Спецслужбы
1,361,449 8,134
 

  Vediki977 ( Слушатель )
20 окт 2017 09:51:29

Конкурентная разведка: технологии разведки на службе бизнеса

новая дискуссия Статья  670

Про­дол­жая на­ча­тую в ранее тему о раз­ви­тии эко­но­ми­че­ской раз­вед­ки (см. 12345) пред­ла­га­ем Вашему вни­ма­нию ма­те­ри­ал о раз­ви­тии кон­ку­рент­ной раз­вед­ки в России.

Новые вре­ме­на – новые веяния: опыт спец­служб в прак­ти­ке биз­не­са
В со­вре­мен­ной пост­со­вет­ской России, как и в боль­шин­стве раз­ви­тых стран мира, по­лу­чи­ла раз­ви­тие и си­сте­ма него­су­дар­ствен­ной раз­вед­ки – про­мыш­лен­ный шпи­о­наж и так на­зы­ва­е­мая кон­ку­рент­ная (или де­ло­вая) раз­вед­ка, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют­ся част­ны­ми ком­мер­че­ски­ми струк­ту­ра­ми.
В ходе эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний в России про­изо­шел ряд из­ме­не­ний, име­ю­щие огром­ное зна­че­ние для раз­ви­тия в нашей стране раз­вед­ки в ин­те­ре­сах биз­не­са. Про­ис­хо­ди­ли они в строго опре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти, со­зда­вая усло­вия для по­сле­ду­ю­ще­го дви­же­ния. Прежде всего, был лик­ви­ди­ро­ван то­вар­ный де­фи­цит. Этот про­цесс рас­тя­нул­ся на несколь­ко лет, что объ­яс­ня­ет­ся ве­ли­чи­ной рос­сий­ско­го рынка. Сле­ду­ю­щим шагом (ре­зуль­та­том пер­во­го) стало вы­мы­ва­ние де­неж­ной массы, пла­те­же­спо­соб­ный спрос по­тре­би­те­ля ока­зал­ся огра­ни­чен­ным.
Сумма этих фак­то­ров при­ве­ла к тому, что по­тре­би­тель стал от­да­вать пред­по­чте­ние со­от­но­ше­нию цена/ка­че­ство - искать товары необ­хо­ди­мо­го ка­че­ства по при­ем­ле­мой цене, а если это невоз­мож­но, то пе­ре­хо­дить на за­ме­ни­те­ли. Рынок в России из рынка про­из­во­ди­те­лей пре­вра­тил­ся в рынок по­тре­би­те­лей. Теперь и у нас про­из­во­ди­те­ли начали кон­ку­ри­ро­вать между собой за огра­ни­чен­ный пла­те­же­спо­соб­ный спрос.
По сути, к 1994-1995 годам были со­зда­ны и «за­ра­бо­та­ли» усло­вия для кон­ку­рент­но­го рынка. Тогда «клас­си­че­скую» кон­ку­рен­цию можно было на­блю­дать на уровне боль­шо­го биз­не­са. Се­год­ня этот про­цесс все более про­яв­ля­ет­ся и в сфере сред­не­го биз­не­са.
Ак­тив­ная кон­ку­рент­ная борьба ино­стран­ных кор­по­ра­ций при­ве­ла к вы­тес­не­нию ими с рос­сий­ско­го рынка оте­че­ствен­ных ком­па­ний. Потеря рынка, доли рынка или угроза та­ко­вых спо­соб­ство­ва­ли осо­зна­нию того, что в данных усло­ви­ях необ­хо­ди­ма свое­вре­мен­ная, про­ве­рен­ная и ценная ин­фор­ма­ция.  Спрос, как из­вест­но, рож­да­ет пред­ло­же­ние, и в прессе все чаще стали по­яв­лять­ся тер­ми­ны: эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка, про­мыш­лен­ный шпи­о­наж, ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ская работа, ком­мер­че­ская раз­вед­ка, де­ло­вая и кон­ку­рент­ная раз­вед­ка. За­ко­но­ме­рен вопрос: обо­зна­ча­ют ли они одно и то же, или есть от­ли­чия? Срав­ним эти тер­ми­ны по одним и тем же кри­те­ри­ям: кто про­во­дит, в чьих ин­те­ре­сах и какими ме­то­да­ми.

Эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка су­ще­ству­ет наряду с во­ен­ной и по­ли­ти­че­ской. По­сколь­ку по­ли­ти­ка, эко­но­ми­ка и война (и ее недо­пу­ще­ние) пе­ре­пле­те­ны, ока­зы­ва­ют друг на друга вза­им­ное вли­я­ние и не могут су­ще­ство­вать изо­ли­ро­ван­но, то термин "эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка" (ЭР) обо­зна­ча­ет такой сбор, об­ра­бот­ку и ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции, при ко­то­ром до­ми­ни­ру­ет эко­но­ми­ка, а по­ли­ти­ка и во­ен­ная со­став­ля­ю­щая ее под­дер­жи­ва­ют и до­бав­ля­ют. ЭР ве­дет­ся го­су­дар­ством в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах, всеми воз­мож­ны­ми ме­то­да­ми, что оправ­ды­ва­ет­ся выс­ши­ми ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ства, его эко­но­ми­че­ской без­опас­но­стью. Все воз­мож­ные методы грубо можно раз­де­лить на опе­ра­тив­ные и ана­ли­ти­че­ские. Поз­во­лить себе ис­поль­зо­вать и те, и другие методы может только го­су­дар­ство, на­прав­ля­ю­щее на это деньги на­ло­го­пла­тель­щи­ков.
Эко­но­ми­че­ская без­опас­ность любой страны зна­чи­тель­но свя­за­на с на­ци­о­наль­ным боль­шим биз­не­сом. По­это­му го­су­дар­ство может дей­ство­вать и в ин­те­ре­сах боль­шо­го биз­не­са. В разных стра­нах дело об­сто­ит по-раз­но­му. Где-то это от­ла­жен­ный ме­ха­низм по­сто­ян­но­го вза­и­мо­дей­ствия, а где-то - лишь от­дель­ные случаи со­труд­ни­че­ства. Что будет в России, ска­зать пока трудно.  На­пря­жен­ные от­но­ше­ния мо­ло­дых рос­сий­ских фирм с родным го­су­дар­ством и вза­им­ное недо­ве­рие пред­опре­де­ли­ли начало ве­де­ния раз­ве­ды­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти биз­не­сом в своих ин­те­ре­сах. Го­су­дар­ство со­кра­ща­ло спе­ци­а­ли­стов, а бизнес на­ни­мал их на работу.

Про­мыш­лен­ный шпи­о­наж (ПШ) может ве­стись и го­су­дар­ством (именно так опре­де­ля­ют эко­но­ми­че­скую раз­вед­ку те, против кого она на­прав­ле­на) и биз­не­сом; в ин­те­ре­сах и го­су­дар­ства и биз­не­са. От­ли­чи­тель­ной чертой яв­ля­ют­ся ис­поль­зу­е­мые методы - опе­ра­тив­ные - они же неза­кон­ные или неэтич­ные. При­ве­дем неко­то­рые ис­точ­ни­ки по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции, ис­поль­зу­е­мые ПШ: подкуп, шантаж, кража, элек­трон­ный пе­ре­хват, несанк­ци­о­ни­ро­ван­ное на­блю­де­ние и про­ник­но­ве­ние, внед­ре­ние. По­пыт­ки ди­стан­ци­ро­вать­ся, от­кре­стить­ся от ПШ при­ве­ли к по­яв­ле­нию нового тер­ми­на - де­ло­вая (кон­ку­рент­ная) раз­вед­ка.
Кос­вен­ные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что пред­по­чте­ние пока от­да­ет­ся про­мыш­лен­но­му шпи­о­на­жу. Кор­руп­ция в России уже стала фак­то­ром угрозы, только ле­ни­вый не об­за­вел­ся служ­бой без­опас­но­сти, ра­дио­рын­ки кишат шпи­он­ской элек­тро­ни­кой, на вы­став­ках по без­опас­но­сти пре­об­ла­да­ют устрой­ства, на­прав­лен­ные на предот­вра­ще­ние под­слу­ши­ва­ния, под­смат­ри­ва­ния, про­ник­но­ве­ния, на кон­фе­рен­ци­ях и круг­лых столах об­суж­да­ют­ся про­бле­мы защиты ин­фор­ма­ции, пре­се­че­ния ее утечки. В ис­поль­зо­ва­нии ПШ нет ничего стран­но­го. Этот путь прошли биз­не­сме­ны многих стран. Для того, чтобы от­ка­зать­ся от ПШ, надо знать, что есть аль­тер­на­ти­ва, при опре­де­лен­ных усло­ви­ях за­тра­ты на нее на по­ряд­ки ниже затрат на ПШ, а при­быль со­став­ля­ет 300%; и при этом пол­но­стью от­сут­ству­ет риск скан­да­лов, санк­ций и потери ре­спек­та­бель­но­сти.
Де­ло­вая и кон­ку­рент­ная раз­вед­ка по боль­шо­му счету яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. Этими тер­ми­на­ми обо­зна­ча­ет­ся этич­ная (ве­ду­ща­я­ся ле­галь­ны­ми ме­то­да­ми) раз­вед­ка в ин­те­ре­сах биз­не­са. Обе не ис­поль­зу­ют опе­ра­тив­ных ме­то­дов и ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции.  Анализ ин­стру­мен­та­рия кон­ку­рент­ной и де­ло­вой раз­вед­ки на Западе (прежде всего в США, где они раз­ви­ты в наи­боль­шей сте­пе­ни) сви­де­тель­ству­ет о том, что первая на­прав­ле­на на ис­сле­до­ва­ние непо­сред­ствен­но­го окру­же­ния ор­га­ни­за­ции (или мик­ро­окру­же­ния) и ис­сле­до­ва­ние мак­ро­окру­же­ния через призму кон­ку­рен­ции, а вторая на первый план ста­ви­ла мак­ро­окру­же­ние.

Пер­во­на­чаль­но су­ще­ство­ва­ло два от­дель­ных на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти: де­ло­вая раз­вед­ка изу­ча­ла кон­ку­рен­тов во вза­и­мо­свя­зи с мак­ро­окру­же­ни­ем ор­га­ни­за­ции, а кон­ку­рент­ная кон­цен­три­ро­ва­лась на ис­сле­до­ва­нии непо­сред­ствен­но­го окру­же­ния ор­га­ни­за­ции и кон­ку­рен­та. По­лу­че­ние новых знаний о раз­ви­тии об­ще­ства и вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти ком­по­нен­тов внеш­ней среды при­ве­ло к по­ни­ма­нию необ­хо­ди­мо­сти сквоз­но­го ана­ли­за внеш­ней среды как еди­но­го целого, что по­влек­ло за собой раз­мы­тие границ между двумя по­ня­ти­я­ми.
Частая смена вла­стя­ми «правил игры» и кри­ми­на­ли­за­ция биз­не­са в России, при недо­ста­точ­ной раз­ви­то­сти кон­ку­рен­ции, также при­ве­ли на на­чаль­ном этапе к пер­во­сте­пен­ной роли мо­ни­то­рин­га мак­ро­окру­же­ния, что объ­яс­ня­ло пре­об­ла­да­ние де­ло­вой раз­вед­ки.
С начала реформ самую боль­шую неопре­де­лен­ность в де­я­тель­ность пред­при­ни­ма­те­лей вно­си­ло само го­су­дар­ство с его непред­ска­зу­е­мы­ми дей­стви­я­ми. По­это­му оте­че­ствен­ные пред­при­я­тия начали про­во­дить раз­вед­ку не своих кон­ку­рен­тов, а го­су­дар­ства, и со­зда­вать струк­ту­ры, функ­ции ко­то­рых за­клю­ча­лись в про­гно­зи­ро­ва­нии по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в России и вы­ра­бот­ке ре­ше­ний, на­прав­лен­ных на ми­ни­ми­за­цию по­след­ствий воз­мож­ных дей­ствий го­су­дар­ства.
Однако по­сте­пен­но пришло по­ни­ма­ние того, что пра­ви­тель­ство уста­нав­ли­ва­ет и меняет пра­ви­ла игры не про­из­воль­но, а дей­ству­ет в ин­те­ре­сах кон­крет­ных фирм, кон­ку­рен­тов, и только озву­чи­ва­ет их кон­ку­рент­ную стра­те­гию. Таким об­ра­зом и в России на­блю­да­ет­ся эво­лю­ция от де­ло­вой раз­вед­ки к кон­ку­рент­ной.
Кон­ку­рент­ная раз­вед­ка, все же, яв­ля­ет­ся наи­бо­лее точным тер­ми­ном, ко­то­рый обо­зна­ча­ет сбор и об­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции биз­не­сом (и только биз­не­сом), в ин­те­ре­сах биз­не­са (и ни­ко­гда в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства), ле­галь­ны­ми и этич­ны­ми ме­то­да­ми (опе­ра­тив­ные ис­клю­че­ны), при ко­то­ром яв­ле­ния и тен­ден­ции рас­смат­ри­ва­ют­ся через призму кон­ку­рен­ции, кон­ку­рент­ной борьбы. Пред­мет­ной об­ла­стью кон­ку­рент­ной раз­вед­ки яв­ля­ет­ся кон­ку­рент­ный рынок, дей­ству­ю­щие на нем кон­ку­рен­ты, их вза­и­мо­дей­ствия и по­след­ствия этих вза­и­мо­дей­ствий.
В от­ли­чие от мар­ке­то­ло­га спе­ци­а­лист в об­ла­сти кон­ку­рент­ной раз­вед­ки не только вскры­ва­ет кар­ти­ну опре­де­лен­но­го рынка и уста­нов­лен­ные пра­ви­ла игры, но и по­ка­зы­ва­ет, кто их уста­нав­ли­ва­ет, почему именно такие и как они будут (или могут) ме­нять­ся в бу­ду­щем. Он дает взгляд извне си­сте­мы, как бы сверху и со сто­ро­ны, через призму кон­ку­рен­ции, кон­ку­рен­тов. Спе­ци­а­лист кон­ку­рент­ной раз­вед­ки ни­ко­гда не со­гла­сит­ся с рас­хо­жим в России мне­ни­ем, со­глас­но ко­то­ро­му пра­ви­ла игры уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­тель­ство и меняет их по своему усмот­ре­нию. Он по­ка­жет, что дей­ствия и ре­ше­ния вла­стей про­дик­то­ва­ны про­дви­же­ни­ем ин­те­ре­сов кон­крет­ных ком­па­ний, ко­то­рые по­лу­чат кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства от уста­нов­ле­ния новых правил.
Кон­ку­рент­ная раз­вед­ка не только по­ка­зы­ва­ет ис­тин­ную рас­ста­нов­ку сил на рынке и ме­ха­низ­мы вза­и­мо­дей­ствия на нем, она дает про­гно­зы (одна из ос­нов­ных задач раз­вед­ки), оце­ни­ва­ет сце­на­рии и воз­мож­ные по­след­ствия тех или иных так­ти­че­ских и стра­те­ги­че­ских ре­ше­ний. Не вме­ши­ва­ясь в про­цесс при­ня­тия ре­ше­ний и не под­ме­няя его, кон­ку­рент­ная раз­вед­ка зна­чи­тель­но об­лег­ча­ет этот про­цесс, поз­во­ля­ет де­ле­ги­ро­вать при­ня­тие ре­ше­ний (в рамках, за­дан­ных высшим ру­ко­вод­ством) на более низкие уровни.


Спрос опре­де­ля­ет пред­ло­же­ние
По сути, раз­ви­тие кон­ку­рент­ной раз­вед­ки в России идет вместе с раз­ви­ти­ем рынка.  Как и на любом рынке, пе­ре­чень предо­став­ля­е­мых ин­фор­ма­ци­он­но- ана­ли­ти­че­ских услуг опре­де­ля­ют­ся пла­те­же­спо­соб­ны­ми по­треб­но­стя­ми. С раз­ру­ше­ни­ем го­ри­зон­таль­ных связей в эко­но­ми­ке в начале 90-х годов воз­ник­ла по­треб­ность на ин­фор­ма­цию о со­сто­я­нии то­вар­ных рынков, и этим за­ня­лись кон­сал­тин­го­вые фирмы, про­во­дя­щие раз­но­го рода мар­ке­тин­го­вые ис­сле­до­ва­ния. Затем на­чал­ся бурный про­цесс об­ма­нов на рынке и воз­ник­ла по­треб­ность в про­вер­ке рос­сий­ских и ино­стран­ных ком­па­ний - по­тен­ци­аль­ных парт­не­ров, а также в ин­фор­ма­ции о ме­сто­на­хож­де­нии долж­ни­ка и его фи­нан­со­вом по­ло­же­нии, что вы­зва­ло к жизни де­тек­тив­ные ком­па­нии, ко­то­рые в силу про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции своих со­труд­ни­ков, име­ю­щих опыт де­тек­тив­ной, раз­ве­ды­ва­тель­ной работы в пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нах и ор­га­нах без­опас­но­сти и устой­чи­вые связи в них, смогли быстро пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать­ся и на­ла­дить работу по под­бор­ке и про­вер­ке субъ­ек­тов рынка и по­ис­ко­вым ме­ро­при­я­ти­ям по долж­ни­кам. А с по­сте­пен­ным раз­ви­ти­ем ры­ноч­ных от­но­ше­ний и по­яв­ле­ни­ем первых при­зна­ков недоб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции эти же де­тек­тив­ные ком­па­нии, поль­зу­ясь своими на­ра­бо­тан­ны­ми ме­то­ди­ка­ми про­вер­ки по­тен­ци­аль­ных парт­не­ров, начали про­во­дить про­вер­ки и кон­ку­рен­тов: сперва - уста­нов­ле­ние об­сто­я­тельств недоб­ро­со­вест­ной   кон­ку­рен­ции;   раз­гла­ше­ния   све­де­ний,   со­став­ля­ю­щих ком­мер­че­скую тайну; непра­во­мер­но­го ис­поль­зо­ва­ния в пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти фир­мен­ных знаков и на­име­но­ва­ний, затем - полный анализ де­я­тель­но­сти кон­ку­рен­тов.
Правда, необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что если про­вер­кой по­тен­ци­аль­ных де­ло­вых парт­не­ров за­ни­ма­ет­ся боль­шин­ство него­су­дар­ствен­ных охран­ных струк­тур, то в силу ла­тент­но­сти спроса и де­ло­во­го вос­пи­та­ния кли­ен­ту­ры изу­че­ние кон­ку­рен­тов про­во­дит очень огра­ни­чен­ное число фирм. Как по­ка­зы­ва­ют ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные среди охран­ных струк­тур, предо­став­ля­ю­щих ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ские услуги, все эти фирмы за­ни­ма­ют­ся про­вер­кой де­ло­вых парт­не­ров, 63% осу­ществ­ля­ют изу­че­ние рынка, 94% за­ни­ма­ют­ся сбором ин­фор­ма­ции для пе­ре­го­во­ров, 9% - за­ни­ма­ют­ся уста­нов­ле­ни­ем об­сто­я­тельств недоб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции, а 6% осу­ществ­ля­ют анализ де­я­тель­но­сти кон­ку­рен­тов.
Се­год­ня в России непре­рыв­но по­яв­ля­ют­ся и ис­че­за­ют тысячи фирм - усле­дить за этим про­цес­сом не под силу ни одному ин­фор­ма­ци­он­но­му ис­точ­ни­ку. Именно по­это­му очень важным яв­ля­ет­ся вопрос ак­ту­а­ли­за­ция ин­фор­ма­ции. О до­сто­вер­но­сти данных о рос­сий­ских пред­при­я­ти­ях го­во­рить не при­хо­дит­ся, и по об­ще­при­ня­той в мире тех­но­ло­гии ин­фор­ма­цию о рос­сий­ском пред­при­я­тии ис­поль­зо­вать нельзя. Так, бес­по­лез­но судить о со­лид­но­сти и на­деж­но­сти рос­сий­ской ком­па­нии по ее воз­рас­ту, ве­ли­чине устав­но­го фонда (часто фирмы с ка­пи­та­лом в 10 тыс. рублей про­во­ра­чи­ва­ют мил­ли­ард­ные сделки) или пы­тать­ся узнать о про­ис­хож­де­нии ка­пи­та­лов фирмы (иногда лучше не узна­вать).

Что может дать кон­ку­рент­ная раз­вед­ка?
Учи­ты­вая, что до сих пор многие ру­ко­во­ди­те­ли оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий имеют весьма слабое пред­став­ле­ние о том, что пред­став­ля­ет из себя кон­ку­рент­ная раз­вед­ка и что она может дать для раз­ви­тия биз­не­са, стоит про­де­мон­стри­ро­вать это на­гляд­но. Весьма ин­те­рес­ный пример при­во­дит из­вест­ный рос­сий­ский спе­ци­а­лист-прак­тик Ев­ге­ний Ющук — член меж­ду­на­род­но­го Об­ще­ства про­фес­си­о­на­лов кон­ку­рент­ной раз­вед­ки (SCIP), доцент ка­фед­ры теории и прак­ти­ки управ­ле­ния Ин­сти­ту­та пе­ре­под­го­тов­ки кадров Ураль­ско­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та (Ека­те­рин­бург).
Спе­ци­а­ли­сты по кон­ку­рент­ной раз­вед­ке про­ве­ли ис­сле­до­ва­ние по от­кры­тым ис­точ­ни­кам с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ис­ко­вых систем Yandex, Rambler, Google и AlltheWeb по заказу ООО «Домайн» (все на­зва­ния и имена из­ме­не­ны), про­да­ю­ще­го за­мо­ро­жен­ные про­дук­ты, с целью изу­че­ния пред­при­я­тия-кон­ку­рен­та.  После ис­сле­до­ва­ния сайта пред­при­я­тия был про­ве­ден поиск по до­мен­но­му имени как фраг­мен­ту адреса элек­трон­ной почты — «dmnn.ru». Одна из най­ден­ных таким об­ра­зом стра­ниц пред­став­ля­ла собой книгу от­зы­вов на первой стра­ни­це сайта ор­га­ни­за­ции, за­ни­ма­ю­щей­ся обу­че­ни­ем. В книге было за­фик­си­ро­ва­но со­об­ще­ние, свя­зан­ное с ад­ре­сом lesya_myl@dmnn.ru и со­дер­жав­шее ука­за­ние на то, что автор отзыва — за­ме­сти­тель фи­нан­со­во­го ди­рек­то­ра ком­па­нии, в от­но­ше­нии ко­то­рой про­из­во­ди­лось ис­сле­до­ва­ние. После этого был про­ве­ден поиск по нику «lesya_myl», и на одном из фо­ру­мов, по­свя­щен­ном бан­ков­ской де­я­тель­но­сти, об­на­ру­жи­лась участ­ни­ца с таким же ником, но с другим ад­ре­сом элек­трон­ной почты lesya_myl@mail.ru, да­вав­шая по­дроб­ные объ­яс­не­ния из прак­ти­ки своего пред­при­я­тия по поводу раз­лич­ных схем работы с бан­ка­ми и ли­зин­го­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. О том, что это жен­щи­на, сви­де­тель­ство­ва­ли тексты ее со­об­ще­ний, со­дер­жа­щие фразы «я по­ду­ма­ла...», «я пришла...» и т. п.
На момент про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния в форуме име­лось шесть ее со­об­ще­ний, от­ве­чав­ших на во­про­сы по­се­ти­те­лей форума и рас­ска­зы­ва­ю­щих о плюсах и ми­ну­сах кон­крет­ной фи­нан­со­вой схемы, — каждый участ­ник форума мог задать прак­ти­че­ски любой вопрос и по­лу­чить кон­крет­ный ответ. С вы­со­кой сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти можно было пред­по­ло­жить, что при от­ве­тах данная спе­ци­а­лист­ка прежде всего ис­поль­зо­ва­ла свой опыт работы в ком­па­нии ДМНН. Во всяком случае, в преды­ду­щих от­ве­тах она прямо ссы­ла­лась на опыт своего пред­при­я­тия, упо­треб­ляя в пред­ло­же­ни­ях фразы: «наша фирма делает это так...» или «по моему опыту...». Люди, как пра­ви­ло, склон­ны скры­вать ин­фор­ма­цию, вы­яс­ня­е­мую прямо, если не уве­ре­ны, как она будет ис­поль­зо­ва­на, но в то же вре­мя­лег­ко ее рас­ска­зы­ва­ют, если не чув­ству­ют под­во­ха.
Все это ока­за­лось весьма кстати для ком­па­нии «Домайн», ди­рек­тор ко­то­рой пол­то­ра года пы­тал­ся узнать о том, как кон­крет­но его кон­ку­рент осу­ществ­ля­ет об­суж­да­е­мые на форуме ал­го­рит­мы работы. Ме­то­ди­ка, о ко­то­рой лю­без­но рас­ска­за­ла на форуме гос­по­жа с ником lesya_myl, с одной сто­ро­ны от­кры­ва­ла доступ к неко­то­рым фи­нан­со­вым ре­сур­сам, а с другой — тре­бо­ва­ла за­держ­ки ме­ро­при­я­тий, про­ве­де­ние ко­то­рых ста­ви­ло бы под угрозу фи­нан­со­вую ста­биль­ность пред­при­я­тия.  Эта ин­фор­ма­ция вос­пол­ня­ла про­бе­лы в опыте ди­рек­то­ра ком­па­нии «Домайн» по про­ве­де­нию фи­нан­со­вых опе­ра­ций, а также давала шанс впо­след­ствии ано­ним­но уточ­нить до­пол­ни­тель­ные во­про­сы - в част­но­сти, путем про­сто­го звонка под на­ду­ман­ным пред­ло­гом под­го­тов­ки письма-заявки было вы­яс­не­но, что фи­нан­со­вый ди­рек­тор ком­па­нии ДМНН и Олеся Ми­ля­е­ва — одно и то же лицо.

Кон­ку­рент­ная раз­вед­ка в рос­сий­ских усло­ви­ях
До­воль­но часто нестан­дарт­ные об­сто­я­тель­ства дик­ту­ют нестан­дарт­ные ре­ше­ния. Ха­рак­тер­ной чертой в работе рос­сий­ских по­став­щи­ков ин­фор­ма­ции яв­ля­ет­ся ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние «неде­кла­ри­ру­е­мых све­де­ний», т.е. до­бы­тых ме­то­дом спе­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния, или, если угодно, рас­сле­до­ва­ния. В этой связи спе­ци­фи­че­скую роль на рос­сий­ском ин­фор­ма­ци­он­ном рынке вы­пол­ня­ют де­тек­тив­ные агент­ства и фирмы, со­здан­ные быв­ши­ми ра­бот­ни­ка­ми «ком­пе­тент­ных ор­га­нов». При этом они за­ча­стую сами не участ­ву­ют в рас­сле­до­ва­ни­ях, а вы­пол­ня­ют роль по­сред­ни­ков между за­каз­чи­ка­ми и ис­точ­ни­ка­ми кон­фи­ден­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции (за­ча­стую ни те, ни другие славы не ищут). Уточ­не­ние нема­ло­важ­ное, учи­ты­вая, что в наших усло­ви­ях ин­фор­ма­ция порой может стоить не только денег, но и головы. По словам со­труд­ни­ков таких фирм, кри­ми­наль­ные струк­ту­ры уже про­яв­ля­ли ин­те­рес к их де­я­тель­но­сти (от­дель­ная лю­бо­пыт­ная тема - со­зда­ние пре­ступ­ни­ка­ми соб­ствен­ных ин­форм­цен­тров).
Весьма ин­те­рес­но, что неред­ко вид де­я­тель­но­сти, свя­зан­ный с ис­сле­до­ва­ни­я­ми рынка, изу­че­ни­ем де­ло­вых парт­не­ров и кон­ку­рен­тов, в рос­сий­ских охран­ных струк­ту­рах на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ской раз­вед­кой, тогда как в кон­сал­тин­го­вых фирмах и пред­при­ни­ма­тель­ских кругах ис­поль­зу­ет­ся термин де­ло­вая или кон­ку­рент­ная раз­вед­ка.  В дей­стви­тель­но­сти же в обоих слу­ча­ях речь идет об одном и том же, то есть о кон­ку­рент­ной раз­вед­ке. Но по тому, что за­яв­ля­ет ком­па­ния, можно судить о том, какие спе­ци­а­ли­сты име­ют­ся в ее штате. На­ли­чие в струк­ту­ре охран­но­го пред­при­я­тия ин­фор­ма­ци­он­но- ана­ли­ти­че­ской службы в 90 слу­ча­ях из 100 ука­зы­ва­ет на ис­поль­зо­ва­ние опыта ра­бот­ни­ков КГБ (ФСБ), а за­яв­ля­е­мая в ка­че­стве вида де­я­тель­но­сти эко­но­ми­че­ская раз­вед­ка - в 99 слу­ча­ях из 100 - на при­сут­ствие в охран­ной струк­ту­ре от­став­ни­ков СВР, ис­поль­зу­ю­щих данную тер­ми­но­ло­гию в силу про­фес­си­о­наль­ных при­вы­чек.  А кон­ку­рент­ную раз­вед­ку в ка­че­стве одного из на­прав­ле­ний своей де­я­тель­но­сти ука­зы­ва­ют или охран­ные пред­при­я­тия, со­сто­я­щие в боль­шин­стве из бывших ра­бот­ни­ков МВД, или рос­сий­ские ком­па­нии, на ко­то­рые не рас­про­стра­ня­ет­ся под­держ­ка го­су­дар­ства и ко­то­рые пы­та­ют­ся раз­ви­вать соб­ствен­ные раз­ве­ды­ва­тель­но-ин­фор­ма­ци­он­ные под­раз­де­ле­ния, за­ни­ма­ю­щи­е­ся обес­пе­че­ни­ем тре­бу­е­мых ком­па­нии ры­ноч­ных по­зи­ций.
Одной из слож­но­стей, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся бывшие со­труд­ни­ки си­ло­вых струк­тур, ра­бо­та­ю­щие в под­раз­де­ле­ни­ях кон­ку­рент­ной раз­вед­ки в рос­сий­ских пред­при­я­ти­ях, яв­ля­ет­ся от­сут­ствие опыта по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции с ле­галь­ных по­зи­ций.  Между тем, кон­ку­рент­ная раз­вед­ка дей­ству­ет ис­клю­чи­тель­но в пра­во­вом поле, со­блю­дая все тре­бо­ва­ния рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства, ре­гу­ли­ру­ю­ще­го доступ к ин­фор­ма­ции и ее рас­про­стра­не­ние.  Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в сфере ин­фор­ма­ции ос­но­вы­ва­ет­ся на сле­ду­ю­щих прин­ци­пах:
1. Сво­бо­да поиска и по­лу­че­ния, пе­ре­да­чи, про­из­вод­ства и рас­про­стра­не­ние ин­фор­ма­ции любым за­кон­ным спо­со­бом;
2. Уста­нов­ле­ние огра­ни­че­ний к до­сту­пу ин­фор­ма­ции только фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми;
3. От­кры­тость ин­фор­ма­ции о де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов и ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния и сво­бод­ный доступ к такой ин­фор­ма­ции, кроме слу­ча­ев, уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.
Всю ин­фор­ма­цию можно услов­но раз­де­лить на две ос­нов­ные ка­те­го­рии до­сту­па: от­кры­тую (об­ще­до­ступ­ную) и с огра­ни­чен­ным до­сту­пом. В свою оче­редь, ин­фор­ма­ция с огра­ни­чен­ным до­сту­пом по своей пра­во­вой при­ро­де также под­раз­де­ля­ет­ся на два вида: све­де­ния, со­став­ля­ю­щие го­су­дар­ствен­ную тайну, и кон­фи­ден­ци­аль­ная ин­фор­ма­ция.  Термин «кон­фи­ден­ци­аль­ная ин­фор­ма­ция» опре­де­ля­ет­ся ста­тьей 2 Закона «Об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ти­за­ции и защите ин­фор­ма­ции», как «до­ку­мен­ти­ро­ван­ная ин­фор­ма­ция, доступ к ко­то­рой огра­ни­чи­ва­ет­ся в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством РФ». По­ря­док от­не­се­ния ин­фор­ма­ции к кон­фи­ден­ци­аль­ной и виды кон­фи­ден­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции уста­нов­ле­ны Указом Пре­зи­ден­та РФ №188 от 6 марта 1997 г. «Об утвер­жде­нии пе­реч­ня све­де­ний кон­фи­ден­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра», в со­от­вет­ствии с ко­то­рым к кон­фи­ден­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции от­но­сят­ся:
1) све­де­ния о фактах, со­бы­ти­ях и об­сто­я­тель­ствах част­ной жизни граж­да­ни­на, поз­во­ля­ю­щие иден­ти­фи­ци­ро­вать его лич­ность (пер­со­наль­ные данные), за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний, под­ле­жа­щих рас­про­стра­не­нию в СМИ в уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми слу­ча­ях;
2) све­де­ния, со­став­ля­ю­щие тайну след­ствия и су­до­про­из­вод­ства;
3) слу­жеб­ные све­де­ния, доступ к ко­то­рым огра­ни­чен ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной власти в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом РФ и фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми (слу­жеб­ная тайна);
4) све­де­ния, свя­зан­ные с про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­стью, доступ к ко­то­рым огра­ни­чен в со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ и фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми (вра­чеб­ная, но­та­ри­аль­ная, ад­во­кат­ская тайна, тайна пе­ре­пис­ки, те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­ров, поч­то­вых от­прав­ле­ний, те­ле­граф­ных или иных со­об­ще­ний и так далее);
5) све­де­ния, свя­зан­ные с ком­мер­че­ской де­я­тель­но­стью, доступ к ко­то­рым огра­ни­чен в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом РФ и фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми;
6) све­де­ния о сущ­но­сти изоб­ре­те­ния, по­лез­ной модели или про­мыш­лен­но­го об­раз­ца до офи­ци­аль­ной пуб­ли­ка­ции ин­фор­ма­ции о них и неко­то­рые другие.
Одним из видов кон­фи­ден­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции яв­ля­ет­ся ком­мер­че­ская тайна, ко­то­рая пред­став­ля­ет собой «све­де­ния, свя­зан­ные с ком­мер­че­ской де­я­тель­но­стью, доступ к ко­то­рым огра­ни­чен в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом РФ и фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми». В законе «О ком­мер­че­ской тайне» за­ко­но­да­тель­ством раз­де­ле­ны по­ня­тия «ком­мер­че­ская тайна» и «ин­фор­ма­ция, со­став­ля­ю­щая ком­мер­че­скую тайну». Со­глас­но пункту 1 этого закона, ком­мер­че­ская тайна – это «кон­фи­ден­ци­аль­ность ин­фор­ма­ции, поз­во­ля­ю­щая ее об­ла­да­те­лю при су­ще­ству­ю­щих или воз­мож­ных об­сто­я­тель­ствах уве­ли­чить доходы, из­бе­жать неоправ­дан­ных рас­хо­дов, со­хра­нить по­ло­же­ние на рынке то­ва­ров, работ, услуг или по­лу­чить иную ком­мер­че­скую выгоду».  Что же ка­са­ет­ся при­над­леж­но­сти ин­фор­ма­ции к ка­те­го­рии «ком­мер­че­ская тайна», то здесь за­ко­но­да­те­лем уста­нов­лен ряд необ­хо­ди­мых усло­вий.
Во-первых, ин­фор­ма­ция должна быть за­фик­си­ро­ва­на на любом ма­те­ри­аль­ном но­си­те­ле – до­ку­мен­тах, из­де­ли­ях или даже фи­зи­че­ских полях. На идеи, за­мыс­лы, све­де­ния и иные данные, неза­ви­си­мо от их ком­мер­че­ской цен­но­сти для их об­ла­да­те­ля, если они не об­ла­че­ны в какой-либо ма­те­ри­аль­ной форме, пра­во­вой режим охраны ком­мер­че­ской тайны не рас­про­стра­ня­ет­ся.
Во-вторых, об­ла­да­те­лем может вы­сту­пать юри­ди­че­ское лицо либо ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель. Граж­дане, вы­сту­па­ю­щие в граж­дан­ском обо­ро­те в ка­че­стве по­тре­би­те­лей, а также за­ни­ма­ю­щи­е­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью без ре­ги­стра­ции в ка­че­стве ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, не могут вы­сту­пать в ка­че­стве об­ла­да­те­лей ком­мер­че­ской тайны.
В-тре­тьих, ин­фор­ма­ция, должна об­ла­дать сле­ду­ю­щи­ми кри­те­ри­я­ми: ком­мер­че­ская цен­ность в силу неиз­вест­но­сти тре­тьим лицам; от­сут­ствие сво­бод­но­го до­сту­па на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях; об­ла­да­те­лем при­ня­ты меры к охране ее кон­фи­ден­ци­аль­но­сти.
Об­ла­да­тель ин­фор­ма­ции должен пред­при­ни­мать меры по защите тех данных, ко­то­рые он от­но­сит к ка­те­го­рии «ком­мер­че­ской тайны», причем ст. 10 закона «О ком­мер­че­ской тайне» опре­де­ля­ет ми­ни­маль­ный набор усло­вий, ко­то­рые необ­хо­ди­мо со­б­лю­сти, чтобы от­не­сти ин­фор­ма­цию к ком­мер­че­ской тайне:
1) опре­де­ле­ние пе­реч­ня ин­фор­ма­ции, со­став­ля­ю­щей ком­мер­че­скую тайну;
2) огра­ни­че­ние до­сту­па к ин­фор­ма­ции, со­став­ля­ю­щей ком­мер­че­скую тайну, путем уста­нов­ле­ния по­ряд­ка об­ра­ще­ния с этой ин­фор­ма­ци­ей и кон­тро­ля над со­блю­де­ни­ем такого по­ряд­ка;
3) учет лиц, по­лу­чив­ших доступ к ин­фор­ма­ции, со­став­ля­ю­щей ком­мер­че­скую тайну, и (или) лиц, ко­то­рым такая ин­фор­ма­ция была предо­став­ле­на или пе­ре­да­на;
4) ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний по ис­поль­зо­ва­нию ин­фор­ма­ции, со­став­ля­ю­щей ком­мер­че­скую тайну, ра­бот­ни­ка­ми на ос­но­ва­нии тру­до­вых до­го­во­ров и контр­аген­та­ми на ос­но­ва­нии граж­дан­ско-пра­во­вых до­го­во­ров;
5) на­не­се­ние на ма­те­ри­аль­ные но­си­те­ли (до­ку­мен­ты), со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию, со­став­ля­ю­щую ком­мер­че­скую тайну, грифа «Ком­мер­че­ская тайна» с ука­за­ни­ем об­ла­да­те­ля этой ин­фор­ма­ции (для юри­ди­че­ских лиц – полное на­име­но­ва­ние и место на­хож­де­ния, для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей – фа­ми­лия, имя, от­че­ство граж­да­ни­на, яв­ля­ю­ще­го­ся ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем, и место жи­тель­ства).
Отсюда можно сде­лать вывод, что об­ла­да­тель ин­фор­ма­ции, со­став­ля­ю­щей ком­мер­че­скую тайну, может тре­бо­вать от своих контр­аген­тов ис­пол­не­ния мер по защите ин­фор­ма­ции только в том объеме, в каком он сам их обес­пе­чил.  Невоз­мож­но от­не­сти к ком­мер­че­ской тайне све­де­ния, ко­то­рые можно по­лу­чить путем от­кры­то­го до­сту­па из разных ис­точ­ни­ков.  Методы сбора ин­фор­ма­ции могут быть при­зна­ны про­ти­во­за­кон­ны­ми только в том случае, если об­ла­да­тель ком­мер­че­ской тайны сможет до­ка­зать не только то, что эта ин­фор­ма­ция от­ве­ча­ла всем уста­нов­лен­ным за­ко­ном кри­те­ри­я­ми, но и что кон­крет­ное лицо по­лу­чи­ло доступ к ней, ис­поль­зуя неза­кон­ные спо­со­бы. Если пра­во­об­ла­да­тель не сможет до­ка­зать эти об­сто­я­тель­ства, он не может рас­счи­ты­вать на пра­во­вую защиту и воз­ме­ще­ние по­не­сен­ных убыт­ков. Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, при от­сут­ствии прямых сви­де­тельств ис­поль­зо­ва­ния оп­по­нен­том непра­во­мер­ных спо­со­бов по­лу­че­ния ком­мер­че­ской тайны, прак­ти­че­ски невоз­мож­но до­ка­зать, что кон­ку­рент ско­пи­ро­вал ваши ре­сур­сы, а не по­лу­чил ин­фор­ма­цию са­мо­сто­я­тель­но («неза­ви­си­мое от­кры­тие»). При этом надо учи­ты­вать, что закон «О ком­мер­че­ской тайне» не рас­шиф­ро­вы­ва­ет по­ня­тия «непра­во­мер­ные спо­со­бы по­лу­че­ния ком­мер­че­ской тайны».  От­дель­ный вопрос ка­са­ет­ся ис­поль­зо­ва­ния пер­со­наль­ных данных, доступ к ко­то­рым и рас­про­стра­не­ние ре­гла­мен­ти­ру­ют­ся от­дель­ным за­ко­ном.  Хотя предо­став­ле­ние пер­со­наль­ных данных ком­мер­че­ским ком­па­ни­ям и го­су­дар­ствен­ным струк­ту­рам в обя­за­тель­ном по­ряд­ке со­про­вож­да­ет­ся ука­за­ни­ем, что лицо раз­ре­ша­ет ис­поль­зо­ва­ние и об­ра­бот­ку своих данных данной ор­га­ни­за­ци­ей для кон­крет­ных целей, многие люди спо­кой­но ука­зы­ва­ют свои пер­со­наль­ные данные в ин­тер­не­те (в со­ци­аль­ных сетях, в об­суж­де­нии каких-либо тем на про­фес­си­о­наль­ных фо­ру­мах и т.п.).  Тем самым они дают любому за­ин­те­ре­со­ван­но­му лицу воз­мож­ность по­лу­чить сво­бод­ный доступ к этим све­де­ни­ям, причем без на­ру­ше­ния закона.  Таким же об­ра­зом неред­ко в сво­бод­ном до­сту­пе ока­зы­ва­ют­ся све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к ка­те­го­рии ком­мер­че­ской тайны, и задача кон­ку­рент­ной раз­вед­ки – найти такие све­де­ния, не на­ру­шая закон.
Сейчас в нашей стране скла­ды­ва­ет­ся бла­го­при­ят­ная почва для раз­ви­тия кон­ку­рент­ной раз­вед­ки - су­ще­ству­ет на­сущ­ная необ­хо­ди­мость, есть кад­ро­вый по­тен­ци­ал для вы­пол­не­ния такой де­я­тель­но­сти, име­ют­ся опре­де­лен­ные на­ра­бот­ки в плане ана­ли­за рос­сий­ско­го рынка и эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния пред­при­я­тий. Бизнес в боль­шин­стве своем уже осо­знал, что без знаний не будет его раз­ви­тия, но в силу несо­вер­шен­ства спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных дис­ци­плин и узости мыш­ле­ния еще не опре­де­лил­ся в кон­кре­ти­ке, а именно: какая дис­ци­пли­на, в каком кон­тек­сте, с какими ме­то­ди­ка­ми тре­бу­ет­ся для его раз­ви­тия.
У нас уже со­зда­ны Рос­сий­ское об­ще­ство про­фес­си­о­на­лов кон­ку­рент­ной раз­вед­ки (РОПКР) и Со­об­ще­ство Прак­ти­ков Кон­ку­рент­ной раз­вед­ки (СПКР), ко­то­рые со­труд­ни­ча­ют с меж­ду­на­род­ны­ми и за­ру­беж­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми ана­ло­гич­но­го про­фи­ля с целью обмена ин­фор­ма­ци­ей и опытом в об­ла­сти кон­ку­рент­ной раз­вед­ки. В ре­зуль­та­те, по­явил­ся ряд вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­ли­стов, ко­то­рые не только издают свои книги по кон­ку­рент­ной раз­вед­ке, но и ведут обу­ча­ю­щие курсы по данной те­ма­ти­ке.  Однако этого пока явно недо­ста­точ­но.  Со­вре­мен­ные усло­вия, в том числе ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция биз­не­са, дик­ту­ют необ­хо­ди­мость по­пу­ля­ри­за­ции на­вы­ков ве­де­ния сбора ин­фор­ма­ции ле­галь­ны­ми ме­то­да­ми – зачем взла­мы­вать от­кры­тую дверь?
В этой связи сле­ду­ет более ак­тив­но вести работу по внед­ре­нию прак­ти­ки кон­ку­рент­ной раз­вед­ки в России, про­дви­гать вве­де­ние учеб­ных курсов по кон­ку­рент­ной раз­вед­ке в вузах на эко­но­ми­че­ских спе­ци­аль­но­стях; про­во­дить круг­лые столы, кон­фе­рен­ции и се­ми­на­ры по данной те­ма­ти­ке для до­не­се­ния тео­ре­ти­че­ские знаний и ре­зуль­та­тов прак­ти­че­ско­го опыта до ру­ко­во­ди­те­лей ком­мер­че­ских, кон­сал­тин­го­вых и охран­ных него­су­дар­ствен­ных охран­ных струк­тур.  Необ­хо­ди­мо также на­ла­дить вза­и­мо­дей­ствие с пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми и ор­га­на­ми управ­ле­ния, что осо­бен­но важно с учетом того, что кон­ку­рент­ная раз­вед­ка на­пря­мую свя­за­на с по­лу­че­ни­ем ин­фор­ма­ции и должна осу­ществ­лять­ся в стро­гом со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства, опре­де­ля­ю­ще­го доступ к раз­лич­ным све­де­ни­ям, в том числе пер­со­наль­ным данным. В на­сто­я­щее время Даль­не­во­сточ­ный центр ре­ги­о­наль­ных ис­сле­до­ва­ний за­ни­ма­ет­ся под­го­тов­кой прак­ти­че­ско­го курса по ос­но­вам бизнес-раз­вед­ки, чтобы помочь всем за­ин­те­ре­со­ван­ным струк­ту­рам по­лу­чить ин­фор­ма­цию о том, что пред­став­ля­ет из себя эта де­я­тель­ность, озна­ко­мить­ся с ба­зо­вы­ми прин­ци­па­ми, спо­со­ба­ми и кон­крет­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми по­лу­че­ния, об­ра­бот­ки и ана­ли­за ин­фор­ма­ции.  Пред­став­ля­ет­ся, что раз­ви­тие кон­ку­рент­ной раз­вед­ки, в ко­неч­ном итоге, будет спо­соб­ство­вать ста­нов­ле­нию ци­ви­ли­зо­ван­ной кон­ку­рен­ции и раз­ви­тию оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ки, то есть пойдет на благо биз­не­су, об­ще­ству и го­су­дар­ству.
Опуб­ли­ко­ва­но в газете "Служу Оте­че­ству" № 10-2017



Ссылка
Отредактировано: Vediki977 - 20 окт 2017 09:52:20
  • +0.04 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!