11 ноября 1930 года лётчик-испытатель Б.В.Глаголев совершил первый полёт на самолёте-амфибии Ш-2, который сконструировал В.Б.Шавров.
Это был первый советский самолёт-амфибия, способный взлетать и садиться как на водную поверхность, так и на твёрдый грунт, лёд и снег.
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе №31. Первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф.Ф.Липгарта, но таких самолётов построили всего 16.
Всего в 1932-1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось.
В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт - М.С.Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем
Поскольку самолёты-амфибии эксплуатировались чрезвычайно интенсивно, то запас ресурса у Ш-2, как принято говорить в среде лётно-технического персонала «выбивался» очень быстро. Кроме того, часть машин была потеряна в авариях и катастрофах. В итоге, к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т.п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим Главное Управление Гражданского Воздушного Флота принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже знаменитый У-2!!) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством авиаконструктора В.Ф.Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и ряд других улучшений.
Всего до начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ №403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286. В частях этот крошечный самолётик любовно называли «Шавруша».
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946-1947 и в 1951-1952 годах. Модифицированный вариант получил более мощный двигатель М-11Л (115 л. с.), а за тем и М-11К (125 л. с.), приспособление для запуска от баллона со сжатым воздухом, триммерами на рулях высоты и направления, закрытой кабину и другими улучшениями.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. По некоторым оценкам всего было выпущено около 1200 самолётов. Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по четыре-пять капитальных ремонтов!) обеспечили этому самолёту долгую жизнь. Некоторые экземпляры этой амфибии встречались на северных аэродромах ещё в 60-е годы.
P.S. Камараду "Технику" отдельный бонус в виде его любимого МиГ-29 на заднем плане.