Новый президент Литвы – залог процветающих отношений с БеларусьюВ последние месяцы отношения Беларуси и Литвы резко деградировали. В свою очередь, высшее руководство Беларуси воздерживается от комментирования и резких высказываний, которых, к сожалению, не чураются наши прибалтийские соседи.
Речь идет о строительстве БелАЭС и недавно прошедшем белорусско-российском учении «Запад-2017», которые, судя по всему, не дают литовскому руководству спокойно спать по ночам. Душевная боль Ее превосходительства президента Литвы Дали Грибаускайте настолько сильна, что не может удержаться в груди и прорывается «криком» наружу.
Так, 24 ноября, во время общих дебатов на саммите «Восточного партнерства» Грибаускайте раскритиковала Беларусь за строительство АЭС в Островце неподалеку от литовской границы, якобы нарушая международные нормы. Кроме того, она выступила с критикой совместного с Россией военного учения «Запад-2017», которое прошло на территории Беларуси в сентябре. В тот же день, в интервью LRT, президент Литвы заявила, что тот факт, что Александр Лукашенко не приедет на встречу Восточного партнерства в Брюссель – это последствие решений Москвы.
«Я считаю, что это (отсутствие на саммите) демонстрирует то же самое, что демонстрировали военные учения – на своей территории хозяйничает Москва, а не Беларусь, не Минск. И решения, кому и куда ехать, принимает Москва, а не Минск», – сказала в интервью LRT Грибаускайте.
Как всегда, риторика литовского президента в адрес руководства Беларуси очень жесткая и, в некотором смысле, оскорбительная, что накладывает грязный отпечаток на двусторонние связи и тормозит сотрудничество.
Логичным было бы стремление к поддержанию максимально хороших «соседских» отношений, однако в случае с Литвой такая простая модель взаимопонимания поставлена в тупик.
Аналогичная ситуация происходила и во время учения «Запад-2017», когда Президент Литвы пожаловалась Генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу на «угрозы, исходящие от российско-белорусских учений
«Запад-2017».
«Моделирование реального конфликта с государствами НАТО, скрытые масштабы и сценарии учений, дислокация военных и тактической техники, неконвенционные действия говорят об агрессивном и наступательном характере учений «Запад», – изливала душу Грибаускайте, попутно умоляя прислать еще больше солдат НАТО в страны Балтии для отражения «нападения» со стороны России.
Как видим, войны не случилось, российская армия уехала домой, а танки и солдаты НАТО на границе с Беларусью остались. Это ли не двуличность по отношению к соседям?
Другим примером является тот факт, что Беларусь абсолютно открыта в отношении строительства БелАЭС в Островце: Минск работает с Еврокомиссией, МАГАТЭ, международными организациями и у них не возникает претензий. Более того, никаких претензий к строящейся атомной станции нет и у литовских энергетиков. Критика слышна исключительно от политиков, которые никак не связаны с атомной энергетикой и, по сути, ничего в этом не понимают.
В то же время стоит отметить, что Латвия, как самый близкий союзник Литвы, выстраивает взаимовыгодные отношения с Беларусью совсем иными способами.
На сегодняшний день Рига прилагает множество усилий к тому, чтобы укрепить партнерство с Беларусью во всех сферах. Высшее руководство Латвии, в отличие от первых лиц Литвы, не брызжет слюной из-за «опасной» Белорусской АЭС, которую помогает строить Российская Федерация.
Кроме того, Латвия, являясь одной из стран-участниц НАТО, подтвердила высокий уровень транспарентности и широкую открытость Беларуси по результатам проведения инспекции учения «Запад-2017».
Хочется надеяться, что вскоре отношения Литвы и Беларуси вновь наладятся. В 2019 году в Литве пройдут очередные президентские выборы, и вместе с уходом Грибаускайте должна измениться и внешняя политика. Верится, что новый литовский лидер осознает всю выгоду и естественную необходимость дружбы с ближайшим соседом в лице Республики Беларусь.
Мирослав Краевский