о соответствии заявленных и реальных харрактеристик, несколько цитат
----
28 мая 2008:
...По словам шеф-пилота компании «Гражданские самолеты Сухого» Александра Яблонцева, «самолет полностью оправдал все ожидания в отношении общих характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, поведения систем, двигателя. По простоте пилотирования он даже на этом этапе испытаний показал себя на уровне существующих современных западных самолетов. Я уверен, что система дистанционного управления, ее качество будет одной из лучших». Благодаря тому, что отработка системы управления велась на инженерном тренажере компании, «не было никаких неожиданностей по управлению – наоборот, неожиданным было то, насколько точно все совпало».
--------------------------------------------------------------------------------
15 июля 2008:
... Самолет Sukhoi Superjet 100, оснащенный двумя двигателями SaM146 производства PowerJet, в ходе первого этапа заводских испытаний провел в воздухе более 30 часов. Средняя продолжительность полетов составляла 2-4 часа.
В рамках этого этапа проводится первоначальная оценка летно-технических и аэродинамических характеристик. Самолет проходит первые летные проверки функционирования систем и оборудования на скоростях до 670 – 680 км/ч и высотах до 3000 м при различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси. Взлетная масса самолета при этом составляет от 35 000 до 40 000 кг.
По итогам проведенной серии испытаний летчики-испытатели высоко оценивают управляемость самолета на всех режимах полетов, в том числе взлетно-посадочных. Самолет показывает хорошие характеристики скороподъемности.
Обработка результатов полетов уже на начальном этапе испытаний показывает хорошую сходимость как статических, так и аэродинамических характеристик самолета с расчетными – полученными на основе обширного объема аэродинамических исследований, стендовых отработок и отработок на инженерных тренажерах. Полученные в ходе первого этапа летно-технические и взлетно-посадочные характеристики самолета в целом подтверждают заявленный уровень.
Получены первые замеры фактического почасового расхода топлива в полете. Проекция этих результатов на крейсерские режимы уже на текущем этапе показывает расход менее 1,7 тонн в час, что оправдывает заявленные конкурентные преимущества SSJ100 по топливной эффективности.
http://superjet100.c…128/?print--------------------------------------------------------------------------------
октябрь 2008
... Заводские доводочные испытания продемонстрировали в воздухе работоспособность систем самолета на всех штатных режимах эксплуатации в полном диапазоне скоростей, высот, углов и центровок.
В ходе этого этапа испытаний, проводилась оценка летно-технических и аэродинамических характеристик, в том числе взлетно-посадочных характеристик и характеристик скороподъемности.
Прошедшие испытания подтвердили хорошую сходимость характеристик самолета с расчетными, которые ранее были получены в ходе аэродинамических исследований, стендовых отработок и отработок на инженерных тренажерах. Подтверждается заявленный уровень статических, аэродинамических, летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, а так же оценок по расходу топлива, которые оправдывают заявленные конкурентные преимущества SSJ100 по топливной эффективности.
Во время презентации самолета в Хабаровске АР МАК передал компании «Гражданские самолеты Сухого» Экспериментальный Сертификат на первый летный Sukhoi Superjet 100 и заключение на выполнение первого этапа сертификационных испытаний – летных испытаний на больших углах атаки.
Испытания на больших углах атаки призваны определить параметры сваливания самолета, и подтвердить беспрецедентно высокую степень безопасности пилотирования самолета, заложенную еще на этапе проектирования в системе управления самолетом. В перспективе это позволит значительно повысить безопасность пассажироперевозок в России. После этого этапа первый самолет начнет выполнять уже сертификационные летные испытания, направленные на подтверждение летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, устойчивости и управляемости, прочности, по оценке аэроупругой устойчивости и безопасности от возникновения флаттера. В рамках подготовки к испытаниям на больших углах атаки два полета на самолете Sukhoi Superjet 100 выполнил летчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Михаил Торохов.
http://superjet100.c…139/?print--------------------------------------------------------------------------------
декабрь 2008
... «По итогам полетов первого летного самолета на различных режимах мы внесли определенное количество изменений в программное обеспечение, которое установлено на SSJ100 #95003. Сегодня, с учетом всех доработок, самолет продемонстрировал уже в ходе премьерного полета великолепные характеристики устойчивости и управляемости. И мы, как и инженеры по летным испытаниям, остались довольны показателями, которые продемонстрировал в воздухе второй летный SSJ100. Самолет прекрасно отлетал полетное задание, и я рассчитываю, что в самое ближайшее время он присоединится к программе сертификационных испытаний», - отметил летчик–испытатель «ГСС» Леонид Чикунов.
--------------------------------------------------------------------------------
февраль 2009:
... По оценкам летчиков, аэродинамика самолета получилась очень удачной – он легко выводится из сваливания, реагирует на управление предсказуемо и четко. Более того, самолет демонстрирует естественное предупреждение о сваливании, которое лучше всякой автоматики дает пилоту однозначный и безошибочный сигнал о том, что дальнейшая потеря скорости чревата сваливанием. Таким образом, автоматика самолета удачно дополняется прекрасными аэродинамическими характеристиками. Первый этап проводился на минимальном режиме настройки системы управления – самом сложном и тяжелом для пилотирования - и получил самые высокие оценки летчиков. Опыт проектирования показывает, что правильно подобранные алгоритмы системы управления только улучшают характеристики пилотирования самолета, повышая тем самым степень безопасности управления самолетом SSJ100.
Программа сертификационных испытаний не ограничивается только полетами – это кропотливая работа по подтверждению всех заявленных характеристик по прочности, ресурсу, а также по каждой системе в отдельности.
В октябре 2008 года ЦАГИ в рамках сертификационной программы начал выполнять прочностные испытания статического самолета в расчетном объеме нагрузок – на этом этапе нагрузки уже в полтора раза превышают те, которые самолет испытывает в полете. Уже проведенные испытания отдельных элементов конструкции самолета показывают, что прочность соответствует заложенным в расчет нагрузкам с точностью 98%. При этом конструкция планера самолета соответствует жестким проектным лимитам по весу.
В свою очередь, в СибНИА завершена сборка доставленного в ноябре из Комсомольска шестого Sukhoi Superjet 100, сейчас СибНИА оборудует самолет комплексом нагружения и измерительными датчиками для проведения ресурсных испытаний. Ресурсные испытания должны будут подтвердить не только срок службы конструкции – 70000 летных часов, но и разработанную программу технических осмотров самолета во время эксплуатации в парке заказчиков.
http://superjet100.c…149/?print