ВМФ/ВМС
17,875,233 45,661
 

  Balamut ( Слушатель )
24 ноя 2017 23:51:33

В воду канувшие

новая дискуссия Статья  262

В воду канувшие

История подводного флота знает много катастроф, но не знает причин большинства из них
Связь с дизельной подводной лодкой Аргентины «Сан-Хуан», возвращавшейся на базу в Мар-дель-Плату с учений в районе Огненной Земли, пропала 15 ноября. Поиски начались сразу, подключились ВМС США. Обнаружить лодку нынешними средствами – задача вроде бы простая, но время идет, а результатов нет. По расчетам, к 25 ноября на «Сан-Хуане», если корабль находится на глубине, живых уже может не остаться.
По распоряжению Владимира Путина в Атлантику на поиски аргентинской субмарины отправлены специалисты 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. В Аргентину спецбортом ВТА доставлена группа специалистов с комплексом телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера Плюс». Это подводный робот, заточенный на поиск и обследование аварийных и затонувших объектов на глубинах до 1000 метров. В район проведения поисковой операции выслано океанографическое исследовательское судно «Янтарь» ВМФ России, выполнявшее плановые задачи у западного побережья Африки.

5 самых необъяснимых исчезновений подлодок

За двухвековую историю подводного плавания в различных странах пропали десятки субмарин. Некоторые, если и были найдены через продолжительное время на дне морей и океанов, то на таких глубинах, что подъем оказывался невозможен, а значит причины их гибели назвать нельзя. 
9 апреля 1963 года в Атлантическом океане затонула американская АПЛ «Трешер». Катастрофа унесла жизни 129 человек. Утром того дня лодка вышла из Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Позже американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы так и не установлены. 
Пик исчезновений подводных лодок пришелся на 1968-й, когда пропали сразу четыре субмарины, принадлежащие разным государствам.

25 января 1968 года после модернизации на верфях Портсмута в Средиземном море на переходе из Англии в Хайфу исчезла израильская субмарина «Дакар». Лодка была найдена только 29 мая 1999-го на глубине 3000 метров. Обшивка корпуса не имела никаких следов повреждения, поэтому версии о нападении или подрыве на мине отпали сразу. Долгожданное обнаружение лодки лишь запутало следствие. После тщательного обследования «Дакара» водолазами и роботами от лодки отрезали кусок рубки. Он помещен его в музее военно-морского флота Израиля. 

27 января 1968 года в Средиземном море под Тулоном проходили военно-морские учения ВМС Франции. Командир лодки «Минерва» сообщил, что собирается погрузиться, чтобы разобраться в непонятных звуках, якобы преследующих субмарину. После этого подлодка пропала. Она так и не была обнаружена, соответственно причины ее исчезновения неизвестны.

Через два года в этом же месте пропала еще одна французская субмарина – «Эридис». Причины трагедии также остались неизвестны.

8 марта 1968 года в районе Гавайских островов на боевой службе пропала советская подводная лодка «К-129» (б/н 574) проекта 629. В июле 1975-го американцы подняли часть лодки с глубины 5 000 метров (операция «Дженифер»). По этому факту написано много материалов, но тайна гибели субмарины так и не раскрыта.

22 мая 1968 года американская атомная подлодка «Скорпион» (SSN-589) типа «Скипджек» пропала вместе с 99 членами экипажа. Известно, что лодка водоизмещением 3500 тонн должна была вернуться домой из Средиземного моря в Норфолк, но не прибыла. Подобно одноименной лодке Второй мировой войны, «Скорпион» исчез без видимых причин. Впоследствии останки АПЛ были найдены на глубине 3000 метров, несколько раз обследовались подводными аппаратами, но причина гибели не установлена. 

В 1983 году в Южно-Корейском море утонула построенная для ВМС НОАК подводная лодка проекта 629, получившая название №208. Экипаж лодки насчитывал более 100 человек, к тому же на борту находились гражданские специалисты. Точное число погибших неизвестно до сих пор, вся информация об инциденте засекречена. Присутствие китайских ученых и инженеров на борту связано с испытаниями новейшей на то время баллистической ракеты JL-1. Пекин не выдвигал никаких версий гибели подводной лодки №208, как и не сообщал подробностей. Существует версия, что она столкнулась с советской АПЛ К-10. Косвенно это подтверждается записью в бортовом 
журнале К-10 о столкновении в Южно-Китайском море с неизвестной субмариной. 

Человеческий фактор и схватки с пришельцами

Не буду рассказывать о других «пропажах» подводных лодок, их достаточно, расскажу о том, что пережил сам, проходя службу во 2-й дивизии подводных лодок Северного флота. Отсюда на учения ушла и не вернулась в январе 1961-го «С-80». Она была одной из шести лодок 613 проекта, которые в конце 1950-х – начале 1960-х были переоборудованы в ракетные по проекту 644. В сильный шторм «С-80» совершала переход в базу в режиме РДП (по имени устройства, обеспечивающего работу дизеля под водой). Лодка пропала в январе и при тщательных поисках была случайно обнаружена рыбаками только летом 1969 года на глубине около 200 метров. В те времена все это держалось в секрете, писать о катастрофе начали только в 1990-м.

Как сейчас помню, что через несколько дней после исчезновения лодки, поисковики нашли аварийный буй с «С-80», который был сорван с нее штормом. Буй привезли в Ягельное (ныне Гаджиево) и поместили на плавучую мастерскую, накрыв брезентом. У этого места стали стихийно собираться моряки с лодок, стоящих в базе, и члены семей подводников, пропавших на «С-80». Подъехал и командующий СФ адмирал Андрей Трофимович Чабаненко. Когда он приподнял брезент, накрывающий буй, одна из вдов закричала «Я не верю, что они погибли! Они ушли за границу!». На что Чабаненко ответил: «Не порочьте память мужа и остальных подводников!». Тогда в разгаре была «холодная война».

Этот момент привожу в пример того, что в первые дни исчезновения подводных лодок возникают самые фантастичные предположения, хотя зачастую причины оказываются простые – неисправности техники, 
помноженные на человеческие ошибки. Так случилось и с «С-80», что выяснилось после ее подъема и тщательного расследования.

Исчезновения подводных лодок порой приводили к мистическим версиям – так в январе 1960-го сторожевые корабли Аргентины обнаружили две неизвестные субмарины и вступили с ними в бой. Лодки исчезли и появились вновь уже в количестве четырех. Бой продолжался, но потом предполагаемый противник аргентинских сторожевиков словно испарился. После этого стали гулять версии, что в океане действуют некие пришельцы, охотящиеся за техническими достижениями землян.

Сегодня такие гипотезы особо не муссируются, хотя иногда и возникают. Но, надо признать, глубины океана и без того хранят много тайн, продолжая оставаться потенциальным местом непредсказуемых событий.

Вадим Кулинченкокапитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник 
  • +0.06 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
25 ноя 2017 01:07:43

Мда, автор нагнал жути.
Со Скорпионом есть мнение, что не обошлось без наших, поговаривали, что могло быть столкновение. Не все им с нами же сталкиваться. К-129, К-218, говорят, и не только.

К-129 -читал, что предположили столкновение с Стерджен, кажется, хотя имя АПЛ могу и спутать.

Трешер мог под глубинный сдвиг угодить, или как его там? Глубинная волна нисходящая,кинувшая лодку ниже расчетной глубины, тоже про такое читал.


так в январе 1960-го сторожевые корабли Аргентины обнаружили две неизвестные субмарины и вступили с ними в бой. Лодки исчезли и появились вновь уже в количестве четырех. Бой продолжался, но потом предполагаемый противник аргентинских сторожевиков словно испарился. После этого стали гулять версии, что в океане действуют некие пришельцы, охотящиеся за техническими достижениями землян.

вожди Атлантиды, мляВеселый
Немцы, которых Ивашов в Антарктиде во внутренней сфере Земли поселил, идиот
  • +0.60 / 25
  • АУ