Пяти миллионам человек придется доказывать, что они "не верблюды"
Только-только завершившаяся реформа системы обучения водителей, длившаяся несколько лет и сопровождавшаяся кучей шероховатостей и откровенных ляпов, очень скоро покажется детским лепетом — после того как Минтранс разделит водителей на «любителей» и «профессионалов».
Только-только вступил в силу новый регламент выдачи прав, только-только автошколы перешли на новые стандарты обучения, только-только сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД на практике поняли, как по-новому принимать экзамены у кандидатов в водители... И тут бац — и вторая смена: Минтранс решил запустить новую радикальную реформу, практически революцию всей этой сферы. Ведомство подготовило поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения» и опубликовало их на портале обязательного раскрытия информации regulation.gov.ru. Транспортные чиновники предлагают практически «рубануть шашкой» по едва устаканившейся системе подготовки водителей и разделить их всех на «профессионалов» и «любителей» — с внесением соответствующих отметок в водительские удостоверения. После этого любой работодатель будет не вправе брать на работу «любителя» — только «профессионалов».
Каверза в том, что учить «профессионалов» и «любителей» в автошколах предлагается по разным учебным программам и экзамены на права тоже нужно будет принимать по разным методикам. Таким образом Минтранс фактически намерен еще раз заново запустить бюрократический процесс переписывания, обсуждения множества правительственных постановлений, ведомственных регламентов, учебных программ, требований к автошколам и ГИБДД и прочего, прочего, прочего. В результате этой революции, на которую в лучшем случае уйдет минимум год, в удостоверениях всех шоферов, работающих по найму, — водителей грузовиков, дальнобойщиков, таксистов, персональных водителей и т.п. — должна будет появиться специальная отметка, подтверждающая профессиональную компетентность водителя, так называемый международный код 95.
А «любители», согласно реформе «от Минтранса», по окончании обучения в автошколе не смогут получить права категорий серьезней C1 (грузовик массой до 7,5 т) или D1 (автобус вместимостью не более 16 мест). Желающих же получить «профессиональные права», подразумевающие право вождения транспорта по категориям C, D, Е (включая подкатегории с прицепом), будут ждать специальные программы профессионального обучения. По мысли деятелей из Минтранса, в них должны входить курсы вождения «во внештатных ситуациях», «отработка вождения сочлененного и двухэтажного автобуса» и изучение правил безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов.
Характерно, что разработчики проекта ссылаются на европейский опыт — куда ж мы без этого! Согласно директиве Европарламента и Совета ЕС, код 95 в правах обязателен для водителей-профессионалов в странах Евросоюза. Правда, там человек, однажды получивший квалификацию профессионального водителя, ездит с ней всю оставшуюся жизнь. А Минтранс приготовил миллионам российских водителей «вишенку на торте» — необходимость каждые 5 лет пересдавать экзамен на права для подтверждения квалификации. В той же Германии понимают: если шофер каждый день водит фуру, он волей-неволей квалификацию свою поддерживает на должном уровне. А у нас, судя по всему, какие-то другие машины и дороги, при езде по которым квалификация теряется с каждым пройденным километром.
Между тем, по данным официальной статистики, шоферами трудятся 7% работающих россиян, или более 5 млн человек! То есть 5 миллионов граждан с подачи Минтранса должны будут сдавать водительские экзамены — только чтобы доказать, «что ты не верблюд». Разумеется, за деньги. И автошколы за бесплатно переучивать не будут, и ГИБДД, как известно, права выдает за рубли (за все про все раз в пять лет придется выкладывать не менее 20 000–40 000 рублей в зависимости от региона). Поэтому хотя бы с одной точки зрения задумку Минтранса понять можно: пополнение бюджета за счет граждан — дело святое!
ссылка