Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Аэро Водоходы» (Aero Vodochody, Чехословакия) под руководством Яна Влчека. Создавался для замены учебно-тренировочного самолёта L-29 «Дельфин» (Delfin). В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно выпускался до 1999 года.
Самолёт предназначался для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложный метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей. С рабочего места инструктора возможна имитация некоторых отказов, также с целью обучения предусмотрена экипировка курсанта в различные типы лётного и высотного снаряжения.
В состав обучающего комплекса также входят пилотажный тренажер TL-39 и тренажер для отработки навыков катапультирования NKTL-29/39.
Этот чрезвычайно удачный УТС стал этапной машиной для многих военных лётчиков как Советского Союза, так и Организации Стран Варшавского Договора.
Самолёты этого типа участвовали во многих локальных вооружённых конфликтах, как на территории бывшего Советского Союза, так и стран Африки и Азии.
До сих пор находится на вооружении ВВС более чем трёх десятков стран.