Изобрёл парашют.
Родился в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.
Окончил
Киевское военное училище (
1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас. Служил
акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В
1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников)
[2].
Сын —
Анатолий Глебов (Котельников), советский драматург.
Создание парашюта
В
1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика
Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта.
До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «
зонтов», закреплённых на
самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. В декабре
1911 года Котельников попытался зарегистрировать своё изобретение — ранцевый парашют свободного действия в России, однако по неизвестным причинам патент не получил.
Котельников с парашютом собственного изобретения
Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во
Франции, получив
20 марта 1912 года патент за № 438 612
[3].
Парашют
РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл 19 июня
1912 года, — в районе деревни Сализи (ныне —
Котельниково)
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический
ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо
[4].
Сначала
2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.
6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни
Сализи.
На разных высотах с аэростата сбрасывался
манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя
Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.
Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие! —
резолюция главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича на ходатайстве о введении парашютов Котельникова как обязательного снаряжения летчиков[5].
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане.
5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в
Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через
Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.
В начале войны
поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик
Г. В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.
Котельниковым было предложено использовать для самолётов
Сикорского и
Слесарёва прицепной парашют; их было изготовлено 75 штук, но применения они не получили.
Советское время
Могила Котельникова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Памятник испытанию РК-1 в
КотельниковоВ
1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который
4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он не получил.
В
1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
После первой
блокадной зимы Котельников был эвакуирован из
Ленинграда.
Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова,
1 августа 1949 года была переименована в
Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта.
В Санкт-Петербурге имеется
аллея Котельникова.
Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на
Новодевичьем кладбище[6]. Его могила является местом
паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов.
номер в списке 12
12 Котельников, Глеб Евгеньевич 1872-1944 изобретатель ( первый в мире изобрёл)
Впервые в мире