А белорусская «свободная пресса» запуталась в агентах КремляЕсли для Украины самит «Восточного партнёрства», который прошёл 24 ноября в Брюсселе,
стал болезненным щелчком по носу (Еврокомиссия отказалась вопреки настоятельным требованиям Порошенко признать в итоговой декларации европейские перспективы украинского государства), то белорусская делегация во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем излучала спокойствие и оптимизм.
В Беларуси решили не навязывать себя Европе любой ценой по примеру Украины. Глава белорусского внешнеполитического ведомства
назвал брюссельский саммит «одним из самых успешных». «Мы постарались продвинуть в декларации – и это нашло свое отражение в ней – наши предложения о более заземлённом, прагматичном характере этого документа. Что имеется в виду? Имеется в виду то, что сотрудничество между странами «Восточного партнёрства» и странами ЕС должно быть нацелено на достижение конкретных результатов, должно быть прагматичным», – сообщил Макей прессе, добавив, что документ «содержит чёткий посыл относительно того, что инициатива «Восточное партнёрство» и взаимодействие стран-партнёров со странами-участницами ЕС не нацелены против третьих государств». Собственно, это было условием участия Беларуси в саммите «Восточного партнёрства»: никакой политической составляющей, никакого антироссийского уклона итоговой декларации саммита в Брюсселе.
Беларусь добивается, прежде всего, прямой выгоды для себя: во-первых, расширения трансъевропейской транспортной сети между ЕС и странами «Восточного партнёрства» (это обещает модернизацию транспортных потоков и транзитных коридоров, проходящих через РБ); во-вторых, взаимодействия между евразийским и европейским интеграционными процессами – это позволило бы белорусской стороне быть тем самым «ласковым телёнком, который двух маток сосёт».
Пока Украина требует для себя эфемерных европейских перспектив, Беларусь приземлённо ищет практических выгод в «Восточном партнёрстве».
Макей заявил и о том, что РБ находится в поисках так называемых подушек безопасности: «В сегодняшних условиях для нас очень важна тема диверсификации, о которой много раз говорил и президент Беларуси. Эта задача состоит в том, чтобы мы ушли от зависимости от какого-то одного источника, какого-то одного направления. Чтобы мы в периоды кризисных ситуаций, в периоды мировых финансово-экономических кризисов могли иметь какие-то «страховочные подушки» и могли бы уравнять негативные балансы в нашей торговле с одной стороной за счёт развития сотрудничества с другой, третьей или четвёртой сторонами». Иными словами, руководство Беларуси было бы совершенно не против, если бы «Восточное партнёрство» пособило в привлечении «диверсификаторов» – государств, которые сделали бы РБ заманчивые предложения. Конечно, не такие, как Украине, которая теперь покупает уголь в Пенсильвании по завышенным ценам.
«Европейский союз для нас является очень важным торгово-экономическим партнёром. Это партнер номер два после Евразийского экономического союза и после Российской Федерации. Это не означает, что мы собираемся разрывать наши тесные связи, союзнические связи с Россией и с другими странами постсоветского пространства – отнюдь нет. Наоборот, мы считаем, что эти связи нужно укреплять. Но одновременно нужно развивать сотрудничество с Европейским союзом, со странами более дальней дуги в целях диверсификации наших торгово-экономических отношений», – сказал Макей.
В ближайшее время, по словам белорусского министра иностранных дел, ожидается заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве Беларуси с ЕС – его Макей назвал «программой, которая будет действовать до 2019 года». И в то же время: «Мы не стремимся «бежать стремглав» в Европейский союз. Мы сегодня являемся членами Евразийского экономического союза, считаем, что нам нужно развивать этот Евразийский экономический союз. Мы уже сегодня чувствуем отдачу от нашего участия, надеемся, что эта тенденция сохранится».
На вопросы, заданные журналистами в отношении антироссийских выпадов на брюссельском саммите «Восточного партнёрства», глава МИД Беларуси ответил: такие случаи были единичными, а в целом «подавляющее большинство выступающих говорили о том, что «Восточное партнёрство» не направлено против третьих стран, подразумевая, естественно, Россию». «Это значит, что есть понимание того, что обеспечение мира и безопасности в Европе, регионе, невозможно без России или за счёт России, или в ущерб России. Надо с этим считаться. И мы изначально проводили в нашей политике такую линию, что если мы хотим обеспечить мир и стабильность, безопасность в регионе, то мы должны вести диалог на сей счет также и с Россией», – подчеркнул Макей. Он отметил, что отсутствие «антироссийских пассажей» в итоговой декларации саммита – один из самых главных его итогов, и в этом сыграла роль не только Беларусь, «это общее понимание того, что не надо на ровном месте создавать проблемы в отношениях с Россией». «…Если мы, обсуждая проблемы внутри «Восточного партнёрства» и Европейского союза, начнем обличать Россию, то это ни к чему хорошему не приведет», – заключил министр иностранных дел Беларуси.
Украинская сторона белорусских подходов к «Восточному партнёрству» не приемлет. Как, впрочем, и доморощенная белорусская оппозиция, – она давно уже на подпевках у Киева. Бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный не нашёл ничего лучшего, как заявить, что президента РБ Александра Лукашенко не пустил в Брюссель Кремль, а Владимир Макей – это агент того же Кремля: «А кто такой вообще Макей? Это бывший сотрудник советского еще «ка-гэ-бэ» в Одесской области. А еще он возглавлял администрацию Лукашенко. Проще говоря, это обычный кремлёвский оперативник, которого посадили возле Бацьки».
Такая нынче на Украине дипломатия: в конфликтах Украины с европейскими соседями Бессмертный обвинил… ФСБ, а Беларусь назвал «марионеточным государством». А «Хартыя-97» вообще объявила, что президент РБ не поехал в Брюссель потому, что там якобы «никто из европейских политиков не пожелал встречаться с Лукашенко на высшем уровне». Уж договорились бы, что ли: Кремль Лукашенко не пустил в Брюссель или встречаться «с диктатором» не захотели в Европе? С каждым днём белорусская «свободная пресса» всё более неотличима от украинской: запах от публикаций один и тот же, и так пахнут не фиалки.
ссылка