другой был англофилом. Т.е. имеем идеального кандидата: не нападёт на "хозяина", может быть легко натравлен "на восток".
Но амбиции его они не учли, он не желал быть "собачкой", а желал быть с наглосаксами на равных. Те его естественно в этой роли никак не воспринимали. Это собственно и породило конфликт. Но поскольку тут Адик воевал не ради победы, а ради признания, то он постоянно сдерживал немецкие силы. Вспомните Дюнкерк - мог добить этих жалких ушлёпков, но не добил. И налёты на британские города тоже были скорее ради устрашения, а не ради нанесения реального ущерба. А вот британцы в ответ бомбили всерьёз, равняя с землёй. Это легко понять, просто сравнивая число жертв бомбардировок с обеих сторон. 
В конечном итоге, тактика запугивания Адику ничего не дала, наглосаксы не прогнулись. И пришлось ему возвращаться к первоначальному плану, к которому его с 33-года подталкивали - походу на восток. Но в условиях войны с Британией нападать на Советский Союз было идиотизмом, чем закончилась в прошлый раз война на два фронта для Германии ефрейтор отлично помнил. А поэтому в мае 41-го, отправил в Лондон своего особо доверенного посланника, Гесса - договариваться о перемирии. Судя по всему, посланнику пообещали "в спину не бить", если Германия будет действовать "согласно старому плану" ... впрочем, выдержав необходимую паузу, как всегда обманули.
Блицкриг стартовал. Остальное - уже история.
  • +0.28 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
14 окт 2017 14:02:32

Не... Они бы полюбому, конкурировали с немцами за "английцкое наследство".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 окт 2017 00:13:08

Появление Тип-21, 23 и 29 могло бы резко изменить картину, противодействовать "электролодкам" союзникам было бы нечем. Собственно, единственный поход Тип-21 это показал. Просто как всегда малину испортили русские со своими танками, раздавившие немецкую демократию гусеницами и доведшие ранимого художника до самоубийстваВеселый
Тип 29 - это вот http://www.hisutton.com/Uboat_XXIXH.html
Лодка выглядит, как современные вообще.
  • +0.73 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
14 окт 2017 11:36:38
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
13 фев 2024 12:51:16
Отредактировано: Слесарь Полесов - 13 фев 2024 12:51:16

  • +0.42
 
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 окт 2017 13:57:15

Просто у нас тут, в царстве тоталитаризма, как-то не приживается европейская демократия и ее насильственные миссионерыВеселый. Хотя представители армий первого, второго и всех последующих Евросоюзов, почему-то, приживались всегда. Большей частью  в виде надзирателей за ростом картошки снизуУлыбающийся. Но и в виде пленных тоже. Вон, после визита очередного Евросоюза во главе с Карлом, свет, Двенадцатым (кстати, на Некроине уже поставили ему памятник, грозились же вроде? ну хоть бы из Ленина переделали, что лиУлыбающийся) в далеких русских селах появилось много свеев - и ничего, прижились, жен нашли, дети пошли, покрестились, как должно, и через поколение уже никто и не помнил, что были такие шведы там.
Но, почему-то, периодически образуется новое количество дураков, желающих получить от русских  "женский половой орган"(с)анекдот про немца, стучавшегося в избу, заявившего это здоровому мужику, который открыл
  • +0.96 / 27
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
14 окт 2017 14:53:05
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
13 фев 2024 12:50:07
Отредактировано: Слесарь Полесов - 13 фев 2024 12:50:07

  • +0.53
 
 
 
 
 
 
 
  Мандельштамп ( Слушатель )
16 окт 2017 12:13:49

По поводу пленных свеев, которых понабрали в плен после Полтавского сражения очень интересно пишет писатель Алексей Иванов (который Географ глобус пропил) в книге "Тобол. Много званых". Их же взяли в плен несколько тысяч и небольшими командами по несколько сотен человек направили в разные города востока России. в том числе в Тобольск, где они жили вперемешку с остальными жителями, занимались стройкой (как наши таджики, узбеки), ремонтом и иногда их отправляли на войны в восточных областях России. В общем Пётр 1, очень разумно с пленными шведами поступил, не стал их сильно вешать и расстреливать, а направил их в нужное ему русло. в данном случае на цивилизацию Сибири... Ну раз уж пришли в Россию неся цивилизацию, то вот вам и поле деятельности - Сибирь.
  • +0.77 / 16
  • АУ