АВИАЦИЯ и иные...
13,467,231 34,195
 

  Удаленный пользователь
27 окт 2017 18:02:12

27 октября 1959 года совершил первый полёт прототип дальнего бомбардировщика-ракетоносца М-50.

новая дискуссия Дискуссия  265

По странному стечению обстоятельств с лёгкой руки ряда доморощенных экспертов, появившихся на свет в «демократические времена» эта машина стала настоящим фетишем, на который молятся все недовольные монополией фирмы А.Н.Туполева в стратегической авиации, оплакивая её «безвременную кончину».
Как обстояли дела с этим самолетом в действительности?

В реальности ОКБ-23 В.М.Мясищева «выдало на гора» отнюдь не конфетку. 
Постановлением Совета Министров СССР в июле 1955 года ОКБ- 23 получило задание на разработку тяжелого сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50 с двигателями М-16-15 конструкции ОКБ П.Ф.Зубца. Предъявление самолета на госиспытания предусматривалось в первом квартале 1958 года. Надо заметить, что основные летно-технические данные, согласованные с заказчиком, выглядят невероятно высокими даже сегодня. Несмотря на то, что тогда они вообще находились на уровне фантастики, военные были, естественно, не прочь получить боевой самолёт со следующими (весьма высокими!) характеристиками:
- максимальная скорость – 1900-2000 км/ч;
- практическая дальность при крейсерской скорости 1700-1800 км/ч:
без дозаправки в воздухе – 11.000-12.000 км;
с дозаправкой - 14.000-15.000 км;
- длина разбега – не более 3000 м.
Хочется подчеркнуть, что по дальности полета этот бомбардировщик классифицировался как стратегический. Реально М-50 смог впервые подняться в воздух лишь в октябре 1959 г., причем из-за неготовности двигателей М-16-15 на него пришлось установить ВД-7М, значительно менее мощные и уже «отметившиеся» своей невысокой надежностью на самолетах ЗМ и Ту-22М. Применение столь неподходящих силовых установок заставило за счет уменьшения запаса топлива ограничить взлетную массу машины величиной 145 тонн вместо максимальной расчетной 240 тонн. На практике самолёт, конечно же, уже не мог обеспечить получения заявленной скорости полета и, тем более, дальности. Правда, по мнению специалистов ВВС, даже если бы произошло чудо, и зубцовские двигатели можно было бы установить на М-50, он и тогда не смог бы подтвердить заявленную дальность 11.000-12.000 км. Дело в том, что машина оказалась перетяжелена на 21 тонну(!), а самое главное – её аэродинамическая схема с треугольным крылом малого удлинения оказалась неудачной для стратегического бомбардировщика, так как аэродинамическое качество на сверхзвуке получалось равным всего 5,7. Уточненная расчетная дальность М-50, равная 8000-9000 км, категорически не устраивала военных: ведь она была избыточной для операций в Европе и совершенно недостаточной для нанесения ударов по США.
С тем, чтобы спасти свое детище, В.М.Мясищев предложил создать на его базе самолет-носитель крылатых ракет М-52К. Радиус боевого применения такой самолетно-ракетной системы должен был составить 4500-5000 км. На первых порах предполагалось оснащение М-52К двумя ракетами Х-22, а позднее – ракетой X- 44 с дальностью пуска 2500-3000 км, что придавало системе желанные «межконтинентальные» возможности. Но эту ракету ещё требовалось создать!
Еще более перспективным выглядел проект стратегической системы М-56 с радиусом действия 8000-9000 км и крейсерской скоростью носителя 2500-3000 км/ч. Но это была уже совершенно новая машина, на имевшая ничего общего с М-50, поэтому в Госкомитете по авиационной технике возобладало мнение, что в последних проектах В.М.Мясищева слишком много маниловщины.
Недовольство руководителем ОКБ-23 зрело уже в 1958 году. Любопытно, что на первых порах его попытались «сдемпфировать» представители ВВС! Вот как оценивал разработки мясищевцев в марте 1959 году начальник управления опытного строительства авиационной техники ВВС инженер-полковник Ефремов: «Срок предъявления системы М-56 на совместные комплексные испытания установлен в 1 полугодии 1963 года. Дальность полета самолета-носителя должна составить 12000 км. Возможность получения такой дальности подтверждается исследованиями ЦАГИ… Планируется проведение работ по увеличению дальности полета самолета-носителя за счет применения бороводородных топлив… В ОКБ-23 и ОКБ-256 в настоящее время ведется эскизная проработка М-56 и Х-44…
ГК АТ подготовлено предложение о прекращении работ по М-56. Учитывая, что промышленностью в настоящее время не ведутся другие работы по стратегическим системам с подобными данными, кроме системы М-52 с радиусом действия 4500 км, с предложением ГКАТ о прекращении разработки М-56 согласиться нельзя. В целях разгрузки ОКБ-23 и сосредоточения всех сил на М-56, целесообразно работы по системе М-52К, создаваемого на основе неперспективного самолета-носителя М-50, прекратить».
Итак, по мнению ВВС, самолет М-50 – неперспективный, а его «ракетизированный» вариант М-52К лишь отнимает внимание работников ОКБ-23, так как реально нужен именно стратегический, способный поразить Америку, ракетоносец! ГКАТ, наоборот, считает ошибочной разработку системы М-56. А мясищевцы старательно расширяют номенклатуру «лакомых» предложений для командования ВВС, включая «бороводородное топливо» и атомные ТРД.
4 июля 1959 года состоялось заседание научно-технического совета ГКАТ, посвященное рассмотрению проектов стратегических систем оружия и выработке приоритетных направлений дальнейшего развития боевой авиационной техники. На заседание были приглашены и ракетостроители, в частности, В.Н.Челомей. С докладами выступили В.M.Мясищев (об эскизном проекте системы М-56К) и С.А.Лавочкин (о состоянии работ по межконтинентальной крылатой ракете «Буря»). В ходе прений начальник отделения ЦАГИ В.В.Струминский и руководитель отделения Института прикладной математики М.В.Келдыш выступили против М-56К из-за большой сложности составных ракетно-бомбардировочных систем в сравнении с МБР и МКР. Начальник ЦИАМ Г.П.Свищев однозначно высказался за «Бурю» и призвал «сокращать тематику». Только начальник ЦАГИ А.И.Макаревский заявил, что М-56К абсолютно нужен и полезен – слишком уж велик у беспилотных систем процент аварийности, слишком дорого обходится процесс их отработки. Но он лукавил – не менее дорого обошлись бы и полномасштабная разработка столь технически сложной системы, как М-56К, а ведь параллельно велась проработка трех типов двигателей для нее – кузнецовского НК-10, климовского ВК-15 и изотовского РД-17-117Ф! 
Не удивительно, что на линии развития М-50 был поставлен крест.

Отредактировано: ФЦСО - 01 янв 1970
  • -0.13 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  liv444.1 ( Практикант )
27 окт 2017 22:25:27


О, майн гот !!!
Какую же ХРЕНЬ, не моргнув глазом, Вы несете ...

Первый раз о М-50 и "первые слезы" о ее «безвременной кончине» liv444.1 услышал от своего первого комбата.
Весною 1985 года.
(upd - и потом еще, слышал неоднократно, от офицеров, которые были гораздо старше и авторитетнее, чем он).
Моего комбата звали - капитан Уразов.
Вот он, на фото первый справа.



На фото 17(19) июля 1984 года. В этот момент времени  liv444.1 находится на училищном полигоне под Энгельсом, готовится к вступительным экзаменам (на абитуре, короче говоря) ...

P.S. Безусловно, "доморощенный эксперт", ... для меня даже НЕ вопрос, кто именно.



Капитан Уразов был у меня (в составе моей первой батареи) всего один год.
До сих пор, как вспомню своего комбата ... "дрожу боками у воды"(ц, В.С.Высоцкий)
Летом 1985 кода капитан Уразов "поехал поступать" в Калининскую Командную Академию ПВО.
"Молились строем" (ц, В.С.Высоцкий), чтобы он поступил. 
И ... Он таки  ПОСТУПИЛ.

Капитан Генерал Уразов в совершенно недавнем прошлом:




P.S. Ну, как Вам такой "демократический тенейджер"? - Для меня даже НЕ вопрос, ... кто именно.

И вообще, попытайтесь задуматься (если есть чем), откуда "перестроечным балбесам" вообще знать про М-50?
  • +1.37 / 23
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
28 окт 2017 11:20:58

Вы попытайтесь членораздельно и русским языком возразить что-то конструктивное о моей заметке по поводу М-50.
Потому, что за всем вашим бла-бла-бла не видно никаких фактов и сколько-нибудь обоснованных возражений по поводу "безвременной кончины" этого самолёта.
Попробуйте их изложить. 
Может быть вы знаете на эту тему гораздо больше, чем я и мои авторы, работающие в архивах?..
А то пока весь ваш пар ушёл в свисток.

P.S. Молчание было ему ответом и брошенные "палки". Слив засчитан...
А теперь сходу вопрос: что мог знать капитан Уразов, служивший в 1984 году в ЭВЗРКУ, про М-50, испытания которого начались в 1959 году? 
Он в них участвововал? Нет!.. 
Он его видел в лучшем случае в киножурнале, посвящённом воздушному параду в Домодедово в 1967 года, или на страницах "Красной Звезды" и "Советского воина". 
Вот и весь ваш хрен до копейки, который вы тут пытались мне всунуть.Улыбающийся
Не удивлюсь, что именно от капитана Уразова вы и слышали о том, что немцы пытались скопировать дизель В-2. Конечно, задавать вопросы было неудобно - можно было до экзаменов не дойти...Улыбающийся
У нас офицеры ПВО вообще очень смутно представляли себе всё то, что летает (причём, как своё, так и чужое). Если призывник различал силуэты различал силуэты самолётов супостата, то его сразу забирали на командный пункт и начинали на него молится. А если он различал Су-7 и Су-17, а также МиГ-23 от МиГ-27, то на него такие ништяки начинали сыпаться, что только карманы и погоны подставляй...Улыбающийся
Хорошо помню, как у нас ещё в "карантине" комвзвода старлей Берёзкин (красавец офицер гвардейского роста с великолепной выправкой - мечта всех гарнизонных девок), что-то вещая по поводу неукоснительного соблюдения воинской дисциплины, решил усилить своё выступление ссылкой на коварного противника. Строй солдат стоял в тактическом классе. Ни на йоту не сомневаясь в своих знаниях, он мотнул головой на плакаты:
- А "Фантомы" с "Тандерчифами", вон они!..
Голос из рядов:
- Товарищ старший лейтенант, "Фантомов" и "Тандерчифов" на вооружении ВВС Китая и Пакистана нет.
На некоторое время воцаряется напряжённое молчание. Слышно как скрипят в голове лейтенанта под шапкой шарики и ролики, переваривая неожиданную информацию. Наконец он осторожно изрекает:
- А что есть?..
- А-пять, Джи-пять, джи-шесть, джи-семь, аш-шесть... - Хорошо было видно, что перечисление этих типов машин в голове у Березкина не вызывает никаких мыслей или ассоциаций... 
Пошёл жаловаться потом на меня. А начальник "карантина" капитан Красный, не будь дураком, рассказал обо мне командиру разведки бригады...
А хрен ли?.. Больше всех про "вероятного противника" в то время в СССР знали те, кто клеил модели самолётов... таких в нашем призыве, пришедшем в бригаду, было трое, а потому публичные демонстрации некомпетентности "господ офицеров" перед лицом рядового состава были не такой уж редкостью...Улыбающийся 
Так что какой там М-50?.. 
Не надо врать... Это - пошло и трусливо! 
Мужество начинается с честности!

P.P.S. Читаю ответы на свой "спич" и поражаюсь! Большинство тех, кто пытается что-то возразить не в состоянии даже адекватно воспринять прочитанный текст. 
О чём тут можно спорить? Для того, чтобы что-то написать вы начинаете придумывать то, о чём ни "Блэк Шарк", ни я, не говорили!
Воистину, прав был Бернард Шоу, сказав "2 процента людей — думают, 3 процента — думают, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать...".
  • -0.49 / 36
  • АУ