ОтсюдаНа iter.org появились фоточки с операции сборки на стапеле 720-тонного пьедестального кольца
криостата - жесткой конструкции на которую будет опираться 23000 тонн токамака и самого криостата.
У этой конструкции по периметру сверху можно заметить небольшой бортик - к нему уже в шахте реактора будет привариваться вверх весь остальной криостат. Диаметр конструкции - 30 метров, в общем если ее положить на бок, то аккурат высотой в 9 этажей.
Пьедестальное кольцо венчает собой основание криостата (base section) и, вообще говоря, должно было быть собрано еще довольно давно. Однако индусы (отвечающие за криостат) и их подрядчики из MAN Diesel&Turbo очень долго раскачивались. Сейчас на сварку кольца, сварку вертикальной обечайки под кольцом, сборку с уже готовым днищем криостата, приварку сотен мелких элементов типа держателей датчиков, кабелей, криоэкранов, сильфонов проходок, замков и т.п. остается чуть больше года. Да, поскольку это, по сути, вакуумная камера, то каждый сквозной шов еще предстоит проверить гамма-дефектоскопом и гелиевым течеискателем, что тоже не быстро, учитывая конфигурацию конструкии.
Но самое удивительное для меня - отсутсвие крепежных отверстий в пьедестальном кольце. На том месте, где сидит человек, занимающейся выставлением сегмента кольца по лазерному трекеру должны быть десятки отверстий от опор тороидальных катушек и вакуумной камеры, которые прикручиваются болтами к основанию. Разумеется, гораздо легче просверлить эти отверстия в 120 мм нержавейке на заводе, но видимо точность сборки сегментов не позволяет это делать, пока кольцо не сварено зацело. С трудом представляю, как можно освоить оставшийся фронт работ за год, особенно учитывая, что на соседнем стапеле сваривается нижний цилиндр криостата, и черепаший темп работ до сих пор.
Работники позируют (вместо работы), стоя на днище основания криостата. Пьедестальное кольцо виднеется вокруг, цилиндрическая обечайка еще не установлена.