Большевики и их роль в февральской и октябрьских революциях.
225,941 1,915
 

  Удаленный пользователь
03 дек 2017 20:22:51

Все русские офицеры служили красным. Эти тоже в красном списке есть?

новая дискуссия Дискуссия  324

о состоянию на октябрь 1917 Императорский военно-воздушный флот состоял из более 300 частей и подразделений, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота — до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.[1]
Хронология
  • 11 апреля 1918 г. с Комендантского аэродрома в Петрограде старший лейтенант Михаил Иванович Сафронов, мичманы Игорь Николаевич и Олег Николаевич Зайцевские и В.А.Парфёненко угнали в Финляндию в г. Васа четыре самолета «Ньюпор-17». 19 марта 1918 г. на основании декрета Совета Народных Комиссаров вышел приказ по флоту и Морскому ведомству в котором они уволены со службы.

  • 16 августа 1918 года подпоручик Штурм на самолёте «Ньюпор-24» перелетел к белым во время боевого вылета на штурмовку Казани. С 17 августа его зачислили в авиацию Народной армии.[1]


  • 17 августа 1918 года лётчик Ефремов во время боевого вылета на бомбардировку Казани посадил истребитель на аэродроме, занятом белыми.[1]


  • 19 августа 1918 года лётчики Рябов и Девайот во время боевого вылета на бомбардировку Казани сели на аэродроме, занятом белыми. 20 августа их зачислили в штат Управления Воздушного флота Народной армии.[1]


  • 10 сентября 1918 года лётчик Гусев на самолёте «Ньюпор» перелетел к белогвардейцам в районе Казани.[1]


  • Во время боёв за Казань к белогвардейцам также перелетели лётчики Кудлаенко и Невяжский, таким образом на сторону противника перелетело 7 пилотов, что составило 25 % от всего лётного состава Красной армии на данном участке фронта.[1]


  • 27 сентября 1918 года лётчик А. Козырев с наблюдателем В. Штюрмером (Штырмером) из Царицынского авиаотряда на самолёте «Фарман-30» совершили вынужденную посадку с неисправным мотором в расположении казаков из 1-го Донского отряда. По информации советской стороны лётчики были захвачены в плен и расстреляны. Однако, наблюдатель Штюрмер служил в авиации белогврадейцев, где получил звание капитана.[1]


  • 17 октября 1918 года военлет Г. Э. Тау из 22 корпусного отряда вылетев на самолёте «Спад» со станции Пинеровка приземлился в расположении белогвардейцев, после чего вместе с самолётом был зачислен в 1-й Донской самолетный отряд.[1]


  • 29 октября 1918 года 9-й армейский авиаотряд РККВФ в составе шести лётчиков: Баранова, Добровольского, Макаренко, Осташевского и Хомича во главе с поручиком З. В. Снимщиковым перелетел на сторону белоказаков в районе реки Дон.[1]



  • 9 ноября 1918 года командир 22-го корпусного авиаотряда Э. М. Битте перелетел к белоказакам.[1]


  • 20 декабря 1918 года бывший есаул Широков из 2-го Калужского авиаотряда на самолёте «Ньюпор-10» перелетел в занятую армией Колчака Уфу с аэродрома в районе Бугульмы. В авиации белогвардейцев он стал инструктором Спасской авиашколы.[1]


  • 17 апреля 1919 года моторист Кононенко из 3-го авиаотряда Добровольческой армии, впервые в жизни управляя самолётом, сумел благополучно посадить самолёт в расположении красноармейцев у станции Рой. В Красной армии он окончил лётную школу и участвовал как пилот в заключительных боях Гражданской войны.[1]


  • 16 мая 1919 года лётчики Казаков, Сацевич и летнаб Ванштейн перелетели к белогвардейцам, где были зачислены в Донскую авиацию.[1]


  • в мае 1919 года начальник авиации 5-й армии лётчик С. К. Шиманель перелетел в армию Колчака на самолёте «Ньюпор». После разгрома Колчака в 1920 году он был арестован и расстрелян по приговору ревтрибунала.[1]


  • в мае 1919 года лётчик Фоменко приземлился в расположении румын.[1]


  • в мае 1919 года лётчик Торопов перелетел к белогвардейцам.[1]


  • в июне 1919 года пилот Мордок и летнаб Карклин на самолёте «Сопвич» были подбиты огнём с земли во время бомбардировки железнодорожного моста на Западном фронте и совершили вынужденную посадку на территории белогвардейцев. Пилот сдался «белолатышам» и был зачислен в латвийскую национальную армию), а летнаб был застрелен на месте.[1]


  • 19 августа 1919 года начальник Северного воздушного дивизиона Знаменский с морлётом Матвеем на гидросамолёте М-20 и начальник 1-го морского истротряда Яковицкий с механиком Лаптевым на «Ньюпоре-10» перелетели к белогвардейцам во время выполнения разведки.[1]


  • в августе 1919 года лётчик Ходорович, участвовавший в первом советском международном перелёте в поддержку венгерской советской республики, перелетел вместе с женой на самолёте «Эльфауг» из Киева в армию Деникина.[1]



  • 11 сентября 1919 года командир Иркутской авиагруппы Снегирев приземлился в расположении Сибирской армии на аэродроме в районе деревни Вагулка под Иркутском, после чего был зачислен в авиацию белогвардейцев.[1]


  • 1 октября 1919 года лётчик Даугуль и моторист Бранд из 2 авиаотряда, вылетев на разведку на самолёте «Фарман-30» с аэродрома Верхняя Тойма в районе Архангельска, потерпели аварию при посадке на аэродроме Славяно-Британского авиакорпуса. С ними перелетел к белым лейтенант Л. А. Бересневич из 1 морского истротряда на истребители сопровождения «Ньюпор».[1]


  • в октябре 1919 года бывшие прапорщики Иван Попов и Петр Бакланов из 44 разведотряда на самолётах «Ньюпор» перелетели Польшу. В дальнейшем в польских газетах были опубликованы фотографии истребителя Попова с изображением пышнотелой обнаженной дамы на фюзеляже.[1]



Отредактировано: женяиванов - 01 янв 1970
  • +0.03 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
03 дек 2017 22:06:30

Теперь немного о реальности
Интересный анализ действий нашей авиации в 1914-1916 годах содержится в книге Н.Н. Головина «Россия в Первой мировой войне», изданной в 1919 году в Париже

Он приводит состав наших воздушных сил на 1 сентября 1916 года
По его данным, Россия к этому моменту, имела 36 воздушных рот, в которых числилось 716 самолетов, на которых могли летать 502 летчика и 357 наблюдателя. 
Из анализа этих цифр следует, что число самолетов значительно превосходило количество летчиков: более 200 самолетов в русской армии пилотов  не имели

«Если мы сравним вышенапечатанные цифры с соответствующими данными, приведенными для начала войны, то нельзя не констатировать роста наших воздушных сил», отмечает Н.Н. Головин
«Но такое примитивное сравнение говорит слишком мало. Дело в том, что за тот же период времени возросла и самая численность Русской армии. К 1 сентября 1916 г. число пехотных дивизий в Действующей армии по сравнению с началом войны удвоилось… 
Подойдя к интересующему нас сравнению с такой точки зрения, мы должны прийти к заключению, что в конце 1916 г. Русская армия оказалась оборудованной авиацией лишь очень немногим лучше, нежели в начале войны
Но если принять во внимание то, что за 2,5 года войны германская армия, так же как и французская и британская, сделала громадные шаги по пути развития своих воздушных сил, то окажется, что к концу 1916 г. Русская армия стала еще беззащитнее в воздухе, чем была в 1914 году». 

Но и это еще не все. 
Н.Н. Головин приводит таблицу интенсивности полетов русской авиации с начала войны по 1 сентября 1916 года, давая помесячное сравнение количества наших летавших пилотов, числа их боевых вылетов и общего времени их полетов, и приходит к следующим печальным выводам:

 «Приводимые в этой таблице цифры ярко показывают, насколько незначительной по своим размерам была работа авиации в Русской армии. 
Возьмем для примера месяц самой интенсивной работы. Это — август 1916 г., в течение которого совершено было 2116 полетов с общей продолжительностью 3444 часа. Это дает в среднем на один день августа 68 полетов с общей продолжительностью в 111 часов. Но в это время Русская Действующая армия состояла из 14 армий, общим составом более 200 пехотных и 50 кавалерийских дивизий. Протяжение боевой линии, не принимая в расчет Кавказского фронта, превосходит 1000 километров. 
И для обслуживания таких колоссальных сухопутных сил авиация может производить в день лишь 68 полетов с общей продолжительностью в 111 часов. 

Чрезвычайная слабость наших воздушных сил отчетливо сознавалась во всех инстанциях русского командования. «Брусилов, Каледин, Сахаров, — записывает в июне месяце в своих воспоминаниях председатель Государственной думы М. В. Родзянко, — просили обратить самое серьезное внимание на авиацию. В то время как немцы летают над нами, как птицы, и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться...» 
Отлично сознавала это наша Ставка и потому внесла на Междусоюзническую конференцию, собравшуюся в январе 1917 г., просьбу о присылке Русской армии в ближайшие после 1 января 1917 г. восемнадцать месяцев 5200 самолетов»

Таковы РЕАЛИИ поистине плачевного положения  царской авиации в 1916 году.

Интересно сравнить количество самолетов, произведенных в разных странах за сопоставимый период Первой мировой войны.


Россия: 1914 год - выпущено  445 самолетов, 1915 г. – 686, 1916 год – 1432, 1917 год – 1 386, всего 3949 самолетов.  
ВСЕГО за эти 3 года войны - 3 949 самолетов
Как уже  говорилось, большинство самолетов, произведенных в России, имели импортные двигатели. 
Только во Франции в 1915 – 1917 годах  было закуплено свыше 4000 двигателей и 1800 аэропланов.

Сравним эти цифры с показателями развитых стран того времени.
Германия в 1914 году произвела 1 348 самолетов, в 1915 г. – 4 532, в 1916 году – 8 182 единицы, а в 1917 году уже 14 123 самолета. 
ВСЕГО: 28 185 самолета.

Франция. 1914 г. – 541 самолет, 1915 г. – 4 469, 1916 г. – 7 549 и в 1917 году уже 23 669 самолетов (!!!) 
ВСЕГО: 36 228 самолетов.

Великобритания. 1914 г. -245 самолетов, 1915 г. – 1 932, 1916 г. – 6 149 самолетов и 1917 год – 14 421 самолет 
ВСЕГО 22 747 самолетов.

Очевидно, что ведущей промышленной державой ТОГДА в области авиастроения была Франция
Показатели производства самолетов в царской России,  в годы Первой мировой войны, на порядок уступают французским, в семь раз германским и в 5,5 раз английским аэропланам. 
Показатели 1918 года, когда в Германии, Франции, Англии  и США был пик производства самолетов,  сравнивать не будем, т.к. в России их производство уже было почти полностью прекращено.
  • -0.03 / 17
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
03 дек 2017 22:34:35


1911 г. в России уже имелись как аэропланы, так и учебные заведения, подготовившие достаточное число военных лётчиков, чтобы начать формирование авиационных отрядов, принявших в августе-сентябре участие в манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов. Манёвры показали возможность применения аэропланов для ближней и дальней разведки. Исходя из полученных результатов, 21 сентября 1911 г. Главное инженерное управление предложило Военному министру В.А. Сухомлинову план, согласно которому в первую очередь формировались авиационные отряды при воздухоплавательных частях. К концу 1912 г. намечалось иметь 108 аэропланов с необходимым числом лётчиков в авиационных отрядах и 10 аппаратов в авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы (Гатчина). Генерал от кавалерии В.А.Сухомлинов в декабре того же года подал докладную на имя императора «О предложениях постановки и развития воздухоплавательного дела в русской армии» в части развития военной авиации, как наиболее перспективного рода оружия. Предполагалось в ближайшие годы организовать до 45 авиаотрядов (540 самолетов).  А незадолго до этого, 11 ноября 1911 был с формирован первый русский авиаотряд при 4-й Сибирской авиароте (в Чите, известный впоследствии как 23-й КАО), правда, без самолетов, которые поступили только 27 ноября. 31 декабря 1911 г. был сформирован второй авиаотряд — при Сибирском воздухоплавательном батальоне в с.Спасское (известный впоследствии как 1-й Сибирский КАО).
Крепостные авиаотряды
30 июля 1912 г. был организован воздухоплавательный отдел при Главном управлении Генерального штаба, который предназначался для организации авиационного дела в русской армии. Первые авиационные отряды организовали преимущественно при крепостных воздухоплавательных ротах (в Ковно, Гродно, Осовце, Новогеоргиевске и Брест-Литовске), при 7-й воздухоплавательной роте (Киев) и по одному отряду при воздухоплавательных батальонах в с. Спасском и Чите. Из запланированных 18 авиаотрядов фактически к 1 января 1913 г. были сформированы только восемь.
В дальнейшем в создании отрядов произошла существенная реорганизация.  Авиационные части были  полностью отделены от воздухоплавательных, и число их определялось не количеством авиационных рот, а потребностями войсковых соединений. Предполагалось создать 37 корпусных, 8 особого назначения, 8 крепостных и 10 армейских авиаотрядов — всего 63, для обслуживания которых планировалось иметь 9 авиационных рот. Этот план был утверждён Военным советом 4 марта 1913 г.
Крепостной авиаотряд имел по штату 9 лётчиков (6 офицеров и 3 солдат) и 8 самолётов. Штатным расписанием предусматривался также запасной комплект самолётов, однако в условиях резкого дефицита авиационной техники многие отряды были укомплектованы самолётами не полностью.
Первые 18 авиаотрядов получили следующие наименования: крепостные — Ковенский, Осовецкий, Новогеоргиевский, Карский, Брест-Литовский; 1, 9, 11, 12, 14, 15, 18, 19, 23-й корпусные; 1-й и 5-й Сибирские, авиаотряд гвардейского корпуса; 3-й полевой авиаотряд.
В 1914 г. были дополнительно сформированы крепостные авиаотряды Гродненский, Севастопольский, Владивостокский; и корпусные — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 17, 20, 21, 22, 24, 25-й; 4-й Сибирский.
Брест-Литовский, Владивостокский, Гродненский, Карский, Ковенский, Новогеоргиевский, Осовецкий и Севастопольский крепостные авиаотряды базировались в соответствующих крепостях.
Таким образом, накануне войны в русской армии было 6 авиационных рот и 39 авиаотрядов. Авиационные роты подчинялись командующим войск военных округов, крепостные авиаотряды — начальникам штабов крепостей.
Авиаотряды имели 30% некомплекта личного состава. При штате 203 лётчика-офицера и 86 лётчиков-солдат к началу войны фактически было 200 лётчиков (164 офицера и 36 солдат). По штатному расписанию все авиаотряды русской армии должны были иметь 250 самолётов; по данным Генерального штаба, накануне войны авиаотряды русской армии имели 172 самолёта (48 из них находилось в крепостных авиаотрядах), 30 учебных самолётов находилось в авиашколах.
После мобилизации в июле 1914 г. армия получила некоторое количество самолётов с авиазаводов и самолёты, ранее принадлежавшие аэроклубам. Всероссийский аэроклуб сформировал Добровольческий авиаотряд, укомплектовав его своими лётчиками и самолётами. Некоторые лётчики-добровольцы прибывали в армию со своими самолётами. Таким образом, русская армия имела к началу боевых действий 220 самолётов и 289 авиамоторов. Основными типами, находившимися на вооружении, были французские монопланы «Ньюпор IV», бипланы «Фарман» (типы XVI и XXII) с моторами «Гном» мощностью 70-80 л.с. и обладающие скоростью 90-100 км/ч. Имелись в небольшом количестве аэропланы «Депердюссен», «Моран-Ж»; в редких случаях встречались самолёты «Сикорский», «Марс», «Шнейдер», «Альбатрос», «Блерио» и другие.
Корпусные авиаотряды
К началу Первой мировой войны русская армия располагала воздушными силами, сведенными в 26 корпусных (плюс 1-й, 4-й и 5-й Сибирские, авиаотряд гвардейского корпуса; 3-й полевой авиаотряд) и 8 крепостных авиаотрядов. Согласно штату, утверждённому Военным советом 19 декабря 1913 г., каждый корпусной и полевой авиаотряд должен был иметь 7 лётчиков (5 офицеров и 2 солдат). Согласно утверждённым табелям каждый корпусной авиационный отряд в военное время должен был иметь 6 самолётов (крепостной —Крутой, 4 комплекта запасных частей, 2 запасных мотора, запас бензина 240 пудов и касторового масла 50 пудов (для крепостного отряда — 480 и 100 пудов соответственно).
В каждой авиационной роте должно было храниться бензина и масла в виде запаса военного времени от 2000 до 3500 пудов, в зависимости от числа приданных ей авиаотрядов. Таким образом, в 39 авиаотрядах и 6 авиаротах к началу войны должно было находиться 25 280 пудов бензина. Фактически же заготовлено и разослано в авиационные части было всего 4640 пудов.
 
Полевые авиаотряды
Авиационные роты и авиапарки
С накоплением сил авиации возникла необходимость реорганизации всего ВВФ, которая и была проведена в соответствии с «Общим планом организации воздухоплавания и авиации в армии», утвержденным императором 1 марта 1913 года. 4 апреля 1913 года Военный совет одобрил представление Шишкевича (ГУ ГШ) об упразднении 7-й (Киев) и 8-й (Севастополь) воздухоплавательных рот и формировании на их основе 3 авиационных рот. Самолеты для формируемых при них 10 авиаотрядов были уже заготовлены, имелись и подготовленные летчики.
В ходе реорганизации авиация полностью отделилась от воздухоплавания; авиационный отряд, как и воздухоплавательный, стал самостоятельной частью. В результате реорганизации каждый корпус, каждая армия, отдельное кавалерийское соединение или гарнизон крупной крепости должны были иметь по одному авиационному отряду.
Поскольку авиация становилась независимой от воздухоплавательной службы, очень скоро выявилась потребность в создании специальных частей, предназначенных для обеспечения ее деятельности. В связи с этим планировалось создать 8 административно-хозяйственных учреждений — авиационных рот. Их назначение в общем плане организации воздухоплавания и авиации определялось так: «Будучи в мирное время полигоном для прохождения службы авиационными отрядами, авиационная рота в военное время обращается, таким образом, в базисный пункт, снабжающий всей материальной частью как свои отряды, так и отряды других рот, которые по ходу действия окажутся в ближайшем расстоянии от этого пункта».
С самого начала Первой мировой войны основная нагрузка по материально-техническому обеспечению Военно-воздушного флота Империи легла на шесть авиационных рот, остававшихся в тыловых районах страны: 1-я (Санкт-Петербург), 2-я (Брест-Литовск), 3-я (Киев), 4-я (Лида), 5-я (Брянск) и 6-я (Жмеринка).
В конце сентября 1914 г. великий князь Александр Михайлович обратился к Верховному главнокомандующему (вел. кн. Николаю Николаевичу) с докладом, в котором изложил свой план построения системы обеспечения авиационных частей ВВФ. Ставка одобрила предложения Заведующего организацией авиационного дела в армиях ЮЗФ по увеличению штата авиационных рот и выделению от них подвижных передовых баз. Это изменение было внесено в организационную структуру авиарот приказом ВГ №78 от 11 октября 1914 года. Вскоре было утверждено соответствующее Положение о деятельности авиационных рот. Согласно этому документу, авиарота предназначалась для обслуживания технических нужд авиаотрядов, входящих в состав армии, снабжение которых — инженерным и артиллерийским довольствием возлагалось на роту. Сами авиароты находились в подчинении начальников инженерных снабжений фронтов.
Всеми вопросами авиационно-технического обеспечения действующей армии занималось ГВТУ, имея в своем составе специальную воздухоплавательно-автомобильную часть. На последнюю возлагались вопросы приемки конечной продукции самолетостроительных предприятий. По указанию нового Верховного главнокомандующего (императора Николая II) «в целях полного согласования дела снабжения авиационных и воздухоплавательных частей с интересами армии» на великого князя Александра Михайловича были возложены снабженческие функции.
Для дальнейшего совершенствования вопросов ремонта авиационного имущества, приказом Начальника штаба ВГ от 1 апреля 1916 г.* №356 авиароты со 2-й по 7-ю были переименованы в авиационные парки с сохранением прежней нумерации. Их деятельность была определена в утвержденном Временном положении о службе авиапарков. Парк подчинялся во всех отношениях помощнику инспектора инженерной части округа по авиации, через которого поступали все распоряжения и указания Авиадарма. С весны 1916 г. на парки были возложены задачи по подготовке для частей ВВФ действующей армии технических специалистов из числа нижних чинов.





Наименование1
Дата формирования
Дислокация
Начальники2
Примечания
1-й авиапарк
27.04.1913 г.
Петроград (Одесса?)
штабс-капитан Крейсон (1916 г.); подполковник П.В. Голубов (14.11.1916 г. — 20.09.1917 г.?)
Петербургский военный округ. Корпусной аэродром; Северный фронт
2-й авиапарк
25.05.1913 г.
Севастополь (Смоленск?)
капитан Воротников А.С. (06.02.1915 г. — 13.10.1916?); шт.-капитан М.М. Войткевич (?)
Одесский военный округ
3-й авиапарк
23.06.1913 г.
Киев
подполковник Глубоковский Н.П. (с 15.11.1917 г. но 19.11.1917 г. сложил с себя командование.)
Киевский военный округ; Юго-Западный фронт
4-й авиапарк
начало лета 1914
Лида, Винница, Витебск
капитан Макаров Д.А. (22.11.1915 г. — февраль 1916 г.?)3
Виленский военный окргу. Западный фронт
5-й авиапарк
начало лета 1914
Бронницы, Брянск, (Смоленск?)

Московский военный округ. Западный фронт
6-й авиапарк
начало лета 1914
Жмеринка
капитан В.А. Черняев (с 18.12.1917 г. по 15.02.1918 г. исполняющий дела)
Сформирована в Чите, затем в Одессу. Юго-Западный фронт
7-й авиапарк
начало лета 1914
Псков
капитан С.А. Бойно-Родзевич (26.06.1915 г. — 14.04.1916 г.)
Северный фронт, (северо-западный?)
Кавказский авиапарк4
1916
Тифлис
шт.-капитан К.Василевский
Южный фронт. Выделена полурота из состава 1-й авиароты. 16.06.1916 согласно Приказа НШ ВГ №818 преобразована в Кавказский авиапарк

 
Полевые авиаотряды
 
Армейские авиаотряды
В последний день кампании 1914 г. Военный совет при Военном министре одобрил представление Главного Управления Генерального Штаба о формировании 8 армейских авиаотрядов (ААО), способных «…вести дальнюю разведку в интересах армейского командования». В начале 1915 г. было завершено формирование 1-го, 3-го, 4-го и 7-го ААО.
 
Авиадивизионы
Приказом начальника штаба ВГ № 300 от 18 марта 1916 г. было объявлено о переводе находившихся в действующей армии корпусных и армейских авиаотрядов (за отдельными исключениями) на общий для всех штат и табели, с сохранением существовавших их наименований и номеров. Объявлялось также о формировании по прилагаемым штату и табелям при армиях 11 авиационных дивизионов (ранее созданные 5-й и 7-й дивизионы включались в это число). В управлении командира авиадивизиона предусматривалось иметь 5 офицеров, аэропланов со всеми принадлежностями и вооружением — 2 действующих и 2 запасных. Авиадивизионы, введенные этим приказом, представляли собой отдельные авиачасти, организационная структура которых позволяла осуществлять управленческие функции по отношению к авиационным отрядам армии .
Также авиадивизион стал связующим звеном между штабом армии и авиаотрядами в вопросе боевого применения авиации и между авиационными ротами (парками) и авиаотрядами в вопросах технического обеспечения. Таким образом, весной 1916 г. в структуре авиации действующей армии произошел переход от разрозненных частей корпусной авиации к более крупным формированиям армейского подчинения, имевшим общий тыл — мобильную авиационную базу.
Авиадивизионы были сформированы при всех армиях, кроме Кавказской, так как в ней, по мнению Ставки ВГ, авиаотряды слишком разбросаны, и авиационным дивизионом их не объединить.
Истребительные авиаотряды Русской Императорской армии (ИАО)
К весне 1916 г. на фронтах Первой мировой обострилась борьба за господство в воздухе. По опыту Франции и Германии в России приступили к созданию истребительной авиации. Предполагалось, что для каждой армии будет сформирован отряд в составе 6 аэропланов истребительного типа — оснащенных пулеметами.
В соответствии с приказом Начальника штаба ВГ №329 от 5 (25) марта 1916 г. три первых русских истребительных авиаотряда (ИАО) были сформированы при авиаротах 2-й, 7-й и 12-й армий.
Уже 19 апреля великий князь Александр Михайлович доложил в Ставку ВГ генералу от инфантерии М.В. Алексееву, что «седьмой и двенадцатый отряды истребителей сформированы и выступают по назначению». Их командирами являлись соответственно подпоручики И.А. Орлов и М.Г. фон Лерхе. 2-й ИАО формировался при 2-м авиационном парке (г. Смоленск) под руководством штабс-капитана Е.Н.Крутеня, позднее вступившего в его командование.
Формирование остальных авиаотрядов затянулось фактически на полгода из-за недостатка специальных самолётов-истребителей и подготовленных лётчиков, поэтому полноценные отряды истребителей появились у нас на фронте только 1 июня. К тому же подвели союзники, присылавшие нам устаревшие типы самолётов — двухместные «Спад А.2» и «А.4» и «Ньюпор X». В июле-августе на фронте появились еще 11 ИАО. В начале 1917 г. приступили еще трех истребительных авиаотрядов (13-й, 14-й и 15-й), которые вошли в состав новых истребительных подразделений — боевых авиагруп.








Наименование
Дата формирования
Дата расформирования5
Победы (+вероятные)
Потери
Начальник отряда6
Асы
Примечания
1-й истребительный авиаотряд
12.07.1916 г.
ноябрь 1917 г.
6
2
подпоручик К.К. Вакуловский
К.К. Вакуловский (5)
Сформирован при 4-м авиапарке (Витебск), передан в состав 1-го авиадивизиона (Рига, Северный фронт).
2-й истребительный авиаотряд
июль 1916 г.
ноябрь 1917 г.
4
1
шт.-капитан Е.Н. Крутень, шт.-капитан Н.А. Бафталовский (врид с 11.11.1916 г. по 1917 ?), шт.-капитан Сергиевский ( ноябрь 1917 ?)
Е.Н. Крутень (5 побед).
Сформирован при 2-м авиапарке (Смоленск).
3-й истребительный авиаотряд
июль-август 1916 г.
ноябрь 1917 г.
(+7)

шт.-капитан Н.А. Мульков (29.06.1916 — октябрь 1917 г.); поручик Осипов (с 10.10.1917 г.)

планировалось сформировать при 5-м авиапарке приказом от 12 марта 1916 г. Из-за нехватки самолётов и лётчиков формирование затянулось, и отряд был готов к перебазированию на фронт только в середине августа.
4-й истребительный авиаотряд
8.07.1916 г.

4 (+2)
2
сотник Зверев (с 01.08.1916);

Сформирован при 2-м авиапарке (Смоленск).
5-й истребительный авиаотряд
май 1916 г.
30.07.1917 г.7
1 (+2)
2
подпоручик Капутовский

7-й авиапарк (Псков).
6-й истребительный авиаотряд
5.06.1916 г.
ноябрь 1917 г.
1 (+2)
2
капитан Н.Н. Моисеенко-Великий (1.08.1916 — 11.02.1917)

7-й авиапарк. (бывший Гвардейский КАО?).
В составе авиаотряда служили французские лётчики, прибывшие с французской миссией в Россию весной 1916 г.: лётчики старшие лейтенанты (су-лейтенанты) Марсель Пайэт (Marcel Paillette) и Анри Мутак (Henri Moutach) и летнаб су-лейтенант Анри Пиллэ (Henri Pillet).
7-й истребительный авиаотряд
25.03.1916 г.
ноябрь 1917 г.
11 (+11)
5
подпоручик И.А. Орлов; корнет Ю.В. Гильшер; штабс-ротмистр Т-В. Гроховальский
И.А. Орлов (5), В.И. Янченко (9), Д.А. Макиёнок (5), Ю.А. Гильшер (5)
3-я авиарота (Киев). 17 июня 1917 г. погиб первый командир отряда Иван Орлов; 7 июля 1917 г. погиб Гильшер;
8-й истребительный авиаотряд
май 1916 г.
декабрь 1917 г.
2
3
поручик Иванов (май-август 1916 г.); подпоручик Киселевич

3-й авиапарк (Киев). 17 апреля 1917 г. вошёл в 1-ю БАГ. 22 апреля лётчики-истребители приступили к боевой работе. 25 мая 1917 г. 8-й ИАО вышел из состава 1-й БАГ.
9-й истребительный авиаотряд
5.03.1916 г.
ноябрь 1917 г.
17
1
подпоручик И.А. Лойко
Г.Э. Сук (8), И.А. Лойко (6), В.И. Стржижевский (5).

10-й истребительный авиаотряд
июль 1916 г.
декабрь 1917 г.
6

прапорщик С.Ноздровский
А.И. Пишванов (5)
4-й авиапарк (Витебск)
11-й истребительный авиаотряд
июль 1916 г.
начало 1918 г.


поручик Станюкович; поручик Созонович (с апреля 1917 г.)

3-й авиапарк
12-й истребительный авиаотряд
25.03.1916 г.
конец 1917 г.
2
1
подпоручик М.Г. фон Лерхе (с 05.04.1916); штабс-ротмистр Надеждин (с августа 1916 г.)

7-й авиапарк (Псков)
13-й истребительный авиаотряд
февраль 1917 г.



шт.-капитан Коссовский

7-й авиапарк. Отряд вошёл в состав 4-й БАГ Северного фронта.
14-й истребительный авиаотряд
февраль 1917 г. — июль 1917 г.



шт.-капитан Н.И. Белоусович (врид с 28.07.1917 г., с 08.08.1917 г. — командир)
Н.И. Белоусович (2)
7-й авиапарк. Отряд работал в составе Северного фронта с 21 августа. Вошёл в состав 4-й БАГ Северного фронта
15-й истребительный авиаотряд
июнь 1917 г.



капитан Сакиричь

авиаотряд сформирован из части авиаотряда охраны Ставки

После подписания перемирия в Фокшанах 26 ноября 1917 г. военные действия на Румынском фронте прекратились. Фронт фактически прекратил своё существование в середине декабря 1917 г. Большинство авиационных частей Румынского фронта, в том числе авиационные отряды истребителей, не имели возможности вывезти авиационное имущество в Россию и были ликвидированы. Личный состав своими силами пробивался на родину.
С началом революционных событий и до начала 1918 г. полным ходом шла демобилизация авиационных частей на Северном фронте.
Боевые авиационные группы (БАГ)
Несмотря на усилия русского командования, создать численный перевес над немецкой авиацией не представлялось возможным из-за недостатка истребителей. Оказалось, что действия малочисленных истребительных авиаотрядов, равномерно распределённых по армиям, не могут сковать действия авиации противника и обеспечить нормальную работу своей разведывательной авиации.
В конце июля 1916 г. на Юго-Западном фронте была создана специальная истребительная группа из трёх корпусных авиационных отрядов: 2-го, 4-го и 19-го, впоследствии прославившаяся как 1-я Боевая авиационная группа под командованием известного русского аса ПМВ Александра Козакова. Так была реализована на практике идея завоевания господства в воздухе на отдельных важных участках фронта путём концентрации истребительной авиации на решающих направлениях.
Приказом Начальника штаба ВГ №203 от 18 февраля 1917 г. предписывалось сформировать 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю БАГ (с управлениями) с включением в их состав 1-го, 3-го, 7-го, 8-го, 14-го, 16-го, 19-го, 22-го, 24-го и 30-го корпусных авиаотрядов.
Наименование
Сформирована
Основание
Расформирована
Состав БАГ
Командиры БАГ
Победы (+подбито)
Потери
Асы
Примечания










1-я БАГ
конец июля 1916 г.

ноябрь 1917 г.
2-й КАО, 4-й КАО, 19-й КАО
Ткачев (?) А. Козаков
25 (+15)
?
А. Козаков —16 побед (ещё 5 побед не получили подтверждения или он записал их на счёт других лётчиков группы), И. Смирнов — 10 побед (ещё 3 победы не получили подтверждения), Н. Кокорин — 5.
Юго-Западный фронт. 17 апреля 1917 г. в состав 1-й БАГ вошёл 8-й ИАО, который приступил к боевой работе 22 апреля. 25 мая 1917 г. 8-й ИАО вышел из состава 1-й БАГ.
2-я БАГ
апрель 1917 г.

октябрь 1917 г.
3-й КАО, 7-й КАО, 8-й КАО
капитан Е.Н. Крутень (с 18.04.1917 г.),  шт.-капитан Модрах (с 25.06.1917 г.), шт.-кап. П.В. Аргеев (с 24.07.1917 г. по 04.10.1917 г.)
11 + 1 аэростат
2
Е.Н. Крутень (5), Свешников (4).
11-я армия ЮЗФ. В оперативном отношении 2-я БАГ подчинена штабу 11-й армии. В хозяйственном и техническом отношении 2-я БАГ была подчинена 11-му авиационному дивизиону, которым командовал капитан В.Е. Гартман.
3-я БАГ
апрель 1917 г.
Приказ по Управлению инспекции авиации армий Западного фронта от 28 марта 1917 г.
 31.12.1917 г.
1-й КАО, 11-й КАО, 22-й КАО
подполковник И.Я. Земитан, капитан Горн (врио с августа 1917 г.), шт.-капитан П.В. Аргеев (04.10.1917 г. — 01.12.1917 г.)

2 (?)
асов нет, число сбитых самолётов достоверно неизвестно (десяток заявок на победу не получили подтверждения).
Западный фронт.
4-я БАГ
 май 1917 г.

март-апрель 1918 г.
5-й ИАО, 13-й ИАО, 14-й ИАО, 15-й ИАО
капитан А.И. Кульвинский (с 11.08.1917 г.)8
5
?

5-я армия Северного фронта. Создание 4-й БАГ происходило в 7-м авиационном парке в Пскове. 4-я БАГ прибыла в Ригу в августе 1917 г. Она была передана в подчинение штабу 12-й армии и вошла в состав 12-го авиадивизиона.В начале 1918 г. 4-я БАГ была эвакуирована сначала в Тверь, потом в Москву.
5-я БАГ
август 1917 г.


2-й ИАО, 6-й ИАО, 7-й ИАО
штабс-капитан П.А. Аргеев (рекомендован)



Юго-Западный фронт. Развал фронта не позволил завершить формирование.


В общем очередной миф большевиков, что в России до них ничего не было и они всё построили с нуля разлетелся в хлам. Официальная благодарность за помощь в уничтожении мифа камраду Край.Жующий попкорн
  • -0.01 / 22
  • АУ