АВИАЦИЯ и иные...
13,180,088 33,580
 

  Внимательный ( Слушатель )
10 ноя 2017 15:50:20

Сергей Богдан: "Российский истребитель пятого поколения: лучший в мире"

новая дискуссия Дискуссия  811

Заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан / Фото: www.popmech.ru
В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.


- В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?



- По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может.


Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным.


Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.


- А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?


- Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.



МиГ-21 на испытаниях / Фото: Пресс-служба МО РФ





- 5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?


- Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.


Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.







Российский истребитель Су-57 / Фото: Пресс-служба МО РФ

 

- Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?



Пилот существует не для того, чтобы геройствовать и получать награды. Его главная функция — выполнение боевой задачи. Если та или иная боевая задача может выполняться без участия человека, значит, пилота заменит автоматика, тем более что пилотируемый самолет по определению дороже беспилотника, а рисковать жизнью высококвалифицированного летчика без особой нужды нельзя. Другое дело, что переход на беспилотную боевую авиацию не произойдет одномоментно. БПЛА постепенно будут передаваться те или иные функции (разведка, доразведка, нанесение ударов).


Поначалу в небе будут сражаться смешанные группы. Летчик в пилотируемом летательном аппарате станет управлять группой БПЛА, ставить им задачи. Вспомним, что поначалу люди охотились без посторонней помощи, загоняли зверя самостоятельно, но потом приручили собак, и собакам были отданы функции, связанные с наибольшим риском. Так будет происходить и в боевой авиации, пока искусственный интеллект окончательно не вытеснит человека, а пилот не превратится в наземного оператора.


Беседовали Олег Макаров и Олег Титков.


  • +0.86 / 30
  • АУ
ОТВЕТЫ (20)
 
 
  Technik ( Практикант )
10 ноя 2017 17:11:04

Между прочим, у Богдана на руке вот такие вкусные  часики... Нравится

http://www.molnija-l…ch/achs-7/
  • +0.48 / 20
  • АУ
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
10 ноя 2017 18:22:34
Сообщение удалено

10 ноя 2017 22:31:05

  • +0.00
 
 
  Voenlet ( Практикант )
11 ноя 2017 10:30:00

Напомнилось!
Про наручные часы "Штурманские" летного состава. Помнится, поступили они на довольствие, но оказались с "сюрпризом". После полета, летный состав начинал искать стекло, выпавшее из часов в кабине самолета (все же посторонний предмет!!!), очевидно из-за понижения давления с поднятием на высоту. Потом промышленность это исправила.
Типовые условия бомбометания с горизонтального полета: высота - 400 м., скорость - 900 км/ч; время задержки нажатия на БК (боевая кнопка), после "налезания" цели под видимый обрез носовой части фюзеляжа (классика, - "бомбометание по сапогу" времен ВОВ) - 4 с. (А как отсчитать?! Воспользоваться бортовыми часами - нет возможности, они не в поле зрения, главное, режим полета и перекрестие сетки ПКИ). Практика - начинаешь про себя считать - "сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три, сто двадцать четыре", нажатие на БК и она (они) бомба в круге. Даже выносил иногда и прицельный щит из авиационной плиты ПАГ-16. Ну а заик среди нас не было.

PS Пост прочитал и дал положительную оценку Техник. Как летчик из строя, тоже имею замечание по вашей службе к КБ по вооружению.
Сколько наш брат (летчики) не просили, а я начал летать на МиГ-21ф и ф-13 еще с 3-го курса Качи, просили сделать еще одну боевую кнопку отдельно для стрельбы из пушки. Но был переключатель "РС - НО", да еще в таком неудобном месте на этом типе МиГа, слева, по борту приборной доски, рядом с кнопкой под колпачком "Вып. ТП" (выпуск тормозного парашюта после после посадки), которой летчик пользуется после каждой посадки!!!. И сколько было случаев, когда после пуска РС и готовности в следующем заходе стрельнуть из пушки на полигоне... летчик выпускал тормозной парашют, который через тарированный рым-болт отрывался в воздухе. (Эргономика, господа конструкторы!), а драли-то на полном серьёзе.
Ну а на МиГ-23, такой переключатель вообще перенесли "поближе к ногам", да еще удлиненной ручкой переключателя, когда надо было сначала найти ее, потом проконтролировать, куда и на сколько надо повернуть, чтобы стрельнуть из пушки.
И только на МиГ-29, с легкостью, вызывающей изумление, откинув вторую БК НО, видишь дышащую  "Прогноз-дорожку", не теряя зрительного контакта с целью, остается ее только обрамить.
А о том, как стреляет пушка в умелых руках летчика, случай из жизни. 1990 год, аэродром Витшток, ЗГВ, в результате грубейших нарушений мер безопасности (летчик был уж умный и решил себе позволить эту лихость, но это для него закончилось плохо), при выполнении воздушного боя на МиГ-29, командиром звена со своим ведомым, ведомый, при атаке своей цели (самолет ком. звена), при имитации фото стрельбы (ФС) и нажатии на БК в режиме "Отсечка" (режим, когда пушка отстреливает 10 - 12 снарядов и для дальнейшей стрельбы надо отпустить БК, что при следующем нажатии снова стрельнуть), пушка стрельнула!!! 5 снарядов (мгновенная реакция летчика, когда последующие снаряды из этой очереди могли бы прошить кабину и летчика), "легли" в районе КСА (коробка самолетных агрегатов), установленная между двигателями в районе двух килей. Видя такой результат, ведомый только скомандовал: - Мишка(?), прыгай! (катапультируйся). Остальное, как и положено, все работало штатно (кресло К-36) с последующими оргвыводами.
  • +0.89 / 32
  • АУ
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
11 ноя 2017 19:48:01
Сообщение удалено

12 ноя 2017 00:01:02

  • +0.05
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
11 ноя 2017 20:43:19

       А какое должно быть? Органическое что ли?Подмигивающий Как самое дешёвое.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
11 ноя 2017 21:02:56
Сообщение удалено

12 ноя 2017 01:16:04

  • +0.55
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
12 ноя 2017 14:13:38

Очевидно имелось ввиду сапфировое стекло.
http://kentex-watch.…irovoe.htm
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Technik ( Практикант )
11 ноя 2017 21:19:49

Дружище, Вам по чину и с учетом Вашей в крайние годы увлеченности авиацией более подходят часики вот отсюда. (Noblesse oblige. Подмигивающий )
https://www.breitling.com/ru/

В крайнем случае - отсюда:  https://www.specialopswatch.com
Лучше всех - "Кобра",  брутальные до невозможности.
  • +0.48 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Виталий Сильверсен ( Слушатель )
11 ноя 2017 22:28:01

Фу, как непатриотично!
Штурманские, механизм хронографа Полёт 3133
Или Штурманские, механизм хронографа Полёт 31681.
Вот она, классика!
Жаль, что уже не выпускаются.Грустный
  • +0.14 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
12 ноя 2017 08:39:19
  • АУ
 
 
 
 
  Goering ( Слушатель )
13 ноя 2017 15:48:28

Брейтлинг  это на работеУлыбающийся
Но надо что и  на природе. Вот  думал Трасер взять или что то такое. Вовремя  навели!Улыбающийся
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
13 ноя 2017 15:56:17

Ну и на здоровье! Поделитесь впечатлениями, когда получите.
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
13 ноя 2017 19:32:21

Ну не знаю... Casio c их Pathfinder (ами) и Twin/Triple Sensor для походов/леса - очень высокая планка функционала для всех остальных часов. Да и по цене тоже - $35 за компас, термометр, подсветку (Twin Sensor) и 200м водоустойчивсти. ProTrek, кому надо со стрелками и побрутальнее )))
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Прерыватель ( Слушатель )
13 ноя 2017 21:31:56

Для туризма Suunto и Garmin еще рекомендуют. Толковые стоят $300-500. Есть версии с сапфировыми стеклами. Есть под конкретные виды спорта/активного отдыха. Garmin топовых версий сопрягаются с другими поделками компании, например, экшн-камерами. Камеры подстегивают часы и пишут инфу с их датчиков в синхроне с видео, позже можно добавить в видео отображение этой информации.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
13 ноя 2017 21:47:10

Да много чего есть. Вопрос в цене и целесообразности
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Goering ( Слушатель )
13 ноя 2017 22:13:16

В Брейтлингах не смотря на все их заверения всеж жаба душит активно упражняться )))  всякие там G-Shock  - для подростков. Вот к Traser прицеливался, но если с АЧС-1 откликнутся, то это самое то, опять же импортозамещениеВеселый
  • +0.24 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
14 ноя 2017 01:49:38

Кхм... с яп. мех-мом как то не тянет на замещение
A G-Shock(и) разные бывают. 
Traser... у нас их не любят. Долго не живут и время не держат. Наши дайверы любят это:

Цена, правда умопомрачительная Подмигивающий
...$16
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Leon_iv ( Слушатель )
14 ноя 2017 14:42:43

ога, потверждаю мои любимые часики, хоть в коллекции есть и дорогие , типа g-shock и гармин  от них отказался. 
В полях дюже удобные и самое главное низкие, не цепляются за одежду, легкие и прочные. Их пластиковое стекло выдерживает любые извращения. Уже три ремешка сменил,а они все живы))) 
  • +0.11 / 3
  • АУ
 
 
  Goering ( Слушатель )
13 ноя 2017 15:25:19

Аааааа!!!!! Спасибо  за наводку!!!! Заказал!!!!!
  • +0.52 / 9
  • АУ
 
  Artkonstruktor ( Слушатель )
14 ноя 2017 21:08:57
Сообщение удалено

15 ноя 2017 01:16:05

  • +0.00