Цитата: Ник_ от 02.12.2017 12:49:19с удовольствием замечаю, что Пронько растет
и серия его передач о финансовом и банковском, в частности, секторе делается все серьезнее
хоть я и смотрю его передачи (и вообще Царьград) только, когда они мне попадаются на соотв ветках ГА, но про мою личную оценку динамики решил сказать
похоже, приходит время включить этот канал в перечень для ежедневного вечернего просмотра...
посмотрел, заинтересовал вопрос по кредитной ситуации регионов.
Единственное, что слышал об это й теме до.. это то что с 1 января, вроде как будет реструктуризация долгов регионов со стороны государства.
В передаче, совсем другая информация..
Полез смотреть.
ситуация действительно "не очень"....
рейтинг регионов по долговой нагрузке итоги 9 месяцев 2017 г.но в передаче, что то уж совсем жути нагнали.. льготные кредиты по 0,1%, действительно того, приказали долго жить.
программа реструктуризации запуститься с 1 января, но не все туда войдут
ну в общем читать
здесь27.11.2017 00:01:00
Каждый пятый регион лишат кредитов
Минфин раскрасит субъекты Федерации в цвета светофора
Минфин может запретить каждому пятому региону кредитоваться в банках. Судя по всему, именно столько субъектов РФ балансирует почти на грани дефолта. При этом Минфин не отказался от идеи хотя бы частично ограничить выдачу льготных бюджетных займов.
Сейчас долги некоторых регионов в полтора-два раза превышают их доходы. Иногда губернаторы ссылаются на неотменяемые расходы – например, на имиджевые проекты. В правительстве, однако, такие объяснения не принимают. Вице-премьер Дмитрий Козак предупреждает финансово неуспешных губернаторов о неприятных последствиях.
Мониторинг, проведенный Минфином, показал, что сейчас 26% российских регионов характеризуются высокой долговой устойчивостью. Около 41% – «середняки». А у 22% регионов есть серьезные проблемы с долговой устойчивостью. С 1 января 2018 года планируется начать ранжировать регионы на три группы: высокой, средней и низкой долговой устойчивости. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники в правительстве, которые присутствовали на встрече с представителями регионов.
В частности, источники сообщают, что глава департамента госдолга Минфина Константин Вышковский разделил регионы на три условные группы по аналогии с цветами светофора: зеленую, желтую и красную. «Смысл такой, что первая группа хорошая, они могут делать все самостоятельно, – поясняет собеседник агентства. – Вторую группу будут в чем-то ограничивать, например, кредиты согласовывать. А третью будут выводить из долговой ямы под жесткой эгидой Минфина. И обязательно у каждой группы должна быть долговая политика».
Другой источник считает, что у Минфина будет агрессивная позиция: «Минфин хочет взять под контроль банковское кредитование... Слабые регионы не смогут занимать в следующем году». Они смогут претендовать разве только на льготные бюджетные кредиты, чтобы за счет них рефинансировать имеющиеся долги. «В категорию слабых попадает значительное количество заемщиков...
Регионы (их главы на совещании. – «НГ») сидели с выпученными глазами», – уточнил собеседник агентства. При этом, судя по всему, регионы из зеленой и, возможно, желтой группы не смогут претендовать на бюджетные кредиты.
В начале года глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила в телеэфире, что за последние пять лет госдолг регионов вырос более чем в два раза. На момент, когда это говорилось, Минфин фиксировал задолженность субъектов РФ на уровне около 2,4 трлн руб. На 1 ноября 2017-го региональный госдолг немного снизился, составив почти 2,2 трлн руб.
Власти предпринимали усилия по замене коммерческих займов льготными бюджетными кредитами. Анализ, проведенный Центром развития Высшей школы экономики, показал, что с 2012 по 2015 год доля банковских кредитов в структуре государственного и муниципального долга регионов выросла с 35 до 44%.
Однако уже в 2016-м она снизилась до 38%. При этом в 2016-м впервые за пять лет доля бюджетных кредитов превысила долю коммерческих и составила чуть больше 40%. Судя по расчетам ВШЭ, в первом полугодии 2017-го на долю банковских займов в структуре регионального долга приходилось уже 31,6%, на бюджетные льготные кредиты – почти 46%, на облигации – 18%, на прочие виды заимствования – около 4,5%.
Причем в Минфине уже запланировали минимизировать выдачу за счет казны льготных кредитов, качнув маятник обратно в сторону рыночного заимствования (см.
«НГ» от 07.02.17). «В дальнейшем, по мере улучшения ситуации на долговом рынке, регионы будут стимулировать к тому, чтобы подавляющая доля их долговых обязательств была бы следствием рыночных заимствований, прежде всего в форме выпуска ценных бумаг», говорилось в «Основных направлениях долговой политики на 2017–2019 годы».
И как можно судить со стороны, такие устремления Минфина несколько противоречали планам президента Владимира Путина. Ведь, как заявил в конце октября Путин, надо предпринять меры для снижения объема коммерческой задолженности у всех регионов до уровня не более 50% от собственных доходов. «Регионам, которые на 1 октября текущего года превысили этот показатель, должен быть предоставлен целевой кредит из федерального бюджета на погашение части их рыночного долга», – уточнил президент.
Напомним, в отчете Standard&Poor’s за 2016 год сообщалось, что «у 25% российских регионов расходы на обслуживание и погашение долга будут превышать 30% текущих доходов к 2018 году». «Такой уровень расходов на обслуживание и погашение долга свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта», – предупреждали они (см.
«НГ» от 14.12.16).
Летом премьер Дмитрий Медведев рассказал о серьезных проблемах в отдельных регионах. «В Костромской области и Республике Хакасия государственный долг превышает сумму налоговых и неналоговых доходов почти в полтора раза», – говорил он (см.
«НГ» от 15.06.17). Но и это, как оказалось, был не предел. В минувшую пятницу вице-премьер Дмитрий Козак провел всероссийское селекторное совещание по вопросам бюджетной дисциплины, и особое внимание он уделил ситуации в Мордовии.
Как передает РИА Новости, Козак попросил главу Мордовии Владимира Волкова объяснить, «как он собирается нарастить до 220% долги, как собирается дальше жить». По данным Минфина Мордовии, объем госдолга республики составил на 1 ноября 2017-го около 47,7 млрд руб. Волков по видеосвязи попытался оправдаться, что такой долг возник в том числе из-за подготовки к чемпионату мира по футболу. На что Козак парировал, что лишь 50% инвестиционных обязательств связаны с чемпионатом. Вице-премьер ждет на этой неделе Волкова у себя с отчетом, как регион планирует снижать долг. Козак обмолвился, что встреча для Волкова будет неприятной.
Вице-премьер предупредил, что регионы, не вошедшие в программу реструктуризации бюджетных кредитов, ждут политические и кадровые последствия. Ранее президент объявил о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов, рассчитанной на 7–12 лет.
Эксперты «НГ» в основном называют правильной идею ранжировать регионы по долговой нагрузке. «Это нужно было сделать еще раньше, чтобы не дать отдельным регионам загнать себя в долговую яму, за которую приходится платить не только им, но и более успешным регионам», – говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова увидела в инициативе Минфина попытку минимизировать риск. «Видимо, слабые регионы полностью уйдут на гособеспечение. Возможно, в правительстве посчитали, что потери от неразумной самостоятельной долговой политики могут быть значительнее», – поясняет Капитанова.
Но, как следует из объяснений директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, полный запрет на привлечение коммерческих кредитов был бы ошибкой. Не все смогут, исполняя требования Минфина, планомерно сокращать долг, не всем может хватить бюджетной помощи. Как говорит Исаев, «без заемного капитала регионы окажутся на грани дефолта либо им придется сокращать расходы в том числе на социальную сферу ради выплаты по старым кредитам».
В свою очередь, преподаватель Российского экономического университета Владислава Полетаева обращает внимание, что, «предоставляя льготные бюджетные кредиты регионам с более слабой экономикой, необходимо обеспечить, чтобы средства шли не только на преодоление текущих проблем, но и на развитие, на инвестиции в экономику региона».