Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,450,361 102,134
 

  stolb ( Слушатель )
10 июл 2009 10:38:26

Тред №125971

новая дискуссия Дискуссия  108

Обзор экономических успехов в 1 полугодии, а также можно отметить "роль" МВФ- в отсутствии реальных условий по экономическим преобразованиям, выдаются все новые "политические" кредиты

http://www.belaruspa…newsPage=0

Печальная белорусская история долгов и кредитов

Международный валютный фонд дал нам очередные $679,2млн. кредита. Министры радуются.

Говорят об успехах белорусской экономической политики. Запад тоже полон оптимизма. Раздавать деньги проще, чем требовать проведения рыночных реформ. С ноября 2008г. в виде кредитов и валютных поступлений от «Газпрома» правительство Беларуси получило $3,7млрд. С учетом динамики ВВП в 2009г. и курса белорусского рубля сумма полученных валютных ресурсов превысила 9% ВВП. Есть много оснований считать, что эти деньги не инвестируются в давно назревшие реформы, а банально проедаются или замораживаются в старых проектах.

Почему Беларусь не Америка

Белорусское правительство добровольно и сознательно заразилось одной опасной американской болезнью - жить в долг. При этом наши власти совершили целый ряд грубых ошибок. Первая, просто детская ошибка. Белорусские министры подумали, что большой разницы между США и Беларусью нет. Раз американцы могут позволить себе жить в долг, значит, и нам можно. Тот факт, что Америка производит 25% мирового ВВП, а Беларусь - 0,1%, что Америка при всех к ней претензиях остается одной из самых свободных стран мира, с развитым финансовым и богатым внутренним рынком, а Беларусь входит в десятку самых экономически несвободных стран мира, белорусских дисижнмейкеров не смутило.

Вторая ошибка связана с деньгами. Можно сколь угодно долго «клевать» американский доллар, но он был и остается мировой валютой. Допечатка свежего одного триллиона «зеленых» пока не привела к инфляции в США. Доверие к нему остается на высоком уровне, чего не скажешь о белорусском рубле. Даже белорусские вкладчики в большей степени предпочитают вклады в долларах, чем в белорусских рублях. А для иностранцев наша национальная валюта, к сожалению, имела и сохраняет статус «фантика».

Третья ошибка связана с осмыслением эффективности американской экономической политики. Тот факт, что в США больше всего нобелевских лауреатов, не означает, что американские министры не ошибаются. Ошибаются еще как. Недавно сам Б. Обама признал, что все те меры, которые принимало его правительство и до него Дж. Буш, не привели к ожидаемому выходу из кризиса.

На прошедшей в конце июня 2009г. крупной международной конференции в Вашингтоне целый ряд ведущих аналитиков мира в один голос говорили о том, что кризис в США будет еще, как минимум, два года. Значит, мир еще только начинает спускаться с высоты надутого пузыря. Значит, нужно гораздо решительнее очищать экономику от банкротов, инвестиционных ошибок и тех форм государственного регулирования, которые привели к их опасной концентрации. Значит, политика дешевых денег, национализации, увеличения государственных инвестиций и протекционизма не работает. Этот вывод убедительно доказывает негативный опыт Ф. Рузвельта по выходу из Великой депрессии. Все это обязаны знать те белорусские должностные лица, которые несут ответственность за выработку и принятие антикризисных мер для Беларуси. Не менее пессимистичны в оценках состояния своих экономик руководители России, Германии, Испании и Украины. В этой ситуации обезьянничать, копировать действия США, ЕС или России вне контекста состояния нашей экономики не только смешно, но и опасно.

Сколько взяли

МВФ стал крупнейшим кредитором Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52млрд. Из них два транша на общую сумму $1,47млрд. уже поступило ($788млн. и $679млн.). Вторым по величине кредитором (если брать только деньги), является Россия. В ноябре 2008г. от нее мы получили $1млрд. и еще $0,5млрд. пришло в феврале 2009г. «Газпром» заплатил нам очередные $625млн. за акции «Белтрансгаза» и еще $250млн. получила Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ.

Кредитную ловушку нашей страны углубил венесуэльский кредит в $0,5млрд. Белорусским властям помог также своп валютами с Китаем в марте 2009г.: 20млрд. юаней (~$3млрд.) были обменены на Br8трлн. За счет этих денег можно закупать большую долю импорта из Китая, а думать о том, что делать китайским компаниям с такой огромной суммой ресурсов в белорусских рублях (47,3% денег М2 по состоянию на 1.05.09. Известно, что объем рублевой денежной массы (М2) на эту дату составил Br16,9 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. уменьшился на 2,2% при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с началом года он уменьшился на 17,7%. Если китайцы не смогут купить на предоставленные им «зайчики» активы (цементные заводы, тепло- и электростанции) или товары (калийные удобрения), то они могут начать «сбрасывать» их обратно в нашу экономику. Легко представить, что произойдет с курсом белорусского рубля и ценами, если в экономике вдруг окажется столько новых денег.

Состояние долгов и тех, кто их может отдавать

Кредит можно считать успешно использованным, если он помог решить существующие структурные, платежные или корпоративные проблемы. Анализ состояния финансов страны, предприятий и банков, объем золотовалютных резервов, а также динамики экспорта и промышленного производства позволяет сделать вывод, что внешние кредиты наши власти проели.

Белорусские предприятия и банки конкурентнее, здоровее не стали. Наша страна остается под напряжением от внешнего шока торгового и платежного баланса. Модернизация промышленности и других секторов экономики не происходит. Экспорт за 5 месяцев упал на 48%. Очищение экономики и банковской системы от плохих долгов и инвестиций заблокировано. Новые рынки сбыта по-прежнему закрыты. «Бумажные» темпы роста ВВП гораздо ниже, чем скорость накопления долгов. Кредитные ресурсы попадают в руки тех, кто и является виновником структурных дисбалансов, т. е. на счет крупных, нереформированных госпредприятий. Чисто по-кейнсиански продолжается закачка ресурсов в большие и малые стройки, большинство из которых не способны генерировать добавленную стоимость и быстро выйти на прибыльный режим работы.

Итак, в январе - апреле 2009г. реальные доходы консолидированного бюджета Беларуси снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. Доходы консолидированного бюджета Беларуси в январе - апреле 2009г. составили 47,8% ВВП по сравнению с 56% за аналогичный период 2008г. Расходы консолидированного бюджета за январь-апрель 2009 г. составили 47,7% (за январь-апрель 2008 г. - 48,7%). Т. е. тратим мы в первой половине 2009г. гораздо интенсивнее, чем зарабатываем. И это ведь с учетом ресурсов прошлого года, которые были потрачены в этом.

Выручка от реализации товаров и услуг организаций Беларуси за январь-апрель 2009 г. в текущих ценах уменьшилась на 0,2% по сравнению с январем-апрелем 2008 г. при росте потребительских цен за этот период на 15,2%. За апрель выручка от реализации была меньше на 8,3%, чем за март 2009г. Это значит, что, несмотря на обильную кредитную накачку, предприятия работают, в лучшем случае, в ноль, а в большинстве своем - в минус или на склад.

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе-апреле
2009 г. составила 9,8% против 14,9% в январе-апреле 2008 г., рентабельность продаж соответственно - 5,8% против 8,5%. Это значит, что у более половины предприятий нет своих оборотных средств. Не появятся они за счет собственной коммерческой деятельности. Значит, число просящих кредитов у банков и бюджета еще до конца 2009г. резко увеличится. Зарабатывать стало гораздо сложнее. Прибыль от реализации товаров и услуг за январь-апрель 2009 г. уменьшилась на 31,4% по сравнению с январем-апрелем 2008 г. За апрель прибыль упала на 28% по сравнению с мартом 2009г. За январь-апрель 2009 г. организациями страны было получено Br4,6 трлн. прибыли до налогообложения, или на 35,1% меньше, чем за январь-апрель 2008 г. Чистая прибыль составила Br3трлн., что на 38,2% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. За апрель чистая прибыль составила 859,9 млрд. рублей, или на 36,6% меньше, чем за март. Совмин уверял нас, что к середине 2009г. случится нечто такое, что позволит экономики увеличить темпы роста до 5-6%, а к концу года - на все 10% ВВП. Данные национальной статистики не дают оснований для такого рода оптимизма.

С большим оптимизмом растут долги

Суммарная задолженность всех субъектов экономики на 1 мая 2009 г. составила Br90,7трлн. (~$32млрд. при планируемом годовом ВВП в 2009г. ~46млрд.) и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась на 37,5% при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. На кредиторскую задолженность приходилось 50,1% всей суммарной задолженности. Задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила
Br45,3трлн. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась на 18,6%.

Суммарная просроченная задолженность на 1 мая 2009 г. составила Br7,7трлн., что в 1,6 раз больше, чем на 1 мая 2008 г. Просроченная задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила Br720,8 млрд. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась в 1,5 раза, в том числе за апрель - на 9%.

Как снежный ком растут внешние долги. По сравнению с началом года внешняя кредиторская задолженность выросла на 46,3%, в том числе за апрель - на 3%. Внешняя просроченная кредиторская задолженность на 1 мая 2009 г. по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась в 3 раза, внешняя просроченная дебиторская задолженность - в 2,5 раза. В такой ситуации девальвация сделает обслуживание внешнего, номинированного в твердой валюте долга, крайне проблематичным.

Государственный долг на 1.06.09 составил в эквиваленте Br23,1трлн., что на 37,7% больше, чем на 01.01.09. Внешний госдолг Беларуси в рублевом эквиваленте за пять месяцев этого года вырос на 71,7% и превысил Br14трлн. Прямой долг правительства вырос на Br13,7трлн. (рост на 73,6%), долг субъектов хозяйствования под гарантии Совмина - Br338,3 млрд. (плюс 18,3%).

В долларовом выражении внешний госдолг вырос за январь-май на 35,9% до $5,05 млрд, в том числе прямой долг правительства - $4,93млрд (рост на 37,3%). По данным Нацбанка, основными кредиторами Беларуси по итогам мая 2009 года были Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай и Италия.

Объем внутреннего госдолга на 1 июня 2009г. превысил Br9трлн, увеличившись за 5 месяца на 5,4%, а гарантированный правительством внутренний долг составил Br3,7трлн, что на 41% больше по сравнению с началом года.

Для сравнения в 2008 году госдолг Беларуси вырос на 50,2% до эквивалента Br16,8трлн. после роста на 60,3% за 2007 год. В том числе внешний госдолг на 1.01.09 года составил $3,72млрд, (рост на 59,7%), внутренний - Br8,6трлн. (рост на 40%).

Надувают кредитный пузырь, как за здравие, а надо сдувать, как за упокой

Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения (остатки задолженности по выданным кредитам) на 1 мая 2009 г. составило Br51 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилось в 1,6 раза при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с 1.01.09 рост задолженности составил 13,9%. Для сравнения за январь - апрель 2008г. рост составил 13%, но тогда это была фаза бума. Первая половина 2009г. - это, без сомнения, фаза падения, этап сжатия экономики. Правительство и банки (не без принуждения) игнорируют этот принципиально важную разницу. И в этом их стратегическая ошибка. МВФ просто обязан был бы указать Совмину и Нацбанку на нее. Однако, пока мы наблюдаем процесс поддержки безрассудного роста кредитования экономики.

Слабым утешением является тот факт, что остатки задолженности по выданным кредитам в национальной валюте на 1 мая 2009 г. составили Br34,2трлн. или 67% от общей суммы кредитных вложений. При высокой инфляции и возможности реструктуризации долга это сильная головная боль для банков. Кредитовать в рублях, работать в условиях высоких валютных рисков и иметь сильно ограниченные возможности получения активов за долги - это прямой путь к банкротству самих банков.

Не радуют займы МВФ и других кредиторов. У правительства Беларуси ни среднесрочного плана развития, ни даже краткосрочной антикризисной программы действий, которая бы стала объектов публичной дискуссии.

Прошло полгода после подписания Совмином меморандума с Фондом, а мы даже цены не либерализовали, даже розничную торговлю не прекратили лицензировать. Более того, многие законодательные акты (например, по проверкам и контрольной деятельности) предлагаются в еще худшей форме, чем до заявленной «либерализации». Совмин и Нацбанк действуют по принципу «Нам бы только день продержаться да ночь простоять». Трудно себе представить, что белорусские власти, получив второй транш от МВФ, резво создадут адекватное агентство по приватизации и начнут продавать госактивы и защищать права собственности. Имитация реформ за чужой счет продолжается.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Спокойный ( Профессионал )
10 июл 2009 15:26:48

Цитата: ELEVEN_2
То-то Лука метаитса по белу свету в поисках пропитания для таких вумников, как несектанты разные...


министр финансов республики Андрей Харковец:

Белоруссия запросила у ЕС финансовую поддержку
Мы не запрашивали конкретные суммы. В ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования.
Оно увязано с работой МВФ в государствах, которые запрашивают такую поддержку.
В ближайшее время министерство финансов Белоруссии ожидает получить ответ от ЕС о возможности получения финансовой поддержки.
Подайте кто можетВеселый
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  starik ( Слушатель )
10 июл 2009 20:45:52


Минфин РБ: Але, Кудрин
10.07.2009 15:10 | АФН


    Как и предполагалось, белорусские власти не стали мешкать с использованием решения МВФ о выделении второго и увеличения в целом программы финансирования Беларуси на 1 млрд. в качестве «сертификата адекватности и профпригодности» (САП) белорусского правительства. Долгожданные 679 млн. долларов упали на счет Минфина в Нацбанке, что на фоне сокращения золотовалютных резервов страны только за июнь на 590 млн. долларов не кажется такой уж впечатляющей суммой. И буквально через несколько дней Минск маякнул Москве: «Пора обсуждать выделение обещанных 500 млн. долларов».

   "МВФ… принял решение… подтвердил правильность принимаемых в Беларуси мер экономической политики и способность страны платить по долгам", - заявил в интервью БелТА министр финансов Беларуси Андрей Харковец.
    Российский коллега Харковца, Алексей Кудрин, разворошивший в мае Беларусь как муравейник своими сомнениями о платежеспособности Минска по кредитам, дал четко понять, что все переговоры о выделении Минску 500 млн. кредита бессмысленны до тех пор, пока страна не получит от МВФ очередной транш кредита stand-by.
   Харковец не забыл отправить Кудрину «копию» САПа, приложив к нему оценки международных рейтинговых агентств.
"Это говорит о многом. Ведь подтвердить свою способность в условиях мирового финансово-экономического кризиса смогли далеко не все»,- сказал глава белорусского Минфина.
"Мы рассчитываем, что после получения этих сигналов наши российские коллеги вернутся к разговору о предоставлении указанного кредита", - выразил убеждение Харковец.

   Впрочем, на практике пока не наблюдается реальных доказательств тому, что белорусское правительство заслуженно получило САП. Белорусские власти не намерены осуществлять структурные реформы в экономике и менять на рыночную существующую систему ручного управления «Made in USSR». В мае-июне возникло ощущение, что лед если не тронулся, то, по крайней мере, начал трескаться. Однако, действия белорусского руководства за последние пару недель быстро развеяли это ощущение.
...  
   Помимо всего прочего следует учесть, что аппетиты властей с перечислением второго транша кредита МВФ ничуть не поубавились. По словам Харковца Минск все с той же завидной настойчивостью предлагает обсудить возможность привлечения кредита в 100 млрд. российских рублей и в 2 млрд. долларов от Сбербанка РФ, а также скромных 9 млрд. долларов под строительство АЭС.
  Одновременно Харковец заверяет, что до конца года к текущему САП будет приложено дополнение в виде кредита в 200 млн. долларов от Всемирного банка на цели развития.
  ...
  «Але, Кудрин», - без устали трезвонит Минск. Однако, на том конце провода пока вещает автоответчик: «Уважаемые белорусские коллеги! Министр финансов А.Кудрин в настоящий момент не видит ни одного повода, чтобы подойти к телефону. Перезвоните, пожалуйста, в другое время, но не раньше, чем сможете представить убедительные доказательства своей платежеспособности»
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Coon ( Слушатель )
11 июл 2009 00:06:50
Россия что, обязана давать кредит? Это что ее святая обязанность раздавать всяким обанкротившимся новообразованиям кредиты? Надо бы так:
- (звонок) Приемная такого-то.
- Здравствуйте, из Беларуси беспо...
- (пи-пи-пи...)

Кстати, как будут выживать без российской нефти:
ЦитатаИзвестны основные крупные проекты дальнейшего сотрудничества с Украиной. Это совместное использование Мозырского нефтеперерабатывающего завода, он и так уже снабжает нефтепродуктами всю Украину и запад. Согласно идущим переговорам по максимуму поставки на этот НПЗ через Украину разными путями могут составить около 10 миллионов тонн нефти в год. В основном из Азербайджана. Конечно, к этому еще надо прийти на деле, но направление обозначено очень ясно. Это означает, что мы должны будем реконструировать ветку от Брод до Мозыря, там три трубопровода есть, один из них будет работать на восток, от Брод к Мозырю. И не надо никаких политических шагов, все идет в рабочем порядке. Кроме того, мы получаем нефть через Украину по железной дороге. Мозырский НПЗ – это первый большой проект.
  • +0.00 / 0
  • АУ