Цитата: Дмитро от 08.12.2017 00:52:23На самом деле всё просто! Представьте чайник, он начинает выкипать. Вы забыли его выключить. С чайника сначала слетает крышка.
Ошибка персонала 100%. Сначала уронили реактор до 200 МВт(уже нельзя проводить испытания, Дятлову всё равно), потом его выводят на уровень 700 МВт. Но какой ценой?!!!! Выводят ВСЕ! управляющие стержни(это катастрофа - роковая ошибка!).
Затем в 1:23:00 отключают питание АЭС, ГЦН глушатся, воды нет, пара очень много - это конец.
В 1:23:40 нажимают АЗ-5, это уже бесполезно, пара слишком, слишком много.
В 1:23:46 давление пара разрывает все трубы реактора - 1-й взрыв!
Далее взрываются ТВС с ТВЭлами с выбросом радиации наружу.
Представьте, Вы едете на машине, жмете педаль тормоза, а тормозить нечем!
Нельзя было проводить эксперимент на мощности в 200 МВт - это противоречило инструкции!!
Питание АЭС, тем более ГЦНы никто не отключал. Никаких экспериментов никто не ставил(привет канал Дискавери сочиняющий легенды) Перед остановкой 4го блока на ППР проверяли (регулярно на ВСЕХ АЭС ) выбег турбины после прекращения подачи пара и вибронагруженность турбогенератора.
Резкое снижение мощности допущенное персоналом привело к попаданию в т. н. йодовую яму. Из за резкого снижения мощности в РП накопился изотоп йода выступающий как замедлитель. Пар напротив добавляет реактивность ( имеет положительную реактивность).
К сожалению в финальной фазе развития аварии именно чрезмерное парообразование, при малом запасе управляющих элементов само по себе приводящее к разгону реактора и конструкция вытеснителей управляющих элементов, которые при погружению в активную зону приводят не замедление а дополнительный разгон и лишь после резкое замедление и сыграли роковую роль. (Аналогия с тормозами автомобиля, которые сперва ускоряют и лишь после замедляют).
По факту сочетание разгильдяйства персонала помноженное на недостатки (на тот момент уже устраняемые в плановом порядке) системы управлением реактора и привели к плачевному результату.