Российская электроэнергетика до революции
новая дискуссия
Статья
106
По производству электроэнергии Россия в 1913 г. занимала 5-е место мире, уступая США (26,3 млрд кВт/час), Германии (8 млрд кВт/час, 4040 электростанций), Великобритании (2,5 млрд кВт/час) и Италии (2,2 кВт/час) и опережая Францию (1,8 млрд кВт/час) и Японию (1,5 млрд кВт/час). В ходе Мировой войны производство электроэнергии существенно выросло, достигнув пика в 1916 г. В докладе Комиссии по электрификации VIII съезду Советов (1920 г.) годовой отпуск электроэнергии электростанциями всех типов в 1916 г. оценивался в 3,6 - 4 млрд кВт/час. Оценка петроградской группы разработчиков ГОЭЛРО была еще выше - производство электроэнергии только в пределах Европейской России (Северо - Запад, Центр, Поволжье, Урал, Донбасс) в 1916 г. достигало 4,7 млрд кВт/час.
По советским данным в 1928 г. в СССР было произведено 5 млрд кВт/час электроэнергии. Таким образом, ущерб от Гражданской войны был ликвидирован лишь к концу 1920-х годов. По производству электроэнергии СССР в 1929 г. уступал всем ведущим странам Запада - США (94,4 млрд кВт/час), Германии (30,7 кВт/час), Канаде (18 млрд кВт/час), Англии (15,8 млрд кВт/час), Франции (14,4 млрд кВт/час), Японии (13,3 млрд кВт/час), Италии (9,8 млрд кВт/час).
По дореволюционной классификации электростанции подразделялись на центральные и частные. Центральные электростанции передавали большую часть производимого электричества сторонним потребителям. К ним относились предприятия отпускающие на коммерческой основе энергию для освещения, трамвайного движения, коммунальных служб и электромоторов частных потребителей. Центральные станции могли быть частными, акционерными или муниципальными.
Частные станции расходовали всю или большую часть производимой энергии на собственные нужды или нужды их владельцев. К ним относились фабрично - заводские и домовые электростанции, а также казенные электростанции предназначенные для автономного электропитания правительственных зданий и объектов. Частные электростанции могли быть тепловыми или гидроэлектрическими. Учет первых был налажен лучше, поскольку их владельцы должны были платить специальный котловой сбор с установленного оборудования.
Поскольку частные электростанции электричества на продажу практически не производили, систематического учета производства последнего на станциях этого типа соответствующими государственными органами почти не велось. Эпизодический интерес к этому вопросу проявляло только министерство финансов, дважды (1906 и 1915/1916 гг.) пытавшееся ввести налог на потребление электричества используемого для освещения. С этой целью в 1905 и 1915 гг. были проведены «энергетические переписи» имевшихся в империи электростанций.
На 1905 г. в стране (без Финляндии), по подсчетам минфина, имелись 5 462 электростанции, отпустивших потребителям около 482 млн. кВт/час энергии. Из них, 240,6 млн (порядка 50%) было отпущено на «технические нужды и для движения»; 221,9 млн (46%) на освещение всех видов (в т.ч. 9,7 млн на освещение улиц) и 19,7 млн для трамваев. 5 329 частных станций отпустили 382,2 млн кВт/час, в т. ч. порядка 212 млн на технические нужды и 170 млн на освещение. 133 центральных электростанции отпустили потребителям около 100 млн кВт/час, из которых 28,2 млн на технические нужды; 52,1 млн на освещение всех видов, на них приходилась вся нагрузка по снабжению уличных светильников и трамваев. Таким образом, на центральные станции приходилась примерно 1/5 производства электроэнергии.
Перепись 1915 г. проводилась в условиях войны, в силу чего сведений по большей части губерний Привисленского края (б. Царство Польское) собрать не удалось. Из 10 губерний края (Варшавская, Калишская, Келоцкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская, Холмская) сведения есть по двум - Варшавской и Холмской. Финляндия по-прежнему не учитывается. На основании данных переписи Минфин определил показатели производства электроэнергии в 1913 г.
На 1913 г. в империи имелось 9 537 электростанций , отпустивших потребителям примерно 1,876 млрд кВт/час энергии. Из них 1,283 млрд (68,4%) отпущено на «технические нужды и для движения»; 385 млн (20,5%) на освещение всех видов и 205 млн для трамваев. 316 центральных станций отпустили потребителям 620,3 млн кВт/час, из них 240 млн. на технические нужды; 175,5 млн на освещение всех типов (в т. ч. 32,1 млн на уличное) и 205 млн на трамваи. 9221 частная станция отпустила 1,255 млрд кВт/час, из них св. 1,046 млрд на технические нужды и 209 млн на освещение. Теперь на центральные станции приходилась уже 1/3 производства, на них опять полностью ложилось обеспечение трамвайных линий и освещения улиц.
Большая часть энергетических мощностей была сконцентрирована в Московской губернии - 427 млн кВт/час (3 центральных , 506 частных электростанций; 152 и 275 млн соответственно); Санкт-Петербургской губернии - 342 млн кВт/час (10 центральных, 308 частных станций; 136 и 206 млн); Екатеринославской губернии - 278 млн кВт/час (13 центральных, 501 частная станции; 9 и 269 млн); Киевской губернии - 167 млн (7 центральных, 365 частных станций; 77 и 90 млн); Области Войска Донского - 151 млн кВт/час (7 центральных, 320 частных станций; 7 и 144 млн) и Закавказье (показано без разделения на губернии) - 255 млн кВт/час (43 центральных, 245 частных станций; 100 и 155 млн). На перечисленные регионы приходилось 86% всего производства электричества, а на Московскую и Санкт-Петербургскую губернии - 41%. Общее производство электроэнергии в империи за восемь лет выросло в 3,9 раза, количество электростанций в 1,7 раза.
Систематического учета применения электроэнергии в промышленности не велось, поэтому оценить его масштабы проблематично. По некоторым оценкам обрабатывающая промышленность империи была электрифицирована примерно на 1/3. Энергетические мощности дореволюционного периода составляли основу заводской энергетики до начала 30-х гг. На 1928 г. возраст 79% механических двигателей в промышленности составлял 15 - 20 и более лет.
Освещение помещений керосиновыми лампами долгое время обходилось дешевле электрического, однако электроосвещение постепенно распространялось. В Санкт-Петербурге к 1900 г. было электрифицировано 14% домовладений (1375 из 9635), при этом дворы и лестницы были освещены в большей мере чем квартиры - 11% (1081), 12% (1141) и 5% (529) домов соответственно. К 1914 г. электроосвещение использовалось в каждой второй квартире Петербурга. Общее количество ламп общественного и частного пользования в империи к 1914 г. достигло 16 млн.
Средний тариф для потребителей в 1913 г. составлял 13 - 15 коп. за кВт/час и был самым высоким в Европе. При этом тариф для технических целей в столицах к 1913 г. понизился до 3 - 3,5 коп. за кВт/час.
Первая в мире электрическая дорога была представлена Вернером фон Сименсом на Берлинской выставке в 1879 г. В 1881 г. в Берлине появилась первая регулярная трамвайная линия. В России первый трамвай появился в июле 1892 г. в Киеве, заменив конку. Позднее трамвайные линии появились в Казани (1894 г.), Н. Новгороде (1896 -1897 гг.), Екатеринославе и Елисаветграде (1897 г.), Витебске (1898 г.), Москве и Севастополе (1899 г.), Астрахани (1900 г.), Харькове (1906 г.), Петербурге (1907 г.), Варшаве и Саратове (1908 г.), Одессе (1910 г.), Владивостоке (1912 г.) и т. д. К 1917 г. трамвай имелся в 35 городах, в которых действовало 36 трамвайных предприятий. 27 из них принадлежало частным фирмам, в основном с бельгийским и французским капиталом, оставшиеся городским самоуправлениям.
За 1916 г. трамваи Москвы перевезли 395 млн. пассажиров, Петербурга - 383 млн., Киева - 108 млн., Варшавы - 86 млн., Одессы - 55 млн., Самары и Ростова-на-Дону - по 38 млн., Харькова - 35 млн., Екатеринослав - 27 млн.
В годы гражданской войны трамвайное хозяйство пришло в полный упадок - на 1920 - 1922 г. почти половина (44%) трамвайных вагонов числилась неисправной, в Ярославле доля неисправных вагонов достигала 85% в Астрахани - 92%. Восстановление трамвайного хозяйства было завершено только к концу 1927 г.
(Н.С. Симонова "Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО")