Самолёт разрабатывался под руководством Сиднея Кэмма в конструкторском бюро фирмы «Хаукер Эйркрафт» (Hawker Aircraft, Англия). Создание этого истребителя по сути своей явилось результатом цепочки последовательных шагов от идеи разработки нового истребителя-биплана с максимальной скоростью 403 км/ч и вооружением из четырёх пулемётов до истребителя-моноплана с максимальной скоростью свыше 500 км/ч и вооружением из 8-12 пулемётов. В результате, в конце концов, он получил практически все основные атрибуты скоростного моноплана – «работающую» обшивку, закрытую кабину и убирающееся шасси. Но, поскольку, разработка «Харрикейна» велась фактически с начала 30-х годов, а его первый вариант (в виде продувочной модели) был создан в 1933 году, то неудивительно, что этот истребитель нёс на себе некоторые родовые черты бипланов и, в частности, толстый профиль крыла. Последнее обстоятельство существенно снижало его максимальную скорость, которая так и не превысила величину в 560 км/ч. И это несмотря на более чем двукратный рост мощности силовой установки (с 740 л.с. у P.V.12 до 1620 л.с. у «Мерлина-32») и появление всё более эффективных воздушных винтов изменяемого шага.
Вместе с тем, принятие этого истребителя на вооружение Королевских ВВС в 1937 году позволило Великобритании раньше раскрутить серийный выпуск этих достаточно современных самолётов до очень высоких показателей, которые примерно вдвое превосходили темпы выпуска их противников – «Мессершмитта Bf109Е», которые по всем показателям (кроме горизонтальной манёвренности) превосходили и «Харрикейны», и даже «Спитфайры»! В сущности, именно это во многом обеспечило победу эскадрильям Истребительного Командования в ходе знаменитой «Битвы за Англию» осенью 1940 года.
Стоит также отметить, что, несмотря на массу недостатков и невозможность обеспечения адекватного роста скоростных характеристик «Харрикейна», он был всё же существенно технологичнее более совершенного и скоростного «Спитфайра», а потому в первые годы Второй Мировой войны выпускался в куда больших количествах. Достаточно сказать, что в ходе «Битвы за Англию» на «Спитфайры» удалось перевооружить всего две новых эскадрильи!
В результате, эти истребители сражались с Люфтваффе не только над Ла-Маншем, но и над Мальтой, Грецией и Северной Африкой, их пилоты защищали Малайю и Индию, а также на советско-германском фронте. Причём на всём его протяжении - от Мурманска до Кавказа! Хотя начиная уже с 1942 года «Харитоны», как называли эти машины в советских ВВС, не вызывали у лётчиков никаких восторгов по поводу их лётных качеств, но, тем не менее, их вклад в окончательную победу был достаточно весомым. И, несомненно, символичным является тот факт, что именно на этой машине довёл до высшей отметки свой счёт лучший ас Королевских ВВС – Томас Пэттл, который в 1940-1941 году одержал в небе над Северной Африкой и Грецией 56 побед.