Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле26 октября (8 ноября) 1917 г.ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ 17
(принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи)
1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно
без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,
монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,
усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в
распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов
крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.
3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества,
принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким
преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы
крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для
соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,
для определения того, до какого размера участки и какие именно
подлежат конфискации, для составления точной описи всего
конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны
всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми
постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4) Для руководства по осуществлению великих земельных
преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным
собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, 18
составленный на основании 242 местных крестьянских наказов
редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»
и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер
88, 19 августа 1917 г.).
О земле
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен
только всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть
таково:
1)
Право частной собственности на землю отменяется навсегда;земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в
аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.
Вся земля:
государственная, удельная, кабинетская, монастырская,
церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая,
общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно,обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех
трудящихся на ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается
лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для
приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также
леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в
исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера,
леса и проч. переходят в пользование общин, при условии
заведывания ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с
высоко-культурными хозяйствами: сады,
плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под.
не подлежат
разделу, а превращаются в показательные и передаются в
исключительное пользование
государства или общин, в зависимости
от размера и значения их.
Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и
огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем
размер самих участков и высота налога за пользование ими
определяется законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства 19
и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное
достояние и переходят либо в исключительное пользование
государства, либо общины, в зависимости от величины и значения
их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного
собрания.
5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой
и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или
общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6) Право пользования землей получают все граждане (без
различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее
своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и
только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный
труд не допускается.
При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества
в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до
восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему
на помощь путем общественной обработки земли.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие
навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на
пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное
обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля
распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по
трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землей должны быть совершенно свободны,
подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в
отдельных селениях и поселках.
Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный
земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют
местные и центральные самоуправления, начиная от демократически
организованных бессословных сельских и городских общин и кончая
центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в
зависимости от прироста населения и поднятия производительности и
культуры сельского хозяйства.
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела
должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд,
причем преимущественное право на получение участков выбывших
членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию
выбывших.
Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные
улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела
обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется
недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то
избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению
и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.
Переселение производится в следующем порядке: желающие
безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и
проч. и, наконец, по жребию, либо по соглашению.
Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной
воли огромного большинства сознательных крестьян всей России,
объявляется временным законом, который впредь до Учредительного
собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в
известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая 20
должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.
[5] Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не
конфискуются.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов-Ленин.
Декрет о земле 1917 года. Земельные преобразования 1917 годаДекрет о земле 1917 г. был принят на следующий день после свершения Великой Октябрьской социалистической революции (восьмого ноября вышеуказанного года). Согласно его вступительной части, упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа. Предпосылки для принятия этого документа возникли достаточно давно относительно даты его выпуска. Дело в том, что программа большевиков была противопоставлена программам других существовавших в то время партий, которые хотели пойти на частичные уступки без смены всего капиталистического строя в целом, в том числе без изменения земельных прав.
Апрельские тезисы как основа будущих декретов Декрет о земле 1917 года вырос из апрельских тезисов Ленина, которые он огласил четвертого апреля. В своем выступлении Владимир Ильич тогда заявил, что необходимо конфисковать все помещичьи земли и передать их в распоряжение созданных Советов крестьянских и батрацких депутатов, куда должны войти представители беднейших хозяйств. Из каждого крупного помещичьего имения, которое могло включать от 100 до 300 крестьянских подворий, предполагалось создать образцовое хозяйство под контролем батрацких депутатов. Нужно сказать, что поддержки таким идеям у первых слушателей тезисов Ленин не нашел, а некоторые (Богданов А.А. – ученый, будущий руководитель первого в мире института переливания крови) сочли их бредом сумасшедшего. Тем не менее, они были утверждены Шестым съездом партии большевиков, который прошел 8-16 августа 1917 года.
Идеи вождя революции – в массы! В своих апрельских тезисах В.И. Ленин указывал на то, что большевики находятся в Совете рабочих депутатов в слабом меньшинстве, поэтому требуется партийные идеи активно распространять в массах, что и было сделано, причем достаточно успешно. Известны случаи в сентябре-октябре 1917 года, когда крестьяне устраивали беспорядки в том или ином населенном пункте, сопровождавшиеся погромами, поджогом имений и требованием к помещикам «прирезать им землицы» под угрозой жизни. Поэтому Декрет о земле (1917 г.) просто закрепил отчасти идущие исторические процессы того времени.
Земельный вопрос назревал давно Крестьянская земельная проблема приобрела актуальность, конечно, не в 1917 году, а гораздо раньше, и была связана с тем, что сельское население при активном экспорте тех же зерновых вело полунищенское существование во многих областях царской России, продавая лучшее из произведенного и питаясь худшим, болея и умирая. Сохранилась земская статистика (по Рыбинской и Ярославской губерниям), согласно которой уже в 1902 году у 35% крестьянских хозяйств в этом районе не было лошади, а у 7,3% – собственной земли.
Колоссальная разница в налогообложении до революции Крестьяне, которые восторженно приняли Декрет о земле 1917 года, до его выхода многие годы брали наделы и лошадей в аренду, уплачивая как собственникам средств производства (до половины урожая), так и государству (налоги). Последние были более чем существенными, так как
за десятину земли требовалось внести в казну 1 руб. 97 коп., а доходность этой же десятины (при благоприятных погодных условиях) составляла всего около 4 рублей. Нужно учитывать еще и то, что
с дворянских хозяйств взимался налог в размере двух копеек (!) за ту же десятину, при том, что усадьбы по размеру были равны 200-300 крестьянским наделам.
Декрет о земле 1917 года давал крестьянам возможность изымать не только помещичьи, но и удельные, церковные и монастырские земли со всем находящимся на них имуществом. На эти земельные участки могли с заработков вернуться те, кто ушел из деревни в город. Например, в Ярославской губернии в 1902 году было выдано около 202 000 штук паспортов. Это означало, что такое количество мужчин (преимущественно) ушло из своих хозяйств. Земли же простых казаков и крестьян изъятию не подлежали.
Письма крестьян – важный фактор Считается, что
декрет о земле 1917 г. был составлен на основе около 240 «крестьянских наказов» редакцией газеты «Известия Всероссийского Совета Крестьянских депутатов». Предполагалось, что этот документ должен был быть руководством в отношении операций с землей до решения Учредительного собрания.
Запрет частной собственности на землю Какие же последовали земельные преобразования 1917 года?
Декрет о земле отражал точку зрения крестьян о том, что самым справедливым будет порядок, при котором земля не может находиться в частной собственности. Она становится общенародным достоянием и переходит к работающим на ней людям. При этом оговаривалось, что лица, пострадавшие от «имущественного переворота», имеют право на временную общественную поддержку для адаптации к новым условиям жизни. В своем втором пункте Декрет о земле (1917 г.) указывал на то, что недра и крупные водные объекты становятся государственными, в то время как мелкие реки и озера передаются общинам, которые имеют органы местного самоуправления. Далее в документе указывалось, что «высококультурные плантации», то есть сады, оранжереи, переходят к государству или к общинам (в зависимости от размера), а домашние сады и огороды остаются их владельцам, но размер участков и уровень налогов на них устанавливаются законодательством.
Вопросы, не касающиеся земли Декрет о земле 1917 года коснулся не только земельных вопросов. В нем упоминается, что конские заводы, племенные птицеводства и скотоводства также становятся национальным достоянием и переходят в госсобственность, в пользу общины или могут быть выкуплены (вопрос оставался на решение Учредительного Собрания). Хозяйственный инвентарь с конфискованных земель переходил к новым собственникам без выкупа, но при этом теоретически не допускалось оставить без такового малоземельных крестьян. Когда был принят Декрет о земле, предполагалось, что пользоваться наделами могут все, кто способен их обрабатывать своими силами, семьей или в товариществах без применения наемного труда. В случае недееспособности человека сельское общество до восстановления трудоспособности помогало обрабатывать его землю, но не более двух лет.
А когда земледелец состаривался и не мог лично работать на земле, он терял право на пользование ею в обмен на пенсию от государства.
Каждому по потребностям Стоит отметить и такие условия, как распределение земли по потребностям в зависимости от климатических условий, формирование общенародного фонда, которым управляли общины на местах и центральные учреждения (по области). Земельный фонд мог быть перераспределен, если изменилась численность населения или производительность надела. Если пользователь уходил с земли, то она поступала обратно в фонд и ее могли получить другие лица, в первую очередь родственники выбывшего члена общины. При этом коренные улучшения (мелиорация, удобрения и пр.) должны были быть оплачены. Если земельного фонда не хватало для того, чтобы прокормить живущих на нем крестьян, то за счет государства должно было быть организовано переселение людей со снабжением их инвентарем. На новые участки крестьяне должны были переезжать в следующем порядке: желающие, потом «порочные» участники общин, далее – дезертиры, остальные – по жребию или по согласию друг с другом. Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что Декрет о земле принят II Всероссийским Съездом Советов, исходя из имеющейся на тот момент экономико-политической ситуации. Он, скорее всего, просто закрепил процессы, которые уже происходили в обществе и были неизбежны.
Итог1.К концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России, из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин (колхозам — 391 614 дес., совхозам — 1 049 150 дес.), что увеличило площадь крестьянских земель с 94 720 628 десятин до 116 127 780 дес., то есть с 80 % до 99,8 % от общей площади всех удобных земель (данные Центрального Управления Землеустройства)2.По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей.3.Декрет о земле принят II Всероссийским Съездом Советов, исходя из имеющейся на тот момент экономико-политической ситуации. Он, скорее всего, просто закрепил процессы, которые уже происходили в обществе и были неизбежны.