Перспективы развития России
24,553,979 127,645
 

  DeC ( Профессионал )
17 окт 2017 10:18:31

ЦБ и страховщики перекроют новую схему мошенничества с е-ОСАГО

новая дискуссия Новость  173

00:04 17/10/2017
ЦБ и РСА пытаются перекрыть новую схему мошенничества с e-ОСАГО. Для этого планируется усилить проверку данных о страхователе и его машине и ограничить время оформления полиса и число полисов, которые можно купить в одни руки



В распоряжении РБК оказались направленные в ЦБ предложения Российского союза автостраховщиков (РСА) по усовершенствованию указания Банка России «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Корректировки, предложенные в нормативный акт ЦБ, направлены на борьбу с новой схемой мошенничества при оформлении электронного полиса ОСАГО (е-ОСАГО), о которой недавно сообщал РБК.

Цитата: Как работает схемаВодитель обращается с просьбой оформить полис е-ОСАГО к компании-посреднику, та при заполнении заявки на полис вписывает неверные данные об автомобиле, регионе или мощности, которые значительно занижают стоимость полиса, однако данные идентификационного номера транспортного средства (ТС) и его регистрационный номер (VIN) они вписывают верно. Затем в фоторедакторах данные о марке машины, регионе и проч. изменяются уже на верные, а полис, оформленный дешево на подставные данные, после корректировки распечатывается и продается по реальной цене ничего не подозревающему водителю, разницу мошенники кладут в карман. При наступлении страхового случая из-за расхождения данных в базе страховщика и бумажном полисе у водителя выплат он не получает.

Изначально электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками. Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована. По данным РСА, доля оформленных мошенническим способом полисов — примерно 5–10% (235–470 тыс. штук) в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн электронных полисов ОСАГО).

При этом обращению к посредникам автовладельцев могут отчасти подталкивать и сами страховые компании, которые не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, и используют для этого различные уловки. Как ранее сообщал РБК, ЦБ фиксирует жалобы клиентов страховщиков на невозможность купить электронное ОСАГО по причине якобы имеющих место технических сбоев, многочисленных перенаправлений на сайте других страховщиков и проч.


Что предлагается
РСА предлагает три существенных изменения при оформлении полиса.

Первое изменение касается появления у страховщ​иков возможности дополнительно проверить указанные страхователем сведения. Согласно действующей редакции указания, после того как страхователь отправил страховой компании заявление на заключение договора страхования, компания регистрирует его в течение пяти минут в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информсистему (АИС) РСА запрос на проверку данных, указанных при покупке полиса. По результатам автоматизированной обработки запроса страховщику направляется подтверждение или отказ в подтверждении сведений. Однако на данный момент у РСА есть возможность проверить только соответствие VIN и госномера ТС — а как раз они при первичной покупке полиса указываются верно.

Поправками предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений о намеренном занижении цены полиса проводить дополнительную проверку, например соответствия VIN и госномера ТС и марки автомобиля. Или же проверить на соответствие марку и мощность авто. Как рассказали в РСА, зачастую в заявлении указывается информация, которая явно не соответствует действительности (например, мощность двигателя внедорожника премиум-сегмента указывается в размере, сопоставимом с бюджетными малолитражками). «Данная норма призвана предоставить страховщику возможность дополнительной проверки. Как часто и в каких именно случаях будет использовано указанное право, страховые организации определят самостоятельно», — добавили там.

Проводить дополнительную проверку предлагается «с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии», говорится в документе. «К таким источникам относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Кроме того, если после дополнительной проверки страховщик обнаружит нестыковки, то может затребовать у страхователя электронные копии документов на машину, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Если и после этого сомнения не развеются, ​компания сможет не заключать договор е-ОСАГО до тех пор, пока клиент лично не явится для подтверждения данных с необходимыми документами.

Вторым пунктом предложений РСА предлагается запретить регистрировать на одну электронную почту страхователя и (или) абонентский номер более одного личного кабинета на сайте страховой (кабинет нужен для покупки электронного полиса). Сейчас с одной электронной почты и (или) абонентского номера клиент может регистрировать неограниченное количество кабинетов.

Внесенные РСА изменения делают невозможным создание на один номер телефона и (или) электронный адрес нескольких личных кабинетов страхователя ОСАГО, чем как раз и пользуются мошенники. «Данная норма направлена на борьбу с лицами, фактически предоставляющими посреднические услуги. Как правило, объем продаж, осуществляемых такими лицами, составляет сотни договоров ОСАГО. Таким образом, необходимость постоянно изменять информацию при создании личных кабинетов может существенно затруднить деятельность посредников», — полагают в РСА. Впрочем, там признают, что указанное изменение не препятствует указанию идентичных сведений страхователем при создании личных кабинетов на сайтах разных страховщиков.



Третьим пунктом предлагается сократить время заполнения заявления и заключения договора до 90 минут с момента доступа к личному кабинету (20 минут, отводимые предложенными поправками страховщику на проверку данных, сюда входят). В действующей редакции указания ЦБ у клиента это время не ограничено.

Как пояснили РБК в пресс-службе РСА, такое требование, в частности, направлено на то, чтобы ограничить мошенников, работающих одновременно на сайтах многих страховщиков и осуществляющих подбор данных для занижения цены полиса — это делается мошенниками, для того чтобы оформить как можно больше полисов е-ОСАГО сразу. «Для добросовестных страхователей указанных 90 минут вполне достаточно, чтобы, не испытывая какого-либо дискомфорта, заключить договор ОСАГО», — уточнили там. В организации также добавили, что если страхователь не уложился в 90 минут, то процедуру необходимо будет начинать с самого начала.

РБК
  • +0.64 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!